ГЛАВНАЯ > В досье дипломата. Опыт нелинейной энциклопедии

Мнение: Джон Коулман

15:55 25.09.2013 •

Курить, пьянствовать и болтаться без дела по улицам — такова общая черта скучающей, опасной и безработной молодежи. Нам часто внушают, что жизнь у молодежи стала хуже. Однако что по этому поводу говорит статистика?

Недавно мы собрали из многочисленных открытых источников информацию о разных аспектах здоровья и благополучия молодежи. Она показывает, что во многом жизнь у юного поколения, вопреки бытующему мнению, стала намного лучше, вызывая здоровый оптимизм.

Негативные поведенческие моменты, связываемые с периодом 1980-х и 1990-х годов, такие как курение и пьянство, прошли свои пиковые показатели.

Наркотики и алкоголь

Так, среднестатистические данные по употреблению наркотиков и алкоголя показывают нам выравнивание и даже снижение. А ежегодный опрос, проводимый Министерством здравоохранения, свидетельствует о том, что увеличивается доля молодежи, которая вообще не пьет.

Последние данные указывают на то, что более половины (59%) подростков в возрасте от 11 до 15 лет сегодня воздерживаются от употребления спиртных напитков. А среднее количество учеников, которые употребляют спиртное хотя бы раз в неделю, в период с 2007 по 2011 год снизилось.

Количество курящей молодежи также идет на убыль. Число 11-15-летних подростков, которые регулярно курят, с 2001 года уменьшилось наполовину.

Аналитические данные международного исследования «Здоровье и поведение детей школьного возраста» (в нем исследуются тенденции физического насилия среди молодежи в 30 странах) показывают, что в двух третях изученных стран с годами наблюдается тенденция к снижению такого насилия.

Экспериментирование с запрещенными наркотиками по-прежнему широко распространено, но и здесь в последние годы наблюдается тенденция к снижению: до 25% у мальчиков 15-летнего возраста и до 20% у девочек того же возраста.

Молодежь также с пользой для себя следует рекомендациям касательно сексуального здоровья, о чем свидетельствует снижение показателей беременности у девочек подросткового возраста. Также улучшаются показатели по сдаче экзаменов на получение аттестата о среднем образовании. С начала 1990-х по 2012 год количество молодежи, получающей на таких экзаменах отличные и хорошие оценки по пяти и более предметам, выросло в два с лишним раза.

Психическое здоровье

Однако многие данные свидетельствуют о долгосрочной тенденции роста проблем с психическим здоровьем и антиобщественным поведением, особенно с конца Второй мировой войны и до конца 20-го века.

Кроме того, показатели тревоги и депрессии, объективно измеряемые в ходе общенациональных исследований, по-прежнему выше, чем в 1980-е годы. Но почти ничто не указывает на то, что такой рост продолжается — по крайней мере, в настоящее время. У нас нет надежных и самых последних данных, однако если сравнивать показатели 1999 и 2004 годов, то никакого роста мы не увидим.

Читая написанное мелким шрифтом

Тенденции могут о многом рассказать, однако здесь есть некоторые важные оговорки. Первая имеет отношение к так называемой тирании усреднения: средние показатели смотрятся неплохо, однако что происходит в важных подгруппах? Вполне возможно, что разные группы молодежи переживают социальные перемены совершенно по-разному, а данные по ним компенсируют друг друга, когда мы смотрим на молодежь в целом.

В собранных данных мы исследовали некоторые важные социальные детерминанты здоровья и благополучия, такие как доход семьи, уровень нищеты и лишений в районе, а также безработица. Однако нам надо узнать гораздо больше того, что мы знаем сегодня. Понятно, что некоторые результаты могут существенно колебаться в зависимости от социальных, семейных и образовательных условий. Здесь реальную помощь может оказать большее внимание к конкретным данным по молодежи с разбивкой по возрастам, вместо того, чтобы рассматривать детей и юношество в одном статистическом блоке.

Вторая оговорка связана с экономическим будущим. Молодежь в возрасте 18-25 лет несет на себе основную тяжесть перемен в национальной и мировой экономике. В последние десятилетия молодежный рынок труда претерпел существенные изменения. Можно сказать, что там произошел крах.

Канарейка в угольной шахте

С экономической точки зрения молодежь — это наши канарейки в угольной шахте. У этой возрастной группы во всей Европе высокий уровень безработицы. В 2011 году среди молодежи моложе 25 лет он составил в среднем 21,4%. Доля долговременной молодежной безработицы в общих показателях незанятости в Британии сегодня выше, чем прежде.

Нулевые трудовые договоры (трудовой договор, по которому работодатель не гарантирует работнику ежедневную занятость и оплачивает только фактически отработанные часы), неполная занятость, финансовые нагрузки, ведущие к росту зависимости от родителей, а также трудности с покупкой и получением жилья — все это в молодежной возрастной группе присутствует в гораздо большей мере, чем в любой другой. Мы знаем, что такой жизненный опыт не идет на пользу психическому и физическому здоровью. Мы не в состоянии дать работу всем молодым людям, но как общество мы должны задуматься о том, как дать им возможность вносить свой вклад и ощущать удовлетворение даже при отсутствии хорошо функционирующего молодежного рынка труда.

Молодежь сталкивается с колоссальными социальными изменениями, и это чревато для нее крупными последствиями. Понятно, что нам надо внимательно следить за ее здоровьем и благополучием. Результат того, что ты оказался в роли буфера, может ощущаться физически, но вполне возможны также последствия для психического здоровья.

Внимательно следить — это, среди прочего, означает получение верной и точной информации. Это также означает, что мы обязаны формировать полную и реальную картину происходящего, а не попадаться на удочку ленивых стереотипов о молодом поколении.

(Джон Коулман работает научным сотрудником на кафедре образования и воспитания Оксфордского университета).

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати