Диалог культур: реальность или утопия?

13:39 18.12.2014 Ксения Симак, журналист


16 декабря 2014 года в Центральном Доме ученых прошла международная научно-теоретическая конференция, посвященная памяти общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева, «Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты». Мероприятие было организовано при поддержке Института философии РАН, Института государства и права РАН, Российского института культурологии, Российского философского общества, Представительства Фонда Гейдара Алиева в РФ и Института философии и права НАН Азербайджана.

В конференции принимали участие доктора философских наук, академики, профессора, директора и журналисты, а на обсуждение были вынесены такие вопросы, как многозначность понятия культуры, личностный фактор в развитии культуры, единство и многообразие культур, диалог как форма взаимодействия культур и многие другие. Форум длился шесть часов, а потому был поделен на блоки: вступительное слово, два пленарных заседания и дискуссия.

Конференцию открыла член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, заведующая сектором прав человека Института государства и права РАН Лукашева Елена Андреевна: «Это то самое начало культурного общения, которое сейчас, к сожалению, сводится на нет между бывшими соотечественниками. И когда я смотрю на присутствующих, мне хочется сказать, что это благословенный народ, который так трогательно, с такой добротой вспоминает о своем лидере Гейдаре Алиеве, который сделал многое не только для своей республики, но и для всего союза в целом».

Великий русский философ  Н. А. Бердяев как-то сказал: «В настоящее время нет более важной темы, чем тема о культуре и цивилизации, о взаимоотношениях и взаимодействии, потому что это вопросы об ожидающей нас судьбе». Сегодня же слишком много внимания уделяется различного рода военным конфликтам, настолько много, что диалог становится редким явлением. События, которые происходят сейчас, например, на Украине, ставят человечество на грань войны, поэтому именно в данное время нужно думать о том, что нас объединяет, а не наоборот. Необходимо думать о совместной работе, об обмене опытом, что важно как для научных работников, так и для населения той или иной страны в целом.

Сегодня у нас налаживается диалог двух стран. Несмотря на то, что дипломатические отношения между Россией и Азербайджаном были установлены 4 апреля1992 года, а осенью того же года приступили к своим обязанностям Представительства России в Азербайджане и Азербайджана в России, отношения между двумя странами были далеки от идеальных.  Лишь с приходом на политическую арену Гейдара Алиева начался процесс изменения официальной позиции Азербайджана.  5-8 сентября 1993 года он побывал с визитом в Москве, результатом которого стала договоренность об улучшении двусторонних отношений по всем направлениям.  3, 14 и 20 сентября 1993 года прошли бурные обсуждения вопроса о вступлении Азербайджана в СНГ, и, несмотря на сопротивление оппозиции, 31 голосом против 13 было принято положительное постановление. 24 сентября Азербайджанское правительство подписало документы о вступлении Азербайджана в состав СНГ.  И с тех пор Гейдар Алиев делал все, чтобы вхождение Азербайджана в эту совершенно новую культуру никак не ущемляло суверенитета его страны. Почти к каждым соглашениям или договорам, принятым на саммитах СНГ,  республика присоединялась с многочисленными оговорками или не присоединялась вовсе. Более того, в рамках этой структуры Гейдар Алиев смог предотвратить принятие многих решений, противоречащих национальным интересам республики. И, несмотря на вступление в СНГ, политика экономических отношений Азербайджана и России более динамично и последовательно развивалась на двусторонней основе. Страны  столкнулись с тяжелыми проблемами в самом начале выстраивания отношений, которые, несмотря ни на что, постепенно преодолевались. И на сегодняшний день между Азербайджаном и Россией не осталось никаких нерешенных вопросов.

Данная конференция проходит в очень трудный период не только для какого-то отдельно взятого региона, но вообще для всего мира в целом. Если мы посмотрим на карту мира сейчас, то увидим, что никогда еще не было такой серьезной опасности для людей, которые живут в настоящее время. Никогда еще человек не был так незащищен, как сегодня. На Западе некоторые пишут о том, что Третья мировая война уже давно началась, но проявилась лишь в начальных стадиях, а другие уверяют, что вот-вот начнется. И мы видим, что везде полыхают вооруженные конфликты, локальные стычки, войны. Это очень опасная ситуация. И именно в такой ситуации диалог культур просто необходим, потому что в основе всего, в основе любой политики, дипломатии, экономики, любой деятельности человека лежит культура. Культура – основа всего. А тем временем человек – объект и субъект культуры. И в этом смысле он выступает ее создателем, а  культура, в свою очередь, формирует человека. Это органический процесс. И когда человек пренебрегает этим, он приближается к опасному рубежу. Однажды Есихиро Фрэнсис Фукуяма (прим. американский философ, политэконом) спросили, в чем он видит основные недостатки правительства США в настоящее время.  «Неумеренное применение вооруженных сил. И вообще силы: когда нужно и когда не нужно», - ответил политический мыслитель. Это действительно серьезная проблема, и не только в США.

«Любой стране необходима политическая воля. И я всегда удивлялся, насколько она была у Гейдара Алиева ярко выражена. Если мы посмотрим на политиков многих стран в настоящее время – чего им не хватает? Прежде всего, политической воли для решения каких-то кардинальных, очень серьезных проблем. А почему не хватает этой политической воли? Потому что не хватает веры, веры в целом: политической, философской, человеческой, религиозной, научной… А почему не хватает веры? А веры не хватает, потому что не хватает культуры! Недостаток культуры, вот в чем дело! И если политика, дипломатия, экономика не основаны по-настоящему на культуре, то они, в конечном счете, или проваливаются, или это вовсе все проходит впустую», - выступает Долгов Константин Михайлович, главный научный сотрудник Института философии РАН.

Какой сейчас год? Года, когда всех столкнули лбами. И как Алиеву за это время удалось установить, несмотря на все трудности, такие крепкие отношения с Россией? Это объясняется тем, что наши культуры постоянно взаимодействуют. Культура – это дух народа, выражение его души. И если культуры между народами нет, они не поймут друг друга по-настоящему и эффективного взаимодействия в той или иной сфере не получится.

Но прежде чем налаживать контакты с другими странами, стоит установить диалог культур со своим народом, с теми, кто жил до нас. Совсем немного людей, способны объединять временные отрезки. Вообще в истории мы очень часто обращаем внимание на то, что ее разрывает, и совсем не замечаем того, что делает ее целостной. Вот Гейдар Алиев – фигура, которая соединяет советское и постсоветское времена. Также скрепами являются: образование, наука, культура. Именно с их помощью азербайджанский лидер клеил историю своей страны. И это то наследие, которое он оставил своим потомкам. Философия и культура, философия и образование, философия и наука.

Философия и культура – это выход на тему мультикультурализма. Мультикультурализм – это многообразие форм любой культуры. Азербайджанская и русская культуры сами по себе мультикультурны, так как заключают в себе этнические, религиозные, идеологические черты. «Иногда в Европе заявляют о смерти мультикультурализма. Надо различать политику мультикультурализма и само понятие мультикультуриальных многообразных форм. Это не одно и то же. И лучшие европейские философы всегда помнили, что культура мультикультуральна. На  форуме в Баку было принято решение о создании центра по изучению мультикультурализма, так как актуальность этой темы набирает обороты», - Мамедзаде Ильгам Рамиз Оглы, доктор философских наук, директор Института философии, социологии и права НАН Азербайджана.

Ну так что же мешает диалогу культур? Каждый раз, когда мы сталкиваемся с чужой культурой, их  диалог осложняется тем, что чужой разум как-то иначе организован, имеет другую структуру и иное основание. Можно говорить о социальных или психологических аспектах, которые индивидуальны для каждого народа и недоступны пониманию другого.

Чумаков Александр Николаевич, доктор философских наук, профессор, Первый вице-президент Российского философского общества, зав. кафедрой философии Финансовой академии при Правительстве РФ, выступает: « Никто не употребил термин цивилизация. В то время как слова глобализация и цивилизация в контексте культурного диалога имеют место быть. Понятие культуры  сопровождает человека с тех пор, как он слез с дерева. Человек живет в культурном контексте. Когда же появляется государство, возникают и цивилизационные отношения. Что такое цивилизация? До появления конкретного термина, это была та же культура. Например, человек рождается кандидатом в люди, общество его возделывает, передает ему свою культуру, но, как только ребенок подрастает, он получает образование в учебных заведениях. Он приобщается не просто к нормам культуры, а к нормам поведения. Цивилизация – культура отношений, построенная на праве, законе, правах человека».

Таким образом, следует говорить не о культурном и не о цивилизационном контексте, а о культурно-цивилизационном. Нужно понимать, что на основании исключительно культурном мы никакого диалога не получим, потому что, как только человек вступает в общество, он становится частью цивилизационных отношений. Кстати, долгое время у нас была теория догоняющего развития цивилизации, что объяснялось европоцентристским подходом к проблеме. Иными словами, считалось, что все государства должны пройти тот путь, что прошла Европа. Но потом, когда произошло освобождение стран от колониальной зависимости, началось самоутверждение цивилизации. Они хотели вернуться к тем корням, что дороги для каждого народа. У каждого из них есть своя культура, религия, традиции, обычаи, типология – это то, что определяет поведение людей и своеобразие той или иной культуры или цивилизации. Когда мы говорим о цивилизациях, надо учитывать, что между цивилизациями происходит конфликт культур. Все знают, что пересаживать на неподготовленную почву чужеродное растение нельзя, – оно  погибнет.

 

Таким образом, стоит отметить, что культурные контрасты между Россией и Азербайджаном были давно. А конференция, посвященная памяти Гейдара Алиева, - важный повод собраться, чтобы показать, какими должны быть взаимоотношения между людьми, которые сделали добро не только своим народам, но и которые принесли пользу всем соотечественникам и странам СССР и СНГ.

Версия для печати