Состоявшийся 11-12 октября этого года рабочий визит премьер-министра России В.В.Путина в Китай во многом отличался от обычных встреч руководителей наших стран и не был похож на рутинную поездку. Общий подтекст переговоров заставил политологов и экспертов размышлять над тем, какие же основные сюжеты обсуждались в ходе бесед «один на один», к чему пришли стороны и что будет дальше в российско-китайских отношениях.

Не секрет, что накануне визита китайская сторона, в отличие от российской, наиболее серьезное внимание уделяла обсуждению, в том числе в СМИ, теме сотрудничества в газовой сфере. Подавляющее большинство местных экспертов, согласившихся побеседовать на тему грядущего общения глав правительств двух стран, отмечали, что Пекин очень надеется достигнуть прогресса в переговорах о цене на «голубое топливо». Почему именно в ходе визита В.В.Путина в Китай? Потому что, по мнению некоторых китайских специалистов, вопрос стоимости этого сырья может быть урегулирован волевым решением политического руководства России.

На встречный вопрос о том, не влияет ли мнение лидеров КНР на переговорные позиции КННК (Китайской национальной нефтегазовой корпорации, которая непосредственно контактирует с «Газпромом»), собеседники уклончиво давали понять, что их монополия якобы самостоятельна в заключении контрактов. После чего следовал стандартный набор аргументов, объясняющих, почему Россия должна продавать дешевле, а Китай не может покупать дорого. В целом они сводились к упоминанию стратегического характера двустороннего партнерства - дескать, друзья должны идти навстречу друг другу, ссылкам на то, что ситуация в КНР и Европе, куда также поступает наш газ, кардинально различается, а также апелляциям к озвученным Москвой намерениям диверсифицировать потребителей своих углеводородов. В общем, ничего нового, китайская сторона настойчиво отстаивала свои интересы, а публикации в СМИ вторили экспертам. Надо отдать должное, в этом плане границ правил приличия никто не переходил и информационное сопровождение визита главы правительства России в целом было окрашено в позитивные тона.

Однако ни китайская, ни российская стороны вполне оправданно решили не придавать первостепенной важности обсуждению в ходе визита В.В.Путина газового вопроса, по умолчанию оставив его как бы за скобками. Вместо этого акцент был сделан на заключении новых договоров, открывающих в том числе широкие перспективы в сфере взаимодействия в высокотехнологической сфере. Среди подписанных 16 документов можно найти соглашения о сотрудничестве в банковской, финансовой и других областях. Вот перечень только наиболее важных из них:

- Совместное коммюнике по итогам 16-й регулярной встречи глав правительств России и Китая;

- Протокол 15-го заседания Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств;

- Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области модернизации экономики;

- Протокол 12-го заседания Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству;

- Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма от 3 ноября 1993 года;

- Меморандум о взаимопонимании между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Китайской Народной Республики по укреплению сотрудничества в области сельского хозяйства;

- Меморандум между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Главным управлением Китайской Народной Республики по контролю качества, инспекции и карантину о сотрудничестве в области ветеринарного надзора;

- Рамочное соглашение между Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Банком развития Китая;

- Меморандум о намерениях между Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэконом-банк)», Управляющей компанией «Российский фонд прямых инвестиций» и Китайской инвестиционной корпорацией о сотрудничестве в создании инвестиционного фонда.

Помимо этого, важным является тот факт, что в ходе переговоров был наконец урегулирован вопрос с оплатой Китаем задолженности за поставки в Поднебесную российской нефти, разногласия по которому темным пятном ложились на двусторонние контакты. Продолжится сотрудничество в сферах использования «мирного атома», строительства совместного НПЗ в китайском Тяньцзине (недалеко от Пекина), в сельском хозяйстве и других. Однако контракт, предполагающий ежегодные поставки в КНР 70 млрд. куб. м газа в течение 30 лет, подписан так и не был.

Несмотря на упомянутые трудности, визит В.В.Путина в Пекин прошел в соответствии с крайне насыщенной программой. Российский премьер встретился с главой Госсовета КНР Вэнь Цзябао, провел переговоры с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (парламента КНР) У Банго, а также был принят первым лицом Китая - Председателем КНР Ху Цзиньтао. И на все это было выделено чуть меньше суток времени, да еще состоялось интервью китайским СМИ, в ходе которого председатель правительства России почти час отвечал на вопросы местных журналистов. По мнению некоторых аналитиков, подобного рода высокая интенсивность и наполненность визита могут свидетельствовать о значимости, которую стороны придают двусторонним отношениям. Этот тезис, впрочем, звучал рефреном на протяжении всей поездки В.В.Путина.

Сам глава российского кабинета министров так охарактеризовал итоги своей встречи с китайским коллегой Вэнь Цзябао: «Мы вчера провели 16-ю встречу глав правительств Китая и России, и она прошла очень успешно. А накануне были подписаны соглашения между представителями различных бизнес-структур, между нашими компаниями общим объемом более 7 млн. долларов. Мы вчера говорили о развитии прежде всего наших отношений в сфере экономики, подвели некоторые итоги нашей работы и наметили перспективы развития». Ху Цзиньтао прямо назвал российского гостя «большим другом китайского народа», акцентировав внимание на «доброжелательной и деловой атмосфере переговоров». Как подчеркнул Председатель КНР, состоявшийся визит «придаст очень мощный стимул дальнейшему развитию и укреплению китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства». Глава же китайского парламента У Банго констатировал, что, «несмотря на краткость визита, тем не менее это очень важный, значимый визит».

Учитывая все это, при отсутствии прорыва в области двусторонней кооперации по газовой сфере, нынешний визит В.В.Путина в КНР оценивается китайской стороной как весьма успешный. Консультант МИД Китая, в недавнем прошлом посол КНР в Украине, более десяти лет к тому же проработавший в посольстве в Москве господин Яо Пэйшэн подчеркнул, что «в этот раз стороны подтвердили нацеленность на дальнейшее выстраивание стратегического партнерства… и Москва, и Пекин осознают важность подобного сотрудничества, понимают необходимость развития диалога по широкому спектру вопросов».

Консультант МИД Китая категорически отверг предположения о негативном влиянии на двусторонние контакты «пробуксовки» по «голубому топливу». «Россия и Китай вышли на столь высокий уровень понимания и взаимодоверия, что такие детали роли не играют. У нас огромное количество успешных проектов, которые можно занести в актив, взаимодействие по многим направлениям укрепляется, а упомянутые сложности стоит отнести к разряду, скорее, технических, которые рано или поздно будут урегулированы», - подчеркнул господин Яо. Он также отметил, что «конечно, в ситуации с газом мы наблюдаем то, как каждая из сторон отстаивает свои интересы, ориентируясь на внутриполитические реалии, в этом нет ничего страшного, в итоге консенсус обязательно будет достигнут». Китайский эксперт также предположил, что «Газпром» и КННК быстрее договорятся, когда страсти вокруг газовых дел немного улягутся. Тем более, добавил эксперт, «газ - это только часть энергетического сотрудничества, а оно, в свою очередь, важная, но тем не менее всего лишь составляющая общего контекста двустороннего диалога».

По мнению заместителя директора Центра исследований современного мира, близкого к партийным структурам, господина Ху Хао, прошедший визит подтвердил неизменность курса двух стран на выстраивание конструктивных отношений. Он в очередной раз продемонстрировал нацеленность сторон на активное дву- и многостороннее взаимодействие при решении как региональных, так и глобальных проблем. Этому, по мнению ученого, способствует в том числе отсутствие принципиальных противоречий, близость позиций по тем или иным актуальным проблемам дня сегодняшнего. Одной из них остается несовершенство мировой финансовой системы, которая сохраняет крепкую привязку к доллару, являясь, по сути, заложницей Вашингтона. Обсуждение этой темы в процессе состоявшихся переговоров В.В.Путина с китайскими руководителями, как полагает эксперт, дает возможность прогнозировать, что рано или поздно оптимальный механизм обеспечения взаиморасчетов между государствами будет найден и это, несомненно, придаст устойчивости всей мировой финансово-экономической архитектонике. К тому же в Пекине положительно восприняли сохранение преемственности политической элиты России, которая позволяет рассчитывать на продолжение и расширение российско-китайского сотрудничества, подчеркнул Ху Хао.

В двусторонних отношениях в целом констатируются взаимопонимание и даже определенный прогресс. По мнению китайской стороны, важным показателем является созвучность точек зрения относительно «дефектности» современной финансовой системы, когда все страны, безотносительно уровня их экономического развития, продолжают находиться в прямой зависимости от американской валюты, будущее которой предсказать возьмутся немногие. В целях обезопасить себя, как считают специалисты, наши страны должны и дальше продолжать поиск путей для того, чтобы «отвязать» себя от доллара. В этом смысле одним из вариантов видится переход на национальные валюты во взаиморасчетах, который, впрочем, уже частично осуществлен. И не страшно, что объемы еще незначительны и пока носят лишь символический характер. Будущее покажет.

Позитивными примерами взаимопонимания и сотрудничества наполнен диалог России и Китая по другим аспектам международной повестки дня: например, позиция Москвы и Пекина при голосовании в Совете Безопасности ООН по проекту сирийской резолюции, предложенной США и их союзниками. Совместное ветирование Россией и Китаем данного документа, по мнению местных аналитиков, демонстрирует схожесть взглядов на проблему «арабской весны», а если говорить проще, то к своевольному поведению Вашингтона и Брюсселя в отношении суверенных государств. При этом эксперты старательно подчеркивают в разговоре то обстоятельство, что КНР в принципе редко использует свое право вето в Совете Безопасности ООН, прибегая к этой мере лишь в крайних случаях, когда речь идет о Тибете или Тайване.

Дополнительную интригу визиту В.В.Путина придавал тот факт, что поездка в Китай стала первым зарубежным визитом главы российского правительства после объявления им о решении участвовать в президентских выборах 2012 года. Данное обстоятельство особо отмечается китайскими экспертами. По их мнению, оно может дать основания предполагать усиление восточного вектора российской внешней политики. Эта перспектива открывает новые горизонты для успешного развития двусторонних контактов, которые для Китая в условиях сложных взаимоотношений с Западом приобретают особую актуальность. На этом фоне, очевидно, китайская сторона рассчитывает на продолжение сотрудничества с Россией и уверена, что курс Москвы на углубление диалога с Пекином продолжится и может получить новый импульс. Что же касается смены руководства в Китае осенью 2012 года, то эксперты уверяют, что - и после прихода «пятого поколения» лидеров к управлению Поднебесной - КНР продолжит линию на укрепление связей со своим северным соседом.

Визит российского премьера проходил под пристальным взглядом политологов и экономистов не только России и Китая, западные аналитики также проявили интерес к итогам состоявшихся переговоров. При этом выводы по поездке В.В.Путина в КНР порой оказывались полярными. Так, например, ряд специалистов, отмечая отсутствие подвижек в переговорах по поставкам российского природного газа в Поднебесную, выдвинули версию о наступлении периода охлаждения стратегической дружбы, в которой стала отчетливо проявляться своего рода «красная линия», за которую ни Москва, ни Пекин заходить не собираются даже в угоду политическому взаимодействию. Помимо этого, озвучивались предположения, что в двустороннем диалоге обозначилась тревожная тенденция, когда набирающая обороты и почувствовавшая свою силу Поднебесная постепенно начинает вести переговоры с российскими партнерами с позиции силы. Некоторые оценки визита прямо намекали на то, что роли поменялись и Россия теперь выступает, скорее, в статусе «младшего брата», коим долгое время считался Китай по отношению к СССР.

На деле для Запада укрепление отношений России и Китая всегда вызывало определенную тревогу. Ни одна, ни другая держава не были замечены в симпатиях к либеральной идее, периодически «нарушают» права человека, проявляют самостоятельность в глобальных делах, в том числе «ветируя» вносимые США, Францией и Великобританией проекты резолюции по Сирии. Кроме того, и РФ, и КНР успешно взаимодействуют в рамках международных и региональных организаций. Например, в ШОС, которую некоторые западные эксперты, без преувеличения, считают чуть ли не антинатовским блоком. Не лишним будет также упомянуть и организацию БРИКС, последний саммит которой на Хайнане не на шутку встревожил Вашингтон из-за заявлений о намерении «пятерки» изучить возможность использования национальных валют во взаиморасчетах. Получается, что крепкая дружба Москвы и Пекина не на руку западным странам, которые уже вообразили себе опасные перспективы российско-китайского союзничества.

Примером негативного восприятия укрепления контактов России с Китаем называют опубликованный в начале октября доклад СИПРИ - Стокгольмского института исследования проблем мира - «Отношения Китая и России в области энергетики и безопасности: надежды, разочарования и неопределенность»1. В нем китайские ученые с удивлением обнаружили, что повышенное внимание уделяется почему-то разногласиям в двустороннем диалоге, акцент сделан на сложностях и недопонимании. «Когда интересы совпадают, то Пекин и Москва сотрудничают, но когда интересы расходятся, то стратегическое партнерство имеет в таком случае небольшое значение. Не хватает подлинного политического доверия», - так считает Линда Якобсон, одна из авторов доклада, которая до последнего времени являлась директором исследовательской программы СИПРИ «Китай и глобальная безопасность».

В докладе СИПРИ констатируется, что, по отчетным данным за полный 2010 год, Россия для Китая является всего лишь десятым торговым партнером в мировом рейтинге стран, а вот Китай для России по всем параметрам - единственный партнер-лидер. В СИПРИ заключили, что стратегическое партнерство России и Китая стало стремительно рушиться, несмотря на все существующие договоренности.

Снабженный серьезной аналитикой, цифрами и прогнозами документ в целом дает, считают специалисты, не совсем объективную характеристику состояния дел в отношениях России и Китая. В нем порой словно сознательно избегается попытка сбалансировать, безусловно, имеющие место негативные тенденции реально существующими положительными моментами. Именно в этом контексте многие западные аналитики оценили отсутствие договоренностей по российскому газу.

Следует подчеркнуть, что Пекин вместе с высоким положением в рейтинге мировых экономик получил целый комплекс проблем геополитического масштаба. А совсем недавно список традиционных сложностей во взаимодействии с западными державами пополнил новый вызов - обнародованные не так давно планы американцев по возвращению в АТР. Этот аспект, по словам заместителя директора Института международных отношений Народного университета КНР Цзинь Цаньжуна, рискует стать фактором существенного усложнения отношений КНР и США и при худшем сценарии привести к началу открытого соперничества этих крупнейших игроков в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, получается, что Китаю сейчас должны быть интересны идеи о том, что российская сторона в мейнстриме своей политики может уже в ближайшем времени переориентироваться с Запада на Восток, где она наиболее дружна как раз с Поднебесной.

В общем, состоявшийся визит в очередной раз продемонстрировал - у наших стран по-прежнему достаточно общих целей, констатируется совпадение позиций по многим вопросам, есть серьезный потенциал для наращивания сотрудничества. Вместе с тем вряд ли стоит рисовать картину двустороннего диалога исключительно в радужных красках. На самом деле только ленивый не заметил изменение тональности публикаций в китайских СМИ и интервью местных экспертов после того, как стало понятно, что «с наскока» подписать газовые соглашения не получится. Разумеется, никто не стал заявлять об охлаждении отношений, но то, что Пекин в случае конфликта интересов будет принимать в расчет собственные интересы, а не эфемерное понятие «стратегический партнер», видно невооруженным взглядом. Да, Китай растет, набирает силу, параллельно с этим, порой вопреки собственному желанию становясь более заметным, и как следствие, сталкивается с новыми проблемами, решить которые рассчитывает в том числе с помощью России. Так, китайская сторона почти не скрывает, что в противостоянии с Западом или стремлении обеспечить безопасность по периметру собственных границ понимает выгоду от сближения с Москвой. В то же время КНР идет своим путем, и никто не в силах гарантировать, что однажды он не пересечется с российским. И именно тогда, видимо, настанет пора для проверки на прочность отношений стратегического партнерства.

 

 1Linda Jakobson, Paul Holtom, Dean Knox, Jingchao Peng. China’s Energy and Security Relations with Russia: Hopes, Frustrations and Uncertainties // Policy Paper. No.29. SIPRI. Stockholm. October 3, 2011.