«Закрой глаза и смотри»

18:50 24.11.2014 Ксения Симак, журналист


Искусство в полнокупольном формате (fulldome) – одна из самых актуальных тенденций в современной культуре и кинематографе.
Особенность восприятия данного формата заключается в том, что видео находится не на плоскости, а проецируется на сферу таким образом, что зритель оказывается погруженным в аудиовизуальную среду. Сам способ восприятия визуальной информации меняется: задействовано периферическое зрение – зритель оказывается погруженным в среду звуков и изображений, абстрагируется от внешних раздражителей. Иными словами, это будто параллельная вселенная.

Этот формат уникален не только для России, но и в Европе fulldome art является одной из новейших тенденций последнего времени. Не случайно Ars Electronica, Mutek, B3 Biennale во Франкфурте и прочие фестивали включили этот формат в свои программы с 2013 года.

18-22 ноября в шестой раз столица взорвалась от аудиовизуальных экспериментов лучших перформеров мира на фестивале Plums Fest, который прошел в Музее Москвы. Профессионалы и любители получили возможность обсудить взаимосвязь человека с современным искусством, а участники перформанс-программы рассказали о своих ноу-хау в работе.

Один из них - Херман Колген – 22 ноября в Парке искусств МУЗЕОН провел лекцию для всех желающих, где рассказал о своих произведениях и поделился концептуальными изысканиями. Herman Kolgen - междисциплинарный, всемирно известный канадский медиа-художник, его также называют медиа-скульптором за цельные, очень сильные по воздействию работы. Обладатель множества наград и премий в мире современного медиа-искусства, выставлявший свои работы на самых именитых фестивалях – Венецианской биеннале, берлинской Transmediale, Mutek, Elektra, Центр Помпиду. Обладает наградой Qwartz and the New York and Los Angeles Independent Film Festival в номинации “лучший экспериментальный фильм”, награда фестиваля Ars Electonica и многими другими. Художник делал перформансы с Лос-Анджелесской Филармонией, с Парижским Ансамблем Современной музыки, с такими известными художниками как Zimoun, David Letellier.

С детства Хермана Колгена интересовали музыка и живопись, но он долго не мог решить, чему же именно хочет посвятить свою жизнь. Как часто бывает, профессии искусства не воспринимаются всерьез, и отец будущего перформера настаивал на том, чтобы прежде его сын получил диплом по реальной специализации. Тогда Колген поступил в архитектурный, но ужасно разочаровался, так как свобода творчества там полностью отсутствовала – все было четко выверено и запланировано. Отучившись год в университете, художник бросает учебу и начинает следовать за своей мечтой. «Когда у меня появился первый компьютер, я понял, что звук и изображение можно объединять, не нужно выбирать что-то одно – они могут работать в синтезе».

Сейчас медиа-художник разрабатывает специальные программы, которые могут объединить и показать как движение музыки, так и движение изображения. На встрече он представил несколько разноплановых проектов, чтобы показать многочисленные направления своей работы. «Мое вдохновение, моя направляющая стезя, - это то, как на нас влияет окружающая территория самых разных масштабов и форм», - рассказывает Колген.

Первый представленный проект носит название In/ject. Перформер пытался понять, как чувствует себя человек, который лишился самого дорогого и важного, что у него было (любовь, семья, работа). «Во всех своих проектах я работаю с различными видами стихий, если можно так сказать, бытия земного. Но конкретно в этой ситуации, незадолго до того, как я начал проект, у меня просто вот вспыхнула идея обнаженного человеческого тела в некоторой жидкой среде». Так художник решил показать эмоции человека, который лишился кислорода.

Для съемок видео в течение недели больше чем на 8 часов в день модель (азиатского парня Исо) помещали в цистерну с водой, а его поведение снимали на камеру. Разумеется, во все время съемок дежурили врачи и профессионалы, которые отслеживали состояние Исо под водой. И после монтажа всех кадров, когда фильм был готов, зритель наблюдал эмоции человека, лишенного самого важного – кислорода, в течение 45 минут.

«Я люблю помещать своих зрителей в непривычные и даже немного раздражающие условия, чтобы они отвлеклись от стандартного прямолинейного восприятия информации. Поэтому перформанс этого видео проходил в бассейне, где люди сами могли быть погруженными в воду и сильнее прочувствовать ощущения человека на экране», - рассказывает Колген.

Кстати, выбор пал на мужчину азиатского происхождения не случайно. Медиа-художник вспоминает, как к нему на кастинг пришло много мужчин, но все они были «такими, знаете, накаченными ребятами», которые хотели бы показать, как классно будет смотреться их обнаженное тело в воде. «Для меня же важно было, чтобы каждый зритель, будь то мужчина или женщина, мог самоидентифицироваться с тем человеком, которого они видят, поэтому вы и на тизере видели, что лицо Исо периодически приобретает какие-то женские черты (прим. на некоторых кадрах видна яркая губная помада). Все это сделано именно для того, чтобы зритель мог увидеть себя на месте героя». Именно поэтому остановились на мужчине азиатского происхождения, так как известно, что азиаты более андрогинны, чем европейцы или американцы.

Следующий представленный гостям проект носит название Eotone. Это большая конструкция, состоящая из четырех больших специальных сооружений, которые с помощью Wi-fi’я соединены с четырьмя городами (в представленном варианте - это Париж, Токио, Лондон и Нью-Йорк). Идея такова: в каждом из этих городов установлен специальный сенсор, который настроен на колебания от дуновения ветра, что-то наподобие высокотехнологичного флюгера. И информация, которую он считывает, передается в режиме реального времени по Wi-fi’ю этим конструкциям.

С помощью данной инсталляции можно понять, где дует ветер, то есть становится реальной возможность прочувствовать движение и силу ветра, который в данный момент дует на другом континенте. Таким образом, важно то, что можно поместить эту инсталляцию абсолютно в любое место, и везде она будет вести себя по-разному.

Этот проект был запланирован для того, чтобы конструкцию можно было постоянно перемещать и объединять, таким образом, разные города, которые раньше так или иначе конфликтовали, например, Москву-Париж-Берлин, а еще лучше – Сеул и Пхеньян.

В этот же день, сразу после лекции, Херман Колген показал на фестивале Plums Fest 6 аудиовизуальный перформанс Seismik. В визуальный ряд перформанса вплетаются сигналы магнитной и сейсмической активности, в реальном времени снимаемые с помощью специального программного обеспечения и антенны, стоящей на сцене. Специально для этого перформанса организаторы построяли восьмиметровый видеоэкран.

Plums Fest – международный фестиваль и открытая платформа для ежегодно обновляемых междисциплинарных форматов мультимедиа искусства и экспериментального кино.

Программа Plums – это непрекращающееся исследование, эксперимент и открытия в сфере цифровой культуры, технологий и искусства. Это открытая платформа для коммуникации и продвижения новых тенденций мультимедиа искусства в мире и в России в частности. За 5 выпусков в Plums Fest приняли участие множество ярких и неординарных проектов в сфере мультимедиа перформанса, видео-арта и электронной музыки из России и Европы. И это только начало, ведь с каждым годом участников и желающих увидеть это неповторимое зрелище как в России, так и в других странах мира становится все больше и больше.

 

Использованные материалы:

- http://plumsfest.ru/

Версия для печати