Арктика, долгие годы остававшаяся в основном сферой интересов восьми приарктических государств, сегодня переживает период нарастающей геополитической конкуренции. Это обусловлено целым рядом факторов, ключевыми из которых являются колоссальные запасы природных ресурсов, неопределенность правового статуса арктических морских путей, а также возможные действия западных государств по ослаблению позиций России в регионе. По мере роста стратегического значения Арктики в глобальном масштабе, вопросы, связанные с этим регионом, давно переросли рамки исключительно приарктических держав.

В борьбу за влияние в Арктике активно включаются государства, находящиеся на значительном удалении от Северного полюса, включая Китай и Индию. В этом контексте особенно интересен пример Германии, которая в последние годы демонстрирует существенное изменение своей геополитической стратегии. Начало изменений было провозглашено речью канцлера О.Шольца в бундестаге, ознаменовавшейся введением в оборот понятия «Zeitenwende» [12]. Это фундаментальное изменение отражено в ряде программных документов, который включает «Концепцию внешней политики и политики безопасности для интегрированного содействия мирному развитию», «Национальную водную стратегию», «Стратегию будущего для исследований и инноваций», «Стратегию в отношении Китая», «Стратегию национальной безопасности ФРГ» и «Рамочную директиву по общей обороне».

Естественно, эта переориентация не могла не затронуть и Арктический регион. За относительно короткий период Германия разработала и обнародовала три важных документа [20, 21, 22], касающихся арктической политики, что свидетельствует о серьезном и целенаправленном усилении внимания ФРГ к этому региону. Кульминацией такой активности стало опубликование в 2024 году нового документа, полностью посвященного Арктике. Это обстоятельство подчеркивает необходимость глубокого анализа мотивации Германии, направлений ее арктической политики и возможных перспектив их реализации.

Генезис арктической политики ФРГ

Становление основных направлений внешней политики ФРГ в Арктике включает в себя три этапа, каждый из которых обладает своей спецификой и вкладом в формирование стратегических интересов страны в регионе. Первый этап связан с исследовательской деятельностью, второй характеризуется началом участия ФРГ в международных арктических организациях, третий, в свою очередь, синтезирует первый и второй этапы и определяется в качестве самого активного этапа развития арктической политики ФРГ.

Первый этап. В Германии активно развивалась исследовательская деятельность. Этому способствовало появление частных исследовательских институтов, становление системы информационно-аналитического обеспечения и университетов «без студентов». Не подлежит сомнению, что первым направлением работы Германии в Арктике стали именно научные исследования. Несмотря на отсутствие прямого выхода к Арктике, Германия активно участвовала в международных научных проектах, направленных на изучение климатических изменений, биоразнообразия и природных ресурсов Арктики.

Немецкие национальные полярные экспедиции были организованы еще в XIX веке [8, с. 2], в этот период основывались немецкие полярные станции, например на Шпицбергене. С тех пор Германия приобрела значительный научный и технический потенциал и стала одной из ведущих стран в сфере полярных исследований [3, с. 1]. Тем не менее сама по себе научная деятельность не гарантирует исключительно мирного и экологически ответственного использования Арктики. Накопленные знания могут применяться как для устойчивого развития региона, так и для его интенсивной и потенциально деструктивной эксплуатации и будущего внедрения в регион.

Второй этап. С начала 1990-х годов постепенно возрастает вовлеченность Германии в международные арктические организации. В 1998 году на первой министерской сессии Арктического совета (АС) в Икалуите (Канада) Германии, наряду с Нидерландами, Великобританией и Польшей, был предоставлен статус наблюдателя в Совете. Тем не менее в этот период страна не принимала активного участия в деятельности организации, что указывает на поздний старт германской арктической политики [6, с. 107]. В.Б.Белов указывает на отсутствие в то время в ФРГ институционального подхода в реализации арктических проектов, поскольку различные федеральные министерства и государственные учреждения реализовывали отдельные инициативы, не согласованные друг с другом [1, с. 99].

Третий этап. Активизация деятельности ФРГ в Арктике по всем направлениям начинается только с начала 2010-х годов. Исходной точкой можно считать проявление инициативы посла ФРГ в Канаде Г.Витшеля на конференции «ЕС, Канада и Арктика: вызовы международного управления», которая прошла в Оттаве в 2011 году. В своем выступлении посол выразил недовольство избыточными ограничениями для наблюдателей АС [19, p. 175-176].

В тот период в Германии начинают звучать призывы сделать внешнюю политику более стратегической [2, с. 166-170]: лица, принимающие решения, приступают к составлению документов доктринального характера, рассчитанных на долгую перспективу. Именно тогда Министерством иностранных дел ФРГ была разработана первая версия доктринального документа «Основные направления арктической политики ФРГ» [20]. Таким образом, Германия стала одной из первых неарктических стран, разработавших собственную стратегию в регионе [7, с. 38]. Впервые она заявила о своей ответственности в Арктике, которая обосновывается передовым знаниями в области научных исследований и технологий, развивавшихся во время первого этапа.

Стоит отметить, что положения документа носят прагматический характер. В его тексте подчеркивается необходимость обеспечения Германии сырьевыми ресурсами. Отношения с Российской Федерацией в этом контексте не являются конфликтными, напротив, наблюдается активное сотрудничество в ряде ключевых областей: совместные проекты, касающиеся судоходства, импорта энергоносителей и кооперации в рамках АС.

На протяжении десяти лет арктическое направление внешней политики Германии постепенно трансформировалось. Учитывая международную обстановку, развивающуюся по конфронтационному сценарию, в 2019 году Берлин выпустил обновленную версию документа «Основные направления арктической политики ФРГ».  Несмотря на увеличение геополитического противоборства в регионе, составители документа подчеркивают, что безопасность Арктики в подавляющем большинстве по-прежнему сосредоточена вокруг рисков и опасностей экологического, а не военного характера. Приоритетом федерального правительства является сохранение уникальных условий окружающей среды и жизни, а также защита биологического разнообразия [20].

На третьем этапе Германии также удалось решить институциональную проблему. Сегодня в ФРГ наблюдается широкая сеть профильных государственных структур, обладающих определенными функциями в сфере арктической политики, все они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Профильные государственные институты

В 2024 году Министерство иностранных дел ФРГ опубликовало обновленную версию Основных направлений арктической политики, изучение положений которой позволит определить направления и выявить перспективы политики ФРГ в Арктике.

Основные направления арктической политики ФРГ на современном этапе

Необходимость концептуального обновления документа доктринального характера немецкие политики связывают с военным конфликтом на Юго-Востоке Украины. В документе, который в значительной степени отличается от версии 2013 года, подчеркивается эскалация напряженности и рост числа конфликтов [22], отмечается большое значение партнерства в области безопасности в рамках НАТO и присоединение к альянсу двух арктических государств, что, безусловно, влияет на геополитический расклад сил в регионе.

Несмотря на заявления федерального правительства о невозможности какой-либо милитаризации Арктики [3, с. 7], ФРГ принимает активное участие в военных учениях НАТО в регионе, среди которых можно назвать: «Трайдент джанкчер» (2018 г.), «Северный викинг» (2022 г.) и «Быстрый викинг» (2023 г.) [10]. Немецкие эксперты оправдывают действия Германии, ссылаясь на военную активность России и поиск необходимого баланса между надежным сдерживанием и обороноспособностью [15]. В Германии особую озабоченность вызывает развертывание и использование нового вида вооружений в Арктике. К примеру, гиперзвуковое оружие, ядерная и управляемая торпеда «Посейдон» и крупномасштабные системы A2/AD, стратегическое значение которых простирается далеко за пределы региона [14].

Сложившаяся ситуация напрямую связана с «дилеммой безопасности». Она представляет собой сложный и парадоксальный феномен в международных отношениях, когда усилия одного государства по укреплению своей безопасности воспринимаются другими государствами как потенциальная угроза их собственной безопасности. Это приводит к цепной реакции: для противодействия возрастающей угрозе государства начинают увеличивать свои военные возможности и усиливать оборону, что, в свою очередь, может восприниматься как агрессивные действия. Тем не менее очевиден факт, что сегодня Арктика не является исключительной «зоной мира» в международных отношениях, как назвал ее М.Горбачев в своей исторической речи в Мурманске в 1987 году [13].

С целью снижения напряженности в регионе в ближайшей перспективе от Германии стоит ожидать разработку документа, который будет сосредоточен на снижении уровня напряженности в регионе, например под названием «Военный кодекс» [17]. Этот документ станет значимым шагом, демонстрирующим стремление ФРГ принять на себя большую ответственность, вплоть до регулирования военной деятельности в регионе.

Согласно документу «Основные направления арктической политики ФРГ» 2024 года, последовательная защита климата и окружающей среды являются центральным элементом немецкой арктической политики [22]. К задачам в сфере экологии составители документа относят:

– сохранение уникальной окружающей среды и условий жизни;

– защиту биологического разнообразия Арктики;

– выявление источников загрязнения окружающей среды в Арктике и сокращение их воздействия с целью достижения Целей устойчивого развития - Повестки дня на период до 2030 года;

– принятие мер по защите от разливов нефти в Арктическом регионе;

– полный запрет на использование тяжелой нефти в качестве топлива.

Существуют весомые основания утверждать, что Германия продолжит активно развивать свою экологическую повестку в Арктическом регионе. Мотивацией для этого выступает растущая популярность вопросов охраны окружающей среды среди немецких избирателей. В последние годы изменение климата и его последствия стали ключевыми темами в политических обсуждениях, и многие немецкие партии уделяют значительное внимание экологическим вопросам в своих программах [9].

В данном направлении между ФРГ и Россией имеются противоречия. Так, Германия, продвигая принципы экологической устойчивости, выступает за установление жестких стандартов в сфере экономической деятельности. Особенно спорным является новое предложение, закрепленное в документе «Совместное сообщение Европейскому парламенту, Совету, Европейскому экономическому и социальному комитету и Комитету регионов» от 2021 года [18], о моратории на разведку углеводородов, которое уже вызвало негативную реакцию среди многих арктических государств и заинтересованных сторон. В этом контексте сохранение экологического баланса в Арктике подразумевает ограничение хозяйственной деятельности в этом регионе, что идет вразрез с интересами арктических стран, в первую очередь России [6, с. 112].

В документе 2024 года упоминаются значительные запасы полезных ископаемых в Арктике, но при этом отсутствует акцент на важности этих энергоресурсов для Германии.  Документ игнорирует активное участие Германии в разработке арктических месторождений сжиженного природного газа (СПГ), несмотря на то что Министерство окружающей среды Германии признавало СПГ таким же вредным для климата, как и уголь [16]. Это заслуживает внимания, поскольку противоречит ожидаемой обеспокоенности Германии экологическими последствиями добычи ископаемых в Арктике.

Участие Германии в международных организациях является следующим перспективным направлением арктической политики ФРГ. Помимо членства в АС, Германия также принимает участие в других международных структурах, таких как Международный орган по морскому дну, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Международная морская организация, Комиссия ОСПАР по защите морской среды, Комиссия по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике (НЕАФК).

Несмотря на то что в «Основных направлениях» ФРГ заявляет о своей приверженности многостороннему подходу, открытости и осознании важности сотрудничества и кооперации с другими странами, в 2022 году Берлин поддержал решение западных государств приостановить реализацию совместных проектов с Россией в рамках АС. Этот шаг, предпринятый в одностороннем порядке, фактически парализовал деятельность организации [4, с. 97], заморозив десятки важных проектов, направленных на сохранение окружающей среды, развитие устойчивого экономического роста и обеспечение безопасности в Арктике.

Сегодня Германия, игнорируя свою роль в создавшейся ситуации, активно обвиняет Россию в ухудшении положения коренных народов Арктики, называя паралич Арктического совета главной причиной. Замораживание сотрудничества в рамках АС действительно лишило коренные народы важной платформы для выражения своих интересов и участия в принятии решений, касающихся их будущего. Экспертное сообщество предлагает альтернативные механизмы для поддержания диалога и сотрудничества между западными странами и Россией в Арктике [17]. Одной из возможных перспектив считается создание сети межправительственных исследовательских центров, которые смогут обмениваться информацией и координировать деятельность за пределами официальных государственных каналов. 

Исследовательская деятельность является следующим приоритетным направлением внешней политики ФРГ. В документе «Основные направления арктической политики» 2024 года подчеркивается, что передовые исследования являются краеугольным камнем участия ФРГ в Арктике [22].

Не имея собственной территории в Арктике, Германия стала рассматривать полярные исследования в качестве основания и опоры своей политики в регионе [5, с. 51]. Немецкими исследовательскими центрами изучаются и анализируются практически все аспекты, связанные с арктическим направлением внешней политики, не являются исключением и международные отношения между арктическими государствами. Так, Немецкий совет по международным отношениям (DGAP) совместно с Арктическим бюро организовал 5 июня в Берлине мероприятие «Разрушение арктической исключительности: управление экологическими изменениями в свете российской агрессии» [11], участниками которого были иностранные эксперты, представители бизнеса и политики. На мероприятии обсуждалась текущая и будущая ситуация с Россией и продолжение существования АС. Вероятно, что будущие действия ФРГ в Арктике будут в большей или меньшей степени отражать результаты данной встречи.

В ближайшей перспективе Германия продолжит научные исследования в Арктике, изучая ее природные ресурсы. Цель этих исследований - лучшее понимание региона и выработка эффективной внешнеполитической стратегии, определяющей участие Германии в арктических делах.

Глобальное потепление и стремительное таяние арктических льдов открывают новые возможности для судоходства. Документ 2024 года ясно указывает на возрастающий экономический интерес к стратегически важным маршрутам [22]. Однако именно этот экономический потенциал и становится причиной нарастающего геополитического напряжения. Центральным вопросом является правовой статус морских маршрутов. С одной стороны, Канада и Россия утверждают, что морские проходы вдоль их берегов, таких как Северный морской путь и другие арктические маршруты, являются их внутренними водами. С другой стороны, США и страны ЕС рассматривают эти морские проходы как международные пути, что подразумевает свободу судоходства для всех стран. В «Руководящих принципах политики Германии в отношении Арктики» 2024 года утверждается, что способность России нарушить свободу судоходства на Крайнем Севере представляет собой стратегический вызов для правительства Германии и его союзников [22]. Предположительно, Германия продолжит отстаивать необходимый ей правовой статус арктических морских путей.

Выводы

Сегодня в борьбу за Арктику включаются неарктические государства, одним из которых является ФРГ. Генезис арктической политики Германии прослеживается с XIX века. Осуществляя масштабные исследовательские экспедиции, страна стремилась укрепить свое геополитическое влияние и заявить о своих амбициях в регионе. Однако в сравнении с прошлыми годами, современная арктическая политика Германии приобрела более стратегическое значение. В 2024 году был опубликован новый документ доктринального характера «Основные направления арктической политики ФРГ». Анализ этого документа позволяет выделить векторы немецкой арктической стратегии. В их числе - обеспечение безопасности в Арктике, защита уникальной экосистемы Арктики, научно-исследовательская деятельность, расширение своей экономической активности в Арктике, активное участие Германии в международных организациях. Следует отметить, что практически все направления немецкой арктической политики тем или иным образом противоречат интересам Российской Федерации.

Реализация амбициозных планов и перспектив Германии в Арктике прямо зависит от наличия диалога с Россией. Тем не менее современное состояние отношений между ФРГ и Россией в Арктике нельзя назвать конструктивным сотрудничеством.  До того момента, пока западные государства и, в частности, ФРГ будут проводить политику конфронтации по отношению к Российской Федерации, проекты, способствующие решению проблем в арктическом регионе, не будут реализованы в полной мере.

 

Источники и  литература:

  1. Белов В.Б. Стратегия Германии в Арктике // Арктика и Север. 2016. №24. С. 96-104.
  2. Белозеров В.К. Германия конструирует стратегическую культуру. Размышления после выхода Стратегии национальной безопасности ФРГ // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. №5 (123). С. 166-177.
  3. Гехт А.Б., Неровный А.В., Цверианашвили И.А. Арктический вектор внешней политики ФРГ // Вестник СПбГУТ. 2023. Т.1. №2. С. 1-11.
  4. Журавель В.П. Арктика в 2022 г.: итоги и перспективы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №1. С. 95-102.
  5. Котов А.В. Арктический вектор внешней политики Германии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2021. №2(20). С. 48-54.
  6. Кузьменко Е.А. Арктические интересы Германии в конце XX - начале XXI века // Россия: общество, политика, история. 2022. №4(4). С. 102-115.
  7. Попов И.Д., Подоплёкин А.О. Эволюция арктической стратегии ФРГ // Современная Европа. 2023. №1. С. 34-45.
  8. Хемпель Г. Шесть этапов немецких полярных исследований. Очерк, ориентированный на морскую биологию // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. №1(14). 21 с.
  9. https://cms.gruene.de/uploads/assets/20200125_Grundsatzprogramm.pdf
  10. https://defence-network.com/die-arktis-im-wandel-neuer-operationsraum/
  11. https://www.arctic-office.de/en/news/dgap-event/
  12. https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/regierungserklaerung-von-bundeskanzler-olaf-scholz-am-27-februar-2022-2008356
  13. https://www.freiheit.org/de/deutschland/die-auswirkungen-des-russischen-krieges-auf-die-schmelzende-arktis
  14. https://www.freiheit.org/de/deutschland/die-auswirkungen-des-russischen-krieges-auf-die-schmelzende
  15. https://www.hss.de/publikationen/sicherheitspolitische-herausforderungen-in-der-arktis-pub1957/
  16. https://www.rnd.de/politik/bundesregierung-lng-gas-aus-fracking-forderung-ahnlich-klimaschadlich-wie-kohle-D7F5S3NTJJFHJGOEFQHGDY3HSM.html
  17. https://www.zois-berlin.de/fileadmin/media/Dateien/3-Publikationen/ZOiS_Reports/2024/ZOiS_Report_1_2024.pdf
  18. Joint communication to the European parliament, the Council, the European economic and social committee and the Committee of the regions. 2021 // URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52021JC0027
  19. Keil K., Knecht S. Governing Arctic Change: Global Perspectives. London: Palgrave Macmillan, 2017. 319 р.
  20. Leitlinien deutscher Arktispolitik 2013 // URL: https://www.arctic-office.de/fileadmin/user_upload/www.arctic-office.de/PDF_uploads/Leitlinien_deutscher_Arktispolitik.pdf
  21. Leitlinien deutscher Arktispolitik 2019 // URL: https://www.arctic-office.de/fileadmin/user_upload/www.arctic-office.de/PDF_uploads/Leitlinien_deutscher_Arktispolitik_2019_Web.pdf
  22. Leitlinien deutscher Arktispolitik 2024 // URL: https://www.auswaertiges-amt.de/resource/blob/2676012/35e32e524625a571390e1af8789b1fd7/arktis-leitlinien-data.pdf