Националистическая пропаганда оставалась господствующим идеологическим дискурсом на протяжении всех двадцати двух лет украинской независимости. За это время выросло целое поколение молодежи, ничего другого не слышавшее, и считающее такое положение вещей вполне нормальным. Из дикого маргинального явления, замкнувшегося в границах западно-украинских регионов, украинский национализм превратился в идеологию, вдруг вскарабкавшуюся на самый верх государственной идеологической пирамиды. Сегодня ячейки националистических партий есть там, где их никогда ранее не существовало – в Одессе, Донецке, Севастополе, Ялте. Для многих уже давно в прошлом факт, что эти земли входили в состав Новороссии и Области Войска Донского.
Если на заре украинской независимости националистические настроения доминировали в среде молодежи, чьи незрелые годы пришлись на время горбачевской «оттепели», то сейчас националистическая аудитория расширилась за счет пожилых лиц. Люди поддаются беспрерывному идеологическому воздействию, и расстаются с прежними взглядами, некритично воспринимая подаваемые им националистические информационные блюда. Кадры с Евромайдана выхватывали немалое количество киевлян зрелого возраста, радостно подносивших камни штурмовикам, которые швыряли этими камнями в милицию.
Украинский обыватель более двух десятков лет находится в состоянии информационного оболванивания, теряя способность адекватно воспринимать политические реалии. Справедливое социальное недовольство спокойного большинства смыкается с правонационалистическими взглядами пассионарного меньшинства. Забитое нуждами украинское население готово требовать свержения власти даже под неонацистскими флагами, тем более что украинский неонацизм получил частичную легитимацию уже тем, что его элементы содержатся в государственной идеологии независимой Украины. Постепенно приучаемый к малым дозам ультрарадикализма, украинский обыватель начинает спокойно воспринимать более крупные порции неонацистской идеологии, свыкаться с ними, и считать их неизбежной составляющей внутриполитического пейзажа.
Не важно, кто стоит у власти в Киеве, пророссийский или прозападный президент: украинский национализм никуда не исчезает. Его могут временно вывести в тень, чтобы не шокировать демократическую общественность, и там, в тени, будут подкармливать и содержать, чтобы он не потерял в политическом весе. Полнотелый и пышущий энергией, украинский национализм затем вновь заявляет о себе на всю страну, когда того требует политическая конъюнктура. В поисках идеологической и исторической опоры идеи украинской государственности Киев может опереться только на два полюса, ибо tertium non datur. Это либо идеология культурного и политического единства Руси, и тогда Украина становится «слепком» единоверной России (в цивилизационно-политическом плане), либо идеология раскола единой Руси, в пылу которого важно найти противоположную государственно-идеологическую модель, при которой Украина позиционирует себя, как «не Россия». И во втором случае украинский национализм – незаменимое средство.
Украинский национализм – это уже не занятие кучки заигравшихся интеллигентов, одиноко стоящих с желто-голубыми флажками на улице, под огнем искрометных шуток проходящих мимо сограждан (так было в конце 1980-х). Украинский национализм перешел в милитаристскую стадию, а в лоне украинского националистического движения появились свои «силовики» - ультрарадикальные организации «Правый сектор», «Белый молот», «Патриот Украины», УНА-УНСО и др. Члены некоторых из этих организаций принимали участие в боевых действиях в Приднестровье (на стороне Тирасполя), Чечне (на стороне исламских экстремистов), Абхазии (на стороне Грузии) и в Южной Осетии (тоже на стороне Грузии). Тогда в задачу входило прогнать через участие в боевых действиях как можно больше людей для получения ими боевого опыта.
В годы отсутствия военных конфликтов украинские националисты продолжали военную подготовку в лесах, горделиво выкладывая затем фотографии на своих официальных сайтах: автоматы, пистолеты, боевые патроны, камуфлированная форма, маски, гранаты. Все это мы потом увидим в Киеве на Евромайдане. Поразительно, но пока украинские суды и прокуратура брали в оборот представителей пророссийских организаций (хотя пророссийские организации никогда не были замечены в проявлении вандализма, радикализма или эскалации уличного насилия), сказавших какое-нибудь неосторожное слово, украинские ультрарадикалы совершенно открыто проводили учения для своих боевиков, обучая обращению с оружием и взрывчатыми веществами. О недостатке финансов на подобные мероприятия, как я понимаю, речи не было.
Вместе с подрастающим молодым поколением украинский национализм проник на студенческие кафедры. Сегодня молодой преподаватель-националист – тоже не редкость в украинских вузах. Причем степень радикализации его взглядов может существенно отличаться: от сочувствия праворадикальной «Свободе» до т.н. «светского национализма», когда человек сам не является радикалом, но благосклонно относится к преступному наследию ОУН-УПА и считает, что национализм – лучшее средство защиты государственных интересов. Особенно много людей с такими взглядами в украинских вузах среди историков и филологов, т.к. история и филология – главное поле боя украинского национализма, если не считать поле реальной политики.
Сегодня украинское общество находится на новом витке радикализации. Народ, потерявший в Великую Отечественную войну более 4 млн. жизней, сделался удобным орудием националистической пропаганды. Нагнетание националистической истерии – таковы перспективы Украины на ближайшие годы. Сейчас представители праворадикальных партий заняли высокие посты в министерстве образования, генпрокуратуре, МВД. Украинский народ остается один на один с мощной административной машиной, чьи «рулевые» объявляют себя идейными наследниками ОУН-УПА и дивизии СС «Галичина».
Украинский национализм - идеологическое «топливо» Евромайдана. Для того, чтобы ультрарадикалы попали во власть, пройдя процесс юридической легитимации, необходимо было достичь определенного уровня националистический настроений в обществе. Этот уровень был успешно достигнут за последние двадцать лет.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs