«Хава Нагила Вэ-Нисмэха» или «Давайте радоваться и ликовать»

18:35 07.10.2014 Ксения Симак, журналист


- еврейская песня, 1918 год

Еврейские общины диаспоры (расселившиеся по Европе за пределами Палестины в конце XIII века до н.э.) существовали во враждебном окружении, что способствовало сплочению людей и развитию оригинальной еврейской культуры, в частности появлению уникального музыкального стиля. Однако позднее, в стремлении придать синагогальной службе сходство с протестантским богослужением, еврейские музыканты стали создавать произведения, которые вобрали черты европейской музыки Ренессанса. В некотором роде это стало «реформистским движением», достигшим своего апогея в XIX веке, так как подобных нововведений в еврейской культуре прежде не было. Выдающимися фигурами стали еврейские композиторы Соломон Зульцер, составивший ряд сборников еврейской духовной музыки (наиболее основательное издание «Песнь Сиона»), Самуэль Наумбург (реформатор литургической еврейской музыки) и Луи Левандовский, которому принадлежит широкий круг еврейской религиозной музыки.

Значительный переворот в развитии еврейской музыки произошел на рубеже XX века. Ю.Д. Энгель, композитор и музыкальный критик из России, открыл для себя источник неисчерпаемого богатства в еврейской традиционной музыке и стал использовать ее фрагменты в своих произведениях. Это нашло отклик в среде еврейских композиторов России, и в 1908 году было основано Общество еврейской народной музыки. Данной событие способствовало ее распространению: национальный еврейский почерк чувствовался в произведениях многих известных музыкантов, таких как Л.С. Саминский, А.А. Крейн, С.В. Розовский и другие.

Особого внимания заслуживает авангард. В Еврейском музее и Центре толерантности в Москве в период с 29 сентября по 8 декабря проходит цикл лекций «Great Jewish Music». Название отсылает к серии мемориальных альбомов, вышедших на лейбле Джона Зорна Tzadic. Основная задача цикла – показать, какую роль сыграли евреи в развитии музыкальной культуры XX века и как еврейская традиция и история повлияли на ее ход.

Джон Зорн – американский композитор-авангардист, основатель лейбла Tzadic и движения еврейской авангардной музыки «Радикальная еврейская культура». Цель данного проекта – развитие музыкальной еврейской культуры. На лекции можно было прослушать наиболее популярные произведения Джона Зорна, узнать историю его жизни и карьеры как музыканта, композитора и продюсера.

Сегодня же еврейская музыка не теряет своей актуальности. Для многих американских евреев песня – наилучший способ сохранить национальную самоидентификацию. В 2002 году при министерстве науки, культуры и спорта Израиля была создана комиссия, в задачи которой входил поиск путей по сохранению ивритской песенной культуры, а в 2005 году была учреждена премия за популяризацию песен на иврите. Также началось возрождение идишской клезмерской музыки, однако невозможность по-настоящему глубокого культурного и лингвистического погружения сказалась на стиле исполнения современных идишских музыкальных групп. Выступления стали более театральными и все больше напоминают популярную американскую музыку.

В современном Израиле за год проводится около 70 различных фестивалей, около сорока из которых – музыкальные. Тематика фестивалей разнообразна и включает как духовную и более позднюю классическую музыку, так и современный рок, джаз, фолк- и поп-музыку.

В конечном счете, известно стремление евреев к национальному суверенитету и желание сохранить свою уникальную культуру, что удавалось им не одно столетие. Это позволяет сделать предположение, что еврейская музыка в скором времени окончательно возродится и найдет своих поклонников за пределами Израиля. Ведь, как сказал Джон Зорн: «…еврейская культура универсальна и понятна всем людям. Не обязательно быть евреем, чтоб творить еврейскую музыку и шире – еврейскую культуру. Очень важно привлечь людей, которые не были бы евреями, к участию в этом творческом процессе. Любой человек, увлеченный еврейской культурой, может творить ее».

 

 

Использованные материалы:

• https://ru.wikipedia.org/

• http://holocaustmusic.ort.org/ru/

• http://dic.academic.ru/

Версия для печати