На пятом саммите глав прикаспийских государств, прошедшем на днях в Астрахани, лидеры России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана согласовали политическое заявление, в котором впервые зафиксировали будущие договоренности по статусу Каспия. Об итогах и значении саммита журналу «Международная жизнь» рассказал эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев.
Вопрос: Каковы итоги саммита?
- В ходе астраханского саммита глав прикаспийских государств удалось достичь значительного прогресса по важным направлениям. И хотя основополагающие документы не подписаны, в частности, подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря запланировано через 2 года, тем не менее, состоявшееся обсуждение позволило значительно продвинуться в поиске решения, оптимального для всех прикаспийских государств.
В частности, речь шла о том, что сторонам удалось сблизить позиции по таким аспектам деятельности прибрежных стран Каспия, как территориальное разграничение водного пространства. Удалось прийти к общей формуле, согласно которой на Каспийском море появляется 25-мильная зона, состоящая из 15-мильной зоны государственного суверенитета и 10-мильной экономической зоны, в которой можно осуществлять рыболовство. Остальное морское пространство является общим, что, конечно же, позитивно скажется на сотрудничестве в сфере морских перевозок и морских коммуникаций.
Саммит позволил в значительной степени снять противоречия между государствами и, можно надеяться, создать предпосылки для дальнейшей демилитаризации региона, особенно в той части, которая относится к появлению на Каспийском море вооруженных сил внерегиональных государств. Насколько можно понять, этот вопрос также был обсужден, и стороны пришли к некоторым договоренностям, по крайней мере, на этот счет.
Кроме того, были достигнуты соглашения в сфере гидрометеорологии и некоторые другие вспомогательные договоренности. Также получило поддержку предложение российского президента об интенсификации работ по созданию прикаспийского железнодорожного кольца, которое также позволит интенсифицировать экономический обмен между прикаспийскими странами.
Делать это нужно на разных уровнях, не только на уровне политическом, но и на уровне контактов бизнес-сообщества. И в этой связи вовсе не случайно, что параллельно саммиту глав государств в Астрахани прошла бизнес-конференция представителей прикаспийской «пятерки». Я думаю, что все вышеперечисленное закладывает достаточно прочные основы для дальнейшего диалога и постепенной выработки рамочного документа, который будет призван урегулировать правовой статус Каспийского моря уже в рамках международного договора.
Вопрос: Какое значение имеют соглашения, которые были достигнуты на саммите, для будущего развития региона?
- Мне кажется, что такой региональный формат очень важен, потому что он способствует укреплению взаимного доверия в регионе Каспия, а без такого доверия невозможно не только развитие политических контактов, но и экономических коммуникаций. На том же примере железнодорожного кольца вокруг Каспия мы видим, что многие участки уже функционируют в полном объеме, но, тем не менее, это кольцо до сих пор не замкнуто в полной мере, потому что существуют различные политические осложнения.
Я думаю, что без диалога на уровне глав государств подобную ситуацию изменить очень сложно, не говоря уже о не урегулированном до конца правовом статусе Каспия. А это, конечно, тормозит экономическое и научное сотрудничество, совместную охрану рыбных богатств Каспия, совместную работу по экологическому климату в регионе.
Хочу сказать, что регулярные встречи не только на уровне глав государств, но и на уровне руководителей министерств, ведомств и экспертов призваны сыграть очень важную роль, и отрадно видеть, что это сотрудничество как в многостороннем, так и в двустороннем формате серьезно активизировалось за последние годы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs