Душанбинский саммит ШОС, как «декларация намерений в адрес США и НАТО»

09:47 15.09.2014 Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Да-да, именно так: очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), только что прошедший в столице Таджикистана Душанбе, один из обозревателей прямо назвал «недвусмысленной декларацией намерений в адрес США и НАТО».

Конечно, в мире происходит весьма много событий, вызывающих серьезное беспокойство. Кризисы на Украине, в Ираке и в Сирии, в Афганистане, в Ливии и в Палестине, а также обострение в Южно-Китайском море и ряд других «горячих точек», «вспыхнувших» на просторах Евразии (пожалуй, кроме ливийского кризиса), несут в себе потенциал выхода за пределы их границ. И не могут не беспокоить соседей.

Так вот, по мнению автора портала «Русская весна», проанализировавшего результаты саммита ШОС, прошедшего 11-12 сентября, именно НАТО и США стали неназванными адресатами решений душанбинской встречи на высшем уровне. «Ну, всё, НАТО, теперь – подвинься», - цитирует он слова одного из экспертов и разъясняет свои оценки.

Поскольку оценки эти представляются здравыми, приведу основные выводы.

«Во-первых, пишет он, вслед за формированием единой структуры ШОС по борьбе с наркотраффиком, в Душанбе было заявлено и о создании единой структуры для борьбы с терроризмом. По сути, это означает военный союз, едва ли не более могущественный, чем НАТО, так как речь идет о возможности формирования общих военных контингентов под единым командованием и совместного использования всех государственных ресурсов против общего врага.

Такому заявлению по итогам саммита предшествовали самые масштабные за историю ШОС совместные военные учения – «Мирная миссия-2014» - прошедшие на территории Китая 24-29 августа.

Официальным поводом для принятого решения стала перспектива скорого вывода войск НАТО из Афганистана... Однако, президент Таджикистана прозрачно намекнул не только на талибов. Как сказал Эмомали Рахмон: «Тревожной становится реальность, когда группа лиц становится обладателем той современной техники военного назначения, которой ранее обладали лишь государства. Такие изменения кардинально меняют характер проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, равно как и подходы к их решению».[1]

Очевидно, что речь идет об ИГИЛ (Исламском государстве Ирака и Леванта), на основе которого в начале нынешнего лета был провозглашен Халифат на части территорий Ирака и Сирии. Об этом мы подробно писали в материале «Халифат: Фейк? Реальность? Перспектива?».

Пожалуй, именно беспокойством о том, что ситуация в Евразии может ухудшиться, можно объяснить не только выход участников ШОС на новые решения в области совместной безопасности, но и желание нескольких ведущих стран – Индии, Пакистана, Ирана – присоединиться к организации. Кстати, о стратегической ситуации в Евразии мы подробно писали в материале «Евразия сосредотачивается».

Напомним, что на сегодняшний день членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) являются Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Наблюдатели в ШОС – Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан. А Белоруссия, Турция и Шри-Ланка имеют статус партнеров по диалогу.

Практически все ведущие государства Азии уже выходят на эту площадку, которая имеет перспективу превратиться в прообраз системы коллективной безопасности в Азии.

С вступлением в ШОС Индии, которое ожидается в следующем году наряду с Пакистаном, организация станет азиатской опорой БРИКС, ведь ключевой треугольник Россия – Индия – Китай будет основой обоих организаций. Вот как творчески используется стратегическая идея Евгения Максимовича Примакова, выдвинутая ещё в 1990-х годах, о создании союза Москвы, Дели и Пекина…

Намерены присоединиться к ШОС Монголия, Афганистан и Иран. Правда, есть определенные «запасы» - Иран, например, пока ограничен международными санкциями ООН, а в случае с Афганистаном препятствием является его международная оккупация, даже если она осуществляется по мандату той же ООН. Но двери, как стало понятно на нынешнем саммите, ни для кого не закрыты. Лишь ситуация должна «созреть»…

И, если в предыдущие годы вопросы безопасности членов ШОС столь остро и масштабно, о чём и говорит Эмомали Рахмон, не ставились, то сегодня можно четко констатировать новый, как модно говорить, «тренд» - речь идет о создании рамок для союза в интересах безопасности практически всей Азии, если не Евразии!

Да, учитывая, что к ШОС через состав его участников примыкают такие мировые объединения, как ЕврАзЭс, СНГ и БРИКС, то становится понятно, почему эксперт назвал Душанбинский саммит, как «недвусмысленную декларацию намерений в адрес США и НАТО».

В нынешней взбудораженной международной обстановке, все события разворачиваются на фоне непрекратившегося мирового финансово-экономического кризиса, метастазы которого расползаются по миру в виде все новых конфликтов, часть из которых мы уже назвали. И, судя, по решениям недавнего саммита НАТО в Ньюпорте (Уэльс), Североатлантический пакт намерен расширять свое влияние и присутствие далеко за рамками географической зоны, определенной в его Уставе, т.е. – северной Атлантики. Этот сюжет разобран нами в недавнем материале «Саммит НАТО: Уэльская симфония или Уэльская какофония?».

И решения саммита – уже ШОС, собравшегося, как будто намеренно, сразу после саммита НАТО, могут и должны рассматриваться в широком международном контексте по той простой причине, что азиатские гиганты поняли смысл «послания» из Ньюпорта: «Мировая безопасность – это забота НАТО даже в тех местах Земли, которые в Уставе НАТО не прописаны». А какого качества «безопасность» страны НАТО принесли с собой в Югославию, Ливию, Ирак, видно из азиатских столиц очень хорошо…

Нет, участники ШОС, насколько это заметно, явно не собираются строить аналог НАТО, и всё же ведущие страны неевропейского мира готовы защищаться от посягательств на свой суверенитет со стороны Запада. И вот это стало уже понятно – мировой кризис может иметь для огромного региона совсем ненужные ему последствия. Да ещё если НАТО, помимо Афганистана, вмешается ещё в Сирию и Ирак для бодания с ИГИЛ…

Так, давайте, взглянем на ход саммита, на его результаты и документы в контексте общемировых тенденций, которые сегодня особого оптимизма не вызывают.

 

Лейтмотив саммита – понимание общих вызовов

 

В канун душанбинской встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров обратил внимание на несколько важных вещей, связанных с этим саммитом.

«ШОС уже стала авторитетным объединением, весомым фактором формирования новой полицентричной системы мироустройства…», - писал он в статье «Шанхайская организация сотрудничества: через безопасность и стабильность к миру и процветанию», опубликованной в «Российской газете».[2] – «Деятельность организации характеризуется осязаемыми результатами в обеспечении безопасности, укреплении многопланового политического, экономического и гуманитарного сотрудничества стран-участниц… Поэтому ШОС в полной мере соответствует реалиям и потребностям XXI века – в отличие от архаичных, унаследованных от прошлой эпохи структур, основанных на жесткой блоковой дисциплине».

Глава МИД России отметил, что неизменным приоритетом ШОС остается обеспечение региональной безопасности. В ряду первоочередных задач – наращивание возможностей совместной борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, особенно, на фоне деградирующей ситуации в Афганистане.

«Согласованные подходы к поиску ответов на общие вызовы найдут свое отражение в «Стратегии развития ШОС до 2025 года», которую планируется подготовить к заседанию Совета глав государств в Уфе в 2015 году». Да, Россия станет хозяйкой следующего саммита ШОС, который обещает стать очень интересным, например, в том плане, что в ряды организации, судя по всему, будут приняты новые государства: «Пакистан, Индия, Иран заявили о стремлении стать полноправными членами ШОС, все больше стран обращаются за получением статуса наблюдателя или партнера по диалогу», - отметил Сергей Лавров.

«Деятельность организации, как известно, не подразумевает создания военно-политического альянса, - обратил внимание министр. – В то же время в числе её основополагающих принципов – недопущение противоправных действий, направленных против интересов стран-участниц». Сказано дипломатично, но, кому надо, те поймут…

«Саммит ШОС пройдет в столице Таджикистана в принципиально новой международной обстановке – одним из главных последствий украинского конфликта становится разворот России на Восток. И роль ШОС, как главной площадки для нашего взаимодействия со странами Азии, станет еще более важной», - подчеркивал обозреватель «Взгляда» Петр Акопов в канун саммита.[3]

Он отмечает, что сейчас международная ситуация напряженная – украинский кризис привел к открытой конфронтации России и Запада, начавшего политику санкций и блокады нашей страны. И Россия, как евразийская держава, форсирует процесс разворота на Восток и Юг.

ШОС становится ключевым блоком, объединяющим страны Азии. Это не азиатское НАТО, но, как минимум, противовес Североатлантическому альянсу. ШОС уже не организация, занимающаяся только Центральной Азией – она становится на путь перерастания в общеазиатскую и даже общеевразийскую структуру, пишет автор.

Тем более, что уже есть, чем ШОС заниматься.

Накануне саммита НАТО в британской газете «The Times» вышла совместная статья президента США и премьер-министра Великобритании, в которой Барак Обама и Джеймс Кэмерон назвали две ключевые для англосаксонского мира угрозы — Россию и Халифат.[4]

По сути, руководители двух англосаксонских стран расписались в том, что нашли средство для ослабления Евразии, в целом, и России, в частности: стравить Россию и Халифат! И пока в ближайшие 5-10 лет на просторах Евразии начнет «расцветать» эта заваруха, западные лидеры, закуклившись в новый «изоляционизм», займутся «перезагрузкой» своей экономики и финансовой системы. Им нужна стратегическая пауза!

И эту паузу, по их расчетам, может дать крупный военный конфликт в Евразии.

Страны ШОС ещё на этапе подготовки саммита продемонстрировали своё понимание этих угроз – а как иначе охарактеризовать тот факт, что перед саммитом были проведены не только масштабные военные учения, но и ряд важных встреч? Вот только некоторые контакты.

1 апреля в ходе встречи министра национальной обороны КНР Чан Ваньцюаня и президента Эмомали Рахмона было заявлено о намерении Китая оказать Таджикистану военно-техническую помощь на сотни миллионов долларов. 18 апреля вопросы безопасности обсуждались между Рахмоном и министром общественной безопасности КНР Го Шэнкуном.

11-12 августа в Таджикистане, в городе Худжанд состоялась совместная коллегия глав МВД Таджикистана и России – обсуждались вопросы противодействия распространению экстремизма, а также сотрудничество экспертно-криминалистических групп.

6 сентября состоялась встреча глав антинаркотических ведомств Таджикистана и Ирана.

Вот почему надо внимательно рассматривать ход и итоги саммита ШОС – дела в мире разворачиваются слишком серьезные.

Ясно, что желательные «для себя любимых» перспективы, в том числе и на просторах Евразии, западники намерены продавливать со всей своей мощью – у них нет пока более эффективных вариантов для собственного спасения. А это уже скрыть невозможно.

Клив Маунд (Clive P. Maund) в статье «Will the US succeed in breaking Russia to maintain dollar hegemony?»[5] («Удастся ли США сокрушить Россию ради сохранения гегемонии доллара?» - перевод для MixedNews josser) пишет следующее:

«Мы являемся свидетелями величайшей борьбы нашей эпохи, битвы за сохранение мировой гегемонии доллара, и вместе с ним – экономического, военного и политического господства США над всей планетой, – и битва эта переходит в решающую стадию.

Возьмём Россию (и Китай), величайшую на данный момент угрозу доминированию доллара. В последнее время эти большие могущественные соседи заключили между собой ряд важных валютных и торговых соглашений, не предусматривающих использования доллара, и поэтому представляют серьёзную угрозу резервному статусу доллара, которому, в случае непринятия мер, может от этого прийти конец. Стоит вам это понять, и вы поймёте причину недавнего пропагандистского обстрела России.

Кроме этого, Китай на протяжении нескольких лет был занят опустошением мировых запасов золота в качестве ранней подготовительной меры к возможному в будущем золотому обеспечению своей валюты, которое будет последним гвоздём в крышку американского гроба, потому что, когда это случится, необеспеченный доллар полностью обвалится».

Автор предлагает своим американским читателям, видимо, плохо знакомым с географией, вот какую карту Евразии со своими пояснениями:

 

Это всё – про ШОС.

Полагаю, что столь наглядное объяснение происходящему от западного аналитика вполне себе годится для того, оценить масштабы развивающегося глобального конфликта, где на кону находится существование западной финансовой системы в лице доллара

Битва разворачивается, что у Георгия со Змием. Вот как это выглядит на Гербе Москвы:

 

 

 

Здесь уместно напомнить, что в канун саммита ШОС в Москве были проведены российско-американские переговоры, посвященной претензиям США в отношении «нарушения» Россией Договора о ракетах средней и малой дальности. В Москву прилетела заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Роуз Готтемюллер.

«Мы не удовлетворены их ответами. Хотелось бы также, чтобы американские коллеги сформулировали свои озабоченности более четко и понятно – не в общем плане, а по существу», - заявил директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов, представлявший на переговорах российскую сторону. Он добавил, что у России есть претензии к США по поводу запланированных испытаний оружия в следующем году в Румынии и в 2018 году в Польше. По его словам, американская сторона заверила, что в испытаниях будут задействованы только системы ПРО, и это не будет являться нарушением договора.[6]

Так что, обострение пошло и по этому «тракту». Где ты, «моя peregruzka»? Та самая, которую США объявили «perezagruzkoy», но – чисто по-Фрейду – спрятать истинного смысла не смогли?!

 

 

 

«Пожалуй, никогда ещё геополитическая ситуация на пространстве ШОС не была настолько сложной и непредсказуемой, - писал перед саммитом обозреватель «Avesta.Tj» Григорий Стронцев. – Открытая конфронтация между Западом и Россией, и ставкой в этом противоборстве стало будущее не только России, но и многих регионов мира, где ее влияние всегда выступало сдерживающим фактором для западной агрессии.

В отмеченном контексте государствам Центральной Азии на предстоящем саммите важно устранить существующие разногласия, чтобы выступать единой консолидированной силой против любых попыток дестабилизации обстановки в регионе и проектирования «цветных революций». А в том, что такие попытки будут, сомневаться не приходится: даже в лучшие периоды дружбы с американскими партнерами Ташкент и Бишкек на своём горьком опыте сполна оценили её оборотную сторону».[7]

Похоже, временная «связка» двух саммитов – НАТО и ШОС – ясно демонстрирует нам, каков намечается расклад сил и стран на этом этапе развития мирового кризиса, который – не дай Бог! – подтолкнет Человечество к грани Большой войны. Ещё раз хотел бы подчеркнуть, что такой «букет» одновременно развивающихся военных конфликтов в Евразии, о чём было сказано в начале материала, ничего хорошего не сулит. И пора тушить это пламя у порога наших домов. Как представляется, участники саммита ШОС эту тему проговорили подробно…

Вот только один пример. Как ни сложно складываются отношения Ташкента и Москвы – то прилив, то отлив, – но президент Узбекистана Ислам Каримов в Душанбе предложил России перейти от стратегического партнерства к союзническим отношениям. «Стратегическое партнерство назрело, и, думаю, сегодня вполне реально выйти на союзнические отношения. Мы в этом испытываем потребность, видим в этом те цели, которые мы ставим перед собой», — сказал Каримов.[8] Конечно, в такой обстановке лучше быть всем вместе и вместе же отвечать на «вызовы».

Вот это и стало лейтмотивом встречи в верхах.

 

Лидерам было, о чем поговорит с глазу на глаз

 

Как говорилось в официальном сообщении, 11-12 сентября 2014 года в Душанбе в заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества приняли участие Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, Президент Кыргызской Республики А.Ш.Атамбаев, Президент Российской Федерации В.В.Путин, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов.

На заседании председательствовал Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон.

В Душанбе на саммит ШОС прибыли Президенты Ирана Хасан Рухани, Афганистана — Хамид Карзай, Монголии — Цахиагийн Элбэгдорж, глава МИД Индии Сушма Сварадж и советник премьер-министра Пакистана по национальной безопасности и внешней политике Сартодж Азиз. Все эти страны имеют статус наблюдателя при ШОС.

В качестве почетного гостя председателя организации в саммите ШОС принял участие президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.

В ходе саммита работа шла как в формате пленарных заседаний, так и в рамках двусторонних и многосторонних встреч. Сделаем для начала обзор некоторых заявлений, прозвучавших на этих встречах.

В ходе беседы Владимира Путина с Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, Президент России отметил, в частности: «Что касается двусторонних отношений, они развиваются весьма успешно, мы по итогам января-июля этого года фиксируем рост товарооборота более, чем на 60 процентов. Это, конечно, впечатляющий показатель. Мы относимся к Таджикистану, как к своему очень близкому партнеру и союзнику. Это не просто стратегические отношения, это – союзнические отношения. Мы это высоко ценим и намерены и дальше работать именно в таком ключе».[9]

«На полях» саммита ШОС в Душанбе состоялась встреча Владимира Путина с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Президент России заявил: «Мы в июне этого года отметили знаменательную дату – 10-летие межгосударственного договора о стратегическом партнёрстве от 16 июня 2004 года. За этот период мы добились многого в наращивании нашего взаимодействия, основанного на принципах прагматизма, равноправия, взаимоуважения наших интересов».

Ислам Каримов подчеркнул: «Я искренне рад нашей сегодняшней встрече. Не скрою, Россия для нас является стратегическим партнёром, и я бы очень хотел, чтобы некоторые люди, которые употребляют это выражение из чисто формальных соображений, в дежурных случаях, когда говорят про наши отношения, что это отношения стратегического партнёрства и союзничества… Я считаю, что смысл его заключается, прежде всего, в том, чтобы чаще советоваться, получать больше ответов на вопросы, и не находиться в прострации, не терять ориентир».[10]

В Душанбе состоялась трёхсторонняя встреча Владимира Путина, Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента Монголии Цахиагийн Элбэгдоржа, в ходе которой Президент России заявил: «Естественно, географическая близость Монголии, России и Китайской Народной Республики позволяют нам осуществлять хорошие, долгосрочные проекты в области инфраструктуры, энергетики, горнодобывающей промышленности. Нам есть о чём говорить, и, безусловно, наладить постоянный диалог мы считаем важным, целесообразным и полезным».[11]

Прошли переговоры Владимира Путина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Главы государств обсудили актуальные вопросы взаимодействия двух стран, в частности в сфере энергетики, авиационной техники, инфраструктуры.

 

 

Фото пресс-службы Президента России.

 

Владимир Путин, в частности, заявил: «Это уже четвёртая в этом году встреча с Председателем Си Цзиньпином. Нам всегда есть о чём поговорить. У нас активно и поступательно развиваются межгосударственные отношения. Мы продвигаем практически все наши крупные проекты, работаем в обычном режиме и, кроме этого, открываем новые перспективы и новые возможности.

…Совсем недавно, вы знаете, на Дальнем Востоке России мы приступили к новому очень крупному проекту, прорыв по которому состоялся в ходе моего недавнего визита в Китай. И сделано это при прямой поддержке, при прямом участии Председателя КНР. И вот теперь мы практически приступили к его реализации, которая будет, уверен, так же по-деловому и в высшей степени эффективно осуществлена с обеих сторон: и со стороны России, и Китайской Народной Республики, имею в виду создание новой трубопроводной газовой системы в Китай. Это поможет и активно развивающимся китайским провинциям решить многие вопросы, и российскому Дальнему Востоку».[12]

Си Цзиньпин, со своей стороны, отметил: «В настоящий момент все ведомства правительства и местная власть двух стран активно реализуют наши договорённости по итогам встреч в Шанхае и Форталезе. Энергично и весьма успешно развиваются двусторонние отношения и сотрудничество в различных сферах. В начале этого месяца Вы лично участвовали в церемонии начала строительства газопровода «Сила Сибири», что наглядно показало, насколько серьёзно Вы относитесь к расширению китайско-российского энергетического сотрудничества.

…Я готов впредь поддерживать тесный контакт с Вами, с тем, чтобы вместе способствовать усилению взаимной поддержки, расширению взаимной открытости между нашими странами, чтобы мы всегда могли черпать силы в поддержке друг друга, сообща противостоять рискам и вызовам, исходящим извне, и осуществлять наши грандиозные цели своего развития и возрождения».[13]

Состоялась встреча Владимира Путина с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, в ходе которой обсуждались текущие вопросы двусторонних отношений, а также вопросы евразийской интеграции и развитие Таможенного союза. Кроме того, президенты обменялись мнениями о ситуации на Украине.[14]

Владимир Путин встретился с Президентом Исламской Республики Иран Хасаном Роухани. Главы государств обсудили широкий круг вопросов двустороннего взаимодействия. Президент России отметил: «У нас есть хорошие перспективы взаимодействия, сотрудничества. Это касается политической сферы, это касается экономики».

Хасан Роухани со своей стороны заявил, что «отношения Исламской Республики Иран с Российской Федерацией, которая является важной страной в регионе, для нас имеют большое значение…

Со стороны Исламской Республики Иран существует серьёзная воля и настрой на развитие отношений с Российской Федерацией во всех сферах».[15]

 

ШОС намерен укрепляться в связи с новыми угрозами

 

На открытии саммита в узком составе, т.е. присутствовали только главы государств-членов ШОС, президент Таджикистана Эмомали Рахмон отметил возрастающую роль ШОС и пожелал своим коллегам успехов в проведении саммита. По его словам, стороны намерены провести «обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, вопросам развития ШОС».

После утверждения повестки заседание продолжилось за закрытыми дверями.

Чуть позже Владимир Путин говорил: «На встрече в узком составе мы обсудили и некоторые другие актуальные вопросы международной повестки дня, в том числе и ситуацию на Украине. Весьма удовлетворены тем, что наши подходы по основным направлениям сотрудничества оказались идентичными или близкими. Такая общность взглядов нашла своё отражение и в принимаемой нами Душанбинской декларации».[16]

 

 

Фото РИА «Новости».

 

Затем, на расширенном заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации содружества выступил Владимир Путин и другие участники встречи.

Президент России подчеркнул: «Считаю важным и далее повышать эффективность взаимодействия, чтобы достойно отвечать на вызовы времени, тем более что обстановка в мире непростая, нагружена большим числом различных угроз.

Одна из таких проблемных точек региона, коллеги здесь уже про это говорили, – это Афганистан… Применительно к этой стране Россия выступает за скорейшее завершение избирательного процесса. Мы продолжаем внимательно следить за передачей афганским структурам ответственности за обеспечение правопорядка.

На встрече в узком составе мы обсудили и некоторые другие актуальные вопросы международной повестки дня, в том числе, и ситуацию на Украине. Весьма удовлетворены тем, что наши подходы по основным направлениям сотрудничества оказались идентичными или близкими.

…Большие перспективы, на наш взгляд, имеет идея формирования общей транспортной системы ШОС, в том числе, с использованием транзитного потенциала российской Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, сопряжённая с планами Китайской Народной Республики по развитию «Шёлкового пути». Уверен, такие масштабные проекты послужат интересам, как участников нашей организации, так и других государств Евразии.

Хороший импульс практической работе на этом направлении придаст подписываемое сегодня «Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок». Это позволит сформировать сеть автомобильных маршрутов, включая транспортный коридор Европа – Западный Китай, соединяющий порты Жёлтого моря с портами Ленинградской области Российской Федерации…

Особое значение придаём совместному празднованию в 2015 году 70-летия Победы во Второй мировой войне.

…В период председательства (в ШОС) планируем провести порядка 100 мероприятий различного уровня, главным из которых станет саммит глав государств-членов ШОС в России, в городе Уфе, 9-10 июля 2015 года».[17]

Председатель Китая Си Цзиньпин напомнил, что на предыдущем заседании было объявлено о создании Фонда экономического сотрудничества «Китай – Евразия». «Его первоначальный капитал составляет 1 миллиард долларов, но в дальнейшем он увеличится до 5 миллиардов долларов. Таким образом, мы готовы оказать содействие экономическому развитию государств-членов и наблюдателей ШОС», - отметил он.

Глава КНР поднял вопрос о необходимо объединить усилия между государствами-членами ШОС для укрепления сотрудничества в сфере безопасности. Он подчеркнул, что «необходимо наращивать сотрудничество между правоохранительными органами, чтобы гарантировать безопасность ситуации в наших странах».[18]

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев предложил главам государств Центральной Азии подписать двухсторонние соглашения по укреплению доверия в районе границ. Он напомнил, что ШОС в свое время создавалась на основе «Шанхайской пятерки», было подписано в пятистороннем формате соглашение об укреплении доверия в военной области и взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ, который действует и сегодня. Атамбаев заявил, что «именно укрепление доверия в районе границ государств-членов ШОС должно стать одним из наших приоритетов».[19]

На пленарном заседании было сказано ещё много, а квинтэссенцией переговоров стали принятые совместно документы саммита.

В Информационном сообщении по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества[20] отмечено:

«Главы государств подчеркнули конструктивный характер состоявшейся встречи, которая прошла в атмосфере взаимного доверия, открытости и взаимопонимания, традиционно присущей отношениям государств-членов ШОС, основанным на принципах миролюбия, добрососедства и взаимного уважения.

Главы государств рассмотрели основные результаты деятельности ШОС за прошедший после Бишкекского саммита 2013 года период, обсудили широкий спектр вопросов многостороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, обменялись мнениями по различным региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе, по ситуации в Афганистане, в странах Ближнего Востока, Северной Африки и иных прилегающих к пространству ШОС регионах.

Главы государств рассмотрели актуальные вопросы международной и региональной безопасности.

…Совету министров иностранных дел государств-членов ШОС поручено продолжить подготовку «Стратегии развития ШОС до 2025 года» и представить ее на утверждение очередного заседания СГГ ШОС в установленном порядке.

…Отмечена важность проводимой работы по изучению вопросов создания «Фонда развития (Специального счета) ШОС» и «Банка развития ШОС» и поручено продолжить усилия в целях ее скорейшего завершения.

…В соответствии с «Хартией ШОС», председательство в Организации на предстоящий период переходит к Российской Федерации. Очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится в 2015 году в г. Уфа, Российская Федерация».

 

По итогам переговоров были подписаны 11 новых документов ШОС[21], в частности:

- «Душанбинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества»;

- Решение об утверждении «Порядка предоставления статуса государства-члена Шанхайской организации сотрудничества»;

- Решение о проекте «Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года»;

- Решение о праздновании 70-й годовщины Победы над фашизмом во Второй мировой войне.

Также в присутствии глав государств-членов ШОС было подписано «Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок».

Многие обратили внимание на новые правила приема в организацию. Это решение уже на следующем саммите, который пройдет в России в 2015 году, позволяет включить в состав ШОС новые государства. «Открывается реальная перспектива, чтобы на следующем саммите в Уфе (в июле 2015 года) принять конкретные решения относительно заявок новых стран, в том числе, Индии и Пакистана, об их подключении к работе организации», - так прокомментировал это решение помощник президента России Юрий Ушаков.[22]

Выступая перед главами государств, Владимир Путин, в частности, представил свое видение перспектив развития ШОС:

«Подчеркну, что Россия со всей серьёзностью относится к исполнению функций государства-председателя ШОС.

Среди приоритетов нашего председательства – укрепление роли организации как эффективного механизма региональной безопасности, запуск крупных многосторонних экономических проектов, углубление культурных и гуманитарных связей, выработка общих подходов к актуальным региональным и глобальным проблемам.

Будем реализовывать решение о подготовке к следующему саммиту «Стратегии развития ШОС до 2025 года».

Особое значение придаём совместному празднованию в 2015 году 70-летия Победы во Второй мировой войне.

Считаем важным налаживать связи ШОС с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана, расширять сотрудничество с другими международными организациями, прежде всего, - с ООН».[23]

Так что, ждем лидеров ШОС в Уфе через год. Как написал некоторое время назад один из аналитиков, это будет «слет Победителей». Так, давайте, проверим предложенный прогноз…

 

В тексте Декларации чувствуются озабоченности

 

Конечно, главным документом саммита является «Душанбинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества». [24] Документ объемный.

Обратим внимание на некоторые ключевые его положения, что дают представление о настрое участников, и о тех заботах, которые беспокоят руководителей государств-членов ШОС.

С первого же абзаца, как говорится, «чувствуется нерв» этого документа:

«1. Современный мир переживает сложный переходный период, характеризующийся трансформацией всей системы международных отношений в процессе становления многополярного мироустройства, усилением факторов неопределенности и нестабильности в мировой экономике и политике, ростом угроз региональной и международной безопасности.

В этих условиях государства-члены подтверждают свою приверженность дальнейшему укреплению правовых основ международных отношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, прежде всего, зафиксированными в Уставе Организации Объединенных Наций, выступают за уважение самостоятельного выбора народами всех стран путей своего политического и социально-экономического развития. Они подчеркивают, что принципы взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств, равноправия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой являются основой устойчивого развития международных отношений.

Государства-члены призывают к построению мира, свободного от войн, конфликтов, насилия и давления, к развитию всестороннего, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества мирового сообщества, к достижению общей, всеобъемлющей, совместной и устойчивой безопасности, с учетом законных интересов всех государств

2. Государства-члены подтверждают приверженность укреплению центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций в международных отношениях в целях поддержания мира и безопасности на планете, содействия устойчивому развитию и углубления двустороннего и многостороннего сотрудничества на основе равноправия и партнерства между государствами…

3. Государства-члены подтверждают свою нацеленность на дальнейшее обеспечение региональной безопасности и стабильности, взаимного уважения, равенства и доверия, совместного противодействия глобальным угрозам и вызовам, расширение сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах в целях превращения пространства ШОС в регион долгосрочного мира, дружбы, добрососедства, процветания и гармонии

4. Государства-члены высказались за продолжение в рамках ШОС активных мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, трансграничной организованной преступностью и в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Государства-члены выражают готовность взаимодействовать в борьбе с указанными вызовами и угрозами совместно с заинтересованными странами, региональными и международными организациями и структурами, как в двустороннем, так и многостороннем форматах.

Главы государств выступают за дальнейшее практическое сотрудничество государств-членов ШОС по противодействию новым вызовам и угрозам безопасности…

5. Государства-члены ШОС… будут сотрудничать в сфере предотвращения использования информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности и стабильности государств-членов, а также общечеловеческих моральных основ социальной жизни, пресекать пропаганду идей терроризма, экстремизма, сепаратизма, радикализма, фашизма и шовинизма с использованием сети Интернет…

7. Государства-члены, подчеркивая уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности Афганистана, выражают поддержку усилиям афганского народа по национальному примирению, мирному восстановлению и возрождению страны под руководством афганцев и самими афганцами…

8. Государства-члены исходят из того, что решение проблем на Ближнем Востоке и в Северной Африке должно достигаться исключительно мирными средствами через широкий диалог с участием всех заинтересованных сторон на основе взаимного уважения интересов. Они поддерживают законные устремления стран и народов региона к лучшей жизни, широким политическим и социально-экономическим правам с учетом исторических и цивилизационных особенностей каждой страны.

9. Государства-члены, поддерживая суверенитет, единство и территориальную целостность Сирийской Арабской Республики, высказались за урегулирование сирийского кризиса исключительно политико-дипломатическими средствами через продолжение всестороннего прямого межсирийского диалога, старт которому был дан на Международной конференции по Сирии «Женева-2» в Монтрё 22 января 2014 года, нацеленного на реализацию Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года и соответствующих положений Резолюции 2118 СБ ООН...

10. Государства-члены поддерживают конструктивный переговорный процесс между «шестеркой» и Ираном с целью выработки всеобъемлющего соглашения об урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы  политико-дипломатическими методами и приветствуют принятый 24 ноября 2013 года в Женеве «Совместный план действий» между министрами иностранных дел Великобритании, Германии, Ирана, Китая, России, США и Франции. Они рассматривают такой шаг как важный вклад в укрепление атмосферы доверия и взаимопонимания между заинтересованными государствами и в регионе, в целом.

11. …Государства-члены приветствуют совместное подписание Великобританией, Китаем, Россией, США и Францией в г. Нью-Йорк 6 мая 2014 года «Протокола о гарантиях безопасности» к «Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии», как важную веху в реализации инициативы стран региона, которая вносит весомый вклад в укрепление региональной и международной безопасности, усиление глобального режима ядерного нераспространения.

12. Главы государств выступают за скорейшее восстановление мира на Украине и продолжение переговорного процесса в целях полного урегулирования кризиса в этой стране. Они приветствуют подписанный 4 сентября 2014 года Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины и инициатив Президента России.

13. Главы государств отмечают, что в настоящее время мировая экономика по-прежнему сталкивается с многочисленными вызовами, оказывающими негативное влияние на ее устойчивый и сбалансированный рост. В данном контексте особое значение приобретают проведение ответственной валютно-финансовой политики, усиление контроля за движением международных капиталов, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, укрепление сотрудничества в сфере экономики и обмен положительным опытом по решению имеющихся проблем…

15. Важным шагом в обеспечении дальнейшего развития ШОС, совершенствования правовых основ деятельности и будущего расширения Организации является утверждение «Порядка предоставления статуса государства-члена ШОС» и новой редакции типового «Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства-члена ШОС»…

18. Государства-члены придают большое значение 70-летию Победы над фашизмом во Второй мировой войне, которое будет широко отмечаться в государствах-членах ШОС и во всем мире в 2015 году. Уроки Второй мировой войны указывают на важность и в современных условиях проявления всеми государствами и политическими лидерами решимости не допустить новых трагедий с масштабными человеческими жертвами и их готовности к совместным усилиям для эффективного противостояния вызовам и угрозам безопасности человечества...»

 

В общем, в тексте Декларации чувствуются озабоченности. И озабоченности эти представляют главы государств, в которых живет почти половина Человечества. А потому этот документ приобретает совсем иное звучание, если рассматривать его под таким углом зрения.

Половине Человечества не нравится то, что происходит в мировых делах, и она начинает говорить об этом в полный голос!

 

Владимир Путин: Саммит был «очень успешным»

 

Подводя итоги саммита, Владимир Путин ответил на вопросы российских журналистов.[25]

 

 

Фото пресс-службы Президента России

 

Вопросов было много, и здесь остановимся на ключевых моментах.

«Вопрос: К саммитам ШОС всегда повышенное внимание, а, учитывая нынешнюю международную обстановку, конечно, оно тем более пристальное. На Ваш взгляд, каковы главные итоги саммита, на чём можно остановиться подробнее? И мы, конечно, обратили все сегодня внимание на заявления лидеров некоторых стран СНГ по поводу Украины. Насколько подробно украинский кризис обсуждался на саммите и насколько позиции лидеров стран ШОС совпадают по этой проблеме?

В.Путин: Прежде всего, по самому саммиту. Считаю, что он был очень успешным. Мы подвели итоги того, что делалось до сих пор в сфере экономики, в согласовании наших позиций на международной арене, поговорили в узком составе о наших оценках происходящих событий, об угрозах, которые мы видим и которые должны своевременно и грамотно купировать, имеется в виду, прежде всего, афганская проблема.

…Говорили о других регионах мира, в которых неспокойно. Это – Северная Африка, Ирак, конечно, другие страны. Упоминали и говорили, разумеется, и о ситуации на Украине. Я проинформировал своих коллег о том, что там происходит.

И наша общая позиция, а она является именно общей позицией, здесь у нас практически полное совпадение подходов и взглядов по этому вопросу, она отражена в соответствующем документе саммита ШОС... Украина рассматривалась, как одна из проблем сегодняшнего дня…

Вопрос: Скажите, пожалуйста, хотелось бы в продолжение темы саммита ШОС всё-таки уточнить о некоторых результатах двусторонних переговоров – в частности, удалось договориться о чём-то новом с Китаем? И как прошли трёхсторонние переговоры с Председателем КНР и Президентом Монголии?

В.Путин: У нас… по инициативе монгольской стороны впервые была проведена трёхсторонняя встреча. Мы договорились о том, что будем этот формат поддерживать. Россия предложила, чтобы в таком трёхстороннем формате мы встречались «на полях» саммита ШОС, тем более, что Монголия является там наблюдателем и регулярно присутствует.

Нам, конечно, есть о чём поговорить в этом трёхстороннем формате, потому что естественная географическая близость и географическое расположение Монголии между самыми крупными для неё торгово-экономическими партнёрами: между Китаем, с одной стороны, и Россией – с другой, могут побудить нас к реализации целого ряда совместных проектов, прежде всего, в области инфраструктуры, энергетики. Вот об этом мы и говорили.

И договорились о том, что, может быть, по предложению монгольской стороны опять же, мы повысим уровень такого постоянно действующего политического инструмента…. Мы договорились приподнять этот уровень, скажем, до заместителей министров или, может быть, даже министров.

Но, и с китайскими партнёрами у нас огромный пласт работы: там и энергетика, и машиностроение, и самолётостроение, и военно-техническое сотрудничество. Мы так прошлись по всей нашей двусторонней повестке дня, некоторые вещи выделили, договорились о том, что и как нам нужно подтолкнуть с политического уровня. В целом мы довольны тем, как развиваются наши отношения с Китаем.

Вопрос: Евросоюз принял новый пакет санкций. Как Вы их оцениваете? И насколько они чувствительны для России? Будут ли контрмеры, то есть контрсанкции, и какие, если будут? Новый санкционный список введён Евросоюзом – там политики Крыма, ДНР, ЛНР, депутаты Госдумы, Жириновский попал туда, Васильев. Как Вы к этому относитесь?

В.Путин: Позиция России по применению санкций хорошо известна. Мы давно убедились в том, что применение санкций как инструмента внешней политики малоэффективно и практически никогда не приносит ожидаемых результатов даже в отношении малых стран. Что же говорить о такой стране, как Россия?..

Что же касается этих санкций, которые ввели, это несколько странновато выглядит, даже на этом общем странном фоне, – использование таких механизмов. Почему?

Вы знаете, некоторое время назад у меня состоялся телефонный разговор с Президентом Украины Порошенко. В развитие этого разговора мною был предложен план действий по переводу этого конфликта в мирное русло. Я тогда ещё сказал, говоря об этом… в Улан-Баторе, что в значительной степени наши позиции с Президентом Порошенко совпали. И в развитие этого разговора предложил свой план из семи пунктов, который, как мы с вами видим, практически лёг в основу мирных договорённостей, зафиксированных затем на встрече контактной группы в Минске.

Надо с удовлетворением отметить, что процесс-то начался, прекратились боевые действия, прекратились наступательные операции ополчения, украинская армия, надо отдать должное Президенту Украины, сделала соответствующие шаги в рамках договорённостей

Начался мирный процесс, начались первые контакты, и, на мой взгляд, появилась возможность в ходе этого процесса достичь хотя бы временного, но всё-таки урегулирования политическими средствами. Вот это всё – безусловный позитив в ситуации, которая сложилась на юго-востоке Украины.

Но я даже не понимаю, с чем связаны эти очередные санкционные шаги. Может быть, кому-то не нравится, что процесс пошёл по мирному сценарию?

Ведь когда-то, я уже много раз об этом сказал, наши западные партнёры довели дело до антиконституционного переворота в Киеве, затем поддержали карательную операцию на Юго-Востоке, а теперь, когда эта ситуация выходит в русло мирного урегулирования, предпринимаются шаги, которые направлены фактически на срыв мирного процесса. Зачем?

Вы знаете, у меня в голову приходит такая крамольная мысль, согласно которой Украина-то никого не интересует, она просто используется как инструмент для какой-то раскачки международных отношений.

Украина используется как инструмент, как заложник желания некоторых участников международного общения, скажем, реанимировать НАТО, и не столько даже как военную организацию, а как один из ключевых инструментов внешней политики Соединённых Штатов, для того, чтобы объединить вокруг себя своих сателлитов, напугать какой-то внешней угрозой. Но если это так, то это не может не вызывать сожаления, потому что фактически Украина оказалась заложником чужих интересов. И, думаю, что это плохая практика.

Что касается наших ответных мер, то Правительство думает над этим. Но если они и будут применяться, то только с тем, чтобы создать лучшие условия для нас самих.

Считаю, то, что было сделано по поводу и в связи с ограничениями завоза продовольствия, там минусы, конечно, тоже и для нас есть, но они минимальные – скорее, плюсов больше гораздо для того, чтобы стимулировать развитие своего собственного сельского хозяйства, освободить рынок от западных товаропроизводителей….

А по поводу списков – я приветствую это решение Евросоюза.

