В статье использованы архивные документы из Архива внешней политики Российской империи и Архива внешней политики Российской Федерации ИДД МИД России.
В июне 2025 года Департамент кадров МИД России отмечает необычную дату - 24 июня 1914 года принят «Законъ объ установленiи новыхъ Учрежденiя Министерства Иностранных Дѣлъ и штата центральныхъ установленiй этого Министерства», которым учрежден Первый департамент Министерства иностранных дел, где кадровые дела, помимо финансовых и хозяйственных, были выдвинуты на первый план.
Когда зародилась кадровая служба нашего внешнеполитического ведомства, точно установить не представляется возможным. Во времена раздробленности русских земель их внешняя политика определялась князьями. Соответственно, они решали и кадровые вопросы. По мере развития Московского княжества его соседями становились польские, литовские, молдавские, крымские и другие земли. Возрастала потребность в знаниях этих земель и языков. Московские князья стали привлекать на государственную службу посредников из других стран. Несмотря на расширение и интенсификацию международных контактов, специализированного органа, отвечавшего за внешние связи, вплоть до Ивана III, не существовало: ими занимался лично государь, а также Боярский совет. Соответственно, в их непосредственном ведении находились и кадровые дела.
При Иване IV в 1549 году, как документально установлено, начал функционировать Посольский приказ. Служащие этого ведомства могли высказывать государю свое мнение при решении находящихся в его ведении вопросов, включая кадровые. Известно, что на дипломатическую службу нередко принимали иностранцев и русских, изучивших иностранные языки, например во время длительного нахождения в плену. В конце XVII века на дипслужбе было задействовано около полусотни толмачей, способных обеспечивать устные переводы, и полтора десятка переводчиков, умевших работать с документами. Ввиду малочисленности Приказа необходимость в специальной кадровой структуре по-прежнему отсутствовала.
Для работы в Приказе служащие нанимались «по челобитью» или назначались по велению сверху. Перед принятием на службу кандидаты обязаны были принять присягу на кресте. Они клялись в верности державе, честном исполнении служебных обязанностей и недопущении казнокрадства.
В первой четверти XVIII века Петр I, проводя коренную реформу высших и центральных государственных учреждений страны, реорганизовал и дипломатическую службу. В 1716 году была создана сначала Посольская канцелярия, которую переименовали впоследствии в Посольскую Коллегию. В ней устанавливался коллективный порядок решения дел.
Затем, в 1720 году, Петр I учредил «Определение о Коллегии иностранных дел» (КИД), в структуре которой появилось Второе отделение, занимавшееся хозяйственными и финансовыми делами и ее личным составом. Оно стало называться «Публичная экспедиция КИД».
Петр I уделял особое внимание подбору кадров для Коллегии иностранных дел. «Определение» заканчивалось собственноручным предписанием Петра: «К делам иностранным служителей Коллегии иметь верных и добрых, чтоб не было дыряво, и в том крепко смотреть. А ежели кто непотребного в оное место допустит или ведая за кем в сем деле вину, а не объявит, те будут наказаны яко изменники». В другой инструкции он предписывал: «В прочем же, как в съезде в Коллегию и в сидении, имеют все вышеупомянутые члены поступать по Генеральному регламенту. И между собой быть всегда в добром согласии».
В центральном аппарате КИД числилось 142 человека, не считая солдат, вахмистров, сторожей, а 78 человек - за рубежом. Среди них были послы, министры, агенты, консулы, секретари, копиисты, переводчики, ученики, а также священники.
В начале XVIII века не существовало требования обязательного образовательного ценза при поступлении в КИД. Однако уже в эпоху Посольского приказа появилась система экзаменов при поступлении на дипломатическую службу. Сохранились многочисленные «Скаски к ведению о чине, и о жалованье, и о службах» - то, что в дальнейшем оформилось (во второй половине XVIII в.) в послужные (формулярные) списки.
Чины служителям Коллегии иностранных дел присваивал Сенат. От советников и выше - баллотированием, а ниже - без баллотирования. Он выбирал кандидатуры из дворян по представлению герольдмейстера, а «на дворянские должности», то есть не вошедшие в Табель о рангах, - по представлению КИД.
Согласно указу от 10 ноября 1721 года, получавшие новый чин должны были принимать присягу, и это распространялось на всех чиновников Государственной коллегии иностранных дел России. В петровское время сложился сонм во главе с Петром I (Г.И.Головкин, А.И.Остерман, Б.И.Куракин, П.А.Толстой, П.П.Шафиров, А.А.Матвеев, В.Л.Долгоруков, И.И.Неплюев), способных эффективно решать важнейшие внешнеполитические вопросы, в том числе и личного состава.
Указ царя Петра I «Определение о Коллегии иностранных дел» от 13 февраля 1720 г.
По мнению А.И.Остермана, принимать на службу в дипломатические представительства следовало лишь тех, кто прошел тщательный отбор, отличился рвением в исполнении государственных функций, происходил из знатных и состоятельных семей, а также был хорошо образован и осведомлен в сфере политики. При этом, как показывает практика, среди персонала Коллегии были и подданные других стран - Германии, Франции, Италии, Польши, Турции, Грузии. Подобная кадровая ситуация сохранялась вплоть до конца XVIII века - в духе практики Посольского приказа. Окончательные решения по кадровому составу дипломатической службы в конечном счете принимал император.
К концу петровского правления постоянные российские консульские и дипломатические представительства имелись в 20 странах. После смерти Петра I структура КИД сохранялась почти без изменений до середины XVIII века. Штатный состав в 1762 году составлял более 260 человек. К окончанию XVIII века Россия имела 26 посольств и 34 консульства.
Чиновники Коллегии в большинстве своем не имели крестьян, владели небольшими имениями. Жили на полагающееся им жалованье. Служившие за границей дипломаты получали более высокие оклады для обеспечения престижа России, а также во избежание «подкупа иностранными государствами». Размеры годового оклада зависели также от ранга, должности, выслуги лет чиновника, образования.
Во время правления Екатерины II было принято Положение о штатах (1 января 1779 г.). Императрица предписывала, чтобы люди, определяемые в Коллегию, были «исправные, способные и для дальнейшей службы надежные». Лица, прошедшие в штат, подлежали утверждению в Сенате, а список остальных, препровождался в Сенат «для определения к другим делам по их способности и желаниям». Число переводчиков, протоколистов и прочих канцелярских чинов и служителей в штате не оговаривалось. На них выделялась конкретная сумма «для найма потребного числа людей», оклады которым предлагалось определять «соразмерно трудам и способности каждого, равно как и из остатков ее делать им награждение за отменное прилежание и успехи в знании, для них нужном, приобретаемые».
Одновременно со штатом центрального аппарата в 1779 году Екатериной II был утвержден штат заграничных учреждений Коллегии: «Штат постам министерским вне государства».
Во время правления Павла I 10 февраля 1801 года для подготовки специальных дипломатических кадров при Коллегии учреждается дипломатическая школа. Состоялись экзамены, слушатели этого учебного заведения обучались русскому, немецкому и французскому языкам, основам юридических и шифровальных дел, истории, географии и прочим наукам. Обучение проводили опытные работники дипведомства.
Однако новый император Александр I по неясным причинам указом от 30 декабря 1802 года повелел «Дипломатическую школу при Коллегии иностранных дел в действие не приводить». Тем не менее предпосылки для организации в перспективе собственного образовательного учреждения были созданы. Из архивов следует, что в 1807 году несколько молодых людей были отправлены на учебу в Великобританию, Францию, Швецию, Голландию, Италию и другие страны.
В 1809 году был изменен порядок приема молодых людей на гражданскую службу, в том числе и в Коллегию иностранных дел. Указ Александра I от 6 августа 1809 года «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» значительно расширял круг дисциплин, экзамены по которым должны были сдавать претенденты. В качестве «предметов испытания» назывались: науки словесные (сочинение на русском языке, перевод с иностранного языка на русский), правоведение, исторические науки, математические и физические науки. Экзамены организовывались в университетах.
Прошение о поступлении на службу в КИД А.С.Грибоедова. Июнь 1817 г.
Расписки 1817 г. В.К.Кюхельбекера, А.М.Горчакова, А.С.Пушкина и др. в ознакомлении с Указом императрицы Екатерины II о неразглашении «служебной тайны и посещении домов чужестранных министров только по делам службы» от 4 августа 1791 г.
По указу от 4 октября 1809 года «Об испытаниях желающих вступить в службу по ведомству Коллегии иностранных дел и для иностранной переписки» экзамены в самой Коллегии отменялись. Желающие поступить на службу в КИД должны были предъявить аттестат об окончании университета, который свидетельствовал бы об успешной сдаче экзаменов по указанным выше дисциплинам, а также по французскому и немецкому языкам. Положение об экзаменах касалось не только молодежи, но и лиц, желавших сразу занять высокий пост, например советника миссии. В этом случае экзамены строились с учетом того, на какую должность претендовал экзаменующийся.
3 мая 1832 года начал функционировать Департамент хозяйственных и счетных дел. Он был создан из части Публичной экспедиции КИД и бывшей Внутренней хозяйственной части МИД. Этот департамент ведал также делами личного состава министерства и заграничных представительств России, а также русских церквей при посольствах и миссиях за границей, всеми денежными и хозяйственными делами.
Департамент состоял из двух отделений. Первое отделение делилось на три стола. Первый стол занимался делами личного состава чиновников центрального аппарата министерства и служителей церкви МИД. К нему же относилась и бывшая Внутренняя хозяйственная часть МИД. Второй стол ведал делами личного состава чиновников заграничных учреждений МИД и русских церквей за границей. Третий стол составлял ведомости об исполнении указов императора, изготавливал формулярные списки и вел все личные дела нижних чинов. Во втором отделении, счетном, велись все финансовые и отчетные дела.
В октябре 1838 года вице-канцлер К.В.Нессельроде представил в Государственный совет проект новых штатов МИД, который был утвержден Николаем I 23 декабря 1838 года. По штатному расписанию 1839 года в министерстве числилось 535 чиновников в Департаменте хозяйственных и счетных дел, а также во Внутренней по МИД хозяйственной части числилось 245 человек.
10 декабря 1846 года по предложению К.В.Нессельроде было принято «Учреждение Министерства иностранных дел», определившее его новую структуру и функции. Согласно «Учреждению», в обязанности чиновников Департамента хозяйственных и счетных дел были включены, в частности, определение, увольнение, отпуска, представление к чинам и прочим награждениям и пенсиям чинов Министерства иностранных дел, состоящих внутри и вне империи, а также священно- и церковнослужителей, находящихся за границей. Описанная выше структура МИД оставалась неизменной вплоть до 1858 года (менялся лишь штат министерства).
В 1859 году новый глава МИД А.М.Горчаков утвердил «Правила для определения на службу и к должностям» в министерстве. Они преследовали цель повысить образовательный и культурный уровень дипломатических кадров и создать дополнительные фильтры для недопущения на дипломатическую службу случайных людей. Для кандидатов вводилась двухступенчатая система экзаменов, включавшая «предварительное испытание» для формального зачисления в министерство, а затем специальный экзамен, после успешной сдачи которого кандидат мог быть назначен на дипломатическую должность. Программа этого экзамена предусматривала высокие требования к владению французским языком (знание других иностранных языков поощрялось, но не было обязательным), а также вопросы по международному праву, истории договоров России с иностранными государствами, политике и экономике, а также статистике.
В дальнейшем программа обоих экзаменов неоднократно пересматривалась и усложнялась. В частности, согласно правилам, установленным в 1875 году, претендентам на дипломатическую должность за неделю до экзамена вручалось сочинение по статистике, которое им надлежало разобрать и прокомментировать на русском и французском языках. При этом от них требовалось, во-первых, критически подойти к данному сочинению и проявить аналитические способности, а во-вторых, оценить его содержание с точки зрения интересов России. Порядок приема на дипломатическую службу, установленный при Горчакове, почти в неизменном виде просуществовал вплоть до следующей реформы МИД в 1906-1914 годах.
Титульная страница Собрания законов 1832 г.
Указ Николая I №5286 от 10 апреля 1832 г.
Титульная страница Собрания законов 1868 г.
«Учреждение МИД» №45888 от 22 мая 1868 г.
О Департаменте Личного Состава и Хозяйственных Дел в «Учреждении МИД» №45888 от 22 мая 1868 г.
В 1868 году было введено в действие новое «Учреждение МИД», а также сокращены штаты центральных подразделений ведомства. Если в 1839 году в МИД числилось 535 чиновников, то при А.М.Горчакове были сохранены лишь 134 штатные должности. Вместе с тем департаментам предоставлялось право иметь «для усиления их средств» чиновников сверх штата.
22 мая 1868 года Департамент хозяйственных и счетных дел был переименован в Департамент личного состава и хозяйственных дел. Департамент занимался вопросами личного состава всех «установлений» МИД в России и за границей, заведовал казенным имуществом в России и за рубежом, финансовыми вопросами, «приложением» государственной печати к различным актам, а также делами православных церквей, находившихся в ведении МИД.
В ноябре 1895 года по поручению нового министра А.Б.Лобанова-Ростовского член Совета МИД и известный юрист-международник Ф.Ф.Мартенс подготовил план реорганизации министерства с учетом опыта дипломатических ведомств западноевропейских стран. Этот проект, однако, не был осуществлен.
Только после назначения в мае 1906 года министром А.П.Извольского в МИД была проведена очередная, растянувшаяся на несколько лет реформа с целью модернизации структуры ведомства в соответствии с новыми политическими условиями, сформированными революционными событиями 1905 года.
В соответствии с циркулярами по ведомству в МИД действовали «Правила для определения на службу и к должностям» по Министерству иностранных дел, согласно которым, поступающий на службу должен был обратиться к директору того департамента, в котором хотел работать, с прошением на имя императора. Претенденты сдавали дипломатический экзамен, в программу которого входили: русский и французский языки как обязательные, немецкий и английский в качестве дополнительных, международное, морское и консульское право, история международных договоров, политическая экономия и всеобщая статистика.
К 1913 году сложилась разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств России. Так, если в 1758 году существовало 11 российских загранучреждений, то в 1868 году - 102, в 1897 году - 147, в 1903-м - 173, а к началу Первой мировой войны было более 200 представительств за рубежом. Дипломатические отношения поддерживались с 47 странами.
В 1914 году при министре С.Д.Сазонове был одобрен законопроект о новых штатах МИД, который не был реализован в связи с началом Первой мировой войны.
24 июня 1914 года в структуре МИД был образован Первый департамент, руководителями которого являлись Фан дер Флит Василий Яковлевич (c 1 июля 1914 г. по 19 января 1917 г.), а затем Лопухин Владимир Борисович (с 6 февраля 1917 г. по 28 октября 1917 г.). В ведение департамента входили дела о личном составе центрального аппарата и заграничных учреждений МИД, а также об имуществе МИД в России и за границей, финансовые вопросы, подготовка законопроектов по вопросам, касающимся МИД, и «всех относящихся к ним справок», «приложение» государственной печати к различным актам, православные церкви. Позиционирование департамента в качестве «Первого» свидетельствует о его важном значении в непростые времена геополитического противостояния с германо-австрийским блоком и его союзниками.
26 октября 1917 года в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов об учреждении Совета Народных Комиссаров был учрежден Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД). Также были открыты представительства уполномоченных НКИД в Петрограде, Архангельске и Ташкенте. Первым народным комиссаром РСФСР по иностранным делам стал Л.Д.Троцкий. Реорганизацию аппарата НКИД курировал матрос Балтфлота Н.Г.Маркин, который в качестве контролера НКИД занимался подбором новых дипломатических кадров, вел борьбу с саботажем царских чиновников, участвовал в публикации сборников секретных документов из Архива МИД царской России.
Титульная страница. Ежегодник МИД 1913 г.
Правила определения на службу и к должностям
Закон от 24 июня 1914 г. Первый департамент
13-16 ноября 1917 года за отказ от подчинения Совету Народных Комиссаров приказом народного комиссара по иностранным делам Л.Д.Троцкого были уволены без права на пенсию дипломаты центрального аппарата министерства. В соответствующем приказе говорилось: «Ввиду неполучения ответа на посланные телеграммы и радиотелеграммы послам, посланникам, членам посольств и пр. Российской Республики с предложением немедленного ответа о согласии работать под руководством Советской власти на основе платформы 2-го Всероссийского Съезда, увольняются со своих постов без права на пенсию и поступления на какие-либо государственные должности, а равным образом лишаются права производить с сегодняшнего дня какие бы то ни было выдачи государственных средств». Далее следовал список из 29 дипломатов.
В июне 1918 года было утверждено Положение о работе НКИД РСФСР, определившее структурный состав ведомства и порядок организации представительств за границей, а в 1923 году принято «Положение о НКИД СССР». Восстанавливалась Коллегия как руководящий орган наркомата.
На заседании Коллегии Народного комиссариата по иностранным делам 23 апреля 1931 года Учетно-Распределительный Отдел переименовали в Отдел Кадров Управления Делами НКИД. По мнению заместителя наркома иностранных дел СССР Н.Н.Крестинского, главным мотивом переименования послужило то, что сохранение термина Учетно-Распределительного Отдела лишало возможности укомплектовывать этот отдел надлежаще квалифицированными работниками, так как Наркомтруд, РКИ и НКФ считали Учраспред маленьким подсобным органом, не соглашались рассматривать помощников заведующего этим отделом как политических работников и не утверждали им ставки ответственных политработников. При этом более раннее его предложение о выделении Учраспреда НКИД из Управления Делами и его реорганизация в самостоятельный Отдел Кадров, подчиненный члену Коллегии непосредственно, а не через начальника Управления Делами, было отклонено Коллегией.
Согласно штатному расписанию, по состоянию на январь 1933 года в НКИД СССР на службе состояло 287 человек. Из них семь сотрудников работали в Отделе Кадров Управления Делами НКИД СССР. В январе 1938 года штат НКИД возрос до 396 служащих, и штат кадровиков увеличился до 11 человек.
В мае 1939 года главой НКИД был по совместительству назначен В.М.Молотов, сохранявший за собой пост главы правительства (председателя СНК СССР) до 6 мая 1941 года. С его приходом в НКИД сразу же была проведена «кадровая чистка», а структура внешнеполитического ведомства трижды подвергалась реорганизациям (в 1939, 1941 и 1944 гг.). Коснулись дипломатов и репрессии. В 1936-1940 годах они затронули 2-2,5 тыс. сотрудников НКИД, в том числе семь заместителей наркома, более 40 полпредов (послов). Были заменены практически все руководители оперативных отделов и управлений. Кадровые бреши, пробитые в коллективе наркомата, стали заполняться за счет партийно-комсомольского актива передовых отраслей промышленности (т. н. «молотовский призыв»).
В августе 1939 года для ускоренного выпуска дипломатических кадров на базе созданного еще в 1934 году Института (сначала Курсов) подготовки дипломатических и консульских работников была учреждена Высшая дипломатическая школа (ныне - Дипломатическая академия МИД России).
С началом Великой Отечественной войны НКИД перестроил свою работу в соответствии с требованиями военного времени. Летом 1941 года большая группа сотрудников ушла на фронт и на фортификационные работы - всего 146 человек, или около 23% от штатного расписания. 62 человека записались в московское ополчение. На денежные отчисления работников советских посольств была сформирована и отправлена на фронт танковая колонна.
Копия письма заместителя Народного комиссара иностранных дел СССР Н.Н.Крестинского
Выписка из протокола заседания Коллегии НКИД от 23 апреля 1931 г.
6-я дивизия народного ополчения Дзержинского района раньше других московских ополченческих формирований приняла участие в сражениях за Ельню, а затем, уже как 160-я стрелковая дивизия, - в Вяземской оборонительной операции.
В октябре 1941 года, когда дивизии вермахта стояли на подходах к Москве, еще 27 дипломатов вступили в добровольческий отряд в составе 3-й коммунистической, позднее - 130-й стрелковой дивизии.
На мемориальной доске, установленной в фойе здания Министерства иностранных дел Российской Федерации, золотом вписаны имена 73 сотрудников НКИД, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины. По мере уточнения баз данных о погибших в Великой Отечественной войне этот мартиролог дополняется.
Всего же в годы войны более 360 сотрудников встали на защиту Отечества с оружием в руках. Память о них увековечена на мемориальном барельефе на бывшем здании НКИД СССР на Кузнецком мосту, а также на обелиске ополченцам-нкидовцам в селе Озерище Дорогобужского района Смоленской области по месту нахождения штаба 6-й дивизии народного ополчения.
В октябре 1941 года из Москвы в Куйбышев были эвакуированы наркоматы, включая НКИД, а также дипкорпус. Однако В.М.Молотов с секретариатом и небольшой группой сотрудников комиссариата оставались в Кремле. Такое положение сохранялось до августа 1943 года, когда все дипломаты - и советские, и зарубежные - вернулись в Москву.
14 октября 1944 года решением СНК СССР на базе международного факультета МГУ создан нынешний МГИМО (Университет) - основная, вместе с Дипакадемией, кузница отечественных дипломатических кадров.
3 апреля 1945 года приказом по НКИД СССР №108 от 15 марта 1945 года Отдел Кадров НКИД СССР преобразован в Управление Кадров НКИД СССР. Приказом по НКИД СССР от 23 апреля 1945 года №135 в соответствии с письмом Государственной штатной комиссии при СНК СССР от 7 апреля 1945 года №2-451 структура и штат Управления Кадров НКИД СССР состоял из: начальника Управления, заместителя начальника Управления, учебного отдела (11 ед.), отдела дипломатического состава (11 ед.), отдела технического состава (6 ед.), отдела республиканских наркоматов (4 ед.), отдела учета (6 ед.) и секретариата Управления (11 ед.) - всего 51 сотрудник.
Штат сотрудников НКИД увеличился с 641 человека в 1941 году до 755 человек в 1945-м. Число загранпредставительств СССР возросло с 55 в 1941 году до 64 в июле 1945-го, а иностранных представительств в Москве - с 20 в 1941 году до 37 в 1945-м.
В марте 1946 года название внешнеполитического ведомства заменено на Министерство иностранных дел СССР. А с 1953 года началось укрупнение европейских отделов. Приказом по МИД СССР от 5 сентября 1956 года №656 в Управлении кадров был создан отдел стран народной демократии. 21 июня 1960 года приказом по МИД СССР №327 отдел стран Востока Управления кадров упразднен и учреждены отдел стран Африки и Ближнего Востока и отдел Юго-Восточной Азии и Среднего Востока. В соответствии с приказом по МИД СССР от 19 февраля 1966 года №99 существовавший отдел стран Африки и Ближнего Востока Управления кадров разделили на два отдела: отдел кадров стран Ближнего Востока (6 ед.) и отдел стран Африки (6 ед.).
26 июля 1974 года министр иностранных дел СССР А.А.Громыко утвердил Положение об Управлении кадров МИД СССР, в котором устанавливалось, что Управление кадров является структурным политическим подразделением МИД СССР и активно участвует в осуществлении поставленных перед министерством Коммунистической партией и Правительством Советского Союза задач путем претворения в жизнь ленинских принципов подбора и расстановки кадров в системе министерства по их деловым и политическим качествам. Вводилась следующая структура Управления кадров: начальник управления - член коллегии МИД СССР, первый заместитель начальника управления, заместители начальника управления (3 ед.), заместитель начальника управления - зав. отделом техсостава, заместитель начальника управления - зав. учебным отделом, секретариат управления, отдел планирования кадров и применения новой вычислительной техники, отдел кадров социалистических стран, отдел кадров стран Америки и Англии, отдел кадров Западной Европы, отдел кадров стран Ближнего Востока и Восточной Африки, отдел кадров стран Азии и Среднего Востока, отдел кадров международных организаций, отдел кадров Центрального аппарата министерства, Учебный отдел, отдел кадров техсостава загранучреждений, отдел учета и аттестации кадров, секретная часть, канцелярия. Приказом по МИД СССР №884 от 28 августа 1974 года в составе Управления кадров образован отдел планирования кадров и применения новой вычислительной техники.
В период перестройки - со 2 июля 1985 года по 20 декабря 1990 года - советский МИД возглавлял Э.А.Шеварднадзе. В это время были проведены серьезные структурные изменения Центрального аппарата МИД, существенно обновлен его руководящий состав, а также посольский корпус, проводились кадровые «чистки» в рамках «борьбы с семейственностью и кумовством».
В соответствии с приказом по МИД СССР от 10 июня 1986 года №996 «О структуре центрального аппарата МИД СССР» Управление кадров преобразовано в Главное управление кадров и учебных заведений (ГУКУЗ). Согласно утвержденному после этого штатному расписанию, в него входили 100 единиц, в том числе 72 дипломатических и 28 канцелярских.
С целью осуществления подбора, предварительного согласования и оформления делегаций и отдельных сотрудников для направления во временные загранкомандировки в пределах штатной численности Управления кадров 26 сентября 1987 года приказом по МИД СССР №1070 создан отдел по краткосрочным заграничным командировкам.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС от 15 сентября 1987 года «О перестройке системы политической и экономической учебы трудящихся» в пределах существующих штатов Центрального аппарата министерства создан отдел повышения квалификации и экономического всеобуча.
27 февраля 1990 года приказом МИД СССР №1177 внесены изменения в структуру ГУКУЗ: отдел планирования и общих кадровых проблем, отдел дипломатических кадров функциональных подразделений Центрального аппарата, отдел специальных и технических кадров Центрального аппарата, отдел социалистических стран, отдел стран Америки, отдел стран Западной Европы, отдел стран Африки, отдел стран Ближнего Востока и Северной Африки, отдел стран Азии и Тихоокеанского бассейна, отдел международных организаций, отдел краткосрочных загранкомандировок, отдел инженерно-технических и административных кадров загранучреждений, отдел учета кадров, Управление учебных заведений, включающее отдел подготовки и повышения квалификации дипкадров, отдел заграншкол и интернатов, технический секретариат, секретная канцелярия, несекретная канцелярия, машбюро.
В начале ноября 1991 года руководством страны было принято решение о «радикальной реорганизации» МИД СССР и его преобразовании в Министерство внешних сношений (МВС) с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей. Главой этой «экспериментальной» структуры вплоть до ее упразднения в декабре 1991 года стал ненадолго вернувшийся к дипломатической работе Э.А.Шеварднадзе.
Согласно Указу Президента РСФСР от 18 декабря 1991 года «О внешнеполитической службе РСФСР», МИД РСФСР было передано «в ведение и оперативное управление упраздняемое Министерство внешних сношений СССР», а 26 декабря 1991 года само МВС СССР было ликвидировано в связи с прекращением существования СССР.
Приказ НКИД СССР от 3 апреля 1945 г. о преобразовании Отдела Кадров в Управление Кадров
На основании Закона РСФСР №2094-I от 25 декабря 1991 года МИД РСФСР был переименован в Министерство иностранных дел Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года «Вопросы кадровой службы Министерства иностранных дел Российской Федерации» №135-р Главное управление кадров и учебных заведений МВС (МИД) СССР было упразднено, и министру иностранных дел Российской Федерации было поручено создать Кадровую службу, способную сформировать динамичный, высокопрофессиональный дипломатический аппарат министерства, эффективно обеспечивающий внешнеполитические интересы России.
31 марта 1992 года приказом по МИД России №1528 «О штатном расписании Кадровой службы МИД России» и в соответствии с приказом по МИД России от 26 февраля 1992 года №969 «О структуре центрального аппарата» утверждено штатное расписание Кадровой службы в количестве 97 единиц, в том числе 62 дипломатических и 35 административно-технических. 16 апреля 1992 года во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года №135-р утверждено Временное положение о Кадровой службе МИД России. Приказом МИД России от 5 мая 1992 года №2302 установлена ее штатная численность в количестве 89 единиц, в том числе 55 дипломатических и 34 канцелярских и административно-технических.
13 апреля 1993 года приказом по МИД России №2541 создана инспекционная группа при Кадровой службе МИД России, утверждено ее положение. Основными задачами являлись: проверка по поручению руководства министерства и начальника Кадровой службы деятельности подразделений Центрального аппарата и загранучреждений министерства; разбор конфликтных ситуаций, трудовых споров в подразделениях ЦА и ЗУ и выработка рекомендаций руководителям по их урегулированию.
13 мая 1993 года приказом по МИД России №3067 в составе Кадровой службы МИД России создана группа по работе с ветеранами дипломатической службы, находящимися в отставке, а также с сотрудниками предпенсионного и пенсионного возрастов. В обязанности группы вменялись планирование и координация работы с ветеранами в министерстве, а также поддержание контактов с Советом ветеранов войны и труда и другими общественными организациями.
В целях упорядочения структуры Центрального аппарата МИД России приказом от 22 декабря 1993 года №8205 Кадровую службу переименовали в Департамент кадров (Кадры). С 4 января 1994 года должность начальника Кадровой службы упразднена и введена должность директора Департамента кадров.
Приказом МИД России от 13 августа 1996 года №6369 утверждено Положение о Департаменте кадров министерства, в соответствии с которым департамент является структурным подразделением Центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, обеспечивающим проведение кадровой политики в системе министерства. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в соответствии с решением Коллегии приказом министра. Директор имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом заместителя министра. Другие работники департамента назначаются на должности и освобождаются от них приказом директора Департамента кадров.
Приказом МИД России от 17 декабря 2015 года №23504 утверждено Положение об отделе по профилактике коррупционных и иных правонарушений Департамента кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Приказ МИД России от 12 апреля 2016 года №5111 «Об утверждении Положения о Департаменте кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации» с изменениями от 15 августа 2017 года №16026 установил подчинение Департамента кадров непосредственно министру. Юридическая служба передана в Правовой департамент. Приказом МИД России от 29 августа 2018 года №17027 дополнены задачи департамента - формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы, обладающего необходимыми профессиональными и личностными качествами, а также осуществление мер, направленных на повышение мотивации сотрудников и соблюдение ими норм и правил служебного поведения для достойного выполнения профессиональной служебной деятельности. Приказом МИД России от 25 сентября 2020 года №17007 Департаменту кадров переданы обязанности, ранее исполнявшиеся Управлением делами (Департамент) МИД России по порядку хранения, ведения и выдачи трудовых книжек.
В настоящее время организационная структура министерства и его функции определяются Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года №865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации». Согласно Указу, предельная численность работников Центрального аппарата министерства установлена в количестве 3561 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий), а с 1 января 2026 года - 3441 единицы. В соответствии с последними изменениями в Указе от 29 октября 2024 года, которые вступили в силу с 1 января 2025 года, предельная численность работников территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации составляет 387 человек.
Структура Департамента кадров МИД России на конец 2024 года: директор департамента, заместители директора и следующие отделы: общих кадровых проблем; АТП и заграншкол; Центрального аппарата; представительств МИД на территории Российской Федерации; по профилактике коррупционных и иных правонарушений; депортации, рангирования и классных чинов; социально-экономических проблем; стран СНГ; стран Европы; стран Америки; стран Африки и Ближнего Востока; стран Азии, Австралии и Океании; специальных подразделений ЦА и загранреферентур; учебных заведений; учета кадров; краткосрочных командировок и уведомлений о частном выезде, группа визовых запросов, две канцелярии и машбюро.
Современная кадровая служба министерства представляет собой сложную, многоуровневую структуру, отвечающую за весь жизненный цикл дипломатического персонала. Она осуществляет подбор и отбор кандидатов (проводится конкурс на замещение вакансий, включающий в себя тестирование, собеседование и оценку профессиональных качеств), обучение и развитие (организуются курсы повышения квалификации), оценку работы (регулярно проводится оценка эффективности работы дипломатов на основе установленных критериев), продвижение по службе (осуществляется прозрачная система отбора и назначения на руководящие должности).
Важной составляющей при отборе наиболее перспективных молодых специалистов является организация практики студентов в системе МИД России.
В вопросах ротации и комплектования загранучреждений Департамент кадров тесно взаимодействует с заинтересованными департаментами. В качестве основополагающего элемента работы на данном направлении проводятся ежегодные общеминистерские конкурсы с участием представителей всех подразделений министерства. Департамент кадров координирует решения таких вопросов.
Приказ МИД СССР от 19 августа 1986 г. о Главном управлении кадров и учебных заведений МИД СССР
Приказ МИД России от 31 марта 1992 г. о штатном расписании Кадровой службы МИД России
Приказ МИД России от 22 декабря 1993 г. об упорядочении структуры Центрального аппарата. §8. Переименовать Кадровую службу в Департамент кадров (Кадры)
Уделяется особое внимание развитию профессиональных качеств дипломатов, таких как знание иностранных языков, умение вести переговоры, аналитический склад ума и коммуникативные навыки. Закреплен четкий порядок прохождения дипломатической службы в части, касающейся должностного роста. Пребывание в должности до второго секретаря включительно должно составлять не менее трех лет, а от первого секретаря и выше - не менее четырех лет. Как и в случае присвоения очередного ранга, повышение в должности требует обязательного наличия двух действующих сертификатов о владении иностранными языками.
При этом министерство неукоснительно руководствуется в своей повседневной деятельности основами внешнеполитической стратегии нашей страны, которые определены Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 года.
Статус министерства как ведомства, находящегося в непосредственном подчинении Президента Российской Федерации, сложность и многогранность решаемых задач обуславливают особые требования к кадровому составу. В настоящее время в МИД России и его загранучреждениях трудятся около 10 тыс. сотрудников. Подавляющее большинство дипломатов владеет, как правило, двумя иностранными языками, хорошо ориентируется в реалиях современной внешней политики, на должном уровне умеет работать со средствами информационного обеспечения, разбирается в вопросах мировой культуры и науки. Кроме того, в Центральном аппарате и за рубежом трудится большая команда сотрудников административно-технического персонала - канцелярских работников и технических специалистов, обеспечивающих эффективное функционирование загранучреждений.
Дипслужба регулярно пополняется лучшими выпускниками российских вузов, ведущими специалистами, работающими в различных областях. Число желающих посвятить свою жизнь дипломатии растет из года в год. Это отражает крепнущий в обществе престиж профессии, несмотря на все связанные с ней трудности и ограничения.
Высокая честь называться российским дипломатом всегда означала беззаветное служение Родине, широкий кругозор и компетентность. И очень важно, что в наши дни связь времен не прерывается. Современное поколение сотрудников МИД стремится вписать в летопись российской внешней политики новые страницы, достойные традиций отечественной дипломатии.
Как видно из основных этапов истории нашей дипломатической и кадровой службы, ее структура - «живой организм», который в те или иные исторические фазы адаптируется под текущие потребности и возможности. В новейший период (2022-2025 гг.) Департаменту кадров в тесном взаимодействии с другими подразделениями пришлось решать сложные задачи по трудоустройству массово высылавшихся из недружественных стран сотрудников МИД - как дипломатического состава, так и административно-технических работников. В соответствии с установками руководства министерства за счет высвободившихся наших кадровых ресурсов в западных государствах, с одной стороны, удалось укрепить Центральный аппарат, а с другой - дополнительно усилить наши загранучреждения в ряде дружественных стран. Кроме того, продолжилась оптимизация структуры МИД России с учетом изменений международной обстановки, включая возрастание роли стран Глобального Юга и Востока в мировой политике и экономике. В частности, укреплены подразделения, курирующие отношения со странами Африки. На фоне деградации отношений России с государствами Евросоюза, которая происходила отнюдь не по нашей вине, а также вследствие снижения значимости региональных европейских организаций, переформатирована структура департаментов европейского «блока».
В заключение следует отметить, что история кадровой службы МИД России является ярким примером эволюции отечественной государственной службы. От царской эпохи до наших дней кадровая служба министерства играла и продолжает играть важную роль в формировании и развитии российской дипломатии.
В знак высокой оценки вклада Министерства иностранных дел в реализацию политики Российского государства 31 октября 2002 года своим Указом Президент Российской Федерации учредил День дипломатического работника, который ежегодно отмечается 10 февраля. Указом Президента Российской Федерации от 9 июля 2010 года был учрежден геральдический знак - эмблема МИД, а 12 июля 2012 года вышел Указ Президента Российской Федерации «Об учреждении флага Министерства иностранных дел Российской Федерации».
В 2025 году в рамках празднования очередной «красивой» годовщины, связанной с историей кадровой службы, - 111-летия Первого департамента министерства, занимавшегося кадрами, - разработан памятный знак и написан гимн департамента (https://interaffairs.ru/news/show/51785).