На днях президент США Барак Обама подписал федеральный бюджет страны, который позволяет финансировать деятельность американского правительства до 30 сентября, т. е. до окончания 2014 финансового года. О новом федеральном бюджете, о госдолге и об экономике США интервью журналу «Международная Жизнь» дал Заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Супян.
Вопрос: Виктор Борисович, расскажите, пожалуйста, о новом бюджете США?
- Действительно, довольно важное событие произошло в США. Обе палаты Конгресса приняли бюджет, который будет действовать в стране до 1 октября текущего года. Это будет бюджет 2014 финансового года.
В соответствии с этим принятым бюджетом 1 триллион и 100 миллиардов долларов будет ассигновано на расходы по различным федеральным ведомствам.
В принципе, это результат компромисса. Потому что, если бы он не был принят, то уже к концу января, как это было в октябре минувшего года, финансирование государственных ведомств США прекратилось бы. Поэтому это очень важное достижение.
По большинству статей есть небольшие сокращения расходов. Ну, например, предусмотрено потратить 92 миллиарда долларов на военные операции в США за рубежом, в основном, это Афганистан, и это на один миллиард меньше, чем было годом раньше. На оборону в целом бюджет предусматривает расходы в размере 487 миллиардов долларов, это на 14 миллиардов меньше, чем в прошлом году.
Почти не затронули сокращения очень важную статью бюджетных расходов, которую отстаивал Обама, а именно - реализация планов по реформе здравоохранения. То есть можно сказать, что здесь он добился того. чего хотел, то есть финансирование идет по минимальному уровню от того, чего добивалась администрация, но серьезных сокращений нет. Это 3,7 миллиарда долларов, в основном, на центры по программам «Медикер» и «Медикейд», которые занимаются государственными программами и реализацией этой новой инициативы Обамы в области здравоохранения.
Я думаю, что нет смысла перечислять все статьи расходов, по большинству из них, повторяю, существенных сокращений нет. Некоторые сокращения есть, исходя из того, что требовали республиканцы, но в целом позиция администрации в этом бюджете учтены. Можно, например, отметить еще такую деталь: не увеличивается зарплата вице-президента Джо Байдена, она как была в размере 232 тысячи долларов в год, так и остается. То есть здесь есть определенная экономия, даже нет никакой индексации, что обычно бывает.
То есть бюджет сверстан в соответствии с требованиями, в основном, администрации президента. При этом, конечно, учитывались и позиции конгрессменов, и сенаторов обеих партий.
Скажу еще раз, что это очень важный этап в процессе согласования интересов и очень важный результат, который показывает, что при наличии доброй воли и понимания ответственности обе партии, в том числе и исполнительная, и законодательная власть, результата достичь могут, и могут не допускать того, что произошло в октябре, когда были заморожены все расходы на государственные ведомства.
Вопрос: А что Вы можете сказать по поводу госдолга США?
- Следующим важным этапом решения финансовых проблем будет вопрос о потолке государственного долга. К середине февраля он должен быть поднят. Потому что, если этого не сделать, то опять-таки не будет средств для текущих платежей по государственному долгу. А ежегодные платежи по госдолгу – это примерно 400 миллиардов долларов, и это принципиальный вопрос как о текущих платежах, которые просто могут не иметь финансирования, то есть процентные платежи, так и вообще – до каких пор государство может увеличивать этот потолок государственного долга, до каких пор Соединенные Штаты могут финансировать свои различные программы за счет внешних заимствований.
Здесь надо упомянуть о том, что это не обычные долги, это долги, в которых заинтересованы в том числе и кредиторы США. Ведь страны-кредиторы покупают государственные облигации американского казначейства и таким образом вкладывают в них свои свободные финансовые ресурсы. То есть это такой взаимовыгодный процесс.
Соединенные Штаты уже много лет являются местом, где наиболее выгодно и наиболее надежно хранить финансовые ресурсы со всего мира. Но тем не менее, США уже весьма напряженно начинает себя чувствовать по оплате, например, процентных платежей. Это большая сумма, которую надо выплачивать каждый год, это сумма, которая равна бюджетам некоторых стран мира.
Есть, конечно, и теоретические угрозы: например, если кто-то будет продавать свои облигации, то для Соединенных Штатов возникнет проблема – а где взять деньги, чтобы по ним заплатить? Но это гипотетическая угроза, потому что вряд ли можно себе представить, чтобы кто-то единовременно вдруг продал все имеющиеся облигации. Тогда это действительно поставило бы Соединенные Штаты на грань финансовой катастрофы. Но, повторяю, представить себе такую ситуацию невозможно, потому что это невыгодно никому.
Вопрос: И вкратце несколько замечаний по состоянию американской экономике в целом?
- Помимо финансовых проблем, которые остаются достаточно серьезными, в целом экономика США, можно сказать, вышла из кризиса и демонстрирует, пусть неустойчивый и не очень высокий, но рост в течение последних четырех лет.
В прошлом году, особенно в последней его половине, можно наблюдать увеличение этого роста. Конечно, для США оно не слишком большое, но это, в общем, два с половиной процента в год, что вполне неплохо для такой большой экономики.
Очень важно, что начала сокращаться безработица. Она долго держалась на очень высоком уровне. В течение почти четырёх лет экономика не достигала предкризисного уровня. Сейчас уже уровень безработицы ниже 7 процентов, а на пике кризиса он был равен 10,5 процентам, что демонстрирует начало решения проблемы безработицы.
Еще можно сказать о важном достижении – это снижение бюджетного дефицита. Только в прошлом году он уменьшился в США на 500 миллиардов долларов. И, опят-таки, надо вспомнить, что на пике кризиса он был равен 10 процентам ВВП, а сейчас – 4,5 процента, то есть в пределах вполне допустимых размеров.
Таким образом, сейчас экономические показатели демонстрируют положительную тенденцию. И займы, и бюджет, и темпы роста. Ну, и биржевые, и прочие индексы. В этом смысле ситуация в США значительно лучше, чем в Европе, например.
Нужно также упомянуть о том, что постепенно оживляется и рынок жилья. Это происходит не слишком быстро. Здесь опять-таки не достигнуты показатели докризисной активности на ипотечном рынке, так как пока кредиты берут не столь охотно. Но на этом рынке есть рост, а жилищный рынок – это очень важный фактор для развития всей экономики.
Поэтому, не заглядывая слишком далеко, я бы сказал, что 2014 год скорее пройдет в США спокойно, под знаком дальнейшего оживления экономики и ее роста.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs