- Международный валютный фонд постоянно давал кредиты и Югославии, а теперь и Сербии и Черногории. Намерены ли вы и дальше брать кредиты у МВФ?
Вук Драшкович: Нам, к сожалению, кредиты пока нужны. Но кредиты очень опасная вещь. У нас ещё достаточно много старых долгов. Через два года мы можем попасть в долговое рабство. Мы должны просто понять, что шансы Сербии и Черногории в развитии собственной экономики. Сербия и Черногория - богатая страна, у нас развитое сельское хозяйство, энергетика, прекрасная сырьевая база, образованные люди и хорошие кадры. Кроме того, процесс приватизации открывает шансы для иностранных инвестиций. Ещё недавно российские фирмы не имели возможности работать у нас нормально - они подвергались дискриминации. Сейчас мы должны создать все благоприятные условия для того, чтобы российский бизнес принял самое активное участие в нашей приватизации. Это позволит нам намного быстрее оздоровить нашу больную экономику. Я думаю, что вообще нужно поставить точку в политике кредитов. Мы не нищие, мы не попрошайки. Я считаю, что с кредитами нужно быть очень аккуратными.
С требованиям Международного валютного фонда нужно соглашаться только в том случае, если они отвечают нашим интересам. И следует отвергать то, что мешает нашему развитию. Есть очень хороший пример нашего соседа Словении. Мы жили вместе с ней в одном государстве, в одной общественной системе 70 лет.
Сегодня Словения - независимая страна, член ЕС и НАТО. Нужно отметить, что словенцы нередко вообще не соглашались на рецепты МВФ, особенно на те, которые мешали ее развитию. Я хочу особенно подчеркнуть, что, если так делали словенцы, которые достигли высокого уровня жизни всего за 12 лет, то почему же нам не пойти по их пути. Их замечательный пример достоин подражания.
- Господин Драшкович, месяц назад вы были в Москве. У Вас были встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, ведущими политиками нашей страны. Как вы оцениваете нынешнее состояние наших отношений? Как будут они складываться в дальнейшем?
Вук Драшкович: Сейчас мы живем в новых политических и экономических условиях. Наступили, как говорится, другие времена. Руководителям и государственных, и частных предприятий Сербии и Черногории нужно понять, что сейчас Россия не та, что была во времена СССР. О том, что было 30 лет назад следует забыть. Тогда СФРЮ могла продавать Советскому Союзу все, что она не могла разместить на Западе. И советские люди были рады всему, что имело знак “Сделано в Югославии”. СФРЮ хорошо зарабатывала “на братских связях” с Москвой. Сегодня сербские и черногорские бизнесмены могут вернуться на российский рынок. Но только с качественными и недорогими товарами, с конкурентноспособной Западу продукцией. А мы, в свою очередь, должны создать все условия для того, чтобы российские товары, российский капитал были на рынке Сербии и Черногории. Только в этом случае мы можем ожидать многократного увеличения нашего товарооборота.
Я хочу особенно подчеркнуть следующее. Наши экономические связи необходимо строить, учитывая новые политические реалии, новые отношения между Москвой и Белградом. Почему я говорю об этом? Когда я в июне был в России, то очень критично говорил о наших прежних ошибках в отношениях с Москвой. Я сказал, что нужно забыть политику, которая использовалась во времена Слободана Милошевича. Она сводилась к следующему: Москва здесь в Белграде часто говорила, что надо делать, как вести себя с Западом, с США, с НАТО. Мы воспринимали эти братские указания и выполняли их. А это часто приводило к кризису в отношениях с западными партнерами. Мы были заложниками неправильной политики, которую на Балканах пытался реализовать Слободан Милошевич.
И, второе, нужно исправлять и промахи, которые были допущены после того, как к власти в Белграде осенью 2000 года пришли демократы. Тогда руководство ориентировалось только на Запад. О России стали забывать. Начали принижать ее экономическую и политическую роль и в мире, и в нашем регионе. Нам следует устранить и эту ошибочную точку зрения некоторых местных политиков. Россия была и будет нашим главным партнером. И об этом нужно помнить всегда. Сербия и Черногория хочет, чтобы Российская Федерация была мощным государством. Она всегда играла очень важную и в ООН, и в ОБСЕ, и Совете Европы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs