Главы внешнеполитических ведомств России и Эстонии подписали договор о российско-эстонской границе. О значении этого договора и о российско-эстонских отношениях своим экспертным мнением поделился ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО (У) МИД России Михаил Александров
Вопрос:Расскажите, пожалуйста, почему до сих пор не было договора о российско-эстонской границе и о значении подписанного договора.
- Российско-эстонский договор о границах был подписан в 2005 году, но затем при ратификации эстонская сторона внесла в ратификационный закон положение о Тартуском мирном договоре.
Это фактически означало, что договор о границе ставится под вопрос, потому что в Тартуском мирном договоре были несколько иные границы. После этого российская сторона предприняла беспрецедентный шаг и официально отозвала свою подпись под договором. И с тех пор шли постоянные перетягивания каната между Москвой и Таллином.
Эстонская сторона хотела всячески не допустить того, чтобы Тартуский договор не упоминался. А для российской стороны это было совершенно неприемлемо.
Дело в том, что Эстония рассматривает себя как преемника довоенной республики Эстония, у которой были несколько иные границы. В принципе, Эстония согласна с новой линией прохождения границы, но преемственность с досоветской государственностью хотела бы зафиксировать и в договоре, и в соответствующих документах, связанных с ратификацией договора. Но для российской стороны это неприемлемо, потому что таким образом встает вопрос, связанный с территориальными претензиями.
И вообще, мы считаем, что Эстония не является продолжателем довоенной Эстонской Республики, а является просто одной из союзных республик СССР, вышедших из состава Советского Союза. То есть ее легитимность уже берется от Советского Союза, а не от довоенной Эстонской Республики. Вот это принципиальный спор, он до сих пор не решен, и в принципе как-то попытались стороны решить его в рамках договора.
То есть в договоре есть упоминание о том, что он касается только ситуации с границами и не распространяется ни на какие другие вопросы.
Ну, конечно, написать можно все, что угодно, но на самом деле, если границы изменились, то это произошло по каким-то причинам. Изменились они именно потому, что Эстония является правопреемницей Эстонской ССР. И что бы там Эстония ни пыталась записать, кроме прямых ссылок на Тартуский договор, конечно, то все равно этот вопрос будет истолкован в сторону российской позиции.
Поэтому есть определенные вопросы по поводу того, какова дальше будет судьба этого договора? Не получится опять, как в прошлый раз, что эстонцы попытаются в процессе ратификации применить опять какие-то оговорки, ссылки и так далее? И опять России в этом случае придется отозвать свою подпись.
Вопрос:Какие основные вопросы обсуждались министрами на встрече?
- Обсуждались вопросы этого договора и вопросы по разграничению морских пространств в Финском заливе.
И еще, естественно, Россия поднимала вопрос о положении русского меньшинства в Эстонии, где, как мы знаем, сейчас проходит неблагоприятный процесс перевода всех русских школ полностью на эстонский язык. Запрет о преподавании на русском языке в высших учебных заведениях, даже в частных, сохраняющееся положение негражданства значительной части русского населения Эстонии. Вот эти вопросы поднимались и обсуждались на встрече. Но, как мы видим, пока никакой подробной информации об этих переговорах нет.
Вопрос:Ваше мнение о перспективах российско-эстонских отношений?
- На встрече была достигнута договоренность о том, что в конце этого года состоится визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Эстонию, и это очень положительный момент.
И это, конечно, обнадеживающий момент, который наводит на мысль о том, что возможны какие-то положительные подвижки в этом вопросе. Но я так понимаю, что все это будет связано с реальным поведением эстонской стороны, то есть с тем, как пройдет ратификация договора о границе, как Эстония будет вести себя дальше в отношении российских соотечественников, проживающих на ее территории.
И тут возможны опять какие-то негативные события. Дело в том, что часть эстонского общества, эстонской элиты, которая имеет прозападные настроения, хочет постоянно поддерживать конфронтацию с Россией. Им это выгодно и в своих собственных интересах, потому что таким образом они поддерживаются Западом, там растет их статус и таким же образом они легитимизируют свое собственное пребывание у власти.
Поэтому нельзя исключать, что каких-то существенных позитивных изменений не будет, визит Лаврова не состоится, и в результате российско-эстонские отношения останутся фактически в том же замороженном состоянии, в каком они находились до нынешнего момента.
То есть я не испытываю большого оптимизма по поводу развития российско-эстонских отношений до принципиального изменения политики в Эстонии, как в отношении русского населения этой страны, так и в отношении России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs