ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Популярность Латинской Америки в мире продолжает возрастать

23:31 10.08.2014 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Кажется, совсем недавно президент России Владимир Путин посетил четыре страны Латинской Америки. И с тех пор прошел уже почти месяц, но тема продолжает звучать, переливаясь из одной плоскости в другую – теперь из-за новых санкций «коллективного» Запада против России договариваемся с латиноамериканцами о наращивании поставок продовольствия, об интенсификации нашего сотрудничества.

Визит президента В.В. Путина на Кубу, в Никарагуа, Аргентину и Бразилии стал беспрецедентным и самым емким за всю историю наших связей с этим континентом.   По странам Латинской Америки отправился председатель КНР Си Цзиньпин, тоже посетивший несколько государств региона. А за китайским лидером по странам этого же континента поехал премьер-министр Японии Синдзо Абэ, который провел переговоры в Мексике, Тринидаде и Тобаго, Колумбии, Чили и Бразилии.

А немногим раньше президент США Барак Обама совершил блиц-тур в Центральную Америку.

Иначе говоря, популярность Латинской Америки в мире продолжает возрастать. И России приходится сталкиваться со все более острой конкуренцией.

Так ли это на самом деле? 

На эту тему мы беседуем с директором Института Латинской Америки РАН, членом-корреспондентом Российской Академии Наук Владимиром Давыдовым.

 

- Владимир Михайлович, что вы думаете об этих визитах? Каково ваше мнение?

- Прежде всего, хочу сказать, что июльская поездка Владимира Владимировича Путина в Латинскую Америку, действительно, была и беспрецедентной и очень насыщенной во всех отношениях.  Турне длилось 6 дней, включило в себя посещение 4 стран, саммит БРИКС, встречу «аутрич» с лидерами всех южноамериканских государств, отдельные двусторонние беседы с некоторыми из них, а в завершение – участие в передаче эстафеты чемпионата мира по футболу от Бразилии к России, где это событие должно пройти в 2018 году.

Если учесть, в какой напряженной международной обстановке проходил визит, когда Запад во главе с США довел ситуацию на Украине до фактически прямой конфронтации с Россией, то понятно, что оказанный В.В. Путину прием в Латинской Америке носил в какой-то степени и демонстрационный эффект. России была оказана морально-политическая поддержка.

В целом была проделана гигантская работа. Подписано много соглашений, анализ которых свидетельствует о том, что стороны сделали шаги от простой купли-продажи, скажем, в сырьевом диапазоне, к комплексным инвестиционным и инженерным проектам. И Россия здесь будет выступать в качестве поставщика новых технологий, ноу-хау.

Полагаю, что визит нашего президента значительно укрепил доверие латиноамериканцев к России. Он показал, что мы уверенно намерены диверсифицировать наши внешние связи, более целенаправленно работая именно в Латинской Америке. Мы, образно говоря, взаимно повысили свой рейтинг в собственных глазах и в глазах окружающего мира.

 

- А что скажете о визитах в Латинскую Америку китайского и японского лидеров?

- Интересно: если визит председателя Си Цзиньпина носил главным образом политический характер, то премьера Японии Синдзо Абэ сопровождали около 70 бизнесменов, заинтересованных в экспорте своих технологий и продвижении товаров. То есть, японцы продемонстрировали сугубо деловой интерес к региону. Если же говорить о Китае, то его отношения со странами, которые посетил председатель Си, а это Бразилия, Аргентина, Венесуэла и Куба, носят стратегический характер и Пекин продолжает активно укреплять разносторонние связи со всеми другими государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Товарооборот со странами региона у Пекина растет и он на порядок выше, чем у нас с латиноамериканцами. В начале 2000-х он не превышал 7-8 млрд долларов, в 2009 он составлял уже 150 млрд долларов, а теперь приближается к 200 млрд. Растут и инвестиции Китая в Латинской Америке, которые еще в 2008-2010 годах составляли примерно около 30 млрд долларов. А в ближайшие годы они могут удвоиться: китайские компании собираются начать строительство межокеанского канала через Никарагуа, общая стоимость которого оценивается в 40 млрд долларов…

Ну а японцам традиционно нужно расширять рынки сбыта своих товаров.

 

- Владимир Михайлович, хотел бы задать вам и такой сакраментальный вопрос: сможем ли мы избежать острого соперничества в Латинской Америке с тем же дружественным нам Китаем и другими странами, целенаправленно расширяющими сотрудничество с этим регионом? Некоторые обозреватели считают, что подспудной борьбы за контракты во многих областях нам не миновать. Испания, США и Китай давно обосновались на континенте. А Россия только недавно вернулась в регион. И оптимизм в нас вселяет как раз недавний визит в Латинскую Америку президента Владимира Путина.

