Россия официально получила документ Комиссии ООН по континентальному шельфу об удовлетворении заявки на признание анклава в Охотском море российским шельфом. С просьбой рассказать об этом событии наш журнал обратился к главному научному сотруднику сектора международно-правовых исследований ИГП РАН Василию Гуцуляку.
Вопрос: Какое значение имеет для России решение Комиссии ООН?
- Это значение в определенной степени политическое, поскольку действительно давно шли споры вокруг этого района. Фактически Российская Федерация начинала проводить исследования и другие меры, связанные с освоением шельфа, а сейчас получены легальные основания для того, чтобы продолжать эту деятельность в более серьезных масштабах и уже с учетом принятого Комиссией ООН решения.
Практическое значение заключается в том, что, к сожалению, число источников энергоресурсов на сухопутной части нашей планеты продолжает неуклонно сокращаться.
Нефтяные скважины выработаны в таком объеме, что уже не позволяют надеяться на будущее. По оценкам некоторых ученых, лет через тридцать мы столкнемся с нехваткой углеводородов.
Что же касается континентального шельфа, то это практически нетронутые запасы. Это своеобразная кладовая, которая лишь только начинает осваиваться.
И поэтому, конечно, значение очень серьезное, поскольку есть все предположения относительно того, что шельф содержит очень большие запасы углеводородов.
И это не упоминая о том, что обычно континентальный шельф содержит и другие запасы. Многие говорят, что на нем представлена практически вся таблица Менделеева. Поэтому практическое значение, я думаю, будет оценено со временем.
Хотя надо отметить, что себестоимость добычи тех же углеводородов пока, конечно, достаточно высока в сравнении, например, с добычей на сухопутной части нашей планеты. Но есть все основания полагать, что в будущем, видимо, альтернативы не будет, и, я считаю, с этой точки зрения и нужно оценивать значение расширения континентального шельфа.
Вопрос: Какие перспективы у России по расширению континентального шельфа?
- Что касается подачи заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, то нужно сказать, что она подается уже не в первый раз.
Обычно бывает так: если, к примеру, заявка отклоняется, то государство не имеет права снова обращаться в эту Комиссию с заявлением о расширении границ континентального шельфа.
Но эта заявка была не отклонена, я имею в виду первичная заявка, а фактически Комиссия приняла решение о том, что Российская Федерация должна привести больше оснований для того, чтобы претендовать на этот шельф.
И, кроме того, одним из условий удовлетворения заявки является снятие каких-либо возможных претензий со стороны третьих государств.
И если мы говорим о перспективе удовлетворения этой заявки, то, действительно в свое время было несколько экспедиций в Арктику, основной задачей которых было проведение добычи образцов грунта, образцов почв.
Это связано с тем, что нужно было привести реальные доказательства того, что фактически этот континентальный шельф, заявку о котором рассматривала Комиссия, является естественным продолжением российского континентального шельфа.
И как мне представляется, видимо, эта работа, которая продолжалась в течение нескольких лет, подходит к завершению. По крайней мере, геологические изыскания, видимо, все-таки предоставляют достаточно убедительную картину.
Вопрос: А что по поводу снятия претензий других государств?
- А вот что касается снятия претензий, тут, наверное, нужно говорить, что пока вряд ли мы можем рассчитывать на то, что другие государства молча будут взирать на действия России в связи с расширением континентального шельфа.
Тем более, я полагаю, что эта проблема осложнится событиями последнего времени, когда, собственно, по отношению к России уже начинают реально вводиться санкции. И поэтому, как мне кажется, договариваться будет намного сложнее, чем раньше.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs