ГЛАВНАЯ > В досье дипломата. Опыт нелинейной энциклопедии

Мохандас Карамчанд Ганди - индийский мыслитель и выдающийся деятель

13:22 02.10.2013 •

2 октября отмечается Международный день ненасилия, установленный резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 15 июня 2007 года. В этот день родился Мохандас Карамчанд Ганди - индийский мыслитель и выдающийся деятель.

Родился в семье из торговой касты банья. Отец занимал высокие государственные посты. За решение учиться за границей (в Англии) Ганди был осужден общиной и объявлен вне касты. После получения диплома адвоката в 1893 занялся юридической практикой в Южной Африке и здесь же впервые организовал сатьяграху (букв. – упорство в истине) – кампанию гражданского неповиновения в знак протеста против британского расизма. Сатьяграха 1908–14 оказалась весьма успешной и привлекла внимание мировой общественности. Ганди поддержали Л.Толстой, Б.Шоу, А.Эйнштейн, Б.Рассел, Р.Роллан. По возвращении в Индию в 1915 широко развернул кампанию гражданского неповиновения, которая в 1920 получила признание в качестве общенационального метода индийского национально-освободительного движения.

Принцип ненасилия последовательно отстаивался Ганди на протяжении всей его жизни как на практике, так и в теоретических построениях, касающихся будущего независимой Индии и мировой цивилизации в целом. Решающую роль в формировании мировоззрения Ганди (по его собственному признанию) сыграла религиозная философия индуизма (более всего «Бхагавадгита») и джайнизма (в особенности принцип ахимсы), а также взгляды Г.Торо, Л.Толстого и Дж.Раскина. Ганди реформаторски переосмыслил ряд фундаментальных положений индийской духовной традиции: понимание Бога как Истины, мокши (освобождение от цепи перерождений) как свараджа (ненасильственной демократии), тапаса (букв. – жар, аскетическая истовость) как эксперимента с коллективными формами аскезы на специальных фермах-колониях, ашрама как места коллективного совершенствования во имя преобразования земной жизни. В освобождении от колониального гнета Ганди видел первый шаг к построению «ненасильственной цивилизации». Он считал современную западную цивилизацию воплощением зла: ненавидел машинное производство, разрушающее традиционные промыслы и органически присущую человеку связь с природой. Ненасильственная цивилизация мыслилась им на принципах сознательного и добровольного самоограничения. В области экономики она должна была опираться на деревню и кустарные промыслы, на децентрализованное и преимущественно кооперативное производство, на уничтожение эксплуатации посредством введения института «опеки». Политическая организация общества предполагала в качестве идеала «конфедерацию свободных и добровольно взаимодействующих деревень», самоуправляемых посредством панчаятов – своеобразных сельских советов, «непосредственную демократию», признающую в качестве единственного избирательного ценза, помимо возрастного, трудовой; исключение кастовой и религиозной дискриминации. Ганди решительно выступал против империализма и военной агрессии.Хотя Ганди своим внешним обличьем, использованием терминов, понятий, символов постоянно демонстрировал связь с индийской культурой, он не уставал настаивать на единстве человечества в объединяющем его поиске Истины-Бога. 

Семь мировых ошибок по мнению Ганди:

 

1. Богатство без труда

શ્રમ વિનાની સંપત્તિ

2. Удовольствие без совести

આત્મચેતના વિનાનો આનંદ

3. Знание без характера

ચારિત્ર્ય વિનાનું જ્ઞાન

4. Коммерция без морали

નૈતિક્તા વિનાનો વ્યાપાર

5. Наука без гуманности

માનવતા વિનાનું વિજ્ઞાન

6. Поклонение без жертвенности

બલિદાન વિનાની પ્રાર્થના

7. Политика без принципов

સિદ્ધાંત વિનાનું રાજકારણ

 

(По материалам: Новой философской энциклопедии)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати