Неразрывная связь времен выделяет людей, которые умеют вовремя уловить «слабеющую нить» и восстанавливать её первооснову на новом витке истории. Это особенно чувствуешь и понимаешь, вглядываясь в фотокартины на холсте открывшейся в Храме Христа Спасителя выставки «Выша – преутешительная и преблаженная обитель». Вернисаж состоялся 26 декабря в честь 200-летия православного святого Феофана Затворника Вышенского, юбилей которого будет отмечаться в Новом 2015 году. Автором экспозиции выступила игуменья женского Свято-Успенского Вышенского монастыря, расположенного недалеко от Рязани, матушка Вера. Настоятельница обители пришла к разоренным безбожниками монастырским стенам и храмам более десяти лет назад с верой в возрождение святыни. Эту веру в ней поддерживал сам Святитель Феофан, который жил в монастыре с 1866 по 1894 год. Там у него была небольшая деревянная пристройка, в которой с 1872 года он пребывал в полном уединении, потому и получил прозвание Затворник.
В Вышенском монастыре, тогда еще епископ, Феофан собственноручно устроил небольшой домовый храм Богоявления Господня для молитв. Годы богоборчества, начавшиеся в советской России с лихолетья 1917-го, привели в упадок и запустение дивной красоты монастырь на берегу тихой и прозрачной реки Выши. А в 2000-е годы молитвой и постом, а также ежедневными трудами вместе с окрестными жителями сестры монастыря вместе с матушкой Верой восстанавливали по чертежам и кирпичикам монументальный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, заложенный еще при Феофане Затворнике. В чем же состояла помощь святого? В современной России стали публиковать его труды, такие, в частности, как «Мысли на каждый день». В них святитель предстает как христианский философ, обобщая свой жизненный и религиозный опыт, размышляет о роли христианина в мироздании. В предисловии к современному изданию «Мыслей…» читаем: «Эти мудрые мысли привлекают еще и своими художественными достоинствами: емкой образностью и яркой метафоричностью высказывания. Они носят как философско-притчевый, так и духовно-просветительский, нравственно-назидательный характер, и могут одинаково служить и в качестве приятного чтения любителям афоризмов, и в качестве духовного руководства ищущим спасения».
Итак, приступая к расчистке территории и всего того, что осталось от разрушенных храмов, матушка Вера не расставалась с фотоаппаратом, надежным фиксатором прекрасных и прямо противоположных мгновений. Поэтому экспозиция получившихся картин стала своеобразной фотолетописью возрождения Вышинской обители. Посетители увидели с ее фотокартин и груды кирпичей на месте бывших когда-то крепкими построек, и испещренную рытвинами, ямами, как после бомбежки, территорию, и грубо заколоченные досками высокие окна и двери церквей. Стоя перед таким душераздирающим свидетельством варварства и невежества, одна из посетительниц сказала: «А все-таки, сколько не заколачивали души людей, как храмы, досками, - вера прорастала и торжествовала». – Полностью согласна. Тем более в экспозиции представлены сюжеты, достойные кисти лучших художников мира. То мы видим, как на пасхальной открытке, золотится крестами на куполах восстановленный пятиглавый храм; то, «снятая» с другого берега Выши, смотрится в зеркало реки, «окаймленная стеною, как причудливою рамкой», Свято-Успенская обитель, то вдруг густое морозное утро озаряется первым лучом солнца, то ветки берез по весне кропят своими листьями высокое синее небо. Фотокамера матушки Веры отмечает гармонию природы и созданного в соответствие с ней архитектурного ансамбля Вышенского монастыря.
На вернисаже священник Храма Христа Спасителя о. Георгий, отметив труд насельниц монастыря, сказал: «Дай Бог, чтобы эта красота входила в сердце каждого человека. Мы видим по фотографиям, какими были кельи, храмы и какими они стали». О. Георгий подчеркнул и высокое значение аскетических трудов, которые создал Феофан Затворник: «Его переводы богослужебных книг, которые он осуществил на Выше, его письма, его мысли, углубление в Евангелие - они вошли в золотую святоотечесткую сокровищницу»!
Матушка Вера, обращаясь к посетителям вернисажа, отметила, что в преддверии 200-летия Святителя Феофана эта выставка в главном храме России даст возможность узнать об этом святом наибольшему количеству людей. «Мы хотели, чтобы люди, которые не могут приехать в Вышинскую обитель, могли узнать о духовном доме Святителя Феофана, находившегося 22 года в добровольном затворе, узнать о его писательских трудах, которые помогают не только ученым, но и простым людям укрепляться в вере». Выставку сопровождают книги в витринах, которые изданы после преставления Феофана, он жил в то время, когда в России назревала революция 1917-года. Сам святитель Феофан называл Вышу «обителью преутешительной и преблаженной», - эти слова и нашли свое отражение в названии выставки. Экспозиция начинается двумя-тремя пейзажами пурпурного заката, тревожного, даже зловещего. Затем мы видим «мерзость запустения», деревья на бывших монастырских постройках, разруха, заброшенность. А потом наступает череда пейзажей иного рода – расчищенные дорожки проложены к отреставрированному храму, молодые березовые аллеи встречают паломников, в яркой палитре осенних лесов светится тихим золотом сама обитель, а зимой корабельные сосны в мохнатом инее стерегут ее покой. Выставка располагает к размышлению о роли каждого из нас в канве современной истории, незримую связь с которой будут искать следующие за нами поколения.
Из исторических источников известно, что датой основания пустыни является 1625 год. Довольно долгий период времени пустынь была неизвестна, только спустя несколько лет она становится основным центром духовного и культурного просвещения на Руси. Месторасположение православного комплекса на берегу реки Выши. За всю историю своего существования обитель повидала очень много. Были тяжелые времена - бедность и малочисленность братии, гонения и нежелания людей принимать православную веру. В 1827 году в Свято-Успенский Вышинский монастырь передается чудотворная икона Казанский образ Божией Матери. После того, как икона явила чудодейственные явления, слава обители начала постепенно возрастать. Также известность обители принесли великие сподвижники, которые не покладая рук трудились для процветания пустыни.
Во времена советской власти наступают тяжкие времена для монастыря и для всего православного комплекса в целом. Монастырь закрывают, в нем сначала размещается детское заведение, а потом склады для зерна и загоны для животных. Безбожники наносят большой урон всему православному комплексу Рязанской области. Только с окончанием правления советской власти появляется надежда на возрождение монастырей и храмов в России. Так и в Свято-Успенском Вышинском монастыре начинают проводится восстановительные работы. Только в 2002 году состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника в стены монастыря и жизнь пустыни засияла новыми красками. Был восстановлен монастырь и храмы, находящиеся на его территории.
Ежегодно в Рязанскую область приезжают многочисленные паломники, которые спешат посетить Вышенскую пустынь, чтобы прикоснуться к святыням и просто полюбоваться православным комплексом.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs