ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

«Арктическая звезда» - в Москве

16:01 03.12.2013 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

«Когда любишь, хочется что-то делать во имя любви. Хочется жертвовать собой. Хочется служить».

Эрнст Хемингуэй «Прощай, оружие!»

Ветераны «северных конвоев» Королевских Военно-Морских Сил Великобритании остались верны боевому братству «товарищей по оружию» из России вопреки воле и решению своего правительства. В конце ноября они прилетели в Москву, - всего девять человек, каждому под 90 лет (!) - чтобы на Поклонной горе – сакральном для нашего Отечества месте – преподнести народу России (так они сами определили свой жест)  государственную медаль Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии «Арктическая звезда». История награды непроста и драматична. Еще более впечатляюща причина такого мужественного и искреннего поступка, полного истинного величия духа ветеранов-англичан. Арктические конвои британский премьер-министр Уинстон Черчилль назвал «наиопаснейшими в мире походами».      

 

Именно У.Черчилль предложил идею морских конвоев через Арктику. Это был наиболее короткий, но и наиболее опасный путь. Разработано было два маршрута «северных конвоев»: летний отправлялся из исландской гавани Хвалфьорд, а зимний - из шотландского порта Лох Эве в Мурманск и Архангельск – единственные из доступных портов для подхода к берегам России, после того, как Германия установила контроль над Норвегией и Прибалтикой. Корабли союзников из Великобритании сопровождали конвои до территориальных вод СССР, на них ложилась основная нагрузка по охране гражданских судов от вражеских подлодок, крейсеров и самолетов.

 

Военные корабли Королевских ВМС, начиная с августа 1941 года и по май 1945 годов, доставляли по ленд-лизу, в кредит бронетехнику, военную технику, автомобили, боеприпасы, стратегическое сырье, одежду и продовольствие в СССР. Арктические льды и холод были не единственными трудностями таких переходов. Германская авиация и подлодки уничтожали корабли вместе с грузами, топили их.

 

Всего по северным маршрутам было проведено 78 конвоев, в которые вошли более 1400 транспортных судов, они доставили более 4 миллионов тонн грузов в Советский Союз. В том числе около 7 тысяч самолетов, 5 тысяч танков и машин, а также медикаменты, топливо и сырье. За это время погибли более 3 тысяч моряков от взрывов, пожаров и пребывания в ледяной воде. За четыре года было потеряно 85 торговых судов и 16 боевых кораблей британского флота, включая два крейсера и шесть эсминцев. В среднем переход конвоя длился около десяти дней.

 

3000 истребителей «Харрикейн» были отправлены в порт Мурманск. Британские пилоты обучали советские войска и принимали участие вместе с ними в полетах на вражескую территорию. Летом корабли конвоя были уязвимы для вражеской авиации и морских судов. Зимой - приходилось бороться с постоянным обледенением. Обычно в конвой входило до трех десятков транспортных судов и до десяти кораблей охраны. У.Черчилль говорил, что рейсы будут оправданы, если хотя бы 50 процентов груза будет доставлено по назначению.

 

«Зимой конвои шли в полной темноте. Температура была такой низкой, что с пальцев слезала кожа, стоило лишь прикоснуться голой рукой к металлу на открытой палубе - что и произошло с Эриком Элли, когда он схватился за перила лестницы. Он вспоминает походы в открытом море, когда волны, огромные как скалы, вздымали корабли на десять метров и швыряли их вниз с оглушительным грохотом, от которого содрогался корпус корабля. Волны, перехлестывавшие через нос корабля, застывали на палубе сплошным льдом. При каждом удобном случае этот лед необходимо было скалывать, так как под его весом корабль мог перевернуться. Такая трагическая участь постигла четыре судна».

 

 Джоку Демпстеру из города Данбар было всего 16 лет, когда он стал членом команды танкера. У орудий и пулеметов стояли солдаты и офицеры Королевской артиллерии. На судах находились самолеты, укомплектованные добровольцами из британских военно-воздушных сил - самолеты могли взлетать с палубы с помощью катапульты, но у них не было возможности вернуться обратно. Среди судов, взорванных и потопленных на глазах Джока Демпстера, был «Лэпвинг», торпедированный в тот момент, когда до прибытия в Мурманск оставался один день. «Нам было особенно тяжело видеть гибель военных кораблей, потому что на их борту было много людей», - вспоминал он.

Один из его товарищей, Билл Шорт, выжил после гибели судна «Индьюна», которое шло в марте 1942 года в составе конвоя PQ17 - самого крупного за всю историю арктических конвоев. Четыре дня и четыре ночи Билл провел в спасательной шлюпке в арктических водах. Из 34 человек, которые были на борту шлюпки, 17 умерло. Когда их обнаружили и доставили в Мурманск, Биллу пришлось ампутировать обе ноги - операция прошла в здании старой школы и без наркоза. Более 40 лет спустя, он вернулся в Мурманск с группой ветеранов по приглашению российской стороны, которая нашла врача, проводившего ту операцию. «Они были поражены, увидев друг друга», - говорит Джок Демпстер. «Врач просто потерял дар речи: он не представлял, что Биллу удалось выбраться из той передряги, да еще прожить столько лет после войны. Было очень приятно, что эти люди взяли на себя труд найти этого врача». После бомбежки погибли 24 судна из 35-ти судов каравана. Эрик Элли сегодня с большой теплотой вспоминает встречи с русскими. Во время увольнения на берег в Мурманске экипаж посмотрел фильм «Броненосец Потемкин». Джок Демпстер вспоминает: «Однажды во время стоянки в Мурманске мы раздали все, что у нас было с собой, все до последней нитки. Никто не просил нас об этом, мы просто хотели помочь».

 

Ветераны «северных конвоев» почти семьдесят лет ожидали признания своего подвига. Но правительство Великобритании игнорировало просьбы морских офицеров об учреждении специальных наград для участников арктических походов. Вариант почетного значка был ими категорически отвергнут. Наконец, в декабре 2012 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил, что британские ветераны «северных конвоев» будут награждены медалями, специально учреждёнными для них правительством Соединённого Королевства.

Британские власти спохватились, пересмотрев свой прежний вердикт о нецелесообразности учреждения наград для ветеранов легендарных морских переходов. 26 февраля 2013 года был представлен утверждённый дизайн медали «Арктическая звезда», которой в марте стали награждать ветеранов «северных конвоев» и членов их семей. Но что за спешка возникла вдруг? Не вдруг. Россия решила наградить своих союзников в войне медалью святого адмирала Федора Ушакова. Российское правительство предполагало отметить этой наградой примерно 3 тысячи британских ветеранов. Но власти Великобритании отказались принять награды. Представители МИДа Соединенного Королевства заявили, что гражданам страны нельзя получать награду иностранного государства за подвиг, за который они уже были награждены своей страной, добавив при этом, что ветераны арктических конвоев имеют право на медаль «Атлантическая звезда», которой удостаиваются ветераны Второй Мировой войны.

А вот цитата из заявления британского МИД: «Согласно правилам получения наград от иностранных государств, разрешение на получение награды выдается, в случае если доказано, что у гражданина Великобритании есть особые заслуги перед другим государством за последние пять лет».

«Кроме того, в выдаче такого разрешения должно быть отказано, в случае если гражданин Великобритании уже получил или в скором времени получит награду за эти заслуги от Соединенного Королевства».


Вот, что писала по этому поводу газета «The Daily telegraph» от 15.01.2013 года: «МИД Великобритании заявил, что британские ветераны Второй мировой войны не получат в награду за боевые заслуги медали Ушакова.  Российская сторона долгое время стремилась наградить британских ветеранов за участие в Арктических конвоях, которые сыграли большую роль во Второй мировой войне. Однако власти Великобритании отказывались принять эту награду. Британский МИД оценил стремление российской стороны признать подвиги ветеранов. Однако им уже воздали по заслугам, вручив медали «Атлантическая Звезда» и нагрудные знаки. Кроме того, премьер-министр Великобритании поручил выпустить специальную награду за арктическую кампанию», - отмечало издание. «Военные моряки, - напомнила газета, - доставили советской армии более 7500 истребителей и 5000 единиц противотанковой техники. Благодаря ним удалось создать перевес сил на Восточном фронте и изменить ход войны». «Мне кажется, это позор, что мы не можем просто принять эту награду от русских, – цитирует газета 89-летнего ветерана Риви Кларка. – Я думаю, они очень добры и внимательны, и мы должны сказать им за это спасибо».

Британские ветераны «северных конвоев» Второй мировой войны не забыли о намерении России отблагодарить своих союзников, британских боевых товарищей высокой российской наградой. Напомним, из 65-ти тысяч ветеранов-участников «северных конвоев» в Великобритании осталось в живых около 200 человек. Ветераны решили отдать одну из своих медалей России. Они бросили жребий, кому быть удостоенным такой чести, - им стал Джеймс Питтс. Об этом рассказал «Международной жизни» Евгений Касевин, организатор акции передачи в Российскую Федерацию медали «Арктическая звезда», управляющий партнер компании The Russia House. Он сообщил, что и ветераны из Великобритании будут награждены в Москве медалями Ф.Ушакова. И «Арктическая звезда» отправилась из Лондона в Россию, в Санкт-Петербург с борта крейсера Королевских ВМС Великобритании и Северной Ирландии  «Белфаст» - корабля-участника северных конвоев времен Второй мировой войны, а ныне корабля-музея.

«Арктическую звезду» провожали британские ветераны и их родственники, политики, общественные деятели. Затем награду привезли в Москву, куда авиарейсом прибыли и сами участники «северных конвоев», чтобы разделить с российскими воинами-победителями горечь и радость пережитого. 
29 ноября в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе, в зале Славы состоялась торжественная церемония вручения российской стороне британской награды «Арктическая звезда», на которой выгравированы слова: «Российскому народу с благодарностью и почтением от ветеранов северных конвоев Королевского флота и торгового флота».

«Мы всегда должны помнить о том, что Россия потеряла в этой войне 27 миллионов человек, - говорит ветеран Джок Демпстер. - У меня нет никаких сомнений в том, что мы проиграли бы войну, если бы они не продолжали сражаться с немцами все это время. Россия спасла мир от нацизма».  Этим и продиктован мужественный и дружественный поступок моряков-ветеранов «северных конвоев» Королевских ВМС, чей подвиг вписан и в историю Второй мировой войны, и в наши сердца. Спасибо.


В материале использован оригиналы публикаций: Fury as government bars Britain's Arctic heroes from accepting Russian bravery medal for their role in perilous WWII campaign

http://www.independent.co.uk/life-style/history/arctic-convoys-194145-the-worst-journey-in-the-world-2373307.html

http://www.inosmi.ru/history/20110922/174988651.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати