На минувшей неделе в Венесуэле прошли марши сторонников и противников президента Мадуро. Массовые акции протеста против действующего президента страны и его правительства продолжаются уже более десяти дней. О ситуации в стране журналу «Международная жизнь» рассказал ведущий научный сотрудник института стран Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский.
Вопрос: Какова ситуация в Венесуэле в настоящее время?
- Ситуация в Венесуэле остается достаточно сложной. Страна расколота примерно пополам. Соотношение меняется, но, начиная с президентских выборов, а потом и местных выборов, результаты которых показывают, что ситуация, в принципе, такова: примерно половина населения «за» Мадуро и действующую власть, и примерно половина – «против».
Пропорции меняются, но все равно противостояние сохраняется. За время, прошедшее с выборов, экономическая ситуация ухудшилась и остается сложной.
Инфляция в Венесуэле превысила 50 процентов, есть дефицит товаров и услуг и сохраняется высокий уровень насилия. Каракас стал одним из самых опасных городов континента. Это вызывает большое недовольство населения, особенно среди людей более состоятельных.
Массовые акции протеста против правительства продолжаются все время. Что касается оппозиции, она достаточно неоднородна, какова и была с самого начала.
В оппозиции более 20-ти партий и организаций, и они довольно разные. Во время выборов им удалось выступить единым фронтом, поддержавшим Каприлеса Радонски, а теперь разногласия среди оппозиции усиливаются. И сам Каприлес Радонски, насколько мне известно, склонен к конституционным методам действий, то есть он рассчитывает на то, что по венесуэльской конституции президента можно отозвать с половины президентского срока и провести референдум.
Видимо, часть оппозиции надеется на досрочные выборы. А часть оппозиции склонна к уличным акциям протеста и поддерживает радикальную молодежь. Поэтому, на мой взгляд, существуют прежде всего глубокие внутренние причины, вызывающие раскол оппозиции.
Вопрос: Какова роль США в происходящем?
- Понятно, что США не нравится Мадуро, но мне кажется, что они в большей степени все-таки заинтересованы в сохранении стабильности в стране.
Венесуэла является крупным поставщиком нефти в Соединенные Штаты. Несмотря на плохие политические отношения, экономические отношения все-таки сохраняются. Насколько тут сильна роль США? Само венесуэльское правительство обвиняет Соединенные Штаты, естественно, во вмешательстве: были высланы три американских дипломата, которых обвинили в организации акций протеста. Но я думаю, что эти акции протеста существуют сами по себе и вряд ли можно говорить о внешнем вмешательстве.
Вопрос: Ваше мнение, каковы перспективы развития ситуации в стране?
- Что будет дальше, пока сложно сказать, но очевидно, что если экономическая ситуация будет такой сложной, то акции протеста будут продолжаться.
Еще одна экономическая причина – это отсутствие валюты и «черный рынок». То есть официальный курс и реальный курс валюты отличаются более чем в десять раз. И поскольку правительство разрешает проводить сделки по официальному курсу только каким-то определенным экспортерам на какие-то острые нужды, а все остальные покупают валюту на «черном рынке» - это большой удар по промышленности, по частному сектору и так далее. Поэтому ситуация долго будет нестабильной, а чем все это закончится, пока сказать трудно.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs