Ученые обнародовали тревожный факт: оказывается, химикаты, которые не контролируются соглашением ООН, разработанным для защиты озонового слоя, ускоряют его истощение. Концентрация «короткоживущих субстанций» (веществ, в состав которых входят атомы галогенов, в том числе йода, брома и хлора) в 50 раз превышает концентрацию фреона, который раньше считался главной угрозой для озонового слоя.
В Nature Geoscience ученые сообщили, что содержание в атмосфере одной из этих очень короткоживущих субстанций (VSLS) быстро увеличивается.
"Нам нужно продолжить наблюдения за состоянием атмосферы и концентрацией этих газов для того, чтобы определить их источник.
Сейчас озоновый слой все еще испытывает благоприятные эффекты от запрета фреонов, но растущая концентрация дихлорметана в атмосфере может нейтрализовать их и внести массу неопределенностей в наши прогнозы по будущему состоянию озона и климата", — заявил Мартин Чипперфилд из университета Лидса.
Он и его коллеги раскрыли новый класс органических веществ, разрушающих озоновый слой, наблюдая за изменениями в концентрации антропогенных и природных соединений, содержащих в себе атомы галогенов — хлора, брома, йода.
Как отмечают исследователи, подобные молекулы широко встречаются в природе и промышленности и они легко разрушают озон, однако экологи не обращали на них особого внимания из-за того, что они распадаются очень быстро и живут в атмосфере не дольше полугода.
По этой причине ученые часто называют их VSLS — "короткоживущими субстанциями".
Исследователи решили проверить, насколько высока их концентрация в воздухе сегодня и влияют ли они, хоть в какой-либо степени, на состояние озонового щита в стратосфере Земли. Первые же замеры показали, что доля VSLS в воздухе была не просто высокой, но и достаточно быстро росла на протяжении последних 20 лет. В некоторых уголках планеты, отмечают ученые, их концентрация выросла в два раза, а в целом доля содержащих хлор веществ из этого класса в 50 раз больше, чем концентрация хлоровых фреонов в атмосфере.
По расчетам ученых, на долю человека пока приходится лишь 10% от общего числа молекул озона, уничтоженных VSLS, но их "вклад" в разрушение озонового слоя продолжает расти. Кроме того, эти вещества разлагают озон не только в стратосфере, где находится озоновый слой, но и в нижней части атмосферы, что может заметным образом влиять на климат планеты (озон является сильным парниковым газом).
Эксперты выделили естественные источники очень короткоживущих субстанций, например, морские водоросли, и промышленные источники, чтобы выяснить вклад каждой из групп.
Сегодня естественно выделяемые VSLS по сравнению с промышленными разрушают озон в соотношении 9 к 1. Но вклад промышленных источников растет и продолжит увеличиваться с годами.
Считается, что причиной уменьшения озона в стратосфере и образование озоновых дыр является производство и применение хлор- и бромсодержащих фреонов. Попадая после использования в атмосферу, они разлагаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца.
Высвободившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном в так называемом галогеновом цикле распада атмосферного озона.
Подписание и ратификация странами ООН Монреальского протокола привело к уменьшению производства озоноразрушающих фреонов и способствует восстановлению озонового слоя Земли.
В связи с пагубным влиянием озоноразрушающего фреона R-22, его использования год от года сокращается в США и Европе, где с 2010 года официально запрещено применять этот фреон. В России c 2011 года прекращен импорт холодильного оборудования, в том числе кондиционеров промышленного и полу-промышленного класса, однако сам фреон пока производится в стране. На замену фреону R-22 должен прийти фреон R-410A, а также ретрофиты R-407C, R-422D.
По материалам: (http://www.mk.ru)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs