ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польша эвакуирует этнических поляков донбасса

14:23 16.01.2015 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Польские СМИ сообщают о первой партии этнических поляков, эвакуированных с Донбасса на историческую родину в количестве 178 человек. Прибывших встречали министр внутренних дел Тереза Пиотровская и министр иностранных дел Гжегож Схетына. Ожидается прибытие еще двух самолетов с донбасскими поляками (1).

В Варминско-Мазурском воеводстве, на границе с Калининградской областью, беженцев ждут специальные пункты размещения, в которых они смогут находиться в течение полугода. Впереди у них – языковые курсы и другие адаптационные программы. Критерием для эвакуации послужило обладание эвакуированным лицом т.н. карты поляка или иного документа, удостоверяющего его польское происхождение, или таковое хотя одного из его прямых предков, а также члены их семей.

Польский МИД заявил, что, тем самым, завершился третий этап эвакуации лиц польского происхождения с Донбасса (первые два включали в себя решение административных и правовых нюансов), и выразил благодарность …украинским властям и «приятелям с Украины», которые помогли в осуществлении этой акции (1). Слов благодарности в адрес ополченцев, больше Киева способствующих эвакуации мирных жителей, не прозвучало.

Большинство польских СМИ изначально заняли довольно враждебную позицию в отношении самопровозглашенных республик Донбасса. Появлялись многочисленные публикации о трудной жизни донбасских католиков, о недружелюбном к ним отношении со стороны «сепаратистов» и властей ДНР и ЛНР (2). Католические священники на Донбассе называли свою паству «малым Вестерплатте» - по аналогии с полуостровом в Балтийском море, где польские войска в сентябре 1939 г. сдерживали атаки превосходящих сил вермахта (3).

Сравнение тем более неуместное, что позже некоторые польские журналисты опубликовали более сдержанные материалы, свидетельствующие об отсутствии каких-либо трений на национальной и конфессиональной почве между поляками и остальным населением региона. Оказалось, что в Донецке с 1999 г. действует Общество польской культуры, издается газета «Поляки Донбасса», с 2002 г. выходила в эфир программа «TV поляков Донбасса» (4).

Затем подверглась критике позиция Польской католической церкви, высказанная архиепископом Мечиславом Мокшицким: Католическая и Греко-католическая церкви помогают в доставке украинским войскам на Донбассе амуниции и добровольцев. Прозвучали обвинения в том, что католики и греко-католики Польши поддерживают неонацистские движения на Украине (5).

Официальная Варшава, действительно, оказалась в двусмысленном положении. С одной стороны, всем видна была та рьяная поддержка, которую она оказывала «евромайдану»; с другой – скрывать факт ангажированности украинских неонацистских группировок в политические процессы на Украине становилось все сложнее. Польские власти придерживались странной тактики сокрытия от глаз своих граждан реальной степени влияния неонацистских течений на текущую украинскую политику, одновременно выражая стремление не допустить забвения Волынской резни 1943 г. Второе утверждение рассчитано на внутренний идеологический рынок, первое – на внешнего слушателя, поскольку Варшава не отказывалась от роли главного европейского «адвоката» Киева.

Постепенно правда вышла наружу, и, в итоге, польское общество раскололось в своих симпатиях. Часть поддерживает Новороссию, другая часть – Украину. Борьба симпатий перешла в информационное поле и соцсети. Информационные ресурсы, специализирующиеся на одинаковой тематике, например, сохранение польской культуры и польского духа на «всходних (восточных) территориях» (Западная Украина и Западная Белоруссия), выражали противоположные взгляды. Пример – проукраинская Wschodnia Gazeta Codzienna и более умеренная Kresy.pl, публикующая материалы о массовой гибели мирных жителей от рук украинских солдат.

Польские читатели узнали, что среди ополченцев Донбасса есть и этнические поляки, а польские добровольцы из Польши воют, как на стороне украинской армии, так и в рядах ополчения (6). После публикации одним из польских добровольцев-ополченцев интервью с руководителем Товарищества польской культуры в Донецке Валентиной Старушко польская публика узнала, что польскость на Донбассе жива и не притесняется, хоть и переплетается с русской культурой посредством смешанных браков и общих праздников. В. Старушко не только отмела все инсинуации на тему притеснения этнических поляков властями ДНР и ЛНР, но и рассказала на хорошем польском языке об обстрелах украинской артиллерией мирных кварталов (7).

Факт неотложной эвакуации этнических поляков с Донбасса при содействии польского МИД и ВВС, говорит о том, что формат гуманитарной катастрофы в регионе вышел далеко за местные рамки, и приобретает международное измерение. Наряду с поляками Украину покидают этнические чехи, немцы, евреи, венгры, болгары. Они выезжают из мирных областей, убегая не столько от войны, сколько от экономической бесперспективности и атмосферы политико-этнической нетерпимости, насаждаемой нелегитимными киевскими властями.

 

1)       «Pierwsi Polacy ewakuowani z Donbasu już w Polsce» (PAP, 13.01.15)

2)       «Tragiczny los Polaków z Donbasu» (Wschodnia Gazeta Codzienna»)

3)       «Ukraina: trudna sytuacja katolików w Donbasie» (Niedziela.pl, 25.07.2014)

4)       http://tkpd.net/index.php?option=com_content&view=article&id=5&Itemid=4&lang=pl

5)       http://www.wykop.pl/ramka/2336888/kosciol-katolicki-na-strazy-nazizmu-w-donbasie/

6)       «Separatysta dla WP.PL: zobaczcie, ja też jestem z Warszawy» (Wp.pl, 27.05.2014)

7)       http://kronikanarodowa.pl/index.php?option=com_content&view=article&id=2042:hudziec-wywiad-z-walentyn-staruszko-film

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати