Им нужен лишь берег турецкий

09:27 09.06.2014 Вадим Бондарь, аналитик, журналист


Выборы в Европарламент и перестановки ключевых фигур аппарата ЕС затрагивают интересы не только жителей стран-членов союза. За данными процессами внимательно следят в Турции, с 2005 года ведущей переговоры, и ждущей своей очереди на вступление в «семью цивилизованных европейских народов». А в целом, с момента подписания в 1963 году Протокола об ассоциированном членстве Турции тогда еще в ЕЭС, ожидание длится свыше 50 лет. В прошлом году, премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган, не выдержав бесконечных проволочек, нескончаемой череды упреков в несоответствии европейским требованиям и ценностным подходам, критики по каждому поводу и без повода, а также экономической дискриминации по отношению к Турции (об этом я писал в колонке под названием «Турция на распутье»), объявил в телеинтервью, о намерении обратиться к «Шанхайской пятерке» с просьбой о вступлении в ШОС. Но демарш, судя по всему, не был в достаточной степени оценен, ни на брюссельском олимпе, ни в Вашингтоне, с коим «олимпийцы» связаны, как сообщающиеся сосуды. Все главные претенденты на ответственные посты, и в особенности фавориты на должность главы Еврокомиссии, по-прежнему выступают против вступления Турции в ЕС в ближайшем будущем. Так, один из наиболее реальных кандидатов в кресло председателя ЕК, - бывший глава правительства Люксембурга, консерватор Жан-Клод Юнкер, прямо заявил: «тот, кто запрещает Twitter, не понимает будущего».

Начнем с того, что будущее самого Евросоюза под большим вопросом. Если Юнкер выступает за дальнейшее сплочение его рядов, более глубокую интеграцию, а значит бюрократизацию и еще большую утрату всех видов национальных суверенитетов, то целый ряд политиков, среди которых, например такой влиятельный тяжеловес, как премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, такого подхода не разделяют. Они прилагают значительные усилия, с тем, чтобы не допустить избрания Юнкера, поскольку, по их мнению, он не способен управлять ЕС в нынешних условиях. Таким образом, с будущим Евросоюза, с его дальнейшей внутренней политикой, еще с самими далеко не всё ясно и понятно. Жители Старого Света на выборах в Европарламент дали ясно понять, что полны разочарований по поводу состояния дел в сообществе. Во что эти протестные настроения выльются в будущем, не берется предсказать никто. Но то, что в случае малейших признаков начала «Европейской весны» миндальничать с протестующими никто не будет, очевидно уже сейчас. Как следует, к примеру, из анализа, проведённого телерадиокомпанией Rundfunk Berlin-Brandenburg (RBB), с 2007 по 2012 год от пуль немецких полицейских погибли 38 человек, из которых лишь треть были убийцами, террористами или похитителями заложников. А когда в Турции начались стихийные беспорядки, с активным использованием интернет-технологий, и власти заблокировали Twitter, поскольку социальная сеть еще и не подчиняется решениям местных судов, то на них обрушился шквал еврокритики, а Юнкер и вовсе обвинил в непонимании будущего.

Вопрос второй, а понимают ли европейские политики, и тот же Юнкер, что реально происходит в Турции? Судя по заявлениям, мягко говоря, не отчетливо.

Турецкая республика сегодня – это кипящий гражданскими инициативами, внутриполитическими интригами, коррупционными и иными скандалами, котел, с 74 миллионами жителей. Страна с наличием радикальных мусульманских кругов и сильной, пользующейся авторитетом в обществе, армией. Все эти фактора для Турции крайне актуальны, поскольку в любой момент, любой из них может сыграть решающую роль в дальнейшей судьбе государства. Власти вынуждены со всем этим считаться и оперативно реагировать на появляющиеся вызовы.

Все данные факторы тесно связаны с экономической проблематикой. В первую очередь Турции нужно обеспечить устойчивый экономический рост, который бы вовлек в себя все слои населения. В особенности молодежь. Вот, что пишет по этому поводу турецкая газета Milliyet: «Национальный доход на душу населения, в 2002 году составлявший 3,5 тысяч долларов, в 2008 году удалось вывести на уровень свыше 10 тысяч. А что произошло потом? Ведь мы же стали третьей в мире быстрорастущей экономикой (8,9%), которая преодолела глобальный кризис 2008 года, сохранив самые высокие темпы экономического роста? Да, стали, но почему этот успех ни на миллиметр не сдвинул с места благосостояние народа?».

