ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ДИАЛОГ с зарубежным Русским миром стал знаковым для сегодняшней России свидетельством ее восприимчивости к быстро меняющимся реалиям и одновременно готовности извлекать уроки из прошлого.
Очередной шаг в этом направлении - созыв в декабре этого года в Москве Всемирного, теперь уже третьего - после московского (2001 г.) и санкт-петербургского (2006 г.), конгресса соотечественников.
Задачи подготовки конгресса были обсуждены в марте-апреле этого года на очередном заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) и в ходе заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников (КС).
На пути к Всемирному конгрессу запланирован ряд важных встреч, страновых, региональных и международных форумов, которые позволят провести дискуссию по совместному поиску решений наиболее актуальных вопросов Русского мира, воспользоваться шансом, который дает столь представительное мероприятие для их реализации.
Главная задача сегодня - содействие полноправной, достойной жизни выходцев из России, наших соотечественников, с сохранением ими этнокультурной самобытности и родного языка, тесных связей с исторической Родиной, а при необходимости - цивилизованному переселению в Россию.
Зарубежный Русский мир. Все те же мы…
РОССИЙСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ или соотечественники - это громадный массив людей, оказавшихся по разным причинам и в разные исторические периоды за пределами Российского государства. По численности - 30 млн. человек - российская община является второй в мире, уступая только китайской. После распада СССР в 1991 году около 20 млн. русских, россиян осталось на территории бывших союзных республик, в то время как в дальнем зарубежье в результате шести волн эмиграции, начиная с последней четверти XIX века, оказалось почти 10 млн. выходцев из России. Проблема не только в количественных параметрах нашего зарубежья, но и в остроте и масштабности проблем сохранения ими "русскости".
Эти проблемы напрямую воздействуют на состояние наших отношений с рядом стран, как это, к примеру, происходит с Украиной, государствами Прибалтики. Проблематика прав соотечественников и их защиты, сохранения русскоязычного пространства затрагивает сферы внутренней политики государств, гуманитарные, культурные, демографические области.
Сегодня место и роль российского зарубежного мира можно было бы суммировать в следующих тезисах: это важнейшая часть общего с Россией цивилизационного пространства, объединенного российской культурой, русским языком, схожей ментальностью; это существенный фактор системы международных отношений; это интеллектуальный, духовный, культурный, демографический ресурс России; это один из компонентов развития в России гражданского общества, интеграции страны и регионов в систему современных мирохозяйственных связей.
В ряде стран ближнего зарубежья существующая законодательная база на теоретическом уровне обеспечивает соблюдение прав русских и других меньшинств. Однако на практике действующие законы выхолащиваются отсутствием пропорционального представительства в различных ветвях власти, ползучей дискриминацией русскоязычного образования, русского языка и др.
В Эстонии и Латвии ведется откровенный курс на выдавливание представителей нетитульной нации из страны, на раскол русскоязычного населения и их организаций. Русский язык объявлен в Эстонии иностранным, в то время как для более чем 40% населения страны он является родным, а более 70% населения владеет им. Русский язык запрещено употреблять в госучреждениях.
Огромные проблемы на Украине, где восьмимиллионная русская община отчаянно борется за свои этнокультурные права. Потеря русского языка, подобно сдаче врагу территории во время войны, оказывает крайне неблагоприятное моральное воздействие на соотечественников.
Особенности формирования российских общин серьезно сказываются на их жизни. Отчуждение между различными поколениями эмигрантов сохраняется в США. Представители первых волн эмиграции не находят точек соприкосновения с так называемыми "экономическими иммигрантами" последних десятилетий. В ФРГ сформировались такие непохожие группы соотечественников, как этнические русские, выехавшие на постоянное местожительство в Германию, этнические немцы-переселенцы и так называемые "контингентные беженцы" еврейского происхождения (переселенцы в основном из Москвы и Санкт-Петербурга).
В русской диаспоре во Франции представлены многие известные дворянские фамилии, деятели искусства, писатели и публицисты. Основным мотивом русского зарубежья Франции является сохранение "русскости", православия, налаживание культурных и духовных связей с исторической Родиной.
Для всех важным стало то, что после 1991 года изменилось отношение России к эмиграции, недоверие и пренебрежение сменились уважением и интересом.
Пока община, а не диаспора
РОССИЙСКУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ ОБЩИНУ сегодня все еще сложно назвать диаспорой в традиционном понимании этого слова, хотя российская община представляет собой крупнейшее этнокультурное зарубежное образование.
Диаспора подразумевает организованное и структурированное сообщество, каковым сегодня российская зарубежная община пока не является. Говорить о россиянах за рубежом как о диаспоре, конечно, допустимо, отдавая, однако, отчет в том, что под "диаспорой" подразумевается нечто большее, чем просто общность людей, говорящих на одном языке и имеющих схожие культурные и духовные корни.
Созданию полноценной российской диаспоры препятствует ряд факторов. Во-первых, это политика государств, где проживают российские соотечественники, направленная на ассимиляцию или маргинализацию иммигрантов, создание препятствий для их самоорганизации и консолидации. Такую политику мы наблюдаем и в дальнем, и особенно в ближнем зарубежье, в том числе в тех странах, где русская община составляет значительную часть населения. Причем по большей части население это коренное, автохтонное, живет на территориях нынешнего проживания веками. Распад СССР позволил аналитикам не без оснований говорить о русском народе как о разделенной нации, то есть нации, оказавшейся в результате исторических катаклизмов частично разделенной по разным государственным образованиям.
Во-вторых, антироссийская пропаганда, стремление в негативном свете представлять Россию, что также не способствует профилированию соотечественниками своей "русскости". Нужно отметить, что этому подыгрывают и некоторые выходцы из России, часть которых в отличие от представителей других диаспор сохранила русофобские подходы, о чем свидетельствует характер многих русскоязычных СМИ за рубежом, особенно в дальнем зарубежье.
В-третьих, волны и разношерстность диаспоры - от олигархов до очень бедных людей. Это и русская знать, и те, кто покинул СССР в поисках куска хлеба. Это и искренние друзья России, часть "большой России", и деятели, подрабатывающие на антироссийских настроениях и критике внешней и внутренней политики страны исхода.
Разное отношение категорий эмигрантов или оставшихся в странах СНГ россиян к этнической, исторической Родине - это во многом российская специфика, не характерная для большинства других зарубежных этнических общин. При общей тенденции к позитивному взгляду на Россию, усиливающейся в последние годы, этот критический подход дает о себе знать, что проявилось и в ходе освещения русскоязычными СМИ событий на Кавказе в августе 2008 года, и в комментариях по газовому спору с Украиной в январе 2009 года.
У нас к тому же многоэтническая и многоконфессиональная зарубежная диаспора. Есть русская, татарская, черкесская и другие этнические общины коренных народов России, есть миллионы русскоязычных репатриантов из СССР и Российской Федерации.
В этих условиях для зарубежной российской общины на первый план выходят задачи сглаживания различий, поддержки процессов консолидации на основе выработки общих интересов, закрепления позитивного подхода зарубежных соотечественников к своей исторической Родине.
Эволюция подходов России к зарубежной общине
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ в последние годы стремится заново выработать свои подходы к соотечественникам за рубежом, отталкиваясь от реалий быстро меняющегося мира и логики развития самой России как государства, приверженного демократическим ценностям и сохранению глобального российского этнокультурного пространства.
Принципиально важным стало признание того, что Россия и зарубежные россияне - это части одного цивилизационного пространства с той лишь разницей, что последние оказались на его периферии, в то время как Россия представляет собой центр русского языка, культуры и ментальности. Пророчески и очень актуально звучат сегодня строки Ф.И.Тютчева: "Хотя враждебною судьбиной и были мы разлучены, но все же мы народ единый, единой матери сыны…"
Из этого следовал существенный вывод: наличие влиятельной и консолидированной российской общины за рубежом отвечает национальным интересам нашей страны. Полноценной частью глобального Русского мира может стать только община, тесно вплетенная, интегрированная в общественно-политическую жизнь государства проживания, но не ассимилированная и не маргинализированная, сохраняющая свою национальную идентичность, импульсы к самоорганизации, связи с исторической Родиной, способная позитивно влиять на окружающий мир, действовать в интересах повышения авторитета России на международной арене, укрепления ее связей со страной проживания.
Хотя во многих странах и произошла адаптация соотечественников к местным условиям, заметно возрастает тяга к сохранению этнокультурной самобытности, что создает хороший фон для решительного наращивания диалога Россия - диаспора, закрепления тенденции к единению.
Идея единения русского мира легла в основу работы конференции "Соотечественники - потомки великих россиян" (июль 2008 г.), в которой приняли участие потомки великих российских родов. Среди них - потомки императоров Александра II и Николая II, семей Долгоруких, Трубецких, Шереметевых, великого русского поэта А.С.Пушкина, премьер-министров царской России П.А.Столыпина и С.Ю.Витте, канцлера А.М.Горчакова, а также Л.Н.Толстого, М.И.Глинки, Ф.И.Шаляпина, В.В.Маяковского, И.И.Сикорского и целого ряда других выдающихся деятелей российской истории, науки и культуры.
Подчеркивая важность восстановления единства истории и преемственности поколений, конференция акцентировала внимание на таких вопросах, как поддержка очагов русской культуры за рубежом, сохранение научного и культурного наследия русской эмиграции, открытие "русских школ", восстановление исторической справедливости и правды, в частности путем установления символических знаков или памятников в увековечивание памяти выдающихся деятелей прошлого, оказавшихся в эмиграции.
Выступая на конференции, министр иностранных дел С.В.Лавров привел слова выдающегося авиаконструктора И.И.Сикорского из его обращения к другим русским эмигрантам: нам нужно работать, а главное - учиться тому, что поможет восстановить Родину, когда она того от нас потребует. "Теперь именно такое время", - подчеркнул С.В.Лавров.
Структурирование общин
ДЛЯ КОНСОЛИДАЦИИ, безусловно, требуется время. Российская зарубежная община - одна из самых молодых в мире, как и Российское государство после 1991 года, а диаспоральные связи формируются десятилетиями, веками. Зрелость придет с годами и опытом преодоления внутридиаспоральных противоречий, определением своего места в стране проживания, структурированием и выработкой общей платформы по защите своих интересов.
Важную роль в деле самоорганизации общин играют созданные в большинстве стран координационные советы соотечественников. Под эгидой советов в 2007 году состоялось 65 страновых и 7 региональных конференций, в 2008 году соответственно - 78 страновых и 8 региональных конференций. Участие в этих форумах представителей России помогало в режиме реального времени ощущать настроения соотечественников, динамику развития ситуации в странах их проживания. Регулярность таких встреч повышает их качество, позволяет глубже осмыслить проблемы российских общин, консолидированно определять общие интересы и задачи.
В 2007 году создан Всемирный координационный совет российских соотечественников, который превратился де-факто в центральный орган соотечественников, обеспечивающий постоянный диалог с заинтересованными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, общественными, религиозными и иными неправительственными организациями России и зарубежья. При этом важно отметить, что КС не подменяет уже существующие международные ассоциации соотечественников, он интегрирует их. В составе КС есть представители и Европейского русского альянса, и Международного совета российских соотечественников, и Всемирного конгресса татар, и Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, страновых координационных советов.
Основное содержание практической работы КС - сплочение российской зарубежной диаспоры, защита русскоязычного культурного пространства, расширение связей с метрополией. Симптоматично, что КС начал свою работу в то время, когда в политике России окончательно утвердился тезис о том, что соотечественники являются "согражданами" по культуре, языку и духовности, партнерами в деле возрождения сильной и авторитетной России. Как подчеркивал С.В.Лавров на одной из встреч КС, мы заинтересованы в том, чтобы соотечественники воспринимались как равноправные граждане своих государств, получали все права и одновременно укрепляли связи с исторической Родиной, имели доступ к информации о том, что происходит в России и как она действует на международной арене.
Национальный приоритет
СЕГОДНЯ уже невозможно представить, чтобы возрождение России происходило вне увязки с российским зарубежьем. Забота о соотечественниках, сопряжение их интересов с интересами России превратились в одно из важных направлений международной деятельности страны.
Ряд политологов отмечает, что цель внешнеполитического курса России по отношению к российской диаспоре в странах СНГ и Балтии - не допустить изоляции русского населения от материнской части нации, его дискриминации в районах нынешнего проживания, насильственной маргинализации и ассимиляции.
Другая часть политологов полагает, что диаспора обладает политическими функциями и является важным фактором системы международных отношений и необходимо использовать ее политический потенциал в интересах России, иначе велика вероятность его использования другими странами в своих интересах.
Важен и другой аспект государственной поддержки соотечественников, а именно: российская диаспора за рубежом составляет социально-гуманитарную опору интересов Российской Федерации в государствах постсоветского пространства. Будучи носителями языков и культуры России, соотечественники являются, по сути, форпостом своей духовной и исторической Родины за ее пределами. Именно поэтому поддержка зарубежной диаспоры и развитие связей с Россией, сохранение очагов российской культуры за рубежом соответствуют цели продвижения культурного влияния Российской Федерации на сопредельные страны и расширения сотрудничества с этими государствами.
Вехи формирования диаспоральной
политики России
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, что изначально формирование российской диаспоральной политики было следствием реакции на реалии, возникшие на постсоветском пространстве. Этим объяснялись жесткие декларации о недопущении снижения гражданского и социального статусов соотечественников, нарушении их этнокультурных, политических, экономических прав. Попытки выстраивания патерналистской политики никак, однако, не подкреплялись экономическим и политическим ресурсами государства, были малоэффективными. Одновременно декларировалась линия на сдерживание эмиграции в Россию под тем предлогом, что там отсутствуют экономические возможности для приема и обустройства большой массы иммигрантов.
Таким образом, можно считать, что государственная политика России в отношении соотечественников начинала складываться как патерналистская, антирепатриационная модель. Она не была самой эффективной из возможных моделей, ее выбор был предопределен сложным политическим и экономическим положением страны после распада СССР и идеологической растерянностью тогдашнего российского руководства. Отсутствовало и какое-либо стройное представление об интеллектуальном, культурном, политико-экономическом потенциалах русских общин в различных странах и русском зарубежье в целом. Выделяемые на поддержку соотечественников средства были незначительными.
Такое положение вещей явно расходилось с потребностями как русского зарубежья, так и самой России, с быстро меняющейся обстановкой в мире. Возрастало общественное давление на руководство России с целью придания государственной политике по отношению к соотечественникам большей содержательности и понимания реалистичных конечных целей.
Как следствие этого политический курс России в последнее десятилетие претерпел заметную эволюцию, определяющуюся растущим осознанием проблематики соотечественников как одного из национальных приоритетов страны. Развитию позитивной динамики способствовало принятие целого ряда специальных нормативных и правовых актов, программ мер по содействию консолидации русского зарубежья.
Если суммировать их установочную часть, то целями государственной политики провозглашались не только поддержка прав и интересов зарубежных соотечественников, но и структурирование Русского мира, развитие диаспоральных сетевых связей, разностороннего взаимодействия с Россией. Таким образом закладывалась основа для отказа от патерналистской модели в пользу равноправного сотрудничества с соотечественниками.
Видение задач, стоящих перед Российской Федерацией в сфере русского зарубежья, получило свое дальнейшее развитие во внешнеполитической концепции России 2008 года, где Москва ясно дала понять, что, признавая национальные и исторические особенности каждого государства, она намерена способствовать сохранению и укреплению своего глобального цивилизационного пространства.
Программа действий
В КОНЦЕНТРИРОВАННОМ ВИДЕ действия России по поддержке соотечественников нашли свое отражение в соответствующих правительственных программах. Последняя вступила в действие в 2009 году, ее реализация продлится до 2011 года. Акцент сделан на проведении скоординированных мероприятий в различных странах, защите прав и свобод, развитии информационного обеспечения, культурных, образовательных и научных связей, сохранении русскоязычной культурной среды, работе с молодежью и ветеранами.
Программе придан комплексный, цельный характер, позволяющий координировать под эгидой ПКДСР работу органов государственной власти и различных структур по поддержке соотечественников. В эту работу включается и недавно созданное Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). Совместно с МИД России Агентство принимает участие в проведении региональных и страновых конференций, "круглых столов", заседаний страновых координационных советов, фестивалей и форумов, посвященных Дню России и Дню народного единства ("Великое русское слово", "Виват, Россия!" и др., международная акция "Георгиевская ленточка").
Необходимый инструмент налаживания диаспоральных связей и обмена опытом - русскоязычная информационная сфера. Чем прочнее сеть диаспоральных связей, выше уровень консолидированности, тем эффективнее будет работать информационная сфера в масштабах всего русского зарубежья.
Уже сегодня можно говорить о преодолении информационного вакуума для русского зарубежья. Созданные при поддержке ПКДСР специализированные издания освещают как современную жизнь России и российских регионов, так и то, как и чем живут наши соотечественники. Начинает налаживаться живой диалог и обмен информацией не только между Россией и соотечественниками, но и внутри самой диаспоры, разбросанной по различным странам мира.
Непросто обстоят дела с сохранением позиций русского языка за рубежом. Как и в прошлые годы, работа на этом направлении является одной из наиболее насыщенных, с одной стороны, и наиболее сложных - с другой. Ведь не секрет, что русский язык, объективно обладая функциональной ролью языка межнационального общения, в ряде стран СНГ и Прибалтики низведен до положения языка с ограниченными правами.
Продолжается реализация Федеральной целевой программы "Русский язык 2008-2011 гг." по линии Министерства образования и науки России. С июня 2007 года функционирует фонд "Русский мир", имеющий значительное федеральное финансирование и нацеленный на поддержку русского языка и российской культуры за рубежом, в том числе путем выдачи соответствующих грантов.
Между тем проблема сужения русскоязычного пространства, неадекватного статуса русского языка в странах и регионах, где русскоязычное население весьма значительно, остается крайне острой, что мы видим на примере Украины, Эстонии, Латвии и ряда других стран.
С вопросом сохранения и укрепления позиций русского языка тесно связана другая насущная проблема - получение образования в России соотечественниками, проживающими за рубежом. Министерством образования и науки России ведется работа по увеличению за счет федерального бюджета ежегодного приема иностранных граждан и проживающих за рубежом соотечественников в российские вузы (в 2009 г. квота увеличена с 3 до 10 тыс.), командированию российских специалистов в зарубежные страны на преподавательскую работу, открытию филиалов российских вузов.
Знаковым событием в процессах консолидации зарубежного Русского мира стало подписание в 2007 году Акта о каноническом общении Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Несмотря на то что российская община за рубежом многоконфессиональна, Русская православная церковь играет неоценимую и все возрастающую консолидирующую роль в среде соотечественников. В июне этого года планируется обсудить вопросы "соработничества" РПЦ и российской зарубежной общины на "круглом столе" в Брюсселе.
Подчеркну исключительную важность общественной дипломатии, внешнеполитической "мягкой силы". Важно использовать этот инструмент для минимизации негативного и наращивания позитивного для России фона за рубежом, противодействия русофобии.
Это тем более важно, что в ряде стран развернута широкомасштабная пропагандистская кампания, призванная дискредитировать перемены, произошедшие в современной России. Как справедливо отмечает российский исследователь А.Фурсов, в наши дни одно из главных направлений информационно-психологической войны против России заключается в том, чтобы выработать у России и ее зарубежной общины разрушительные комплексы неполноценности и вины, "нанести как можно более мощные психоудары по коллективному сознанию и коллективному бессознательному нации".
Особую роль в работе с диаспорой играют дипломатические учреждения. Практически везде, где есть значительная русская община, конкретные сотрудники посольств и генконсульств отвечают за эту работу.
Очень важно наращивать усилия с целью подключения к работе с соотечественниками российских регионов. Основная задача здесь - существенно расширить состав регионов, напрямую сотрудничающих с организациями соотечественников, побудить их к принятию региональных программ поддержки соотечественников по примеру Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Московской области.
После конференции в Москве в прошлом году "Соотечественники - российские регионы" ряд субъектов Федерации принял программы поддержки соотечественников, в частности Алтайский край, Астраханская, Смоленская, Калужская области и другие.
Очень важна теоретическая составляющая изучения зарубежного Русского мира - в историческом и современном ракурсах. Пока что исследования не носят комплексного характера.
Будущее зарубежного Русского мира во многом зависит от способности поддерживать позитивный диалог с властями стран проживания и международными организациями по отстаиванию своих законных прав и интересов. Ведь известно, что права россиян зачастую нарушаются (возьмите хотя бы статус русского языка, проблемы русскоязычного образования, весьма своеобразная ревизия истории, нарушение базовых прав русскоязычного населения в ряде стран и др.).
На повестке дня и проработка возможностей поддержки общин российским бизнесом. В последние годы появляются первые, пока еще едва заметные ростки меценатства, поддержки российской этнокультурной среды со стороны состоятельных соотечественников. Эти ростки необходимо поощрять. Община без экономической базы, без самодостаточности никогда не станет диаспорой.
Что нужно сделать, чтобы русский зарубежный бизнес мог без опасений на негативную реакцию со стороны местных властей способствовать поддержке местной русской культуры, русскоязычному образованию? Этот вопрос требует внимательной и дополнительной проработки, в том числе изучения опыта успешных "старых" диаспор.
Важной темой для дискуссии остается судьба Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программой не ставятся плановые показатели по переселению, поэтому необоснованными представляются сравнения неких "плановых цифр" и итогов. В таком сложном и деликатном деле, как организация переезда людей на новое место жительства, зачастую сопряженном не просто с пересечением границ, но и с ломкой устоявшегося уклада жизни, говорить о каких-либо "плановых заданиях" вряд ли уместно. Главное, чтобы соотечественники имели саму возможность цивилизованного, при поддержке России, переселения на историческую Родину. Важно, что Госпрограмма становится позитивным фактором в отношениях России с зарубежными соотечественниками, позитивно влияет на самооценку общин.
С устранением выявленных недостатков в Госпрограмме и особенно с подключением к программе новых субъектов Российской Федерации будут созданы более комфортные условия для осознанного и добровольного выбора соотечественниками места будущего проживания. А интерес к переселению в ее рамках продолжает оставаться значительным: судя по имеющимся данным, около 50 тыс. человек сегодня хотели бы переехать в Россию. Упрочение государственности наряду с экономическим возрождением делает Россию более привлекательной для переселения и проживания.
Закон о соотечественниках
В ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ в рамках межведомственной рабочей группы, созданной Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом, прорабатывается вопрос внесения дополнений и изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Нужно оговориться, что действующий закон, принятый в мае 1999 года в специфических политических условиях, содержит ряд явно устаревших положений, невыполнимых обязательств.
В этих условиях работа над новым законопроектом концентрируется на том, чтобы конкретизировать, сузить понятие "соотечественники за рубежом", зафиксировать роль Всемирного конгресса и координационных советов соотечественников, закрепить полномочия, позволяющие российским регионам вести работу в области поддержки соотечественников на прочной законодательной базе. Патерналистский дух старого закона должен видоизмениться в сторону партнерства, что поддерживается большинством соотечественников.
Особое значение имеет уточнение самого понятия "соотечественники за рубежом". Зафиксированное в действующем законе декларативное причисление к соотечественникам всех лиц, состоявших в гражданстве СССР и предшествующих государственных образований, не соответствует сегодняшним реалиям и на практике только затрудняет адресную работу с соотечественниками. В эту категорию попадают миллионы людей, в том числе лица титульных наций, не только бывших республик СССР, но и Польши, Финляндии и т.д.
Весьма остро обсуждается вопрос о выдаче специального документа, подтверждающего принадлежность к соотечественникам. Хотя "документирование" соотечественников предусматривается ныне действующим законом, на практике такие свидетельства за прошедшие десять лет не выдавались. Тут есть над чем подумать, поскольку многие соотечественники задаются вопросом: нужно ли "документированием" подменять их самоидентификацию, расходовать бюджетные средства на бюрократическую процедуру взамен реальной поддержки ветеранов, этнокультурного пространства, помощи организациям соотечественников в их работе?
И снова о конгрессе
ПЕРЕД ОТКРЫВАЮЩИМСЯ В МОСКВЕ в декабре этого года всемирным форумом соотечественников будут стоять, по существу, судьбоносные для зарубежных россиян вопросы. Эффективны ли наши общие действия по сплочению соотечественников и формированию глобального российского этнокультурного полюса? Что нужно сделать, чтобы придать развитию всестороннего взаимодействия между Россией и зарубежным Русским миром дополнительного стимула? Ощущает ли соотечественник, проживающий за рубежом, поддержку Россией своих прав и законных интересов? Что говорит по этому поводу опыт других стран, в какой мере его следовало бы использовать или учитывать в нашей практике?
Формат конгресса - пленарные заседания, работа секций, встречи делегаций между собой и с высокопоставленными российскими представителями, выступления в СМИ и др. - предоставляет широкую возможность для того, чтобы обсудить все эти и другие возможные вопросы, поделиться опытом и, наконец, поразмышлять о будущем. Это и испытание, и праздник, и шанс.
Только в таком диалоге - с позиций гражданственности, любви к Отечеству и заботы о приходящих на смену поколениях - можно стремиться и добиваться искомого результата. Тогда у нас будут все основания сказать: мы сделали все для того, чтобы Россия была истоком и духовным прибежищем для всех россиян.