Бедуины Сибири

16:10 27.11.2014 Владислав Гулевич, эксперт журнала «Международная жизнь»


Этническая палитра России настолько богата, что ее яркие краски не перестают удивлять внимательного путешественника. Обилие этносов –  неотъемлемая характеристика южных широт, где под ласковыми лучами солнца, бок о бок, живут множество племен и народов.В России – несколько по-другому.  Этническое многообразие свойственно не только российскому Югу, но и российскому Северу.

На западе Кемеровской области живет малочисленный, но очень самобытный народ – телеуты. Их справедливо можно назвать бедуинами Сибири. Бедуины освоили огромные безжизненные пространства раскаленной Аравийской пустыни. Телеуты освоили огромные пустые пространства на юго-западе ледяной Сибири. Ближайший сосед телеутов и родственный им народ – шорцы – были таежниками, и осваивали лесные просторы.

Чем ближе знакомишься с культурой и жизненной философией телеутов, тем чаще вспоминаешь фразу Гюго, что величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом.

В русских источниках впервые они упоминаются в 1601 г. под именем белых калмыков.

Свою родословную телеуты ведут от народа хунну, от которых Китай отгородился Великой стеной. Уже в IV в. н.э. предки телеутов кочевали по территории современной Монголии, где создали собственное ханство. Затем телеуты перемещаются на Алтай, где тоже живут независимой жизнью вплоть до прихода в Сибирь орд Чингисхана.

Телеутская легенда гласит, что жил давно богатырь Алып - сын богатого родителя. Маленький Алып лишился отца и наследства из-за алчного соседа, убившего родителя, и присвоившего себе все его богатство. Мать сохранила отцовский меч, и, когда Алып вырос, вручила его отроку, и поведала о судьбе его отца. Юный, но сильный Алып расквитался не только с обидчиком, но и его коварной женой-колдуньей, вернув себе все, что принадлежало по праву.

С тех пор народ Алыпа рос в численности и богатстве, кочуя по Сибири, и ведя независимый образ жизни. Владения его народа простирались от Алтая до границ теперешней Новосибирской области. Но постепенно рядом стал расти мощный соперник – Джунгарское ханство. Джунгары захватывали соседние народы, налагая на них непомерные подати, и жестоко карая непослушных. Под власть джунгаров попали и телеуты, и не только они, а многие народы Сибири и Дальнего Востока – тувинцы, хакасы, алтайцы.

В XVIII в. русские стремительно осваивают Сибирь. На некогда безлюдных просторах появляется острог за острогом, затем поселки и небольшие городки. Сначала казаки конфликтовали с телеутами, но постепенно нашли общий язык, и поселения телеутов называли Телеутской землицей. Джунгары восприняли появление пришельцев враждебно, и речи о мире с ними быть не могло. Они организовали несколько опустошительных набегов на русские крепости, и миру не помогли ни переговоры русских посланников с правителями Джунгарии, ни приглашение в Петербург и Москву джунгарских послов.

Боясь потерять телеутов, как поставщиков изрядного количества ясака, джунгары насильственно перегоняют их ближе к своим границам. Но часть  телеутских вождей принимает решение вырваться из джунгарских лап, и уйти к русским, что им и удается. Они поселяются на территории современного Беловского района Кемеровской области, где живут до сих пор. Постепенно телеуты принимают православие.

В середине XVIII в. Джунгарское ханство пало, и теперь уже остальные телеуты, бывшие до этого в Джунгарии, решают уходить к русским. Путь был долгим и кровавым. Из 70 тыс. телеутов до русских владений дошли менее 2 тыс. Они поселились в предгорьях Алтая, где к сегодняшнему дню большинство из них ассимилировались, и стали алтайцами.

Вместе с другими народами России телеуты прошли через коллективизацию, Великую Отечественную войну (один представитель этого народа, Алексей Семенович Четонов, получил звезду Героя Советского Союза), Чернобыль, войну в Чечне и т.д.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность телеутов не превышает 3 тыс. человек. Большинство из них проживают в Беловском районе Кемеровской области, где действует этнографический музей «Чолкой» (по названию известного телеутского рода), который посещают ежегодно множество гостей, в т.ч., из других регионов России. Одаривали его своим вниманием и зарубежные этнографы, поскольку телеуты, их язык  и обычаи остаются достаточно интересным объектом этнографических исследований. Музей «Чолкой» - источник стабильного дохода для района.

Администрацией области предпринимаются усилия возродить, или, хотя бы сохранить телеутское культурное наследие: в школах введено обучение родному языку, проводятся турниры по национальной борьбе куреш, на промышленный поток поставлено изготовление традиционного телеутского молочного напитка айран, но этого явно недостаточно. Самая главная проблема, с которой сталкивается телеутский народ в XXI в. – сокращение его численности и процесс вымирания телеутского языка. По-телеутски перестали говорить в семьях, языковая традиция оказалась прервана.

Произошло это стремительно, буквально за пару десятилетий, начиная с лихолетья горбачевской «перестройки» в конце 1980-х. К началу 2000-х редкая телеутская семья пользовалась в быту родным языком. Даже изучая родной язык в школе, телеутская детвора предпочитает общаться по-русски. Долгое время телеутские школьники изучали три раза в неделю иностранный язык, и только один раз – язык предков.

Как сделать телеутский язык актуальным, модным и социально оправданным? Этот вопрос волнует всех телеутов. К сожалению, пока нет предпосылок ни для увеличения численности телеутов, ни для полного возрождения телеутского языка.  Исчерпывающего ответа на него пока нет.

Вероятно, на пользу телеутской культуре пошло бы введение телеутского языка в систему высшего образования по примеру существующей уже кафедры шорского языка. Шорцы – также малочисленный народ, но он более многочислен, чем телеуты. Кафедры телеутского языка пока не существует. Будем надеяться, что она со временем появится.

Малые народы перемалываются в жерновах глобализации, теряя обычаи, язык, численность. Если то же самое произойдет с телеутами, из энциклопедии народов России будет вырвана одна из самых самобытных ее страниц.

Версия для печати