Как видно из последних событий, архитекторам Западного проекта сейчас не до Турции. Они гораздо больше озабочены совсем другой неразрешимой задачей, - при помощи всевозможных санкций и разнообразных инструментов давления максимально окоротить и осадить Россию, отбив ей охоту возражать, а тем более сопротивляться продвижению «демократии», одновременно заставив ее как можно более широко финансировать и экономически поддерживать враждебный ей киевский режим. Самим-то более чем 40 миллионов кормить накладно. Да и избиратель европейский это явно не одобрит. Даже если процесс пойдет на паях со Штатами. Разжигание общественной активности, включая самые радикальные ее формы, приводящие к непредсказуемым последствиям и огромным убыткам, - это, пожалуйста. А отвечать за последствия, да еще материально, - дудки. Эрдоган это всё прекрасно видит и понимает. Поэтому в ответ на критику по поводу блокировки Twitter, и предложил ЕС «заниматься своими делами». В преддверии выборов 2011 года, он поставил цель - поднять к 2023 году уровень национального дохода на душу населения до 25 тысяч долларов. Но, как следует из статьи в Milliyet, успехов в этом направлении пока нет. Торговля со странами ЕС (с которыми у Турции таможенный союз и внутренний беспошлинный режим) обеспечивает не более 40% турецкого товарооборота, и прорывного роста не демонстрирует. Вот и получается, что, судя по высказываниям европейских политических лидеров и показателям турецкой экономики, Запад ничего того, что необходимо сейчас стране - стратегической союзнице, не обеспечивает. Ни понимания, ни поддержки, ни увеличения видимых результатов экономического сотрудничества. Напротив, в самом ЕС со всей остротой встает вопрос возможности повышения устойчивости и обеспечения самостоятельности развития каждой страны-участницы союза. Турецкие макроэкономические показатели выглядят значительно лучше аналогичных данных некоторых государств-членов ЕС, но, как видно это не приближает заветного часа ее вступления в европейское сообщество. Почему?

И это уже третий, но не по значению и актуальности вопрос. В основе ответа на него лежит исламский фактор, о котором в толерантном сообществе открыто и прямо, говорить не принято. Прозрачность политических интересов восточных стран всегда была проблемой для европейцев и Запада в целом. Помимо этого, Запад видит, насколько серьезно ислам уже оказывает влияние в том же Евросоюзе. И это при том, что он представлен там главным образом на частном и общественном уровне приезжих, или уже получивших гражданство западных стран, людей. Если они получат поддержку на государственном уровне со стороны Турции (очевидно временно отказавшейся от исламистской риторики и сделавшей акцент на консерватизм и турецкие ценности), ставшей членом ЕС, то, с одной стороны это еще больше увеличит ряды националистически настроенных коренных европейцев, а с другой лидерам государств союза, станет гораздо труднее защищать и продвигать свои ценности, а также многие политические решения.

При всём при этом, США и ЕС на стратегическом уровне продолжают игры с Турцией в вечную дружбу и нерушимый союз. Во-первых, потому, что она является ключевым государством НАТО в черноморско-средиземноморской связке. Во-вторых, Турция – важнейший коммуникационный континентальный узел. В докладе Европейского парламента 2006 года значимость Турции подчеркивается следующими положениями: «Наличие у Турции потенциала транзитной страны, которая может передавать нефть и природный газ России, Каспийского моря и Персидского залива, повышает стратегическое значение Турции в глазах Европейского союза. Одновременно Турция соединяет Европейский Союз и Ближний Восток и выходит на передний план как важный игрок в Средиземноморье». Но мир меняется. Череда арабских «цветных революций» и события вокруг России, связанные с украинским переворотом, запустили и дали новый импульс развития многим процессам. Например, таким, как дальнейшее российско-азиатское сближение. На днях стало известно, что Россия сняла негласное эмбарго на поставки вооружений и военной техники Пакистану, являющемуся наблюдателем в ШОС и ключевым игроком в афганском урегулировании. Возможно, всё это заметно повлияет и на политику Турции.

Ключевые слова: США Россия Турция ЕС Еврокомиссия ШОС

Версия для печати