Официально вступили в силу ограничения на ввоз в Россию продовольствия из стран, которые поддержали санкции в отношении нашей страны. Ответные меры по указу, который подписал Владимир Путин, будут действовать в течение года, при этом остаётся возможность пересмотра срока. Свое мнение по поводу ответных санкций нашему журналу высказал руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов.
Вопрос: Как введение Россией ответных санкций скажется на экономике стран ЕС?
- Европейские производители уже получили удар по экономике от введения ответных санкций со стороны России. Вообще говоря, они его во многом заслужили, потому что не смогли пролоббировать какую-то адекватную политику Европейской комиссии и Европейского союза в целом. Это, видимо, связано с тем, что расчет был на то, что никаких ответных санкций не будет.
Так что есть все признаки того, что Россия уже заставила разные европейские страны почувствовать эти санкции. Как санкции скажутся на Европе? Конечно, это ухудшат экономическую ситуацию в еврозоне и в Европейском союзе вообще.
Но, на мой взгляд, очень важно, что Россия дала почувствовать санкции Европейскому союзу, Австралии, Новой Зеландии. Японию пока оставили вне санкций, потому что, японские технологии рассматриваются как резервный вариант, все-такие с Японией, как со страной Азиатского региона, российские власти рассчитывают выстраивать более прагматичные отношения и, возможно, убедить Токио отказаться от поддержки этих американских инициатив по санкциям в отношении России.
Вопрос: А как все это отразится на российской экономике?
- В России уже идет замещение импорта. Товары из Южной Европы замещается товарами из Южной Америки. По целому ряду товаров есть возможность для производства этой продукции в России.
Сейчас у России есть только один путь, кроме ответных санкций. Я не думаю, что мы увидим в ближайшее время какую-то разрядку в отношениях, даже если эти санкции будут частично отменены. Все равно будет по-прежнему ясно, что российская экономика уязвима для санкций, и уязвима во многом технологически и индустриально.
Поэтому на первый план сейчас выходят проекты, которые позволили бы нам возродить машиностроение, развить собственную инфраструктуру и обеспечить себя двигателями и транспортными средствами. Одновременно нужно расширять внутренний рынок не только территориально, но и регионально, то есть за счет оживления экономик регионов.
И здесь есть несколько интересных направлений. Во-первых, это восстановление собственного производства самолетов. Во-вторых, строительство скоростных железных дорог. При этом очень хорошо, если не будут закупаться иностранные локомотивы и вообще весь подвижной состав, а это будет производиться у себя.
Есть еще один очень важный проект, который называется «Восточный полигон». Это проект развития железнодорожной системы Сибири, а также развития и добывающей промышленности, и местных городов, ускорение, повышение качества и снижение себестоимости перевозок по Транссибирской магистрали.
В итоге, я думаю, санкции толкают нас на долговременный ответ, который в упрощенной форме звучит как импортозамещение, а в более сложной – как развитие внутреннего рынка, развитие своей инфраструктуры и своей индустрии. И, конечно, своего потребления.
Санкции показали, что другого тыла, кроме российской экономики, у российских корпораций нет. А целью санкций является как раз разрушить российские корпорации, которые слишком выросли, а Россия, как представитель этих корпораций, вышло за границы, которые были определены Брюсселем и Вашингтоном.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs