«Международная жизнь»: Григорий Борисович, отношения со странами СНГ - неизменный приоритет внешней политики России. Можно ли сегодня говорить о политических, экономических или гуманитарных прорывах в сотрудничестве, выходящем на более высокий уровень взаимодействия с государствами на постсоветском пространстве?
Григорий Карасин: Принципиальная концепция взаимоотношений России с ближайшими соседями - прежде всего имею в виду государства постсоветского пространства и интеграционные объединения с российским участием - сложилась не сегодня. Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами, расположенными на пространстве СНГ, является безусловным приоритетом российской внешней политики. Этот постулат закреплен в Концепции внешней политики Российской Федерации. Для нас это не просто слова. Страны Содружества - наши самые близкие, стратегические партнеры. У нас общие задачи по развитию общества, модернизации наших экономик, противодействию новым вызовам и угрозам, более справедливому устройству мирового порядка.
Отношения России со странами Содружества строятся на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов друг друга. Разумеется, сами интеграционные процессы требуют затрат от всех участников. При этом их размер зависит от экономического веса страны. Однако в конечном итоге это вклад в будущее, в создание качественно нового уровня межгосударственного взаимодействия с серьезными экономическими дивидендами. Так, к примеру, только за последний год товарооборот в формате Таможенного союза вырос почти на 40%.
В отношении вашего вопроса о «прорывах» в нашем сотрудничестве мне думается, что такие категории скорее уместны, когда какое-то дело начинается с нуля или перестраивается коренным образом. На пространстве Содружества уже сформировалась достаточно разветвленная система межгосударственного взаимодействия практически во всех сферах. Мы планомерно работаем над повышением его качества. Есть здесь и несомненные успехи в экономической сфере. Последовательно совершенствуются механизмы гуманитарного сотрудничества, решаются задачи обеспечения безопасности во всех ее аспектах.
«Международная жизнь»: Сегодня на повестке дня стоит вопрос о долгосрочных интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Задача состоит в том, чтобы создать конкурентоспособную общность в Евразии для эффективной интеграции в мировой рынок. Насколько успешно способствует этому российская дипломатия? Есть ли понимание такой задачи со стороны государств СНГ?
Г.Карасин: Пространство СНГ активно «встраивается» в современную систему политических и экономических отношений. Реализация долгосрочных интеграционных процессов на постсоветском пространстве - это, безусловно, насущная потребность для всех. Сообща странам Содружества легче решать свои во многом схожие задачи социально-экономического развития, обеспечивать себе достойное место в новом международном ландшафте. И, как показывает мировой опыт, успешная интеграция имеет под собой прежде всего твердую экономическую почву, что хорошо понимают наши партнеры.
Так что вы совершенно правильно определили цели, которые ставят перед нами руководители стран и над достижением которых активно работает российская дипломатия. Думаю, что об эффективности можно судить по конкретным результатам.
В последнее время мы с удовлетворением констатируем заметное ускорение темпов экономической интеграции на евразийском пространстве. Вполне ощутимы первые результаты от заработавшего с 1 июля 2011 года Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. С 1 января этого года вступил в силу пакет из 17 базовых международных соглашений, необходимых для запуска Единого экономического пространства трех государств. К процессам «тройки» поэтапно подключаются и партнеры по ЕврАзЭС - Киргизия и Таджикистан. С 1 февраля этого года начала работу Евразийская экономическая комиссия - единый постоянно действующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, которому будут передаваться все большие полномочия с национального уровня. Поставлена задача запустить к 1 января 2015 года Евразийский экономический союз. Это, безусловно, один из самых амбициозных проектов, реализуемых на площадке Содружества в последние годы, который будет определять как будущее «тройки», так и всего постсоветского пространства в целом.
Крупным событием было подписание в октябре прошлого года нового Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ, который призван заменить собой целый ряд многосторонних и двусторонних соглашений. В новом договоре учтены нормы и правила ВТО. 1 апреля этого года Россия завершила процесс ратификации этого документа. Рассчитываем, что партнеры по Содружеству также завершат ратификационные процедуры в самое ближайшее время.
С экономикой связан еще один приоритет взаимодействия в рамках Содружества - придание реального импульса сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах, что прямо выходит на императив экономической модернизации наших стран, создает необходимые предпосылки для повышения конкурентной способности национальных экономик. Утверждена и реализуется Межгосударственная программа инновационного сотрудничества на период до 2020 года.
«Международная жизнь»: В отношениях России с государствами СНГ действуют многие механизмы сотрудничества, в частности Таможенный союз, ЕврАзЭС, на политическом уровне - это саммиты Россия - СНГ, Межпарламентская ассамблея СНГ, членство государств Содружества в ОДКБ, ШОС. Какие геополитические задачи они призваны решать в стратегической перспективе?
Г.Карасин: Вы справедливо отметили множественность интеграционных механизмов на пространстве СНГ. На практике реализуется принцип «подвижной геометрии» сотрудничества, позволяющий государствам свободно выбирать форматы и направления взаимодействия сообразно своей специфике, интересам и внешнеполитическим устремлениям. Такой многоуровневый подход отвечает сложившимся реалиям и соответствует международному опыту.
Названные структуры, конечно, различаются и по составу участников, и по спектру решаемых ими проблем. Но в конечном итоге они все являются составной и неотъемлемой частью региональных интеграционных процессов, преследующих общие геополитические цели.
Стратегический ориентир, если хотите, сверхзадача - уверенное и динамичное развитие нашего общего пространства, обеспечение его безопасности, повышение качества жизни граждан. Ключ к успеху - в укреплении и дальнейшем углублении нашего многопланового сотрудничества. Сложение природных, технологических, интеллектуальных и трудовых ресурсов, производственная кооперация, совместное использование транспортных коммуникаций, объединение рынков - ценные конкурентные преимущества наших стран. Мы можем и должны все это использовать во благо наших государств и народов.
«Международная жизнь»: Россия после развала СССР старалась сохранить исторически дружественные отношения с Украиной - страной, связанной с нами и экономически, и общей судьбой, и фамильными узами на протяжении многих десятков лет. Тем не менее эти отношения подвергались за последние годы немалым искушениям. Что российская дипломатия предпринимает для того, чтобы не только не ослабить узы российско-украинских отношений, но и укрепить их на долгосрочную перспективу вопреки «газовым» и другим конфликтам?
Г.Карасин: Действительно, наши отношения с Украиной имеют особый характер. Братские народы, общая многовековая история, родственные языки. Близкая, переплетенная многими нитями культура, единая духовность, теснейшие, родственные межличностные связи - все это те корни, та основа, на которых зиждется наше сегодняшнее многогранное взаимодействие.
К этому необходимо добавить существующие связи в экономике, взаимный интерес к развитию торговых, инвестиционных отношений, общие инфраструктурные проекты, контакты в сфере науки, разработки новых технологий. Наши страны сталкиваются и с общими вызовами, и проблемами современной эпохи, в том числе и в международных делах.
С удовлетворением отмечаем, что нынешнее украинское руководство, наши партнеры на Украине в своем подавляющем большинстве выступают за сохранение и развитие с Россией самых тесных связей во всех областях нашего сотрудничества.
Что же касается отдельных спорных вопросов в отношениях с Украиной, то они, во-первых, не носят неразрешимого характера, а во-вторых, налицо взаимная готовность в деловом, конструктивном ключе искать и находить взаимоприемлемые и взаимовыгодные решения любых, даже кажущихся самыми сложными, проблем.
В контактах с нашими украинскими партнерами мы неизменно исходим из того, что поддержание тесного, полномасштабного сотрудничества в духе стратегического партнерства в полной мере отвечает интересам наших стран и народов, призвано способствовать их развитию и процветанию.
Эту линию мы намерены проводить и впредь и искренне рассчитываем, что она и далее будет встречать поддержку и понимание на Украине.
Хотел бы подчеркнуть, что в России заинтересованы в развитии с Украиной максимально тесных отношений во всех без исключения областях - в экономике, политике, гуманитарных вопросах, международных делах. Мы убеждены, что налаживание многогранных связей с Россией отвечает коренным интересам и украинского народа. Очевидно, что предлагаемые идеи по расширению интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в том числе и предложения по созданию в перспективе Евразийского союза, могут представить интерес и для наших украинских партнеров.
В России не скрывают, что хотели бы видеть Украину не только стратегическим партнером в двусторонних отношениях, но и одним из локомотивов происходящих на нашем общем пространстве процессов интеграции. Взаимная выгода от сложения наших усилий, возможностей и потенциала очевидна.
«Международная жизнь»: Грузия, вышедшая в 2008 году из СНГ, не имеет дипломатических отношений с Россией. Остается ли эта страна «черной дырой» для России?
Г.Карасин: Межгосударственные отношения между Россией и Грузией сегодня находятся в тупике. Тбилисские правители напрасно пытаются возложить всю вину за это на Россию. Ложь нельзя приукрасить даже самой изощренной пропагандой. На совести М.Саакашвили - преступная военная авантюра в Южной Осетии в августе 2008 года, убийство наших миротворцев и множества мирных граждан в Цхинвале. Грузинское руководство целенаправленно внедряет в сознание общества образ врага в лице России, из грузинских школ изгоняется русский язык, сносятся памятники героям Великой Отечественной войны, пропагандистская машина чеканит тезис о том, что Грузия якобы веками находилась под российской оккупацией.
Несмотря на враждебность официального Тбилиси и его маневры, мы всегда были и остаемся открытыми для любых конструктивных шагов в направлении нормализации двусторонних отношений. Никогда не отказывались от переговоров. Так, продолжаем вместе с Абхазией и Южной Осетией прямой диалог с Тбилиси на Женевских дискуссиях по Закавказью. Недавно предложили восстановить разорванные грузинской стороной дипломатические отношения. К сожалению, наша инициатива, которая могла бы реально содействовать нормализации отношений, была отклонена.
Тем не менее будем продолжать делать все возможное в нынешней ситуации, чтобы сохранить гуманитарные, человеческие, родственные связи между жителями наших стран. Действует прямое автомобильное и воздушное сообщение, общаются деятели церкви, культуры и науки, поддерживаются гуманитарные контакты. Важно не позволить разорвать традиционную историческую близость наших братских народов.
Исходя из этой задачи, предложили грузинской стороне ввести на взаимной основе безвизовый режим для граждан наших стран. Однако и эту инициативу официальный Тбилиси отверг. Там с удвоенной силой продолжают рекламировать одностороннюю отмену Грузией виз для российских граждан. Поистине запредельное лицемерие: одновременно грузинские спецслужбы без огласки выявляют и сажают за решетку тех приезжающих в страну россиян, которые ранее побывали в Абхазии или Южной Осетии.
И все же уверен, что преодолеть кризис в российско-грузинских отношениях, созданный политикой М.Саакашвили, реально. Наши народы духовно и исторически близки, у нас вековые традиции дружбы и добрососедства. Полноправными гражданами России являются сотни тысяч этнических грузин, многие видные их представители входят в культурную, политическую, экономическую элиту нашего общества. Нормализация отношений предопределена жизнью. А вот когда это произойдет - зависит от появления в Тбилиси вменяемого и ответственного руководства, которое будет ориентироваться на подлинные национальные интересы Грузии и важнейший из них - жить в согласии с ближайшими соседями.
«Международная жизнь»: Особый статус в составе СНГ занимает Молдова. Каковы реалии ее взаимоотношений с Россией, не выйдет ли это государство из СНГ?
Г.Карасин: Взаимодействие с Республикой Молдова имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Нейтральный статус определяет сдержанность молдаван в том что касается участия в коллективных форматах обеспечения безопасности стран Содружества.
С другой стороны, нельзя забывать о том, что договоренности, положенные в основу образования СНГ и составляющих его государств, гарантируют территориальную целостность Республики Молдова.
Если посмотреть на проблематику в целом, с позиций сегодняшнего дня, то целесообразно свериться с приоритетами правительства Республики Молдова, заявленными в его программе. К ним относятся: осуществление политического диалога и сотрудничества в рамках организации для использования предоставляемых Содружеством преимуществ в области свободного передвижения лиц, развития торговли, социальной сферы и культурно-гуманитарных обменов.
Таким образом, Содружество обеспечивает широкие рамки для взаимодействия. Во всяком случае, участвуя в работе организации, Республика Молдова сама может делать для себя выводы о преимуществах различных форм интеграционного сближения.
Стремление молдавского руководства к форсированию отношений с Евросоюзом, на наш взгляд, не противоречит реализации национальных интересов Республики Молдова в их комплексе, то есть на пространстве СНГ. Настроениям общественности страны такой стратегический подход полностью отвечает.
«Международная жизнь»: Каковы приоритеты в развитии отношений с государствами Центральной Азии?
Г.Карасин: Регион Центральной Азии занимает особое место в шкале внешнеполитических приоритетов Российской Федерации. Мы стремимся развивать с центральноазиатскими государствами разноплановые отношения стратегического партнерства и сотрудничества. Заинтересованы в укреплении социально-политической и экономической стабильности в этом регионе. От успеха совместных усилий во многом зависит наша общая способность противостоять новым вызовам, таким как распространение терроризма, экстремизма и организованной преступности, наркотрафик и нелегальная миграция. Понятно, что здесь речь идет и о благополучии и безопасности самой России.
Россия стремится играть реальную роль в том, чтобы государства Центральной Азии чувствовали отдачу и привлекательность интеграционных процессов на пространстве СНГ, поскольку именно они составляют основной костяк большинства интеграционных структур на постсоветской территории.
Много внимания уделяем развитию экономического сотрудничества со странами Центральной Азии как в двустороннем формате, так и по линии ЕврАзЭС и ШОС. Сюда же следует отнести и углубление взаимодействия в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Пока в эти процессы активно вовлечен Казахстан, однако подключиться к ним высказывают желание и другие страны региона.
К положительным примерам международного сотрудничества со странами Центральной Азии следует отнести и успешное использование нами площадок Европейской экономической комиссии и специальной программы ООН для экономик стран региона в целях оказания содействия социально-экономическому развитию Центральной Азии в области водных и энергетических ресурсов, а также инноваций.
Что же касается торговой политики, то важнейшее значение для нас имеет «состыковка» намерений государств Центральной Азии подключиться к интеграционным процессам на пространстве СНГ и перспектив их участия в мировой торговой системе в качестве членов ВТО.
Важным приоритетом в наших отношениях со странами Центральной Азии остается создание благоприятных условий для проживающих в них более 5,7 млн. наших соотечественников, защита их прав и интересов, сохранение духовной и культурной связи с исторической родиной.
Все это определяет приоритетность Центральной Азии как зоны стратегических интересов России.
«Международная жизнь»: Григорий Борисович, как вы оцениваете возможности признания независимости Южной Осетии и Абхазии в мире? Какие сегодня преобладают тенденции: сопротивление процессу признания, инертность или, напротив, лояльность?
Г.Карасин: Кроме нашей страны независимость молодых закавказских республик уже признали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату, Тувалу. Мы считаем, что эти важные шаги утверждают неотъемлемое право суверенных государств на проведение независимой внешней политики, объективно способствуют становлению многополярного мира, стимулируют развитие международных связей.
Процесс укрепления внешнеполитических позиций Сухума и Цхинвала, включая установление официальных отношений с другими государствами, встречает ожесточенное сопротивление Грузии и западных стран, поддерживающих реваншистские планы «реинтеграции» Абхазии и Южной Осетии. Страны, проявляющие непредвзятый подход к реалиям Кавказа, подвергаются бесцеремонному внешнему давлению. Факты нам известны. В ход идут жесткие демарши (в том числе на весьма высоком уровне), предупреждения о политических последствиях, угрозы прекращения гуманитарной и экономической помощи.
Впрочем, объективный процесс вхождения двух новых государств в мировое сообщество остановить никому не удастся. Залогом этого является прежде всего строительство государственности, укрепление демократических общественных и политических институтов. Уже сейчас установлены связи с широким кругом стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, Океании по линии общественности, парламентов, деловых кругов, налаживается взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Высокой оценки заслуживает энергичная деятельность внешнеполитических служб Сухума и Цхинвала в этом направлении. Со своей стороны будем и впредь оказывать нашим абхазским и югоосетинским друзьям необходимую поддержку на международной арене.
«Международная жизнь»: В заключение, каковы перспективы сохранения региональной стабильности и поступательного развития у стран СНГ в условиях глобализирующегося мира?
Г.Карасин: Содружество постоянно развивается, его эволюция и перспективы жестко не заданы. Будущее нашего общего пространства будет зависеть от того, сумеем ли мы достойно ответить на вызовы современного мира, сохранить взаимное притяжение наших стран. Это, если хотите, политическое творчество руководства государств.
На наш взгляд, полностью оправдывает себя взятая нами за основу формула обеспечения региональной безопасности и стабильности через развитие. На сегодняшний день в СНГ есть общее понимание важности Содружества и необходимости повышения отдачи от него для каждого участника. Действуют Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации. Идет их выполнение на всех участках работы.
Мы - реалисты: существующие сегодня интеграционные форматы на пространстве СНГ - не идеальный инструмент взаимодействия наших стран. Но совершенно очевидно и то, что разумной альтернативы им просто нет, как нет и альтернативы развитию взаимовыгодных связей России с ее ближайшими соседями. Региональная и субрегиональная интеграция - объективная тенденция в современном мире. И мы в этом смысле не исключение.