-  Да, для нас в этом регионе возрастает конкурентная борьба. Но в конкуренции я не вижу ничего страшного. Мы должны быть значительно оптимальнее в выборе вариантов сотрудничества. Мы уже просто обязаны работать с латиноамериканцами более энергично и качественно. Да, в Латинской Америке свои позиции стремятся укрепить китайцы, японцы, испанцы, американцы и некоторые другие. Ну и что? Самим нам нужно шевелиться. Не лежать на печи. На конкуренцию пускай жалуются другие. А нам работать надо. И потом, конкуренция для нас не так уже плохо. Она заставляет поспешать, пока не поздно. Вот президент наш совершил визит. Теперь дело за реализацией его итогов. А тут и соглашения о сотрудничестве в области коммуникаций, ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система), которая имеет практическое и военно-стратегическое значение, наши высокие технологии, вертолетостроение и многое-многое другое. Российские вертолеты привлекают наших партнеров в Латиноамерике. Мы уже фактически перевели с кризисной Украины сборку вертолетных двигателей под Петербург. Хотя, конечно, откровенно говоря, года два в военно-техническом экспорте, возможно, будем испытывать некоторые сбои. И это нужно понимать. Противостояние с Западом из-за гражданской войны на Украине накладывает на российскую экономику свой отпечаток. Но не надо бояться трудностей. А следует решать проблемы в своем кругу – с Китаем, Бразилией, Индией и ЮАР. И с дружественными странами Латинской Америки. С ними и нужно кооперироваться, вкладывать в сотрудничество свои преимущества.  

 

- Что вы бы выделили в итогах бразильского саммита БРИКС?

- Прежде всего, то, что он проходил в Латинской Америке и в очень сложной международной обстановке. Важно и то, что наши партнеры по объединению продемонстрировали полное понимание цены и мотивации враждебной позиции Вашингтона и его союзников по отношению к России. Кроме того, БРИКС, как мне представляется, дает и России, и Латинской Америке широкие возможности для диверсификации своих внешнеэкономических связей за счет более полного освоения восходящих рынков Китая, Бразилии, Индии и ЮАР. В ходе саммита члены объединения показали, что они готовы к развороту к практическим задачам. Они подтвердили свое согласованное решение создавать так называемый Новый Банк Развития – эту, по сути, финансовую основу БРИКС и коллективный страховой фонд валютных резервов. «Пятерка» заявила о продолжении усилий по поэтапному формированию механизмов взаиморасчетов в национальных валютах. Отметил бы и важность встречи участников саммита БРИКС с лидерами латиноамериканским объединением УНАСУР – Союзом южноамериканских наций. Общение лидеров показало близость двух объединений и взаимную заинтересованность в широком сотрудничестве и взаимодействии на международной арене. Не могу не отметить, что выступая перед главами государств УНАСУР, Владимир Пути обратил внимание присутствовавших на испанское издание исследования нашего ИЛА РАН «БРИКС – Латинская Америка: позиционирование и взаимодействие». Кстати, об этой книге в канун саммита БРИКС вами было подробно рассказано на портале «Международной жизни», за это журналу большое спасибо.

- О визите президента США в июне в Мексику и Центральную Америку, наверное, говорить не будем…

- Да особенно и нечего. Известно, что там, на встрече с главами Гватемалы, Гондураса и Сальвадора он обсуждал миграционные проблемы и пытался наладить с ними свой великодержавный «диалог». Несовершеннолетние нелегальные мигранты из стран Центральной Америки, задержанные при попытке пересечь границу США, будут решительно возвращены на родину, предупредил своих коллег Обама. Он запросил на эти операции у конгресса от 2 до почти 4 млрд. долларов. Вместе с тем, президент, как сообщало агентство ИТАР-ТАСС, заявил, что считает борьбу с бедностью в Центральной Америке задачей первостепенной важности, и выразил глубокое сочувствие детям-мигрантам. Мол, не надо подвергать детей риску, отправляя их в США.

 

- Владимир Михайлович, теперь мой вопрос о Кубе. Это наш давний и важный друг и стратегический партнер в Латинской Америке. После визита В.В. Путина в Гавану можно говорить о начале нового этапа в наших отношениях. Как теперь они будут развиваться?

- Мы зачеркнули бремя кубинских долгов. Так что в финансовом отношении станет больше возможностей для маневра, для решения текущих проблем сотрудничества. Но я, прямо скажу, не очень верю в то, что теперь российско-кубинское взаимодействие расцветет пышным цветом. И не столько с кубинской стороны, сколько с нашей. Поэтому не стану оценивать перспективы наших связей в превосходных степенях. Да, перспективы стали более надежными, более практическими. Выросли возможности для реализации проектов с обеих сторон, для их инвестирования. Но нам нужно строже и осторожнее относиться к выбору направлений сотрудничества. Я считаю вполне реальными планы создания на Кубе крупного совместного логистического центра, авиационного и морского узла. С ним связаны, на мой взгляд, очень большие перспективы. Куба с его созданием станет крупным перекрестком транспортных путей, зоной активного международного бизнеса в Карибском бассейне. Было бы полезно для нас развивать с Кубой и медицинское взаимодействие, и фармацевтическое, и медицинский туризм на базе кубинских разработок. Мы должны открыть свой рынок для кубинских препаратов. Сейчас нам предстоит еще раз изучить и показать весь спектр возможностей нашего взаимодействия с кубинскими друзьями.

Считаю важным и тот солидарный жест, который сделал в отношении Гаваны Владимир Путин в ходе своего визита: он подчеркнул, что Россия, в свою очередь, будет помогать Кубе в преодолении направленных против нее экономических санкций.

 

- Так, подводя итоги, какие у нас в целом перспективы в развитии отношений с Латиноамерикой?

- Мы должны больше усилий прилагать и на политико-дипломатическом, и на предпринимательском, и на всех других уровнях для скорейшего и стабильного развития российско-латиноамериканских взаимосвязей. Это уже диктуется не чьими-то желаниями, а логикой развития международной жизни и объективными потребностями России.  

 

- Спасибо, Владимир Михайлович, за интересную беседу.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати