8-15 ноября 2012 года в Китае прошел 18-й съезд Коммунистической партии Китая (КПК), в ходе которого начался процесс смены поколений руководителей страны.

На этот раз подготовка и сам съезд проходили в достаточно сложной обстановке. В этой связи нельзя не вспомнить случившееся в начале года отстранение от власти одного из наиболее популярных политиков - главы парткома города Чунцин, сына видного революционера Бо Ибо - Бо Силая, претендовавшего на один из самых высоких партийных постов. Кроме этого, свою роль сыграли публикации в западных СМИ материалов в отношении заместителя Председателя КНР Си Цзиньпина и премьера Госсовета Вэнь Цзябао о якобы имеющихся у их родственников богатствах, которые сложно заработать без протекции сверху.

В сентябре из-за взаимных территориальных претензий резко осложнились отношения с соседней Японией, давление извне на китайские власти и общество также не ослабевало - поводом для критики как и всегда были Тибет, права человека, назревшая необходимость проведения политической реформы и т. д. И вот в такой специфической атмосфере должно было произойти обновление КПК, состояться процедура передачи власти новому поколению руководителей.

Сейчас, по факту, можно сказать, что власти страны достойно вышли из этой непростой ситуации и провели «эпохальный», как его уже называют некоторые эксперты, съезд партии. Разумеется, для того чтобы все прошло штатно, были приняты беспрецедентные меры безопасности: усиленные полицейские патрули на улицах Пекина и других крупных городов, в поездах метро на отдельных ветках появились дежурные в каждом вагоне, торговые центры и места скопления людей также стали объектами более пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Нельзя не отметить, что ожидавшееся многими ужесточение контроля за Интернетом, обычно выражающееся в ограничении доступа к отдельным ресурсам, так и не наступило. Для иностранной прессы был организован отличный медиа-центр, куда организаторы постарались пригласить спикеров и экспертов.

Это, наверное, можно назвать признаками того, что власть в Китае постепенно начинает осознавать необходимость перемен в контактах с внешним миром, пытаясь открываться все больше и больше, в том числе перед иностранной прессой. Многие наблюдатели поспешили предположить, что подобные послабления также экстраполируются и на внутриполитическую жизнь. Только вот выводы эти оказались преждевременными. Процедура выборов в новые партийные органы власти проходила в закрытом режиме, и до последнего момента главные кадровые решения оставались под покровом строжайшей тайны.

А решения эти, убеждены местные эксперты, принимались в ходе довольно сложных внутрипартийных консультаций. Во многом свою роль сыграли уже упомянутые громкие внутриполитические события. Исключение Бо Силая из партии, что, по оценкам специалистов, нарушило некий баланс между «консерваторами», которых представлял последний, и «либералами» в КПК. Помимо этого, свое слово сказали и так называемые партийные «ветераны» (бывший Председатель КНР Цзян Цзэминь, его заместитель Цзэн Цинхун, экс-премьер Госсовета Ли Пэн), активно участвовавшие в процедурах согласования персонального состава и соответствующих консультациях. Главной же интригой, безусловно, оставался поименный состав высшего руководящего партийного органа - Постоянного комитета Политбюро Центрального комитета КПК (ПК ПБ ЦК КПК). На этой теме стоит остановиться подробнее.

Еще до начала 18-го съезда в отдельных и, как правило, весьма информированных гонконгских СМИ стала появляться информация о том, что состав ПК ПБ может быть сокращен с девяти членов до семи, как это было во времена правления Цзян Цзэминя. Эта версия получила широкий общественный резонанс, став предметом для дискуссий в научных кругах. Так, некоторые эксперты высказывались, что купирование высшего органа партийной власти может способствовать усилению персональной власти будущего генерального секретаря КПК и идет вразрез с принципом коллективного руководства страной, принятого в стране после смерти Мао с тем, чтобы не допустить концентрации полномочий в руках отдельной личности. Другие же, например главный редактор влиятельного китайского исторического журнала «Яньхуан чуньцю» У Сы, полагают, что «уменьшение членов в ПК ПБ в определенной степени отвечает требованиям времени и направлено на оптимизацию процесса принятия решений в условиях осложняющейся внутриполитической и международной обстановки». В общей своей массе политологи, впрочем, сходились в одном, что как первый, так и второй варианты имеют свои плюсы и минусы.

Накануне объявления решения ЦК о составе ПК ПБ вариант сокращения до «семерки» уже практически стал безальтернативным, и первое полуофициальное подтверждение этому было получено утром 15 ноября в Доме народных собраний в зале, где должно было состояться общение новых руководителей КПК с прессой. Кто-то из внимательных журналистов заметил, что на подиуме, куда должны выходить новые члены Постоянного комитета, приклеены на расстоянии двух метров друг от друга всего семь цифр. Сомнений не осталось - как минимум следующие пять лет у руля в КНР будут находиться на два человека меньше, нежели в период правления Ху Цзиньтао.

Что касается персонального состава ПК ПБ ЦК КПК, то каких-то серьезных сюрпризов его окончательная конфигурация не принесла. Так, мало кто сомневался, что в него войдут новый генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин и нынешний вице-премьер Госсовета Ли Кэцян. Помимо них «железно», по всем прогнозам, проходили назначенный на должность главного борца с коррупцией Ван Цишань, а также бывшие главы шанхайского и чунцинского горкомов партии Юй Чжэншэн и Чжан Дэцзян соответственно. Некая неопределенность сохранялась относительно двух оставшихся позиций, однако и их в итоге заняли кандидаты, входившие в составленный экспертами накануне съезда «шорт-лист», - Чжан Гаоли, бывший руководитель города Тяньцзинь, а также отвечавший за пропаганду в ЦК КПК Лю Юньшань.

После оглашения окончательного решения по новому составу ПК ПБ ЦК КПК в экспертной среде начали оформляться определенные выводы и прогнозы на будущее. Так, по оценкам специалистов, очевидным стал факт, что в Постоянный комитет не вошли партийный руководитель провинции Гуандун Ван Ян, а также бывший руководитель Организационного отдела ЦК Ли Юаньчао. Примечательным является то обстоятельство, что в Китае эти высокопоставленные деятели считаются сторонниками более либеральных подходов как в экономике, так и политической сфере. А вот Ван Ян, к примеру, так вообще выступал в качестве одного из немногих явных оппонентов «консерватора» Бо Силая, когда тот еще был крайне популярен из-за беспощадной войны с мафией и возрождения «революционного духа» в массах. Таким образом, отмечают эксперты, отсутствие указанных персон в ПК ПБ ЦК КПК может означать, что решение о том, что реформы в Китае нужно проводить с привлечением «либералов», пока еще не вызрело. Существует версия, что вхождение Ван Яна и Ли Юаньчао в Постоянный комитет могли заблокировать «ветераны», посчитавшие излишнюю «либерализацию» высшего руководящего органа партийной власти в стране на данном этапе опасной для стабильности в Китае.

В результате долгих, скрытых от постороннего взгляда и, очевидно, не очень простых консультаций высшее партийное руководство страны было сформировано. При этом эксперты уже с высокой долей уверенности говорят о том, какую позицию в управленческой иерархии займет тот или иной член ПК ПБ в марте следующего года. В соответствии с законодательством КНР кандидаты на высшие посты в стране утверждаются в ходе очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), проходящей обычно в начале весны. Согласно прогнозам местных специалистов, а также китайской политической традиции, председателем КНР станет генсек КПК Си Цзиньпин, Ли Кэцян встанет у руля Государственного совета (правительство), Чжан Дэцзяна одобрят на должности председателя ПК ВСНП, а Юй Чжэншэн возглавит Всекитайский комитет Народного политического консультативного совета Китая - организацию, отвечающую за координацию деятельности КПК с другими политическими силами в стране - некий аналог российской Общественной палаты. Ван Цишань, как уже говорилось, назначен шефом Центральной комиссии ЦК КПК по проверке дисциплины, двум оставшимся членам ПК ПБ, вероятно, достанутся должности заместителя председателя КНР и вице-премьера Госсовета. Таким образом, получается, что в ходе четырех месяцев в Китае полностью обновится руководство страны, а нынешние лидеры уйдут в отставку.

На этом фоне местные эксперты обращают внимание еще на один любопытный факт. В соответствии с возрастным цензом, принятым в партии, только двое из нынешних членов ПК ПБ могут оставаться на своих постах более пяти лет - это Си Цзиньпин и Ли Кэцян, пятеро остальных в 2017 году, когда состоится 19-й съезд КПК, уже достигнут пенсионного возраста. И вот тогда им на смену, по идее, при штатном развитии ситуации, придут уже представители следующего, «шестого» поколения руководителей. Для того чтобы это состоялось, все они уже вошли в Политбюро ЦК партии. Пока еще немногие специалисты рискуют назвать точные позиции и тех, кто их займет из молодежи (слишком много времени пройдет, и обстановка может поменяться), но уже сейчас в качестве своеобразного предводителя молодых лидеров выделяют главу партийного комитета Автономного района Внутренняя Монголия Ху Чуньхуа. Последний, по некоторым данным, является протеже покидающего свой пост Председателя КНР Ху Цзиньтао. Все это дает пищу для интересных размышлений.

Нынешний Председатель КНР Ху Цзиньтао, судя по всему, по итогам мартовской сессии ВСНП полностью отойдет от официальных дел. Нюанс заключается в том, что согласно заложенной в конце 80-х годов прошлого века традиции, новый лидер Китая легитимизировался дозированно - сперва назначение на должность генсека партии, спустя полгода утверждение в статусе руководителя государства и только потом, обычно через два года, передача управления армией - выдвижение на пост главы Центрального военного совета (ЦВС).

До нынешнего съезда уходящий лидер еще два года сохранял за собой контроль над армией, передавая его преемнику лишь спустя некоторое время, - так было и с Цзян Цзэминем, и с Ху Цзиньтао. Однако в это раз Си Цзиньпин вместе с постом генсека КПК сразу получил полномочия главы ЦВС. Эксперты усмотрели в этом своеобразный позитивный сигнал: мол, будущий лидер страны обретет все атрибуты верховной власти практически одновременно, и в государственной иерархии ему не придется делить полномочия с предшественником. Соответственно, Си получит больше свободы в принятии решений. Наряду с количественным уменьшением членов ПК ПБ сей факт расценивается некоторыми наблюдателями как безусловный признак укрепления власти «первого среди равных» - как иногда называют в Китае Председателя КНР.

В этом плане интересной для анализа представляется личность будущего лидера Китая. Си Цзиньпин родился в 1953 году в провинции Шэньси в семье видного китайского революционера Си Чжунсюня. В годы «культурной революции» в КНР вместе с родителем оказался в своеобразной ссылке в сельской местности, где познал трудности жизни простого народа. Свою трудовую деятельность генсек КПК начал в низовой партийной организации, при этом его биография почти всегда была связана с военными кругами, в коих он и по сей день пользуется большим уважением. Си Цзиньпин, по признанию окружавших его коллег, всегда интересовался США, и поездка в 1980-х годах туда стала для него настоящим открытием. Будущий глава Китая говорит на английском языке, любит американский кинематограф, особую страсть питает к футболу. Супруга Си - известная в стране певица, по совместительству генерал-майор НОАК, которая была в свое время вынуждена оставить сцену, дабы не создавать помех мужу. О характере Си известно немного, но те, кто знаком с ним, отмечают такие качества, как принципиальность, целеустремленность, определенную амбициозность. О представителе пятого поколения руководителей говорят как о личности, которая способна оставить след в истории.

Если говорить о покидающем свой пост Председателе КНР, то, по итогам 18-го съезда КПК, его вклад в дело развития Китая удостоился внесения в Устав партии. Это выразилось в упоминании в данном важнейшем документе «теории научного развития», которую Ху Цзиньтао активно продвигал в годы своего правления. Помимо этого, предметом скрупулезного анализа в экспертной среде стали тезисы обнародованного им доклада, в котором были обозначены основные достижения страны за последние десять лет, а также указаны наиболее важные задачи, стоящие перед партией и народом. По мнению некоторых специалистов, этот документ содержит прежде всего ориентиры для следующих руководителей и являет собой концентрированное выражение мнения всей КПК.

Так, в докладе много говорится о важности борьбы с коррупцией, которая приобрела поистине угрожающие масштабы, и, по словам Ху Цзиньтао, «неадекватное разрешение этой проблемы может нанести смертельный вред партии и даже погубить ее и страну». Ни больше, ни меньше - взяточничество, по оценкам высшего руководства Китая, превратилось в прямую угрозу существованию Китая. Противостояние этому явлению, считают эксперты, должно стать одним из стержневых элементов внутренней политики эпохи Си Цзиньпина, и в этом случае уже в течение относительно короткого периода времени (полгода - год) страна и мир смогут увидеть конкретные шаги в этом направлении. Коррупция, соглашаются специалисты, стала настоящим бедствием, и если общегосударственные меры по ее преодолению возымеют определенный эффект, то это станет серьезным козырем для КПК. Более того, некоторые из функционеров КПК в приватных беседах намекают на то, что именно кампания по борьбе со взятками может лечь в основу модернизации партии, которая, пройдя определенную чистку, обновится как в кадровом, так и моральном плане.

Помимо коррупции в своем выступлении Ху Цзиньтао также отметил важность продолжения дальнейшей политической модернизации, о чем так много говорили в прессе накануне съезда.
В частности, он заявил, что следует активно и разумно продолжать реформу политической системы, создавая более широкую, более полную и более совершенную народную демократию. В то же время Председатель КНР совершенно четко дал понять, что «при этом ни в коем случае не копируя модели политической системы Запада». Этот аспект, по мнению экспертов, остается одним из самых сложных и неоднозначных в плане практического выполнения. С одной стороны, действительно, необходимость соответствующих преобразований уже назрела, однако пока непонятно, как следует их осуществлять. В качестве возможных и относительно безболезненных вариантов в КПК рассматривают постепенную экономическую либерализацию, а также продолжение построения общества, основанного на законности.

Важное место в докладе Ху Цзиньтао заняли внешнеполитические аспекты. В частности, Председатель КНР отметил, что «мир и развитие по-прежнему остаются лейтмотивом нашей эпохи… в то же время мир все еще неспокоен… в известной мере поднимают голову гегемонизм, силовая политика, неоинтервенционизм». Таким образом, Китай, ведомый новыми лидерами, продолжит, по мнению экспертов из китайского внешнеполитического ведомства, придерживаться концепции «мирного развития». В то же время не остались без внимания руководства страны происходящие вокруг изменения, в том числе по периметру границ. В этом контексте специалисты прогнозируют определенное ужесточение линии Пекина по тем аспектам, которые он относит к сфере своих коренных интересов. Это касается главным образом территориальных споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также политики Вашингтона по «возвращению в Азию». Любопытной в этом плане может показаться цитата из внешнеполитической части доклада Ху Цзиньтао: «История говорит нам, что волчьи законы - не путь к сосуществованию человечества, бряцание оружием не ведет к прекрасному миру».

Атмосфера 18-го съезда и принятые на нем решения в целом позволяют рассчитывать на то, что во внешне- и внутриполитическом курсах Китая уже при новых руководителях сохранится преемственность. Это можно отнести и к отношениям между Москвой и Пекином. Так, по мнению одного из руководителей научного центра при Отделе международных связей ЦК КПК Ху Хао, «Россия, безусловно, останется в числе дипломатических приоритетов КНР. Достигнутое за последние годы взаимопонимание по широкому спектру вопросов, подтвержденное на практике в ходе российско-китайского взаимодействия по «горячим» международным вопросам, в частности по Сирии, подтверждает безальтернативность дальнейшего развития диалога между нашими странами».

Профессор Института России, Восточной Европы и Центральной Азии АОН Китая У Эньюань уверен, несмотря на то что новые руководители КНР в отличие от предыдущих не имеют столь тесных личных связей с Россией, тем не менее они понимают важность развития сотрудничества между нашими странами. «Си Цзиньпин не говорит по-русски, но он в своих политических решениях руководствуется интересами страны и, соответственно, будет продолжать укреплять отношения с РФ», - утверждает эксперт.

По итогам состоявшегося в Пекине 18-го съезда КПК можно отметить, что в КНР к власти действительно приходят совершенно новые люди, со своими взглядами, принципами, ценностями. Будущий руководитель КНР получил хорошее наследство от своего предшественника, который вывел страну на позицию второй экономики мира. Более того, Си Цзиньпин уже в марте, скорее всего, станет лидером страны во всех смыслах этого слова. Данное обстоятельство открывает перед ним широкие возможности, в том числе по борьбе с новыми и старыми вызовами и угрозами, которые становятся все серьезнее и уже не гипотетически, а вполне конкретно несут в себе риски для стабильности в самой крупнонаселенной стране мира, ее территориальной целостности и политической системы. В этих условиях, не исключено, руководство Китая не станет концентрироваться только на внутрикитайских делах, уделяя все больше внимания дипломатии, позиционированию КНР на международной арене - ведь не случайно одним из концептуальных тезисов съезда стала необходимость развивать китайскую «мягкую силу». В этом деле, как практически всегда, существуют альтернативы, в частности в плане выбора наиболее близких по духу партнеров, определения основных оппонентов и т. д. И в этом смысле Москва с Пекином действительно могут получить уникальную возможность по-новому взглянуть друг на друга, попытаться найти ту новую ступень двусторонних отношений, о которой много говорилось в последнее время.