В следующем году исполняется 20 лет со дня подписания Договора о коллективной безопасности и 10 лет с момента принятия решения о создании на его основе постоянной структуры - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Развитие ОДКБ за эти годы протекало динамично, созвучно интенсивной эволюции международных отношений в начале XXI века. Практически каждый год Организация прирастала новым направлением, новым качеством, новой координационной структурой. В итоге на базе образования, предназначенного в начале лишь для отражения военной угрозы извне, была выстроена многофункциональная структура комплексного обеспечения безопасности в своей зоне ответственности, нацеленная на противодействие как традиционным, так и новым вызовам и угрозам.
Само решение об учреждении Организации Договора о коллективной безопасности свидетельствовало о высокой степени совпадения принципиальных подходов союзных государств к основным проблемам международной безопасности, их общем понимании характера современных угроз и вызовов. Члены новой организации сразу же поставили перед собой цель - развивать всесторонние союзнические отношения во внешнеполитической и других областях. Одним из ведущих мотивов стало стремление уделять существенно больше внимания политическому взаимодействию в обстановке растущего разнообразия угроз со стороны как государственных, так и неправительственных структур.
В целях обеспечения внешнеполитической координации деятельности государств - членов ОДКБ на международной арене был создан механизм регулярных консультаций и согласования позиций. Его работа осуществляется в соответствии с директивными документами Совета министров иностранных дел ОДКБ, опирающимися на положения статьи 9 Устава Организации: «Государства-члены согласовывают и координируют свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности, используя в том числе консультационные механизмы и процедуры Организации».
На практике речь идет о проведении консультаций в соответствии с ежегодным планом, регулярном обмене мнениями на заседаниях уставных органов, а в случае необходимости - об организации внеочередного обсуждения актуальных вопросов развития международной обстановки. Задача этой работы - сближение позиций с целью координации совместных действий, организации согласованных выступлений от имени ОДКБ, проведения общей линии в переговорном процессе, обеспечения взаимной поддержки при обсуждении важных для ОДКБ и ее членов вопросов.
Предметом такого согласования становятся самые различные проблемы - от сугубо региональных до глобальных. Поскольку ОДКБ ставит себе целью содействие решению крупных международных вопросов, совместные документы уставных органов Организации регулярно посвящаются таким темам, как контроль над вооружениями, построение справедливого демократического миропорядка, формирование архитектуры международной безопасности, отвечающей требованиям современности. В них неизменно подчеркивается приверженность государств - членов ОДКБ курсу на мирное урегулирование конфликтов и кризисов политико-дипломатическими методами в соответствии с нормами международного права.
К примеру, на недавнем заседании Совета министров иностранных дел ОДКБ (31 мая, Минск) состоялся продуктивный обмен мнениями об основных тенденциях развития международной обстановки, в том числе были проанализированы процессы в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока. В результате достигнуты новые договоренности по конкретным вопросам дальнейшей координации работы министерств, послов и постпредов государств-членов в международных организациях.
Естественно, страны ОДКБ внимательно отслеживают все тенденции, которые могут привести к осложнениям и возникновению новых угроз безопасности на пространстве Организации. Сегодня налицо несколько взаимоисключающих тенденций, которые влияют на ситуацию в зоне действия ОДКБ.
С одной стороны, это оздоровление отношений между Россией и США, Россией и ЕС, тенденция к улучшению отношений с НАТО, то есть выход на новый уровень сотрудничества. С другой - обострение ситуации вдоль дуги Северная Африка - Ближний Восток.
Одновременно отмечаются попытки группы государств, которые, толкуя на свой лад нормы международного права и используя международные институты, хотели бы диктовать правила поведения остальным. При этом ими все чаще допускается применение методов как силового, так и несилового вмешательства во внутренние дела других государств. В последнее время такие проявления имели место по отношению к странам Северной Африки, Ближнего Востока, Белоруссии и некоторым другим государствам.
Все эти тенденции серьезно влияют на ситуацию в зоне ответственности ОДКБ, которая и без того вызывает беспокойство. Речь идет об активизации деятельности террористических и экстремистских организаций и групп. Сегодня мы можем говорить о том, что явления террористического характера фиксируются практически во всех государствах. Что касается региона Центральной Азии, то значительное количество молодежи из этих государств проходит подготовку в лагерях боевиков в ИРА и ИРП, намереваясь вернуться затем в страны своего происхождения для проведения экстремистской и террористической деятельности. Налицо также рост числа исламистских организаций радикального толка, являющихся базой для формирования террористических организаций.
Из региональных проблем особое внимание в последнее время ОДКБ уделяет двум темам, непосредственно затрагивающим аспекты безопасности государств-членов. Во-первых, имеются в виду усилия по стабилизации ситуации в Афганистане. Афганская тематика постоянно прорабатывается в специально созданной Рабочей группе при СМИД ОДКБ. Конструктивные выступления представителей ОДКБ на международных форумах неизменно нацелены на реальные шаги, ведущие к стабилизации и разрешению положения в ИРА, снижению возможностей его негативного воздействия на ситуацию в Центральной Азии.
Во-вторых, речь идет о реализации российской инициативы о разработке и заключении Договора о европейской безопасности. Данная инициатива РФ получила консолидированную поддержку всех государств - членов ОДКБ. В каждом из заключительных документов сессий Совета коллективной безопасности (СКБ) в период 2008-2010 годов неизменно акцентировалась необходимость заключения такого договора, его востребованность для консолидации европейской безопасности.
Не обходили государства - члены ОДКБ и самые острые проблемы текущей политики. Так, вскоре после развязанной Грузией агрессии в Южной Осетии президенты стран, входящих в Организацию, приняли 4 сентября 2008 года декларацию, в которой выражалась глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта». Соответствующую квалификацию действия грузинского руководства получили и в специально посвященном этой теме Заявлении министров иностранных дел в связи с событиями в Южной Осетии, в котором главы дипломатических ведомств выразили поддержку активной роли Российской Федерации «в содействии миру и сотрудничеству на Кавказе».
В качестве другого примера успешного взаимодействия и активной поддержки инициатив друг друга следует упомянуть такие важные мероприятия, как избрание Республики Казахстан председателем ОБСЕ в 2010 году, реализация предложения о проведении впервые за 11 лет саммита ОБСЕ (1 декабря, Астана), а до этого - встречи руководителей и представителей восьми международных организаций (17 июля, Алматы).
С самого начала своей работы ОДКБ была нацелена на тесное сотрудничество с международными организациями. Прежде всего речь идет о тех из них, которые действуют в сфере безопасности. Это диктуется тем, что сама ОДКБ сфокусирована на «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности» (ст. 3 Устава) и на формирование «справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права» (ст. 4 Устава). Причем свое взаимодействие с заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями ОДКБ осуществляет при опоре на ООН, с учетом ее «главенствующей роли», в частности, по всем вопросам противодействия новым, нетрадиционным угрозам безопасности (ст. 8 Устава).
Вполне логичной была регистрация ОДКБ в ООН сразу же после ее создания и вступления в силу Устава. Вслед за этим Организация обрела статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее (2 декабря 2004 г.), стала участвовать во встречах высокого уровня с участием руководства ООН, проводимых Советом Безопасности для региональных организаций.
Последние годы были отмечены активизацией сотрудничества ОДКБ с ООН. 18 марта 2010 года в Москве генеральные секретари ООН и ОДКБ подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между Секретариатом ООН и Секретариатом ОБСЕ. В апреле этого года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун принял участие в заседании Постоянного совета при ОДКБ. В своем выступлении он подчеркнул заинтересованность ООН в развитии практического взаимодействия с нашей организацией в сфере миротворчества и превентивной дипломатии, а также в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Во исполнение договоренностей генеральных секретарей в мае этого года в Нью-Йорке проведены углубленные консультации и переговоры по тематике взаимодействия между ОДКБ и ООН в соответствии с принятой Генассамблеей ООН резолюцией «О сотрудничестве между ООН и ОДКБ» от 13 декабря 2010 года и Совместной декларацией о сотрудничестве между секретариатами наших организаций.
В ООН распространены Заявление глав государств - членов ОДКБ о миротворческих силах и Заявление глав государств - членов ОДКБ по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Расширились связи со специализированными структурами системы ООН: Департаментом Секретариата ООН по миротворчеству, Контртеррористическим комитетом СБ ООН и Управлением ООН по наркотикам и преступности. Поддерживаются активные контакты с главой Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.
Приоритетным остается сотрудничество ОДКБ с ОБСЕ. Ведется интенсивный диалог по вопросам урегулирования ситуации в Афганистане. Стал регулярным обмен информацией с генеральным секретарем ОБСЕ. Представители ОДКБ принимают участие в заседаниях СМИД ОБСЕ, Ежегодной конференции по обзору ситуации в области безопасности (очередное состоялось 29-30 июня этого года), Форума по сотрудничеству в области безопасности, тематических семинарах и конференциях. Только в текущем году представители ОДКБ участвовали в работе семинара по вопросам превентивной дипломатии и разрешения конфликтов, в семинаре высокого уровня по военным доктринам, заседании Комитета безопасности при Постсовете ОБСЕ, в международном симпозиуме по борьбе с терроризмом путем влияния на связанный с ним криминал. Наши представители готовятся принять участие в международных конференциях по борьбе с киберпреступностью и незаконным оборотом наркотиков.
Считаем полезными существующие контакты ОДКБ с Антитеррористическим подразделением ОБСЕ и Центром ОБСЕ по предотвращению конфликтов. Их опыт работы учитывается нами в разработке собственных антикризисных программ. Директор данного центра господин Х.Зальбер в марте текущего года выступал на заседании Постоянного совета при ОДКБ.
ОДКБ сохраняет заинтересованность в существенном повышении динамики наших связей с ЕС, включая участие в программах, реализуемых нашими организациями в Центральной Азии и на Южном Кавказе. В апреле этого года состоялась полезная рабочая встреча генерального секретаря ОДКБ с заместителем генерального секретаря Европейской внешнеполитической службы Х.Шмидтом.
На восточном направлении заложена основа взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества. В октябре 2007 года подписан Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ОДКБ и ШОС. Определены основные направления совместной работы: содействие региональной стабильности, противодействия терроризму, наркотрафику, трансграничной оргпреступности. Состоялись рабочие встречи руководителей двух организаций, намечены дальнейшие шаги по развитию взаимодействия. В июне этого года в ходе проведения юбилейного саммита в Астане подписан Протокол о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Региональной антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС). Документ будет способствовать активизации сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, финансированием терроризма за счет средств, полученных от незаконного оборота наркотиков и трансграничной преступности.
Сотрудничество осуществляется и с теми организациями постсоветского пространства, для которых вопросы безопасности не являются главными. Речь идет о Содружестве независимых государств (СНГ) и Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Поскольку в них входят государства - члены ОДКБ, взаимодействие по ряду направлений представляется вполне естественным.
Ради упрочения безопасности ОДКБ готова к взаимодействию и с другими организациями. Еще в 2004 году Организация обратилась с соответствующим посланием к НАТО. Предпринимались усилия по налаживанию сотрудничества по ряду направлений. Однако никакого ответа от Североатлантического альянса до сих пор не поступило.
Наша организация содействовала координации целенаправленного взаимодействия других международных структур. Так, в декабре 2010 года генеральный секретарь ОДКБ принял участие в Астане во встрече высших должностных лиц ООН, ОДКБ, ОБСЕ, СНГ, ЕС, НАТО. Подобная практика, по нашей оценке, должна развиваться как новый элемент формирования алгоритма согласованных действий на евразийском пространстве. С аналогичными целями мы инициировали проведение совещания высших должностных лиц ШОС, СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. На нем было принято решение о дальнейших шагах по развитию взаимодействия и подготовке встречи руководителей этих организаций осенью текущего года. В продолжение этого курса недавно были подписаны документы о сотрудничестве с Антитеррористическим центром СНГ и Региональной антитеррористической структурой ШОС.
Важным элементом взаимодействия в формате ОДКБ выступает Парламентская ассамблея, которая играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работает над сближением правовых полей государств-членов. ПА ОДКБ также является важным механизмом политической работы как внутри государств-членов, так и во внешнеполитической сфере. Гибкость парламентской деятельности позволяет проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами.
Следует также отметить еще одно направление совместной работы стран ОДКБ. Это регулярное взаимное информирование о военно-политической обстановке, о тех или иных террористических угрозах, обмен оперативной и обобщенной информацией о конкретных обстоятельствах, вызывающих опасения или заслуживающих более подробного изучения, а иногда и срочных действий. Этот процесс помогает государствам упреждать угрозы, прицельнее готовиться как к планируемым мероприятиям, так и к срочным действиям, а также проводить совместные операции, когда это необходимо.
В последние годы развитие системы коллективной безопасности ОДКБ стало еще более динамичным. В 2009 году были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), действующие на всем пространстве Организации. Они насчитывают порядка 17 тыс. военнослужащих и около 2 тыс. сотрудников сил специального назначения. КСОР проводили ряд крупных учений в 2009-2010 годах. В 2011-2012 годах запланированы новые учения с этим контингентом.
Для отражения отдельных вылазок террористов в Центральной Азии ОДКБ имеет также около 4 тыс. бойцов Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР ЦАР). Они хорошо подготовлены, мобильны, в их распоряжении есть авиабаза.
Кроме того, в системе коллективной безопасности ОДКБ имеются 4100 человек в составе Миротворческих сил (МС). Они готовы к участию в миротворческих операциях. На декабрьской 2010 года сессии СКБ было принято Заявление о готовности МС к выполнению задач как в зоне ответственности ОДКБ, так и по мандату Совета Безопасности ООН за ее пределами.
В прошлом году, после событий в Киргизии, были тщательно проработаны и на сессии Совета коллективной безопасности 10 декабря 2010 года приняты своего рода алгоритмы действий Организации на случай кризисного развития ситуации в одном или нескольких государствах-членах. Они устанавливают основания для коллективного реагирования на возникающие кризисные ситуации, четкий порядок использования сил и средств, последовательность превентивных мер и необходимых действий по санации кризиса. Внесены изменения в Договор о коллективной безопасности и Устав ОДКБ, позволяющие Организации реагировать не только в том случае, когда возникнет угроза безопасности и территориальной целостности государств-членов, но и в случаях наличия угрозы стабильности государства.
В целях закрепления официально признанных коллективных интересов как основы для разработки комплекса мер по обеспечению безопасных стратегических перспектив развития ОДКБ декабрьская сессия СКБ приняла решение о разработке концептуальных документов - Стратегии коллективной безопасности, новой Концепции развития коллективной безопасности, а также Системы стратегического и оперативного планирования. Их разработка будет осуществляться с привлечением экспертного потенциала всех государств - членов ОДКБ.
Динамично развивается антинаркотическое направление коллективных усилий ОДКБ. Важнейшее совместное мероприятие - оперативно-профилактическая операция «Канал» по борьбе с наркотрафиком.
К настоящему моменту в ее рамках отрабатываются задачи не только по отражению афганской наркоэкспансии, но и по борьбе с утечкой прекурсоров в нелегальный оборот, по пресечению торговли синтетическими наркотическими средствами и по противодействию легализации наркодоходов. Спектр охвата операции давно перешел от целей регионального значения к участию в решении глобальных задач по противодействию наркобизнесу. К операции присоединилось в качестве наблюдателей 24 страны. В 2008 году решением Совета коллективной безопасности операции «Канал» придан статус региональной антинаркотической операции постоянного действия.
При этом развивается сотрудничество с профильными международными структурами - Управлением ООН по наркотикам и преступности, Отделом стратегического полицейского сотрудничества ОБСЕ, а также с «Планом Коломбо» и Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Управление ООН признало операцию «Канал» одним из самых успешных и эффективных достижений в сфере глобальной борьбы с наркотрафиком.
Наряду с операцией «Канал» в зоне ответственности ОДКБ успешно осуществляются оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции под условным наименованием «Нелегал». С 2009 года к ее проведению были подключены возможности финансовых разведок. В период операции запущена «горячая линия» между миграционными службами государств - членов ОДКБ. Совместные практические меры в сфере противодействия незаконной миграции из третьих стран и борьбе с торговлей людьми важны для всех государств-членов. Дело в том, что ликвидация каналов нелегальной миграции наряду с обеспечением свободы перемещения трудовых ресурсов способствуют стабилизации внутриполитической ситуации и снижению преступности в транзитных странах. Выявлен и перекрыт ряд каналов незаконной миграции граждан Афганистана, Китая, Ирака, Египта и ряда других государств через территории государств - членов ОДКБ в европейские страны.
По итогам операции «Нелегал-2010» выявлено всего 97 046 нарушений миграционного законодательства, в том числе нарушений въезда, выезда и пребывания - 79 482, нарушений установленного порядка осуществления трудовой деятельности - 17 464. Выдворено за пределы государств - членов ОДКБ 11 940 человек.
Налаживается сотрудничество ОДКБ с Международной организацией по миграции (МОМ). В 2006 году подписан соответствующий протокол о взаимодействии с Администрацией МОМ, затем был согласован комплекс мер, предусматривающий использование возможностей представительств МОМ в государствах ОДКБ.
На фоне актуализирующейся с учетом последних событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке проблемы беженцев следует отметить работу по созданию в рамках ОДКБ региональной системы по работе с лицами, ищущими убежище, и беженцами, являющимися выходцами из третьих стран.
Первым практическим итогом ее работы стал подготовленный проект Соглашения об обмене информацией между государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности об ищущих убежище лицах, являющихся выходцами из третьих государств, проходящий в настоящее время процедуру внутригосударственного согласования.
В 2009 году разработан и введен в действие еще один проект - проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на борьбу с преступлениями, совершаемыми с применением современных информационных технологий, под условным наименованием «ПРОКСИ». В числе основных задач было выявление и пресечение трансграничных преступлений с применением компьютерных технологий и незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности.
В результате операции выявлено около 2 тыс. сайтов, используемых транснациональными преступными группировками, ведущими либо террористическую деятельность, либо занимающихся наркобизнесом, трафиком людей, иной преступной деятельностью.
Продолжается работа по подготовке операции «Арсенал» по противодействию незаконному обороту оружия, взрывчатых и отравляющих веществ. Все государства - члены ОДКБ выразили готовность участвовать в ней.
Новым, крайне важным направлением совместной работы государств - членов ОДКБ стала деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее осуществляет специальный орган - Координационный совет ОДКБ по чрезвычайным ситуациям. В июне 2009 года были утверждены Основные направления действия государств - членов ОДКБ по формированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации на период до 2012 года. Целями создания этой системы являются не только повышение уровня сотрудничества союзных государств в этой области, но и «адаптация ОДКБ в мировые процессы противодействия угрозам и вызовам, включая вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В целом наша организация имеет нормативную правовую базу, необходимый потенциал, подготовленные силы и средства, механизм принятия решений. Она нацелена на оперативное содействие государствам-членам в сохранении мира и стабильности.
Всем нам хорошо знакомы вызовы международного терроризма и экстремизма, продолжающийся рост наркотрафика и незаконной миграции, активизация трансграничной организованной преступности и не отступающая угроза распространения ОМУ. Наряду с этими вызовами в последнее время особо заметными стали две тенденции, которые не могут не тревожить все государства, выступающие в защиту суверенитета, подлинного равноправия и в целом принципов международного права.
Это, во-первых, ставшая для некоторых стран доминантной тенденция к силовому решению кризисов вместо использования переговорного процесса и других методов мирного разрешения спорных вопросов.
Во-вторых, это постепенно набирающая силу тенденция наращивания несилового внешнего вмешательства во внутренние дела независимых государств. Его главными инструментами становятся не только традиционные политические и экономические средства воздействия, но также и информационные.
В этой обстановке особое значение для государств - членов ОДКБ приобретает роль России как главного фактора обеспечения стабильности и безопасности на евро-азиатском пространстве. Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2010 года (пункты 21 и 22) четко фиксирует обязательство оказывать военную помощь союзникам по ОДКБ в случае агрессии против любого из них извне. Это надежная гарантия обеспечения суверенитета и территориальной целостности государств - членов Организации. В современных условиях, когда готовность применять силу и прямое давление, как мы видим, становится слишком частой, эта гарантия особенно важна.
Исходя из современных реалий, можно выделить следующие основные направления развития политической составляющей системы коллективной безопасности на ближайшую перспективу:
1. Упор на превентивную работу, всемерное содействие раннему выявлению дестабилизирующих тенденций, предотвращение развития кризисов и конфликтных ситуаций, своевременная коллективная помощь в начальной стадии кризисного развития или внешней угрозы.
2. Существенная активизация консультативного механизма и совершенствование методов согласования позиций государств-членов по вопросам внешней политики и международным проблемам, затрагивающим интересы государств-членов, выход на скоординированные действия союзников по ОДКБ по всем важнейшим вопросам международной политики.
3. Обеспечение приоритетности союзнических отношений, солидарности всех государств-членов в случаях кризисных ситуаций, конфликтов с участием внешних сил, в том числе внерегиональных факторов.
Для реализации этих задач в предстоящий период потребуются интенсивные усилия всех союзных стран, самое тесное взаимодействие министерств иностранных дел государств - членов ОДКБ.