Чем меньше наши должностные лица и руководители крупных компаний будут разъезжать по заграницам, и больше будут заниматься текущими делами, тем лучше. То же самое касается и депутатов Государственной Думы…»

 

Действительно, и причём здесь ШОС?

 

Всё сейчас в мире, в мировых делах так связано, что одно явление плотно переплетается с другим, хотя происходят они не только на разных континентах, но и в разных областях политики.

Так вот, по этому поводу очень показательно, на наш взгляд, привести в концовке материала о саммите ШОС информацию о нескольких событиях из текущей международной жизни. Ей Богу, трудно будет утверждать, что они – эти события, просто не имеют никакой внутренней связи. Ещё как имеют!

«Что это, Берримор?» - «Глобализация, сэр!»

Вот, в эти дни пришло сообщение о том, будто Россия и Китай создают аналог SWIFT, т.е. аналог международной системы банковских переводов под названием «SWIFT».

Вообще, что такое SWIFT? SWIFT – это международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Основана она была в 1973 году, и соучредителями выступили 239 банков из 15 стран. Каждый банк, включенный в систему, имеет свой уникальный SWIFT-код.

И вот вместо инструмента мировой финансовой системы SWIFT уже начали использовать для нанесения ущерба тем, кто не нравится западникам.

Так для блокировки международных платежей из Ирана, эту страну – в рамках соответствующих санкций – отключили от системы SWIFT по той причине, что владеют ею западники, и используют, как инструмент нанесения финансового ущерба своим противникам.

Не смертельно – вот Иран уже присутствует на саммите ШОС, так что, «не дождутся», – но чувствительно…

Прекрасно понимая, с кем мы имеем дело, Россия и Китай начали обсуждать создание собственной системы межбанковских сделок, сообщил первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов после переговоров в Пекине.[26]

Что это означает? Это означает, что Россия в очередной раз показывает – она на своих условиях может отказаться от долларовых расчетов в международной торговле – в случае необходимости. И готовит вместе с Китаем альтернативную площадку собственных международных расчетов.

Если кто-то полагает, что это – сплошные убытки, можем его успокоить: это – сплошные доходы! Правда, сопротивление будет бешенное и,.. возможно, безбашенное…

И этот шаг Москвы и Пекина – прямой результат западных санкций против Москвы. То, что российские власти хотели снизить зависимость финансового рынка от SWIFT, обсуждалось еще с момента введения первых санкций США, когда международные платежные системы Visa и MasterCard отказались работать с некоторыми российскими банками.

По словам Игоря Шувалова, также обсуждается создание независимого рейтингового агентства совместно с Китаем. Конкретные предложения будут сделаны к концу 2014 года.

И причём здесь ШОС?..

 

Пойдем далее.

Реализация положений «Соглашения об ассоциации ЕС и Украины» отложена до 31 декабря 2015 года, сообщил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт по итогам министерских консультаций в формате Россия-Украина-ЕС, завершенных день в день с проведением саммита ШОС в Душанбе.

Среди целей этого многострадального Соглашения, которое стоило должности Януковичу и спровоцировало военный взрыв на Украине, лишивший жизни уже тысячи людей: создание ассоциации Украины и ЕС, постепенное их сближение «на основе общих ценностей», углубление экономических и торговых отношений, усиление сотрудничества в сфере правосудия, свободы и безопасности.

И что теперь? Документ был подписан Петром Порошенко и уходящим в отставку руководством ЕС в середине лета нынешнего года. Верховная Рада намеревалась ратифицировать документ после ближайших парламентских выборов на Украине.

И вдруг… соглашение кладут «под сукно» на полтора года. Ну, а дальше, как говорили в Бухаре: «Либо эмир умрет, либо ишак сдохнет…»

Очень похоже, что на сей раз «по тормозам» ударила сама старушка-Европа. Ну, зачем ей такая Украина со всеми её «прелестями»?

И причём здесь ШОС?..

 

А ещё. Аналитика от Тьерри Мейсана.[27] Вот это просто прямо про ШОС!

«Англо-саксонская агрессия против России принимает формы финансовой и экономической войны. Москва, в свою очередь, готовится к продолжительной войне, повышая свою сельскохозяйственную самодостаточность и увеличивая число своих союзников», пишет этот известный политолог.

«Россия в настоящее время — основная сила, способная к сопротивлению англо-саксонскому империализму (с учетом процитированной выше статьи Обамы и Кэмерона, лидеров англосаксонского государственного истеблишмента, этот тезис просто – «в яблочко» - С.Ф.).

Для этого у России есть три инструмента:

- Шанхайская организация сотрудничества,

- стратегический альянс с Китаем, позволяющий стабилизировать ситуацию в центрально-азиатском регионе,

- и, наконец, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз стран бывшего Советского Союза».

Мейсан вспоминает и о тех финансовых инициативах, что на наших глазах превращаются из планов в реальные проекты, имеющие цель, смысл и ресурсы: «На встрече лидеров БРИКС в Форталезе (Бразилия), которая состоялась с 14 по 16 июля этого года, было объявлено о создании нового резервного валютного фонда и банка БРИКС, которые должны будут стать альтернативой МВФ и Всемирному банку, а также существующей мировой финансовой системе (!), основанной на долларе».

Вот они – ставки-то!!!

А «расширение Шанхайской организации сотрудничества, вполне вероятно, станет началом крупной перебалансировки мира с Запада на Восток».

Спасибо Мейсану – всё сказал открытым текстом.

А дальше, к гадалке не ходи – бешенное сопротивление сил, теряющих перспективы, ресурсы и власть.

Вот причём здесь ШОС.

 

Добро пожаловать в Азию, господа!

«Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами!»

Александр Блок

 

И что поменялось за века?..

 



[13] Там же

Ключевые слова: Китай Россия Узбекистан БРИКС Сергей Лавров Владимир Путин Афганистан геополитика Украина Евразия Шанхайская организация сотрудничества

Версия для печати