США и Западная Европа поддерживают преступный режим в Украине, однако напряженность есть и между союзниками. Призыв ОБСЕ решать ситуацию мирным путем может свидетельствовать о расхождениях между европейскими и американскими политиками в украинском вопросе. Свое экспертное мнение по этому вопросу журналу «Международная жизнь» высказал директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий.
Вопрос: Ваше мнение, какова вероятность того, что Европа и США будут все больше и больше расходиться в позиции по Украине?
- Начнем с того, что объективная ситуация у европейцев и у американцев действительно разная, поскольку Соединенные Штаты по большому счету не имеют на Украине значительных интересов, кроме политических. Даже если посмотреть на товарооборот и инвестиции, то из-за украинского кризиса американцам терять особенно нечего.
То же самое, кстати сказать, касается и отношений с Россией. И если на политическом уровне взаимоотношения США и России являются важными для обеих стран, то для экономического уровня взаимозависимость двух государств очень небольшая. То есть Америка не имеет больших интересов, скажем, на внутреннем российском рынке и не связана с поставками сырья из России.
И наоборот, Западная Европа очень сильно связана с Россией и Украиной. Уровень западноевропейских инвестиций в Украину достаточно высок, кроме того, через Украину идет транзит газа в Западную Европу. И, опять же, сколько бы на Западе ни говорили про энергетическую независимость, а так или иначе российское сырье западноевропейской промышленности и хозяйству в целом нужно.
Это же касается и инвестиций в Россию, потому что большая часть иностранных инвестиций, которые находятся в России, принадлежат все-таки европейским компаниям, в частности, значительная часть принадлежит компаниям Германии.
Правда, я не беру еще такого грандиозного инвестора, как остров Кипр. Понятно, что это все офшорные деньги, но, с другой стороны, это тоже часть западноевропейской экономики. Поэтому в Евросоюзе прекрасно понимают, что любые санкции, которые будут направлены против России, скорее всего, ударят в большей степени именно по европейским странам и по их компаниям.
Поэтому в Западной Европе к санкциям относятся крайне осторожно, и ситуация в этих странах сейчас несколько иная, чем в США.
Но есть второе обстоятельство, касающееся состояния общественного мнения. Дело в том, что все-таки для американского общества Украина – это что-то очень далекое и малопонятное, и в этом смысле проблем в проведении внешней политики у администрации Обамы на украинском направлении сейчас пока еще немного. Еще нужно учитывать тот факт, что большая часть американцев даже не знает, где находится Украина, и многие из них вообще узнали о существовании этой страны в течение последних нескольких месяцев.
Совершенно иная картина в Западной Европе, где нарастает скептическое отношение к нынешнему украинскому режиму. И для Ангелы Меркель, и для чиновников Еврокомиссии, и вообще для бюрократии Евросоюза это очень большая внутренняя проблема.
Вопрос: Вы имеете ввиду отношение многих европейских стран к Евросоюзу?
- Да, мы же прекрасно понимаем, что, скажем, тот же Евросоюз и его бюрократия крайне непопулярны в большинстве европейских стран, включая, кстати, Германию. И то, что они сейчас поддержали новый режим в Украине абсолютно безоговорочно, является очень серьезной угрозой для их собственных внутренних планов, потому что еврочиновники становятся заложниками некомпетентного, недееспособного и потенциально преступного режима.
Кстати говоря, мы это уже видим сейчас по событиям в Одессе и по общим настроениям, которые фиксируются опросами даже в той же Германии. И это все создает потребность в более осторожной политике. Я думаю, что в ближайшее время мы увидим, как в Западной Европе будут постепенно, очень осторожно, стараясь не делать резких движений, все-таки дистанцироваться от Киева и занимать более взвешенную позицию.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs