Вопросы, вынесенные на первую встречу министров иностранных дел и обороны России и Италии, были тесно увязаны с проблемой евроатлантической безопасности. Формат «2+2», впервые опробованный 20 мая в Риме министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и его итальянским коллегой Франко Фраттини, а также министрами обороны России и Италии Анатолием Сердюковым и Иньяцио Ла Руссы, обнаружил немало неиспользованных резервов сотрудничества.
Важно, что римская встреча состоялась в преддверии саммита «Россия – ЕС», который открывается в Ростове-на-Дону 30 мая. А на этой площадке стало доброй традицией обсуждать наиболее острые проблемы международной повестки дня. В Риме министры не только «сверили часы» перед встречей на высшем уровне, но и постарались яснее обозначить позиции своих стран, во избежание сюрпризов на российско-еэсовском форуме. Речь идёт об отношении к санкциям по Ирану, об афганской проблематике, о взаимодействии России и НАТО, и собственно сотрудничестве России и Евросоюза.
Как и планировалось, центральное место на переговорах в формате "2 + 2" был посвящён комплексу вопросов по обеспечению евроатлантической безопасности. Проведён предметный анализ перспектив формирования новой архитектуры европейской безопасности в контексте инициативы президента Дмитрия Медведева о заключении соответствующего юридически обязывающего международного договора. Стороны подчеркнули необходимость активизации сотрудничества между Россией и НАТО, а также отдельными государствами альянса, в том числе на площадке Совета Россия-НАТО.
Министры обсудили взаимоотношения РФ и ЕС, в том числе - военно-политический аспект сотрудничества, проблематику разоружения, рассмотрели возможность взаимодействия в сфере противоракетной обороны в Европе. Как сказал на пресс-конференции в Риме глава МИД РФ Сергей Лавров, - «всё более серьёзное внимание с точки зрения укрепления европейской безопасности во всех измерениях мы уделяем нашим отношениям с Евросоюзом. Они естественно, прежде всего, базируются на мощной торгово-экономической, инвестиционной и энергетической составляющих, однако, они всё больше и больше затрагивают актуальнейшие вопросы европейской безопасности, вопросы кризисного регулирования».
Глава внешнеполитического ведомства России дал высокую оценку усилиям итальянской стороны по обеспечению поступательного конструктивного партнёрства между РФ и Евросоюзом. Оба министра – Сергей Лавров и Франко Фраттини выразили надежду договориться к саммиту в Ростове-на-Дону о выходе на ряд важных документов. Речь идёт о конкретных планах по выстраиванию «партнёрства для модернизации» между Россией и ЕС, быстром и чётком продвижении к безвизовому режиму, сотрудничестве в урегулировании кризисов в различных частях мира, а также по ряду других вопросов.
Тема Ирана обозначила некоторые несовпадения в позициях сторон. Так, например, итальянский министр Франко Фраттини заявил, что мировое сообщество должно принимать дальнейшие санкции в отношении Ирана. В свою очередь Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что для принятия проекта, выдвинутого США о санкциях против Ирана, необходимо согласие со стороны всех стран-членов Совета Безопасности ООН. Иран должен как можно скорее представить МАГАТЭ соглашение, подписанное Ираном, Турцией и Бразилией по обмену ядерным топливом и дать объяснение о способах реализации соглашения.
На пресс-конференции по итогам встречи Сергей Лавров отметил, что в отношении Тегерана появился определенный шанс после того, как президент Бразилии и премьер-министр Турции достигли договоренности с Ираном по проблеме поставки топлива для тегеранского исследовательского реактора. Россия и Италия вместе выступают за то, чтобы Иран чётко выполнил содержащиеся в соответствующей декларации обязательства. Стороны сошлись во мнении, что этому не должны мешать дискуссии в Совете Безопасности ООН. «Я убеждён, что по такого рода вопросам Совет Безопасности должен достигать консенсуса».
Россия и Италия договорились укреплять сотрудничество в борьбе с терроризмом. В частности, как заявил министр иностранных дел Италии Франко Фраттини, - Европа "открыта" для заключения соглашения об обмене секретной информацией с Россией. Россия также готова к такому обмену. Министр подчеркнул, что подобный шаг является "материальным свидетельством готовности к сотрудничеству". Фраттини отметил, что обмен секретной информацией между странами крайне важен в общей борьбе с терроризмом.
Стороны выразили готовность укреплять военное сотрудничество и договорились о транспортировке Италией грузов для контингента в Афганистане через воздушное пространство России. Главы МИД России и Италии также подробно обсудили афганскую проблематику. Тем более уже в июле этого года в Кабуле намечено провести международную конференцию по ситуации в Афганистане.
В этой связи Сергей Лавров отметил на пресс-конференции в Риме: «Убеждены, что Афганистан – это проблема, которая имеет много измерений и решать которую нужно комплексно и только на основе коллективных усилий. Здесь еще есть немало неиспользованных резервов. Думаю, что международное сообщество должно сделать соответствующие выводы, действовать более скоординированно. Значение коллективных методов определения стратегии в отношении Афганистана должно возрасти. Министр подчеркнул, что Россия и с НАТО, и с Евросоюзом, и с другими нашими партнёрами готова тесно сотрудничать по афганской проблематике.
Остаётся, к сожалению, непонимание с европейцами по очевидным, казалось бы, позициям. Об этом говорил на встрече в Риме Сергей Лавров: "Главный резерв, который необходимо задействовать в Афганистане в области борьбы с наркоторговлей, это - уничтожение не только лабораторий и маршрутов наркоторговцев, но и непосредственное производство опия. Пока в отношении уничтожения полей мы не можем добиться понимания от некоторых наших европейских коллег".
Не обошли вниманием и тему ПРО. Промолчать о главном противоречии в подходе к этой теме, которое наблюдается со стороны некоторых стран, Сергей Лавров не счёл нужным. Вот, что он сказал в присутствии журналистов: «С итальянскими коллегами, как и с другими коллегами в Европе и США мы неоднократно обсуждали вопросы противоракетной обороны, исходя из того, о чем, как нам казалось, вроде бы чётко договорились в своё время президенты России и США при поддержке большинства европейских лидеров.
А договорились они о том, чтобы совместно провести анализ ракетных угроз, которые существуют сегодня в мире. И на основе этого совместного анализа посмотреть, какие меры необходимо принять, чтобы эти угрозы нейтрализовать. Имею в виду меры политические, экономические, а если они не помогут, то и военно-технические. Архитектура противоракетной обороны, которая стала бы результатом таких дискуссий, должна быть основана на согласованных коллективных принципах. Такое понимание было зафиксировано между президентами России и США. Есть соответствующий российско-американский механизм, в рамках которого эти ракетные угрозы обсуждаются.
Более того, Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен недавно призвал развивать сотрудничество по противоракетной обороне между Россией и НАТО в рамках Совета Россия-НАТО, тем более что в своё время, несколько лет назад первый опыт такого взаимодействия по разработке ПРО театра военных действий уже был. Он был полезным, и сейчас мы заинтересованы в том, чтобы лучше понять, в каком конкретно виде наши партнёры предлагают нам сотрудничать. При этом, если речь идёт о совместном анализе угроз, то было бы странно попутно договариваться о создании, как говорится, «в железе» объектов ПРО в тех или иных европейских странах. Это не очень увязывается с логикой коллективной работы.
Буквально на этой неделе Генеральный секретарь НАТО на Совете Россия-НАТО будет предметно рассказывать о своём подходе к сотрудничеству с нами в области противоракетной обороны. Надеемся, что после этого картина несколько прояснится. Повторюсь, сейчас главное противоречие заключается в том, что вроде бы все соглашаются начать совместно анализировать проблему, однако параллельно идёт работа над принятыми в одностороннем порядке решениями, которые должны были бы приниматься на следующей стадии».
Завершилась римская встреча в формате «2+2» на оптимистичной ноте, как подтверждение нереализованным резервам сотрудничества. Наши страны начинают подготовку к проведению в 2011 году Года российской культуры и русского языка в Италии и Года итальянской культуры и итальянского языка в России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs