Научная дипломатия играет все более важную роль в современных геополитических условиях, характерной чертой которых является резкое возрастание рисков и кризисов как политического, так и экономического характера [1]. Усиление санкционного давления в отношении России и дружественных ей государств, когда против российских компаний и физических лиц введено уже более 28,5 тыс. санкций, обострение политических и военных конфликтов во многих регионах мира, рост напряженности и кризис доверия во всех сферах политической жизни, усложнение макроэкономических факторов повышают востребованность позитивных инструментов и механизмов, которые могут дать позитивный импульс и стать катализатором формирования многополярного мира, основанного на взаимном учете интересов и равноправном развитии всех государств.

Роль российской научной дипломатии в современных геополитических условиях

Одним из таких действенных инструментов является научная дипломатия, возможности которой расширяются, несмотря на все политические и экономические препятствия со стороны западных стран. Более того, она продолжает быть действенным инструментом в мировой политике и доказывает свою востребованность, даже когда в силу ухудшения международной обстановки другие формы и механизмы дипломатии на время утрачивают свою результативность.

Развитие научной дипломатии согласно подходу, выработанному в 2010 году Лондонским королевским обществом и Американской ассоциацией содействия развитию науки (AAAS) [15], наиболее часто рассматривают в трех основных измерениях:

- наука в дипломатии, что означает выработку рекомендаций научными экспертами для достижения целей внешней политики, обоснования принимаемых решений;

- дипломатия для науки, которая имеет целью содействие международному научному сотрудничеству со стороны дипломатии;

- наука для дипломатии, в свою очередь, предусматривает использование возможностей науки, научных коллабораций для улучшения отношений между странами, применяется как своего рода ресурс или инструмент «мягкой силы» [15].

Российская научная дипломатия действует на трех уровнях:

- национальном - для решения внешнеполитических задач отдельных государств;

- региональном - для достижения взаимодействия в решении региональных проблем;

- глобальном - в целях подключения возможностей многосторонней дипломатии для решения глобальных общечеловеческих проблем.

Отмечая особенности феномена научной дипломатии, вице-президент РАН академик В.Я.Панченко и ректор МГИМО академик А.В.Торкунов подчеркивают, что «сотрудничество ученых имеет непрямое, референтное воздействие на принятие политических решений» [10], особенно когда они выступают в качестве официальных экспертов для выработки решений по проблемам глобального характера.

Возрастание роли научной дипломатии на современном этапе обусловлено беспрецедентным расширением круга проблем такого рода, предполагающих необходимость углубленных научных исследований и консультаций научных экспертов перед принятием ответственных решений. Один из многих примеров - глубокая научная проработка с привлечением ученых из 23 стран мира под эгидой Международного арктического научного комитета, которая предшествовала достижению подавляющего большинства современных договоренностей по сотрудничеству в Арктике [4, 5].

Другой пример практического применения инструментов научной дипломатии - заключение Договора об Антарктике (1959 г.), который позволил разрешить многолетние территориальные споры в Антарктике и сохранить регион как место для мирного развития научных исследований многих государств [4].

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.2024 года №145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» поставлена задача обеспечения ускоренного развития научно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства, с государствами - участниками СНГ (с учетом возможностей и особенностей каждой страны) и дружественными иностранными государствами, прежде всего в рамках межгосударственного объединения БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, при сохранении открытости для взаимовыгодного равноправного сотрудничества со всеми странами, а также достижения научно-технологического лидерства в рамках этих объединений и организаций. При этом развитие научной дипломатии является одним из путей формирования модели международного научно-технического сотрудничества и интеграции в области научных исследований и разработок, направленной на защиту национальных интересов Российской Федерации в условиях внешнего давления, сохранение идентичности и повышение эффективности российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия [10].

Флагманом развития научной дипломатии России является Российская академия наук. В международной деятельности РАН развитие сотрудничества в БРИКС занимает важнейшее место.

Российское председательство в БРИКС и научная дипломатия

В ходе российского председательства в БРИКС были созданы условия для поиска новых научных партнеров, установления контактов и надежных партнерских отношений российских организаций с институтами и учреждениями дружественных государств. Это особенно важно на фоне усиливающейся гибридной войны против России, которая ведется уже много лет, в том числе и против российской науки, с целью подорвать научно-технологическое развитие страны. Продвижение современных инновационных технологий для России, Китая, Индии и других стран БРИКС становится основой их технологического суверенитета. Как отметил один из авторов доклада Российского совета по международным делам «Перспективные направления научного сотрудничества: страны БРИКС» (Г.Д.Толорая, 2023), в БРИКС появилась уникальная возможность буквально «познать новые земли», наладить кооперацию с партнерами из стран мирового большинства, ранее не всегда находившимися в фокусе внимания, однако обладающими научным потенциалом и возможностями [11].

В год российского председательства было проведено около 40 мероприятий в области научно-технологического и инновационного сотрудничества; важная роль в повестке состоявшихся мероприятий отведена научной дипломатии.

В мае 2024 года в Москве РАН провела встречу глав академий наук стран БРИКС. Знаменательно, что в год 300-летия Российской академии наук эта встреча состоялась именно в России. Кроме того, прошли научный Форум «Академическое партнерство в интересах мира, взаимного развития и благополучия», а также «Круглый стол» «Научная дипломатия в современных условиях».

Научная дипломатия является также одним из ключевых направлений деятельности Российского центра научной информации (РЦНИ). В рамках создания новой модели научной дипломатии ведется работа по реализации инициативы о единой научно-информационной платформе БРИКС, в результате формирования которой модель научной дипломатии БРИКС приобретет цифровое выражение.

Итоги развития сотрудничества в области науки, технологий и инноваций (НТИ) в год российского председательства отражены в Казанской декларации XVI саммита БРИКС «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности» (пункт 111) [6]. 

Лидерами отмечен колоссальный потенциал стран БРИКС в сфере НТИ и поддержан Протокол к Меморандуму о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере НТИ; дана высокая оценка работе Управляющего комитета стран БРИКС по НТИ как одному из важнейших механизмов, регулирующих сотрудничество и обеспечивающих успешное проведение мероприятий стран БРИКС в данной сфере. Страны-партнеры приветствовали создание Рабочей группы БРИКС по 38 исследованиям в области социальных и гуманитарных наук и принятие Положения о Рамочной программе БРИКС в области НТИ для надлежащего регулирования дальнейшего проведения совместных тендеров в области поддержки исследовательской деятельности, в том числе скорейший запуск флагманских проектов БРИКС в сфере НТИ [6].

Особый акцент сделан на признании важной роли наукометрических систем и баз данных в современном научном мире и поддержке инициатив, направленных на исследование возможностей создания таких систем и баз данных в странах БРИКС [6].

Преимущества и выгоды развития научной дипломатии в рамках БРИКС

В БРИКС созданы необходимые институциональные предпосылки для развития научно-технического сотрудничества и научной дипломатии: реализуется Рамочная программа в сфере науки, технологий и инноваций, созданы и эффективно функционируют Сетевой университет БРИКС, Форум молодых ученых стран БРИКС, Совет экспертных центров БРИКС и Глобальная сеть передовых исследовательских инфраструктур БРИКС.

Актуальной задачей является формирование общего научного пространства БРИКС по приоритетным отраслевым направлениям сотрудничества, на базе исследовательских платформ и по линии Рамочной программы, на основе которой реализуются отбираемые на конкурсной основе проекты с участием не менее чем трех стран БРИКС.

При этом расширение состава участников объединения и подключение к научной дипломатии БРИКС Египта, Индонезии, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Эфиопии открывает новые возможности. Западный вектор научной дипломатии у новых участников объединения превалирует, в то же время они активно подключаются к сотрудничеству в БРИКС по линии НТИ, демонстрируя заинтересованность в доступе к передовым научным достижениям, школам, научной информации России и других стран - членов объединения.

Динамичное развитие научной дипломатии способно принести значительные и ощутимые выгоды всем странам БРИКС.

Организация в рамках БРИКС обмена знаниями и технологиями позволит использовать передовой опыт и достижения каждой страны-партнера. Отсюда возможность запуска крупномасштабных научных проектов, реализация которых усилит авторитет и значимость БРИКС во всем мировом сообществе.

Экономическую выгоду принесет снижение затрат на научные исследования за счет совместного финансирования странами-партнерами особо дорогостоящих, в том числе фундаментальных, проектов. Совместные научные коллаборации в интересах реализации крупномасштабных проектов для решения глобальных научных проблем могут стать реальностью, однако для этого должна быть проявлена политическая воля в государствах-партнерах на достаточно высоком уровне, а также должны быть определены источники финансирования таких инициатив.

Масштабные научные проекты БРИКС могут быть нацелены на решение глобальных общечеловеческих проблем: именно объединенные усилия позволяют более эффективно справляться с вызовами, такими как изменение климата, пандемии и энергетический кризис. В перспективе страны БРИКС (Россия, Индия, Китай, Бразилия, ЮАР и др.) имеют хороший потенциал для совместного запуска проектов класса «мегасайенс», под которыми понимаются крупные дорогостоящие международные научные и исследовательские комплексы.

Как отметил во вступительном слове на встрече глав академий наук стран БРИКС в июне 2024 года президент РАН Геннадий Красников, запросы к научному сообществу со стороны народов стран БРИКС связаны с решением глобальных проблем, таких как изменение климата, продовольственная безопасность, развитие здравоохранения, дефицит энергоресурсов. Для решения этих задач необходимо повышать конкурентную способность науки и обеспечивать доступ ученых к инновационной исследовательской инфраструктуре [2].

Следствием реализации успешных совместных научных проектов станет усиление политического влияния, укрепление позиций стран БРИКС на международной арене и повышение политического веса самого БРИКС как крупного и авторитетного партнера.

Перспективные направления научной дипломатии БРИКС и роль России

БРИКС в условиях расширения объединения, увеличения числа стран - партнеров объединения и установления связей фактически во всех регионах мира и на всех континентах может стать наиболее перспективной и приемлемой международной переговорной площадкой для выработки мирных инициатив, направленных на создание системы безопасности во всем мире. В наши дни, когда мир подступил вплотную к страшной грани мировой войны, особенно важно вспомнить выпушенный в 1955 году Манифест Рассела - Эйнштейна - антивоенное воззвание группы из 11 всемирно известных ученых. В их числе были А.Эйнштейн, Ф.Жолио-Кюри, Б.Рассел, М.Борн и ряд других. Манифест положил начало Пагуошскому движению ученых за мир и разоружение, международную безопасность, предотвращение ядерной войны, а также научное сотрудничество [3].

Прикладные исследования в области космических технологий, которые являются одной из наиболее динамично развивающихся областей научно-технического прогресса, также представляют собой важную сферу приложения научной дипломатии. Страны БРИКС, в числе которых Россия, Китай, Индия, являются мировыми лидерами в области освоения космоса, постепенно переходят от двусторонних проектов по теме космического сотрудничества к многосторонним инициативам, основанным на принципе мирного использования космического пространства. Эта устремленная в будущее работа требует усилий научной дипломатии всех заинтересованных стран-партнеров.

Эффективное развитие научной дипломатии БРИКС диктует необходимость дальнейшего развития взаимодействия по линии аналитических центров, которое налажено в рамках объединения и теперь требует вовлечения новых участников в связи с расширением БРИКС. Первый саммит аналитических центров БРИКС прошел в Москве в октябре 2024 года при участии более десяти руководителей исследовательских учреждений стран БРИКС.

Подготовка кадров в области научной дипломатии БРИКС

В приветствии к участникам Международной научной конференции БРИКС «Будущее дипломатии и дипломатических службы» (15 ноября 2025 г.), организованной Дипломатической академией МИД России в рамках российского председательства в БРИКС, вице-президент Российской академии наук академик В.Я.Панченко отметил: «Научная дипломатия - это сложный феномен, который включает в себя как теоретическую основу, так и конкретные практические элементы. Происходящие в мире изменения требуют подготовки специалистов, которые обладают необходимыми знаниями и навыками в этой области» [9].

Подготовка квалифицированных кадров специалистов, владеющих инструментарием научной дипломатии, наиболее эффективна в стенах таких многопрофильных научно-образовательных центров, как МГИМО МИД России, Дипломатическая академия МИД России, Санкт-Петербургский государственный университет и ряд вузов из российских регионов, которые объединяют на одной площадке научные исследования и образовательный процесс.

Важную роль в сегодняшнем и будущем развитии научной дипломатии БРИКС играют молодые ученые, и именно на этом был сделан акцент в ходе российского председательства в БРИКС.

IX Форум молодых ученых стран БРИКС, который прошел 29 ноября 2024 года на территории «Сириуса», собрал около 180 представителей стран БРИКС, и это больше чем когда-либо ранее. Форум нацелен на формирование международных научных консорциумов и запуск новых проектов, направленных на ускорение технологического развития стран-партнеров и обеспечение устойчивости национальных экономик. Деловая программа включала VII Конкурс молодых инноваторов стран БРИКС, лауреатами которого стали ученые из Бразилии, Китая и России. Тематические рабочие группы были организованы по направлениям искусственного интеллекта, цифровой гуманитаристики, экологических и природоподобных технологий, под которыми понимается искусственное воспроизводство в технологиях человеческой деятельности естественных процессов, проходящих в неживой и живой природе [13].

Представляется, что Форум молодых ученых придаст импульс созданию международных научных консорциумов и запуску инициатив, направленных на ускорение технологического развития государств и обеспечение устойчивости экономик стран БРИКС [13].

Организация программ стажировок и академической мобильности, в том числе для молодых ученых стран БРИКС в России, предоставление грантов на совместные научные исследования, взаимодействие по линии студенческих научных обществ и объединений, ассоциаций молодых ученых должны стать распространенной практикой сотрудничества стран-партнеров.

Один из удачных примеров реализации подобного подхода - Международная школа БРИКС, краткосрочная специализированная научно-образовательная программа, направленная на подготовку молодых специалистов, специализирующихся в области исследований, связанных с БРИКС, в политической, экономической и гуманитарной областях, а также в других актуальных сферах взаимодействия государств - членов объединения. В октябре 2024 года в Москве прошла восьмая встреча школы [14].

Другой пример - проект «Лаборатория аналитики», реализуемый Институтом актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России совместно с Россотрудничеством в рамках программы «Новое поколение». В настоящее время в него вовлечены в основном молодые ученые из многих регионов России и стран СНГ, однако представляется целесообразным распространить его и на страны БРИКС. Проект нацелен на подготовку кадров молодых ученых-аналитиков, установление полезных деловых контактов. Проект включает стажировку в Москве для успешно прошедших обучение, является примером практического применения инструментария гуманитарного сотрудничества и научной дипломатии [8].

Заключение

Представляется важным продолжить дальнейшую проработку с партнерами по БРИКС инициатив российского председательства в области научной дипломатии и подготовки кадров, максимально вовлекая новые страны - члены объединения, а также подключая научные организации и вузы российских регионов. Одновременно важно организовать перенос на площадку БРИКС лучших практик и инициатив в области научной дипломатии, наработанных с участием России в других многосторонних форматах (СНГ, ШОС, ЕАЭС, Группа двадцати). С этой целью целесообразно проведение совместных научных конференций и «круглых столов» в формате аутрич с указанными международными организациями и форумами.

 

Источники и литература

  1. Герасимов В.И. Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС: тенденции, перспективы и вызовы / В.И.Герасимовв, С.И.Коданева // Управление наукой: теории и практика. 2023. Т. 5. №1. С. 204-229.
  2. Главы академий наук встретились в Москве // Научная Россия // URL: https://scientificrussia.ru/articles/glavy-akademij-nauk-stran-briks-vstretilis-v-moskve (дата обращения: 28.02.2025).
  3. Горохов А., Виторович З., Макоева Д. Истоки научной дипломатии: Международная ассоциация академий, Пагуошские и Дартмутские конференции // Русская политология - Russian political science. 2022. №1 (22). С. 5-27.
  4. Гутенев М.Ю. Научная дипломатия в истории международных отношений // Теории и проблемы политических исследований. 2024. Т. 13. №7А. С. 89-100 // URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-politology-2024-7/b1-gutenev.pdf (дата обращения: 14.03.2025).
  5. Гутенев М.Ю., Сергунин А.А. Арктическая научная дипломатия России: теория и практика // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. №3. С. 155-174 (на русском и английском языках).
  6. Казанская декларация. Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности // Президент России // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/MUCfWDg0QRs3xfMUiCAmF3LEh02OL3Hk.pdf (дата обращения: 28.11.2024).
  7. Крынжина М. Научная дипломатия в интерпретациях российских специалистов. Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект №16-18-10282. Международные процессы. Т. 16. №4 (55). С. 193-208.
  8. Лаборатория аналитики ИАМП // Дипломатическая академия МИД России // URL: https://www.dipacademy.ru/special-projects/laboratoriya-analitiki-iamp/?ysclid=m8geogd1ep530889653 (дата обращения: 28.11.2024).
  9. Международная научная конференция БРИКС: Будущее дипломатии и дипломатических служб // Дипломатическая академия МИД России // URL: https://www.dipacademy.ru/press/15-noyabrya-2024-g-v-diplomaticheskoj-akademii-mid-rossii-v-ramkah-predsedatelstva-rossijskoj-federacii-v-obedinenii-briks-sostoyalas-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-budushee-diplomatii-i-diplomaticheskih-sluzhb/ (дата обращения: 27.11.2024).
  10. Панченко В.Я., Торкунов А.В. Ученый как дипломат: наука влияет на решение международных конфликтов и проблем. Вестник РФФИ, 2018. №1(97). С. 10-13.
  11. Перспективные направления научного сотрудничества: страны БРИКС: доклад №90 / 2023 / [Г.Д.Толорая, А.Ю.Борзова, И.Г.Дежина, Р.О.Райнхардт, М.В.Никольская, Г.А.Краснова; под ред. Е.О.Карпинской, Е.А.Солодухиной, С.М.Гавриловой]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД. 2023. 56 с.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 г. №145. «О Стратегии научнотехнологического развития Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358/page/1 (дата обращения: 14.02.2025).
  13. IX Форум молодых ученых БРИКС прошел в Сириусе // Наука.рф // URL: https://xn--80aa3ak5a.xn--p1ai/news/ix-forum-molodykh-uchenykh-briks-proshel-v-siriuse/?region=PSK (дата обращения: 20.03.2025).
  14. BRICS International School // URL: https://bricsschool.ru/ (дата обращения: 14.03.2025).
  15. Ruffini P.B. Science Diplomacy as a National Issue. Science and Diplomacy. Cham: Springer Int. Publ. AG. 2017. P. 27-45.