Армяне – один из самых дисперсных народов, и в самой Армении армян живет меньше, чем за ее пределами. Но, если об армянах в Турции или Франции слышали многие, то о жизни армянской диаспоры в Польше известно меньше.
Согласно польским источникам, впервые под польской властью армяне оказались в XIV в. , когда Червонная Русь (историческое название части современных западноукраинских областей) перешла под контроль Польской Короны. На Русь же армяне попадали по торговым делам, а также переселялись из-за притеснений, чинимых турками. Расселению армян в Львове и его околицах способствовал князь Галицкий Лев, основатель города. Вскоре в львовских предместьях образовалась сравнительно многочисленная армянская диаспора (писмьенные источники упоминают о ней уже в XI в.). Через Львов, Перемышль, Краков пролегал маршрут армянской эмиграции дальше на Запад.
Но не только из купцов состояла рамянская диаспора на землях Речи Посполитой. Были среди них и люди воинского сословия, которые служили наемниками у разных князей (в ту эпоху наемничество было повсеместным явлением), в т.ч., в Галицкой Руси.
Компактные поселения армян служили магнитом, привлекающих еще больше переселенцев. Вскоре не только в Львове обосновалась армянская колония, но и во многих других городах восточной Польши – Замостье, Станиславов, Кременец. Эти земли в польской истории получили наименование «кресов всходних» - «восточных территорий», т.к. принадлежали Польской Короне, но населены были, преимущественно, русинским населением. Здесь, на перепутье этносов, конфессий и культур, и расцвела армянская колония, прославившаяся искусными ремесленниками и купцами. Приоритетеом армянских купцов была торговля с Востоком, который они знали и понимали. Через армян в Польшу, и, дальше в Западную Европу, попадали восточные товары.
Православие, униатство, католичество сплелись в тугой узел на «кресах всходних». Польские армяне веками сохраняли верность своей религии, но к XVII в. наметился постепенный переход в католичество. В 1630 г. львовские армяне получили даже собственное архиепископство, но сохранили староармянский язык в качестве литургического (1).
Желая видеть Польшу влиятельной державой, польские короли развивали дипломатические контакты со странами Востока (Персия, Турция). В таких делах они прибегали к посредничеству армянских переговорщиков, и часто именно армяне выполняли роль посланников Речи Посполитой в указанных краях. Несмотря на различие менталитетов и культур, армяне и поляки лего находили общий язык. Истории не известны факты, которые бы свидетельствовали о польско-армянских конфликтах. Более того, армяне были одним из самых законопослушных народов Речи Посполитой. В XVII в. Король Ян III Собесский даже вынашивал план организации антитурецкого восстания в Армении в обмен на признание армянами верховенства Папы Римского.
Армянам не удалось полностью избежать ассимиляционных процессов, что не удивительно, если учесть факт многовекового проживания в польско-католическом окружении. Они полонизировались, принимали католицизм. Некоторые получали шляхетское звание, жили в своих шляхетских имениях, носили польские имена и фамилии, и уже ничем, кроме физиогномии, не отличались от поляков. Распространенным явлением было добавление к армянским фамилиям окончания «– ич» - традиционного для польско-русского порубежья: Вартанян – Варатнович, Манукян – Манукевич, и т.д.
В польскую науку и культуру армяне тоже внесли заметный вклад. Это писатель и путешественник XVI в. Симеон из Замостья, поэт-гуманист Шимон Шимонович, лингвист и составитель армянско-латинского словаря Степанос Рошка, философ и педагог XVIII в. Гжегож Пирамович, монах-доминиканин XIX в. и автор «Жизнь выдающихся армяе в Польше» Садок Баронч, композитор Юзеф Никорович, профессор Краковской академии изобразительного искусства Теодор Аксентович.
В число польских геополитиков входит публицист Ян Захариасевич. В 1860 г. он ввел в в геополитический дискурс понятие «западных территорий» (kresy zachodniе), под которыми подразумевались польские земли, оказавшиеся после 1815 г. под властью Пруссии. Понятие «западных территорий» было калькой термина «восточные территории». Представители «польской западной мысли» отстаивали приоритет расширения польского влияния на запад, считая восточную политику Варшавы геополитическим просчётом, поскольку количественно польский этнический элемент преобладал в великопольских воеводствах, расположенных на западе страны, в то время как на востоке польское меньшинство существовало инородном этническом окружении. Продолжателем дела Я. Захариасевича можно считать известного польского геополитика Зигмунта Войцеховского (1900-1955), который в 1944 г. учреждает в Познани Западный институт, в стенах которого эволюция политических событий у западных границ Польши была подвергнута нюансированному анализу.
Одним из идеологов Организации Украинский Националистов (ОУН) в 1930-1940-х гг. был Юлиан Вассиян, выходец из армянской диаспоры. Но это было исключением. Большинство армян страдали от террора ОУН-УПА наравне с поляками и местными евреями, в т.ч. в результате Волынской резни 1943 г. Это привело к тому, что часть армянского населения «кресов всходних» переселилась на запад Польши, и до сих пор там существуют армянские диаспоральные ячейки (Вроцлав, Гданьск, Катовице).
Надо сказать, что в XIX в. Наблюдался всплеск интереса польского общества к Кавказу, и к Армении, в частности. Тогда же в лоне полськой литературы сложилась т.н. «кавказская школа» (Тадеуш Лада-Заблоцкий, Артур Лейст, Кароль Калиновский, Юлиуш Струтинский, Михал Бутовда Андрейкович и др.). Ее представителями были польские поэты и публицисты, сосланные царским правительством на Кавказ или попавшие туда по долгу службы. Из этой когорты особенно глубокими знаниями Армени и ее культуры обладал Артур Лейст, автор труда «Цивилизационные устремления грузин и армян». Произведения членов «кавказской школы» пользовались популярностью у польской публики, и публиковались в российских, польских и иных зарубежных изданиях.
История «польской Армении» еще ждет своего исследователя. Нельзя не обратит внимание на факт ускоренной ассимиляции полських армян как раз в последние век-два. В чем причина такого ускорения: в естественном процессе слияния с главенствующим этническим окружением, который, рано или поздно, должен был бы начаться или в глобализационных процессах, подстегнувших ассимиляционные тенденции? Наверняка, и в том, и в другом. В наш век ускоренного капитализма очень сложно народу, оторванному от малой родины, сохранить в полном объеме свою самобытность и самосознание. Тем не менее, в Польше проживают еще восемь тысяч потомков первых армянских поселенцев времен Речи Посполитой, которые декларируют при переписи населения свою принадлежность к армянскому народу.
1) Krzysztof A. Wozniak “Ormianie polscy”
2) В. Гулевич «Кресы заходни» как геополитическая альтернатива «кресам всходним» («Западная Русь», 04.04.2012)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs