Франция планирует легализовать эвтаназию. Если это произойдет, она станет четвертой страной Евросоюза, узаконившей помощь при самоубийстве. Президент Франсуа Олланд обещал дать французам право «закончить свою жизнь с достоинством» еще на выборах, но за полтора года его пребывания у власти вопрос не сдвинулся с места. Несмотря на то, что легализацию эвтаназии поддерживают 92 процента граждан страны, против нее яростно выступают консервативные активисты. Когда Олланд при сопоставимой поддержке общественного мнения разрешил гей-браки, консерваторы смогли вывести на улицы сотни тысяч человек.
Вопрос о легализации эвтаназии или самоубийства при врачебном содействии вызывает в Европе куда больше споров, чем, например, однополые браки. Показательно, что если Европейский парламент или Парламентская ассамблея Совета Европы принимают резолюции с призывом защитить права ЛГБТ, то с эвтаназией ровно наоборот ― ПАСЕ, например, в январе 2012 года одобрил резолюцию с формулировкой «эвтаназия всегда должна быть запрещена». Так что каждая страна ЕС решает этот вопрос по-своему.
Нидерланды узаконили эвтаназию с 1 апреля 2002 года. Согласно законодательству, она осуществляется только медицинскими работниками, которые могут предоставить в распоряжение своих пациентов смертельные лекарства. Как побуждение к медицинскому самоубийству, так и «активная эвтаназия», при которой врач сам вводит летальную дозу смертельно больному, по новому закону по-прежнему — уголовно наказуемые деяния. Однако в 2003-м была принята поправка, подразумевавшая «освобождение от уголовной ответственности» для медработников. В 2012 году правительство Нидерландов позволило смертельно больным пациентам обращаться за медицинской помощью при самоубийстве на дому, что вылилось в рост числа таких суицидов с 3695 в 2011-м до 4188 год спустя, свидетельствует официальная статистика. В среднем это чуть больше двух процентов от всех зарегистрированных смертей.
Бельгия, узаконившая эвтаназию в том же 2002 году, также указывает на необходимость «добровольного, осознанного и неоднократно повторяемого» требования помощи в уходе из жизни. Факт постоянных и невыносимых страданий больного, которые не могут быть облегчены, должен быть подтвержден медицинским консилиумом. Причем речь идет не только о физических, но и психологических страданиях ― таким образом ушел из жизни в октябре этого года Натан Ферхельст, изуродованный после неудачной операции по перемене пола и страдавший от глубокой депрессии.
В этом декабре бельгийский Сенат одобрил поправки в законодательство, которые сделали бы эвтаназию возможной и для несовершеннолетних. Для этого требуется не только согласие ребенка и медицинское признание неизлечимости болезни, но также письменное согласие на его уход из жизни со стороны родителей и заключение психолога, который должен оценить обдуманность принятого ребенком решения. Если нижняя палата поддержит законопроект, то последует примеру Нидерландов, где врачебная помощь при детском самоубийстве легальна уже более десяти лет. В 2012 году в Бельгии добровольно уйти из жизни при помощи врачей решили 1432 человека (из них около 50-ти чисто по психологическим основаниям), что также составило около двух процентов от общего числа смертей.
Третьей европейской страной, легализовавшей эвтаназию в 2009 году, стал Люксембург ― для этого парламентариям потребовалось сломить сопротивление премьер-министра Жана-Клода Юнкера и его партии христианских демократов, а также великого герцога Анри, накладывавшего вето на закон, и внести специальные поправки в Конституцию. Правила эвтаназии в Люксембурге такие же, как и в других странах Бенилюкса ― факт невыносимых страданий и добровольное согласие на уход из жизни должен зафиксировать медицинский консилиум. Пока число таких самоубийств держится на очень низком уровне ― к услугам медиков при суициде в 2011 году прибегли пять подданных великого герцогства, в 2012-м ― девятеро.
Эвтаназия легальна в Колумбии, Японии, некоторых штатах Мексики и США (в Орегоне аж с 1997 года), а вот в Швейцарии действует несколько иной подход ― там эвтаназия по-прежнему запрещена, зато разрешена помощь при самоубийстве, причем не только со стороны медиков или родных, но и третьих лиц. Единственное требование ― они не должны быть лично каким-либо образом заинтересованы в смерти пациента. Поэтому в стране легально действуют два волонтерских общества помощи самоубийцам, Exit (Выход), чьими услугами могут воспользоваться только граждане Конфедерации, и Dignitas (Достоинство), к которому могут обратиться и иностранцы, приехавшие умирать в Швейцарию. «Покуда медики и их окружение развлекают их [разговорами] об их миазмах, крови и кишках, мы разговариваем с ними об их жизни, их самости. Они раскрываются. Мы знаем такие вещи, которые никогда не выйдут наружу», ― делился в прошлом году с журналом Paris Match глава Exit Жером Собель. Значительную часть «ангелов смерти» составляют люди, у которых диагностированы неизлечимые заболевания и которые сами записаны в реестры желающих получить помощь при самоубийстве.
В большинстве прочих стран Европы разрешена лишь «пассивная эвтаназия» ― то есть прекращение подачи необходимых лекарств или поддержания работы аппаратов искусственного жизнеобеспечения. В зависимости от страны, такой отказ от лечения может быть зафиксирован юридически заранее или сформулирован устно в присутствии врачей и родных. Активная эвтаназия остается под запретом ― помощь при самоубийстве в Великобритании, например, наказывается тюремным заключением до 14 лет, в Италии любая эвтаназия, в том числе и прекращение лечения, приравнена к убийству и грозит тюрьмой на срок до 15 лет. В Греции и Румынии законодательство мягче ― там за это наказывают сроком до семи лет.
(По материалам: Lenta.ru)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs