Возможно, Россия в первом квартале нынешнего года подаст иск к Евросоюзу в рамках ВТО по третьему энергопакету. Об этом заявил замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев. О сути энергетических проблем между Россией и ЕС и о возможных вариантах их решения в интервью нашему журналу рассказал президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
Вопрос: Какие проблемы существуют между Россией и ЕС по энергетике на сегодняшний день?
- Прежде всего, стоит сказать о сути существующих проблем. Еврокомиссия и все, кто к этому причастен, вообще Евросоюз, стараются, где только можно, подставить нам ножку и помешать развитию нормальных отношений.
Поэтому появляются самые разные варианты, в том числе и третий энергопакет. Если говорить о «Южном потоке», то сегодня как раз основные проблемы связаны именно с третьим энергопакетом и той позицией, которую занимает Еврокомиссия и комиссары по энергетике.
Причем Россия достаточно давно ведет самые различные обсуждения, споры, доказывает и высказывает свою точку зрения. К сожалению, в Еврокомиссии не очень хотят нас слушать.
Еврокомиссары уперлись в какие-то свои вопросы, причем часто именно какие-то амбиции или идеологические шоры не позволяют им внимательно посмотреть на сущность вопроса. Ведь что такое сегодня третий энергопакет, который очень серьезно затрагивает наши интересы? Он предполагает, что те газопроводы, которые мы строим, в том числе и «Нордстрим», и «Южный поток» должны зарезервировать минимум 50 процентов для поставки газа других производителей и тех, кто добывает газ.
Что касается «Северного потока», то нет других производителей, кроме нас. Но тем не менее, все равно нельзя загрузить более, чем наполовину. Это касается и «Южного потока».
Есть страны, например, балканские, и Сербия, и Черногория, и ряд других, и Италия с которыми мы уже заключили соглашения и которые готовы принимать участие в строительстве газопровода «Южный поток», а Евросоюз считает, что они не имели права заключать такие соглашения и давать согласие на свое участие. А почему нет? Вообще говоря, это нарушение любых норм международного права. Евросоюз не может диктовать сегодня ни одной из стран, как ей себя вести на мировой арене и как заниматься усовершенствованием собственной экономики.
Ведь сегодня российский газ – это возможность решения многих экономических, да и социальных проблем - зимы в Европе и в США становятся все холоднее, а газ нужен для отопления, то есть чтобы поддерживать нормальную жизнь.
Поэтому вопрос заключается в том, что не очень кто-либо хочет, чтобы мы, россияне, и наш «Газпром» присутствовали достаточно активно на европейском топливном рынке. Я имею в виду газовый рынок прежде всего, но это касается и остальных рынков.
Вопрос: Какая есть перспектива достичь договоренностей между Россией и ЕС?
- Какая перспектива договоренности? В мае нынешнего года должны быть новые выборы в Европарламент. И если туда придут все же здравомыслящие люди, то возможно, что мы найдем какие-то решения, которые будут приемлемы и для России, и для Евросоюза.
Если таких людей не будет, то будем по-прежнему переговариваться, перетягивать канат, что мы и делали на протяжении последних 15-20 лет.
Но я все же считаю, что рано или поздно элементарная логика и, что главное, экономический интерес возобладают. В принципе, главная движущая сила любого развития - это интересы и отдельных людей, и стран, и даже групп стран. Ведь наш газ является самым выгодным топливом для Европы.
Поэтому то, что европейские страны сегодня перевели на угольную генерацию большое количество своих электростанций, что не очень хорошо. Ведь они все время говорили о том, что заботятся об экологии. Но как только американский уголь стал немного дешевле нашего газа, - все, они забыли об экологии, забыли об изменениях климата и начали переводить свои электростанции на угольную генерацию. Хотя в Европе не все поддерживают такой подход. Поэтому я полагаю, что надо нормально работать – это и есть перспектива договоренностей между Россией и ЕС.
Я считаю, что проекты должны прежде всего базироваться на четкой, сырьевой базе. У нас такая база есть. А в Азербайджане, например, ее пока нет. Туркмения сегодня смотрит в сторону Китая и Ирана.
Поэтому, конечно, если говорить о длительной перспективе развития экономики Европы, то она должна опираться прежде всего на возможности российского газа и российской нефти. Тогда это будет достаточно нормальное и устойчивое развитие экономики Евросоюза в целом и отдельных европейских стран в частности.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs