Как недавно сообщило агентство Bloomberg, китайская экономика имеет те же признаки финансового кризиса, которые были в России за несколько месяцев до краха в 1998 году. К такому выводу пришел аналитик Deutsche Bank Джон Пол Смит. О нынешнем состоянии дел в китайской экономике рассказал журналу «Международная жизнь» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер.
Вопрос: Яков Михайлович, расскажите, пожалуйста, о сегодняшней ситуации в экономике Китая, об имеющихся там проблемах и какие меры предпринимаются правительством КНР для решения этих проблем.
- Ситуация в Китае такова, что экономика государства, развивалась очень быстро и годовые темпы прироста ВВП зашкаливали за десять процентов в течение длительного времени.
Некоторое время назад китайское руководство стало понимать, что такие сверхвысокие темпы роста ВВП чреваты целым рядом довольно неприятных явлений. И эти неприятные явления с течением времени стали накапливаться.
Руководство КНР пришло к выводу, что надо менять модель экономического роста, пути его развития и основные движущие силы.
Если раньше основными движущими силами были экспорт, прирост численности дешевой рабочей силы, дешевый труд и достаточно дешевый способ потребления ресурсов, который приводил к загрязнению окружающей среды, то теперь эти факторы исчерпывают себя.
Экспорт становится все более затруднительным в связи с мировым кризисом. Западные рынки, да и не только западные, но и развивающиеся, становятся менее доступными для сбыта китайских товаров, поскольку темпы роста в этих странах уменьшились, вследствие чего уменьшились и потребности.
Сложности стали возникать и с точки зрения привлечения ресурсов. Ресурсы дешевой рабочей силы в Китае тоже стали иссякать, поскольку она становится все более дорогой и приходится повышать заработную плату.
Кроме того, загрязнение окружающей среды достигло такой степени, что требует очень больших затрат для исправления ситуации.
Поэтому китайское руководство решило, что в экономике нужно задействовать другие «пружины». Это и рост производительности труда за счет увеличения долей научно-технического прогресса в приросте, и ориентация не только на внешний рынок, но и на внутренний и, стало быть, надо как-то увеличивать внутреннее потребление. И еще целый ряд других факторов, которые нужно задействовать для того, чтобы, если не поддерживать рост на прежнем уровне десяти-одиннадцати процентов, то сохранять его на достаточно высоком уровне семи-восьми процентов. Это все равно достаточно много и позволяет избежать безработицы.
Третий пленум ЦК КПК, который состоялся месяц назад, утвердил мощную программу обновления факторов экономического роста Китая.
Сейчас китайское руководство начинает целый ряд очень серьезных реформ в самых разных областях экономики: в банковской и налоговой сфере, в сфере государственного сектора и создание собственного внутреннего потребителя с достаточно высоким доходом, производящего достаточное количество продукции.
Такая перестройка в Китае началась и идет. Она нелегкая, поскольку существуют силы, которые стоят за старыми факторами и сопротивляются реформам.
Но, тем не менее, здесь огромную роль играет политическая воля, а она у китайского руководства и, прежде всего, у ее главы Си Цзиньпина, налицо.
Эта перестройка, конечно, займет определенное время для того, чтобы выправить все недостатки, которые были связаны с прежней моделью.
А недостатки кроются и в наличии большого количества избыточных производственных мощностей, которые нужно устранять, и в слишком большой роли вмешательства государства в экономику на уровне предприятий, и в загрязнении природной среды.
Я думаю, что озвученные выше реформы придадут новый импульс развитию и росту китайской экономики.
Вопрос: Как Вы прокомментируете сообщение агентства Bloomberg о том, что экономика Китая имеет те же признаки финансового кризиса, что и российская экономика за несколько месяцев до начала кризиса 1998 года.
- Я думаю, здесь все не так.
На Западе то и дело, начиная с 90-х годов, возникают такого рода прогнозы, что китайская экономика вот-вот обвалится. Шли годы, десятилетия, а она все не обваливалась.
Года полтора тому назад было предсказание некоторых экспертов о глобальном финансовом кризисе в КНР, о том, что 2013-й год станет роковым для Китая, что экономика непременно обвалится.
Тем не менее, неизменно прогнозы терпели крах. Просто потому, что китайское руководство подкреплено мощным пулом китайских экономистов, да и иностранных тоже.
Они заранее просчитывают риски и стараются некоторые из них, если не полностью избежать, то, во всяком случае, уменьшить их значение.
Вот и сегодня то, о чем я вам рассказывал - результат очень серьезной проработки рисков и мер, которые призваны их уменьшать.
Это не значит, что китайская экономика развивается плавно и поступательно. Там есть свои спады, есть свои циклы, есть свои подъемы.
Но все это выправляется сочетанием рынка и государственного регулирования. Такая модель работает в Китае, и многие страны могли бы только позавидовать тому, как этот механизм работает - рынок плюс те рычаги, которые есть у государства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs