Одним из главных аргументов украинской националистической идеи в ее противостоянии с Русским миром является ссылка на экспансионистскую природу последнего. В изложении украинских националистов, Украина может сохранить самую себя только через борьбу с Россией и выкорчевывание русской культуры из украинской почвы, запечатав свои границы от внешнего культурного, политического и экономического «вторжения».
В таком изложении украинство предстает в виде оборонительной идеологии, задача которой – сохранить свои культурно-государственные границы от натиска чужого государства. В оборонительно-сдерживающем характере украинства убеждены практически все его современные сторонники. Слова президента Порошенко о том, что Украина на Донбассе сражается за Европу, укладываются как раз в этот миф.
Сам миф – не украинского происхождения. Он скопирован с польских образцов XVII-XIX вв., утверждавших, что Польша, воюя с Россией, жертвует собою ради Европы; что Польша - это «Винкельред Европы» (Арнольд Винкельред – швейцарский народный герой XIV в., направивший австрийские копья себе в грудь, и этим обеспечивший швейцарцам победу в битве при Семпах). В польской литературе появился целый идеологический жанр на эту тему – винкельредизм, самым ярким проявлением которого стала драма Юлиуша Словацкого «Кордиан» (1834).
Но, если польский винкельредизм нашел глубокое отражение и в народной душе, и в классической польской литературе, и в идеологии польского государства, удачно сливаясь с религиозными мифами и представлениями поляков, то украинский «винкельредизм» - грубая идеологическая подделка, не укорененная ни в народных, ни в литературных традициях Малороссии - Украины. Частично «винкельредизм» свойствен Галиции – эпицентру украинского национализма, но и там он является заимствованным от Польши. Не удивительно, что фразу П. Порошенко об Украине, «сражающейся за Европу», подвергли критике польские авторы (1).
Жертвенный польский винкельредизм сочетался, одновременно, с экспансионистскими порывами, с идеей Речи Посполитой «от моря до моря», с доктриной Междуморья (Intermarum) и т.д. Копирующий эту идеологию украинский «винкельредизм» тоже несет в себе экспансионистский заряд, что отмечено в трудах тех авторов, которых принято считать классиками украинского национализма, и чьи мысли и идеи воспринимаются их современными последователями, максимум, как догма, минимум, как веберовский “Idealtypus” – типологический образец, идеальное воплощение того, что еще предстоит достичь.
Украина «от Сана до Кавказа» (варианты – «от Тисы до Кавказа», «от Карпат до Кавказа») - формула территориального расширения границ украинского государства, многократно встречающаяся в речах видных украинских националистов прошлых веков и современности, и даже, в украинском националистическом фольклоре.
В 1929 г. появляется Организация украинских националистов (ОУН), совершенно четко заявлявшая о претензиях на земли, лежащие далеко за восточной границей Украины. В 1932 г., всего через три года после своего появления, ОУН утверждает в качестве своего гимна текст поэта-националиста Олеся Бабия (1897-1975), получивший название «Марш украинских националистов», который заканчивается следующими строками: «Соборная украинская держава, свободная и мощная, от Сана по Кавказ». Теперь эти строки звучат прямо со сцены (2).
Украина «от Сана до Кавказа» - это самый скромный вариант.
Основоположник военной доктрины украинского национализма, референт краевой экзекутивы ОУН Михаил Колодзинский (1902-1939) пошел дальше, когда писал: «Мы, выстраивая украинскую державу, должны отодвинуть границу Европы до Алтая и Джунгарии. Европе как раз не хватает этого пространства. Украина призвана связать это пространство с Европой политически, экономически и культурно…, а фраза «на грани двух миров» получит реальный смысл... Как Цезарь, добывая Галлию, открывал целую Европу для римской культуры и цивилизации, так и наши националистические революционные армии должны открыть для западноевропейской культуры пространство, простирающееся на юг и юго-восток от Украины...» (3).
От территориального размаха будущей соборной Украины, по Колодзинскому, захватывает дух: «Это было величественное задание нашей жизни, как народа, как расы – добыть степь над Чёрным и Каспийским морем и построить здесь, на грани двух континентов, центр новой мировой цивилизации. Когда политика украинского национализма стремится к установлению границ Украины на Волге и распространить своё влияние на центральную Азию, то военная доктрина украинского национализма не может ограничиваться вниманием только к этнографическим украинским землям. Человек, который отказывается от этой борьбы и призывает к пацифизму, является гнилым наростом на здоровом теле. Революционная борьба – это не только вооружение масс, но и начало создания военной силы, начало организации украинской армии для заданий, которые ожидают нас в Восточной Европе» (3).
О территориальном расширении на восток классики украинского национализма говорили и писали всегда. Это был своеобразный украинский Drang nach Osten, который украинские националисты мечтали из грез перенести в реальную жизнь. Вот несколько примеров:
О том, что «украинская интеллигенция… напишет на своих знамёнах слова «Одна, единая, нераздельная и свободная Украина, от Карпат и до Кавказа», говорил национал-украинствующий публицист Николай Михновский (1873-1924) (4). О том, что Украина должна доминировать на пространстве от Балкан до Урала, писал Юрий Липа (1900-1944), которого почитают за основателя геополитики украинского национализма (5). О том, что Киеву нужно дорасти до мирового господства, говорил идеолог ОУН Юлиан Вассиян (1894-1953).
На таком фоне политико-этические различия украинского экспансионизма и идеологии Русского мира очевидны.
Русский мир стремится остаться там, где был веками, и не выходит за свои культурно-цивилизационные границы. Это говорит об исторической естественности данной идеи. Она зародилась, и развивается в своем постоянном географическом ареале, который оставался неизменным на протяжении множества веков.
В свою очередь, украинский экспансионизм стремится дойти туда, где его никогда не наблюдалось. Ни Кавказ, ни, тем более, Урал и Балканы, не говоря о Джунгарии и Алтае, не знали периодов правления политического украинства. Грезы украинских националистов о проникновении в эти регионы – это грезы о разрушении устоявшегося цивилизационно-культурного порядка, что, при мизерном потенциале национал-украинства, чревато дестабилизацией и анархией, но не стабильностью и покоем.
Идея Русского мира излагается в дружественно-конструктивных тонах. Ее цементирующим элементом выступает тезис об общности культур народов, входящих в ареал Русского мира.
Украинство разговаривает милитаристским языком, не оставляя месту дружбе и теплым межнациональным отношениям (достаточно прочесть «труды» М. Колодзинского, Н. Михновского, Ю. Липы). Украинский экспансионизм окрашен в кроваво-коричневые цвета расовой неприязни, его разговор – это разговор об изгнании, покорении, исключении неугодных из числа тех, кто достоин жить в «украинском мире» (такой термин периодически используется национал-украинством).
Русский мир говорит о причастности, «украинский мир» говорит о вражде по принципу кастово-политической принадлежности его адептов (приверженцы украинской национал-идеологии признаются за достойную политическую касту, остальные - неугодны). Русский мир ищет точки соприкосновения, «украинский мир» ищет точки отчуждения, и пестует только то, что сработает на углубление пропасти между теми, кто строит «украинский мир», и теми, кому в нем места не отводится.
Идеология «украинского мира» конфликтна, агрессивна, этически размыта: достойное и недостойное поменялись в нем местами. Достойно оказалось возвеличивать нацистских коллаборационистов, недостойно – чествовать Великую Победу над фашизмом.
Никогда украинский национализм не ограничивался ни этнографическими границами расселения украинского народа, ни государственными границами Украины. Он всегда был нацелен вовне, а не внутрь. Он стремился выйти за ареал своего распространения для насаждения своих взглядов там, где их никогда раньше не было.
Украинский национализм – это агрессивно-экспансионистская идеология, получающее свое дальнейшее развитие только при радикализации украинского общества. Именно это мы наблюдаем на Украине сегодня.
1) Marcin Skalski «Porzućmy utopijną ideę tworzenia antyrosyjskiej międzynarodówki» (Kresy.pl, 20.12.2014)
2) http://www.youtube.com/watch?v=VtxcMBHCQWY
3) Михайло Колодзиньський. «Українська воєнна доктрина»
4) Микола Міхновський. «Самостійна Україна»
5) Юрій Липа «Призначення України»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs