Данная статья подготовлена на основе материалов, представленных для публикации в журнале «США и Канада: экономика, политика, культура».

Президентом США во второй раз после четырехлетнего перерыва - второй прецедент в истории США - стал Дональд Трамп, пообещавший множество начинаний. Это предполагает, что и в экономической политике ведущей страны Запада наступают новые времена - от кейнсианских рецептов Америка переходит к традиционной республиканской политике, главным образом опирающейся на рыночные силы, делающей акцент на уменьшении роли государственного регулирования. Ничего принципиально нового в этом переходе нет - практически вся история США представляла собой смену либерализма и консерватизма в экономической политике государства.

Но и упрощать такого рода переходы не следует: давно уже ни в одной стране, в том числе в США, не прослеживается чисто кейнсианской или неолиберальной (неоклассической) экономической политики. Современная экономика и общество столь сложны и многообразны, что каждое из двух главенствующих направлений экономической мысли так или иначе вбирает в себя элементы другого. Конечно, пока нельзя говорить о некоем симбиозе обеих школ, но их взаимовлияние достаточно велико. Вместе с тем и различия пока довольно велики и очевидны. Это хорошо заметно на недавних примерах - «трампономики» и «байденомики».

«Байденомика» и ее результаты

Отправной точкой экономической политики Дж.Байдена считается так называемый «экономический план спасения», принятый для преодоления кризиса, вызванного во многом пандемией COVID-19. В 2021 году Президент Байден сформулировал масштабную экономическую политику, включающую «Американский план создания рабочих мест», на который предполагалось ассигновать 2,3 трлн долларов и который охватывал модернизацию всей экономической инфраструктуры страны, создание миллионов новых рабочих мест и повышение конкурентоспособности американской экономики в целом. Помимо этого, администрация Байдена выступила еще с одним масштабным национальным проектом под названием «План для американских семей», предусматривавшим выделение 1,8 трлн долларов на поддержку семей, инвестиции в сферу образования и здравоохранения.

Согласно замыслу администрации, оба плана наряду с другими мерами экономического регулирования должны были составить некую целостную экономическую стратегию, призванную решить назревшие экономические и социальные проблемы и обеспечить стабильный прирост ВВП. Отличительными чертами стратегии было стремление уменьшить неравенство в доходах, увеличить инвестиции в чистую энергетику и инфраструктуру, создать благоприятные возможности для улучшения жизни американцев. Данные показатели предусматривалось обеспечить посредством роста государственных расходов, налоговой реформы и мер по регулированию экономики. Политика Байдена подчеркивает важность международной кооперации и торговли в достижении контроля над изменениями климата и достижения устойчивого экономического роста.

И, следует отметить, по ряду направлений такая политика дала позитивные результаты. В частности:

  1. Заметно возросли инвестиции в транспортную и иную хозяйственную инфраструктуру, что не могло не привести к созданию новых рабочих мест.
  2. Для многих американских семей появились дополнительные возможности по уходу за малолетними детьми и получению образования, были выработаны определенные предпосылки для снижения социального неравенства и диспропорций.
  3. На практике администрация Дж.Байдена увеличила государственные расходы на продвижение «зеленой» (чистой) энергетики и климатическую повестку. Это позволило ограничить угрозы, связанные с изменениями климата, создать дополнительные возможности для новых рабочих мест в сфере возобновляемой энергетики.
  4. Нельзя не отметить и вклад в укрепление международной торговли и производственной кооперации, международного сотрудничества с целью противостоять совместно новым глобальным вызовам, таким как пандемия COVID-191.

При этом экономическая политика администрации Дж.Байдена как концептуально отражала кейнсианские представления о роли государства в экономике, стремление к более социально ориентированной экономике, энергетике, основанной на «зеленых» технологиях, так и учитывала усиливающуюся для США конкуренцию в мировой торговле, во внешних экономических связях, особенно в ряде важнейших отраслей и технологий. Реакцией на понимание угрозы ослабления конкурентных позиций США стало принятие во время президентства Дж.Байдена нескольких принципиально важных законов, призванных упрочить американскую экономику и положение США на внешних рынках.

Еще в первый год президентства Дж.Байдена, 15 ноября 2021 года, был принят важный закон, определивший направление актуальных экономических реформ в стране. Это Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места (Bipartisan Infrastructure Law), который предусматривал масштабную реконструкцию производственной и транспортной инфраструктуры США, модернизацию и строительство новых автомобильных и железных дорог, повышение безопасности дорожного движения, обновление электросетей, расширение широкополостного Интернета, развитие систем подачи чистой воды2.

Кроме того, в период 2021-2023 годов 117-й американский Конгресс принял Закон о чипах и науке (CHIPS Act), подписанный Дж.Байденом 9 августа 2022 года, который предусматривал ассигнования в размере 53 млрд долларов на исследования в области микроэлектроники и производства полупроводников. Отрасль, по мнению экспертов, в наибольшей степени испытывала давление со стороны внешней конкуренции, и прежде всего Китая. Необходимо также упомянуть Закон о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA) от 16 августа 2023 года, название которого не совсем отражает его содержательную сторону. Да, в определенной степени он содержит ряд мер по снижению инфляции, но, по сути, его магистральными целями являются переход на экономически чистую энергию, увеличение производства электромобилей, а также налоговая реформа. И, забегая вперед, вполне можно полагать, что именно этот закон подвергнется ревизии при новой администрации Д.Трампа, являющегося, как известно, сторонником углеводородной энергетики.

Экономическая ситуация в США после преодоления ковидного кризиса и периода высокой инфляции, особенно во второй половине 2023-го и в 2024 году, стала достаточно благоприятной. Так, рост реального ВВП в 2023 году составил 2,5%, инфляция снизилась до 3% (с рекордных после кризиса 6,1% в 2021 г.), безработица в конце 2023 года составила 3,7%, торговый дефицит упал на 22%. В 2024 году прирост реального ВВП за первые три квартала в среднем составил 2,5%, безработица, хотя и несколько возросла, оставалась на уровне 4,3%, что соответствует ее естественному показателю. Инфляция в IV квартале 2024 года понизилась до 2,5%3.

Стабилизировались и бюджетные показатели. Доходы бюджета в 2023 году составили 16,5% ВВП, а в 2024-м - 17,5%. Расходы бюджета в 2023 году оставались на уровне 22,7%, в 2024-м - на уровне 23,1% ВВП (средние показатели бюджетных доходов и расходов за период 1974-2023 гг. составляли 17,3 и 21% соответственно). В абсолютных размерах доходы бюджета в 2023 году составляли 4,4 трлн долларов, расходы - 6,1 трлн долларов. В 2024 году соответствующие показатели равнялись 4,9 трлн долларов и 6,5 трлн долларов. Соответственно, дефицит бюджета в 2024 году составил 1,58 трлн долларов. И в сравнении с предыдущим годом - 1,68 трлн долларов - даже несколько сократился. Что же касается государственного долга, то он продолжал увеличиваться с 33,1 трлн долларов в 2023 году до 35,5 трлн долларов в 2024-н и составил 123% ВВП страны. Соответственно, резко выросли процентные платежи, то есть расходы бюджета на его обслуживание - с 659 млрд долларов в 2023 году до 870 млрд долларов в 2024-м4.

По данным авторитетных исследовательских центров США, например Бюджетного управления Конгресса (Congressional Budget Office), Исследовательской службы Конгресса (Congressional Research Service), Бюро экономического анализа (US Bureau of Economic Analyses) и некоторых иных, вполне благоприятными были и текущие прогнозы на состояние экономики страны. Так, Бюджетное управление Конгресса прогнозировало умеренные, но устойчивые темпы прироста ВВП на период 2024-2034 годов на уровне 2%. Невысокими ожидались уровень безработицы (с некоторыми колебаниями) и инфляции (4-4,5 и 1,5-1,9% соответственно)5. Экономический совет при президенте и Комитет по открытым рынкам ФРС подтвердили достоверность прогнозов на 2022 год и не только. Ситуация в целом оказалась даже более благоприятной, нежели предсказывалось. Безработица была на уровне около 4%, уровень инфляции составил 2,5% в годовом измерении6.

В сравнении с иными ведущими западными странами экономика США выглядела достаточно динамичной. Согласно американским оценкам, США сохранят более высокие темпы прироста ВВП в ближайшие два года по сравнению с другими развитыми странами, уступая лишь развивающимся странам (см. Табл. 1).

Таблица 1

Темпы прироста ВВП в ряде ведущих стран мира в 2024-2026 гг. (прогноз)

Источник: The global economy is forecast to grow solidly in 2025 despite trade uncertainty. November 15, 2024 // http://www.goldmansachs.com/insights/articles/the-global-economy-is-forecast-to-grow-solidly-in-2025/ (accessed 15.12.2024).

Согласно прогнозу корпорации «Голдман Сакс», США уверенно лидируют по темпам роста ВВП среди всех развитых стран. Среди прочих стран традиционно доминируют в этом списке Индия и Китай. А вот России пророчат сокращение темпов развития.

При всем при этом администрация Дж.Байдена оставляет новому президенту отнюдь не только достаточно стабильную и устойчивую экономику, но и традиционно немало нерешенных социально-экономических проблем. Собственно благодаря их наличию и стала во многом возможна победа Д.Трампа в 2024 году.

Одной из наиболее значимых проблем Америки остается огромное социальное неравенство, которого нет в других развитых странах. Бюджетное управления Конгресса США в 2021 году констатировало, что 1% самых богатых американцев имели доходы, в 139 раз превышающие доходы 20% домохозяйств с наиболее низкими доходами. Коэффициент Джини, отражающий дифференциацию населения по доходам, является в США одним из самых высоких в мире - более 4,5.

Рост государственного долга рассматривается в качестве серьезной угрозы экономической и бюджетной стабильности США и является предметом постоянных разногласий между исполнительной и законодательной властью страны, между демократами и республиканцами. Отсутствие договоренностей по потолку государственного долга периодически приводит к так называемым «шатдаунам», то есть приостановке финансирования ряда государственных ведомств, что несет немалые репутационные потери для финансовой системы США и может привести к снижению инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов. Кроме того, обслуживание государственного долга, с которым финансовая система США пока худо-бедно справляется, растет ускоряющимися темпами. В 2023 году процентные платежи бюджета уже достигли 659 млрд долларов7.

Немалое влияние на социально-экономическое положение в США и общественные настроения, приведшие к победе Д.Трампа на президентских выборах 2024 года, оказала проблема миграции. Число иммигрантов в США растет быстрыми темпами - в 2023 году их общее количество составило почти 48 млн человек, или 14,3% населения страны. Из них 22%, или более 10 млн человек, были нелегальными мигрантами. Надо заметить, что негативные общественные настроения по вопросам миграционной политики весьма контрастируют с мнением многих экономистов, которые полагают, что уменьшение масштабов иммиграции может негативно сказаться на экономическом росте. На этом фоне темпы естественного прироста населения в США заметно замедлились - до 0,5% в третьем десятилетии ХХI века, - поэтому все более важным фактором роста рабочей силы становится иммиграция.

Противоречиво оцениваются в стране влияние и последствия экономической глобализации. На первый взгляд представляется, что она принесла и несет США немало преимуществ - возможность сконцентрироваться внутри страны на наиболее сложной наукоемкой продукции ведет к росту внутреннего потребления за счет дешевого импорта, использования товаров и минеральных ресурсов из других стран. Но при более глубоком анализе становится очевидным, что перевод ряда производств за рубеж приводит к потере рабочих мест в самих США, известной деиндустриализации страны, росту зависимости от внешних конкурентов, что начинает влиять на вопросы национальной безопасности не только в экономическом, но и в политическом плане.

Экономические приоритеты Д.Трампа

Достаточно сложно говорить об экономической политике избранного Президента США, ее главных акцентах до тех пор, пока она не воплотилась (по крайней мере, публично) в достаточно детально очерченные планы. Налицо лишь самые общие ее контуры, о которых можно судить из его предвыборных заявлений и отдельных статей близких ему лиц и экспертов. В этом контексте следует выделить три основных направления, о чем говорил Д.Трамп в ходе своих предвыборных выступлений. Во-первых, это налоговая политика, во-вторых - миграционная, в-третьих - внешнеторговая, в частности касающаяся тарифов.

В сфере налоговой политики эксперты предрекают продление действующего налогового законодательства, принятого в 2017 году (Tax Cuts and Jobs Act) и истекающего в 2025 году, и перевод его в бессрочный режим. Высказываются предположения, что произойдет удвоение стандартной скидки на налогообложение, она станет универсальной и действующей на постоянной основе. В плане укрепления местных производителей предусматривается снижение корпоративного налога с 21 до 20%, а для корпораций, которые занимаются производством на территории США, - до 15%. Будет увеличен налоговый кредит на детей и других иждивенцев, а список лиц, входящих в число иждивенцев, будет расширен8.

Уже сейчас многие американские экономисты высказывают мнение, что влияние налоговой политики Д.Трампа на экономику будет двойственным. В краткосрочном плане дальнейшее, по сравнению с налоговой реформой 2017 года, снижение налогов на прибыль корпораций и доходы граждан даст, скорее всего, положительный эффект. Вероятно, это приведет к росту инвестиций и потребительских расходов. Однако одновременно это уменьшит бюджетные поступления, что неизбежно скажется на увеличении дефицита госбюджета и, как следствие, приведет к увеличению государственного долга на 7,75 трлн долларов за ближайшие десять лет9.

Д.Трамп называл внешнеторговую политику одним из столпов своей экономической стратегии. Неслучайно в своих неоднократных заявлениях говорил, что его любимый экономический термин - это «тариф». Что же планируется новой администрацией в этой области? Если ответить кратко - рост протекционизма. Предполагается практически повсеместный рост внешнеторговых тарифов и переход, за некоторыми исключениями, к универсальному импортному тарифу примерно в 10-20%, что означает рост с нынешнего уровня как минимум на 2,7%. Китай, естественно, находится в фокусе этой политики, и для него предусматривается рост с нынешнего уровня в 13% до 60%, а что касается автоимпорта - то до 100%. Впрочем, эти планы могут исключать из единого универсального тарифа Канаду и Мексику, а также некоторые критически важные для США товары, для которых оставляется тарифная расценка в 10% от общего американского импорта10.

Вероятность, что такого рода внешнеторговые инициативы будут реализованы уже в первые 100 дней президентства Трампа, вполне реальна, поскольку новые таможенные правила могут вводиться исполнительными указами президента в соответствии с пунктами 201 и 232 Закона о расширении торговли (Trade Expansion Act) от 1962 года и пунктом 301 Закона о торговле (Trade Act) от 1974 года11.

Большинство экспертов весьма негативно оценивают предстоящую торговую политику Трампа. Если она будет реализована, то это может привести к снижению ВВП в 2026 году на 0,2 п.п. Правда, этого может и не случиться, если такое сокращение импорта, а значит, и спроса будет компенсировано ускорением экономического роста за счет снижения налогов. В любом случае внешнеторговые ограничения Трампа, безусловно, приведут к уменьшению спроса и потребления, а следовательно, и росту инфляции после 2025 года. Что же касается внешнеэкономической ситуации, то, по оценкам экспертов, рост тарифов на китайский импорт приведет к замедлению роста ВВП Китая на 0,7 п.п. в 2025 году12.

Также прогнозируется, что внешнеторговая политика Трампа в отношении Китая скажется негативно и на мировой торговле - в 2026 году она может снизиться на 0,6 п.п. Если же будут реализованы планы о введении универсального тарифа, то объем мирового экспорта уже в 2026 году сократится на 510 млрд долларов13.

Очевидно, что наиболее значимым и широко анонсированным направлением будущей социально-экономической политики Д.Трампа является сфера иммиграции, которая воздействует не только на экономику, но и представляет собой предмет острой политической борьбы, борьбы идеологий, взглядов на роль иммиграции в развитии страны. Невооруженным глазом видно, как быстро меняется этнорасовый состав населения США, когда в его структуре все меньше места занимают представители белого населения, бывшего изначально государственно-образующим элементом страны, - белые протестанты - выходцы из Великобритании, Ирландии, Германии, Нидерландов и других стран Европы. При этом выходцы из Латинской Америки и Азии могут стать относительным, а в перспективе и абсолютным большинством населения. Согласно прогнозам Бюро цензов и Бюро трудовой статистики США, к 2060 году белое население страны будет составлять лишь немногим более 40% от проживающих в США. Второе место по численности (более 30%) займут латиноамериканцы, которые и дальше будут быстро наращивать свой удельный вес в населении и рабочей силе, а третье - выходцы из Азии - Индии, Китая, Филиппин и т. д. (10%).

Отношение Трампа к иммиграции всегда, то есть и во время его первого президентства, было достаточно отрицательным. Принципиально важно, что речь шла не только о нелегальной иммиграции, а об иммиграции вообще. В данном случае Трамп учитывал весьма распространенные антииммигрантские настроения в стране. По мнению многих рядовых американцев, иммигранты усиливают конкуренцию на рынке труда, отвлекают ресурсы, предназначенные на социальное обеспечение американских граждан, занимают их рабочие места, способствуют росту цен на жилье, криминализируют как сферы трудовых отношений, так и общества в целом.

Д.Трамп, согласно его предвыборным заявлениям, предполагает осуществить массовую депортацию нелегальных иммигрантов. Если учесть, что, по оценкам, в стране проживают около 12 млн таковых, трудно себе представить, какими могут быть последствия его планов, если они будут реализованы. Даже технически и логистически сложно организовать столь масштабную высылку людей. Стоимость такой процедуры, по оценке Американского миграционного совета, может составить от 300 до 970 млрд долларов. Высказываются также опасения, что эта масштабная акция может весьма негативно повлиять как на предложение рабочей силы, так и на экономический рост. Планируемое же ужесточение иммиграционной политики приведет уже в текущем, 2025 году к сокращению только легальной иммиграции с 1 млн до 750 тыс. человек14.

В самом деле, если говорить о вероятных экономических последствиях политики Д.Трампа в более широком контексте, то они могут быть неоднозначными. С одной стороны, продление сроков налоговой реформы 2017 года (намерение сделать ее бессрочной) и возможное дальнейшее некоторое снижение налогов могут оказать позитивное и стимулирующее влияние на экономику. Такой же сугубо экономический эффект может дать ослабление экологического регулирования, замораживание ряда климатических и энергетических программ Дж.Байдена, ориентированных на «зеленую» энергетику, но при этом весьма затратных.

Прочие же инициативы Д.Трампа, в частности внешнеторговые и иммиграционные, дадут, скорее, негативный эффект для экономики. Так, в письме экономистов - нобелевских лауреатов, опубликованном в июне 2024 года, отмечалось, что многие намерения республиканского кандидата в президенты могут вновь ускорить инфляцию и дестабилизировать экономику США. Речь идет о том, что введение фиксированного импортного тарифа в 10%, а на китайские товары в 60%, почти наверняка приведет к росту средней тарифной ставки на 3-4 п.п. и, соответственно, к сокращению предложения на товарном рынке и росту цен. Как полагают эксперты из американского Института мировой экономики Петерсона, инфляция уже в 2026 году может вырасти до 6-9,3%.

Негативными могут оказаться и бюджетные последствия экономической политики новой администрации в результате сокращения налоговых поступлений по причине снижения налогов. Это, скорее всего, приведет к росту бюджетного дефицита на 5,8 трлн долларов за последующие десять лет. Одновременно иммиграционные ограничения при снижающемся естественном приросте населения вызовут рост напряженности на рынке труда, нехватку рабочей силы, особенно в непрестижных профессиях. Следует также помнить, что экономическая активность американского трудоспособного населения весьма низкая - примерно 64%, то есть ниже, чем во всех других развитых странах.

Разумеется, эти вероятные последствия нельзя рассматривать как безусловные. Состояние экономики будет зависеть не только от политики Д.Трампа, но и от многих других факторов - совокупного спроса в стране, фазы экономического цикла, мировой экономки, геополитической ситуации. Не вполне очевидно, что Трампу удастся реализовать все свои экономические и социальные планы. Конечный результат будет следствием баланса этих часто разнонаправленных факторов.

Заключение

Избрание Президентом США Д.Трампа приведет к серьезным изменениям в государственной экономической политике страны. Несмотря на относительные благоприятные результаты экономического развития во время президентства Дж.Байдена, новый президент, руководствуясь неолиберальной экономической доктриной, вероятно, будет проводить новую экономическую политику, в основе которой - упор на рыночные силы, уменьшение государственного регламентирования. Одновременно, что в американской неоконсервативной политической традиции, будет присутствовать поддержка крупного бизнеса, ограничение миграции, курс на сдерживание основных экономических и политических конкурентов США, прежде всего Китая, некоторый (относительный) изоляционизм.

Многие экономические и особенно внешнеэкономические инициативы Д.Трампа (введение универсального тарифа, повышение импортных пошлин и др.) вызывают серьезную критику со стороны профессиональных экономистов. Это же касается и его антиклиматической повестки, упования на традиционные источники энергии, в целом его экологического негативизма. Экспертов также настораживает непроработанность и некоторая импульсивность его экономических предложений.

Разумеется, не все предвыборные идеи и позиции могут быть в полном масштабе реализованы на практике. Некоторые его публичные заявления и намерения выглядят, мягко говоря, странными и не соответствующими даже существующему миропорядку, где США все еще по многим позициям доминируют (угрозы санкций в случае попытки ограничить роль доллара в мировой торговле, заявление о покупке целых частей других стран, включении некоторых государств в состав США и пр.). Конечно, такого рода эпатажные высказывания можно рассматривать лишь как политическую риторику, но, если они начнут воплощаться в конкретную политику, это грозит серьезными обострениями американской и мировой экономике, да и международным отношениям в целом.

 

 

1Biden’s Economic Policy in 2024: Achievements and Challenges Ahead. July 21, 2024 // http://www.businesscasestudics.co.uk.bidens-economic-policy-in-2024-achievements-and-challenges-ahead/ (accessed 15.12.2024).

2Boushey H. Understanding the Economiсs of Investing in America: A Collection of Resources // http://www.whitehouse.gov/briefing-room/blog/2023/08/11/iia-recources (accessed 10.08.2024).

3US Economy at a Glance // Bureau of Economic Analyses // http://www.bea.gov/news/glance (accessed 10.01.2025).

4The Budget and Economic Outlook. February 2024 // http://www.cbo.gov/publication/59946 (accessed 17.10.2024).

5The Budget and Economic Outlook: 2024-2034. February 2024 // http://www.cbo.gov/system/files/2024-02/59710-outlook-2024.pdf (accessed 17.10.2024).

6Beating the Forecasts: How the US Economy Defies Expectations. September 17, 2024 // http://www.whitehouse.gov/cef/written-materials/2024/09/17/beating-the-forecasts-how-the-us-economy-defies-expectations/ (accessed 12.11.2024).

7The Budget and Economic Outlook: 2024-2034. February 2024 // http://www.cbo.gov/system/files/2024-02/59710-outlook-2024.pdf/ (accessed 17.10.2024).

8Trump’s proposed tax policies: what to expect for you and your business. November 22, 2024 // http://www.cbn.com/insights/articles/trump-tax-policy-in-2025-what-to-expect (accessed 10.12.2024).

9The global economy is forecast to grow solidly in 2025 despite trade uncertainty. November 15, 2024 // http://www.goldmansachs.com/insights/articles/the-global-economy-is-forecast-to-grow-solidly-in-2025/; Trump wins: Tax cuts come with a cost. November 6, 2024 // http://www.think.ing.com/articles/trump-wins-tax-cuts-come-with-a-cost/ (accessed 05.01.2025).

10Singh K. What does Trump 2.0 mean for global trade? November 22, 2024 // http://www.the-wire.in/article/world/what-does-trump-2-0-mean-for-global-trade (accessed 03.01.2025).

11Hilferty K. M., Weaver C. Trump’s second-term tariff agenda: tools for implementation. December 10, 2024 // http://www.morganlewis.com/pubs/2024/12/trumps-second-term-tariff-agenda-tools-for-implementation (accessed 25.12.2024).

12The Global Economy is forecast… (accessed 05.01.2025).

13Singh K. Op. сit. (accessed 08.11.2024).

14The US economy is poised  to beat expectations in 2025. November 20, 2024 // http://www.goldmansachs.com/insights/articles/the-us-economy-is-poised-to-beat-expectations-in-2025(accessed 15.12.2024).