ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Монголия на весах мировой политики

21:53 25.02.2015 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Монголия, несмотря на свои небольшие размеры, остается в объективе внимания мировых держав. Причиной служат стратегически важное положение страны и ее подземные недра.

Монголия граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) Китая, населенным,  преимущественно, уйгурами-мусульманами. Это самая неспокойная точка на карте Китая, и попытки Пекина справиться с проявлениями уйгурского сепаратизма имеют переменный успех. Периодически регион сотрясают теракты и нападения уйгурских радикалов на полицейских и военнослужащих. Один из самых громких произошел 21 сентября 2014 г.: в результате взрывов на рынках и полицейских участках погибли несколько десятков человек (1).

Соединенные Штаты покровительствуют антикитайским уйгурским организациям, а само уйгурское сепаратистское движение – не замкнутое в себе сообщество приверженцев отделения СУАР от КНР, а подверженное внешнему воздействию течение, все больше склоняющееся к радикальному исламу. Контроль над Монголией означает для Вашингтона присутствие в непосредственной близости от чувствительного для Пекина региона. Кроме того, Монголия – это еще и восточное «подбрюшье» России, что являлось бы дополнительным геополитическим плюсом.

В условиях жесткой мировой экономической конкуренции, помноженной на удручающее состояние монгольской экономики, заставляет Улан-Батор искать партнеров и союзников по всем направлениям, в т.ч., за океаном.

В последние годы активизировались американо-монгольские контакты в военной сфере. В 2004, 2006 и 2011 гг. в США с визитом посетили представители генштаба и министерства обороны Монголии. Итогом стали договоренности, предусматривающие участие США в модернизации монгольской армии и включение Монголии в систему военной кооперации США и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе (2).

Монголия интересна не только с военной, но и с экономической точки зрения. Недра этой страны содержат такие минеральные ресурсы, как вольфрам, золото, молибден, медь и др., а ее правительство активно ищет внешнеэкономических партнеров. В начале февраля 2015 г. монгольский премьер Чимэдийн Сайханбилэг посетил Японию, и подписал с японским коллегой соглашение об экономическом партнерстве между двумя странами. Стороны отметили, что подписанный документ позволит придать рост монгольской экономике, связать ее с международными рынками и послужит консолидации двух стран.

Токио выделил Монголии кредит в размере $10 млн. для окончания работ по реконструкции аэропорта Улан-Батора к 2016 г. Япония превращается в третьего по объемам сотрудничества партнера Монголии после Китая и России. Первенство держит Китай с его инвестициями в монгольскую экономику в размере $423 млн.(3).

Японцам интересен не только экспорт автомашин, и запчастей к ним, на монгольский рынок (в 2012 г. их доля в японском экспорте в Монголию составила 66%), но и инвестиции в горнодобывающую отрасль. В том же 2012 г. 53% экспорта из Монголии в Японию составил уголь, 25% - минеральные ресурсы. Еще 15,4% - одежда и текстиль. Редкоземельные металлы, которыми так богата Монголия, представляют особый интерес для японской автомобильной и электронной промышленности (3).

Достаточно обширный потенциал имеет российско-монгольское сотрудничество, на что было указано в ходе визита в эту страну председателя Госдумы России Сергея Нарышкина. Во время встречи с Ч. Сайханбилэгом он отметил, что между Монголией и Россией не существует никаких политических или иных проблем, которые бы затрудняли процесс сотрудничества, а на многие международные вопросы взгляды Москвы и Улан-Батора совпадают.

Пастбища и тучные стада крупного и мелкого рогатого скота – тоже одно из экономических достояний Монголии. По данным на 2014 г., в Монголии насчитывается почти 52 млн. голов скота, что на 15% больше, чем в 2013 г.(4). Объемы собранного зерна достигли более полумиллиона тонн (5). На сегодняшний день Монголия поставляет такую продукцию во многие страны – Чехию, Германию, Новую Зеландию, Китай и др. В развитии сотрудничества с Монголией в сфере сельского хозяйства и животноводства выразили Турция, Южная Корея и т.д. Турция готова вложить $100 млн. в развитие монгольского тепличного хозяйства; Южная Корея участвует в налаживании современной системы ветеринарного надзора; Франция экспортирует в Монголию молочные породы коров, что говорит о намерении монгольских животноводов стать в будущем основными импортерами молочной продукции.

Развитие экономических отношений с Монголией имеет приоритетное значение для граничащих с этой страной территорий Сибири (Республика Тыва, Бурятия, Читинская обл.). Для этих регионов Монголия является надежным поставщиком предметов одежды из различных типов шерсти, текстиля и продукции животноводства. Но рынок сбыта мяса из Монголии не ограничивается этими регионами, и включает также Якутию и Дальний Восток.

Введение безвизового режима между Россией и Монголией с ноября 2014 г. дал положительную динамику роста количества туристов в обоих направлениях. Приграничные российские города испытывают наплыв монгольских покупателей, а местный бизнес чутко реагирует на новые тенденции, размещая рекламные вывески на русском и монгольском языках.

Слабым местом, как с российской, так и с монгольской стороны, остается слаборазвитая гостиничная инфраструктура, при несуразном соотношении цена-качество на оказываемые услуги. Пока монгольское направление не является превалирующим для российского туриста, но есть все предпосылки для увеличения туристического потока, в т.ч., иностранного, поскольку для европейских туристов-«экстремалов» российско-монгольская граница – основное направление в их путешествиях из Европы, через Россию и Монголию, в Китай. Также нуждается в модернизации инфраструктура вокруг о. Байкал – предмет туристического вожделения многих европейцев. Итальянские, немецкие, французские, польские туристы – регулярные, хоть и не многочисленные гости в этих краях. При соответствующем рекламном подходе о. Байкал и, в целом, такие регионы, как Бурятия и Тыва, могли бы стать объектом большего внимания для иностранного туриста. Плюсом является близость к российской границе древнейшего о. Хубсугул («монгольский Байкал») – одно из популярных туристических мест в Монголии.

Все вышеперечисленные факторы, в совокупности, пробуждают к Монголии интерес многих государств. Привлечение иностранных капиталовложений и  поиск выхода на внешние рынки являются основной задачей монгольского правительства на ближайшие годы. В этом контексте потенциал российско-монгольского сотрудничества, несмотря на десятилетия плодотворной кооперации во многих областях в советские годы, далеко не исчерпан, и может внести свой вклад в оживление экономической и культурной жизни восточных регионов России. 

 

1)       http://www.vz.ru/news/2014/9/26/707507.html

2)       http://mongolianembassy.us/defense-and-military-cooperation/#.VO_HuF3lbmg

3)       http://www.jamestown.org/programs/edm/single/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=43566&cHash=2eb2138879550e32107dc9dd63c6057b#.VO_LMl3lbmg

4)       http://polpred.com/?ns=1&ns_id=1265881

5)       http://polpred.com/?ns=1&ns_id=1239681

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати