Если в частной жизни, по учению православной церкви, грех забвения считается тяжким грехом, то тем более, когда речь идет о коллективной памяти народа. Если забвение Бога разрушает личность, то забвение исторической памяти травмирует нацию.

На вопрос, какие ассоциации вызывают у вас названия Галичина, Галиция, многие ответят: как же, это гнездо русофобии. Там формировался легион СС, там взращивалась бандеровщина. Исключая узкий круг специалистов и историков, которые предметно занимаются историей региона, о сотнях тысяч русских мучеников Галичины, Буковины, Угорской Руси, пострадавших в ходе Первой мировой войны, вам никто ничего не скажет.

Сегодня на Украине многие люди находятся под катком гонений на православие, сопоставимых с гонениями на христиан в первые века христианства. И для них особенно важно восстановление памяти о мучениках и исповедниках Подкарпатской Руси. Для них это было бы вдохновением на подвиг исповедничества, предметом их молитвы, обращения, духовной помощью и защитой. Свидетельствую об этом не умозрительно, а со слов православных людей Украины.

Позвольте представить вам короткий фрагмент из документального фильма «Трагедия Галицкой Руси»1, который создали Студия исторического документального кино и студия «Град». Кстати, низкий поклон его создателям.

 

Текст видеоролика:

Сообщения о зверствах австро-венгерской армии тогда шли сплошным потоком из всех уголков Карпатской и Галицкой Руси. Российскому обществу особенно невероятным казалось, что все эти чудовищные злодеяния творили цивилизованные европейцы, еще недавно считавшиеся образцом гуманности и порядочности. Вот лишь некоторые сообщения российских и местных корреспондентов:

«За время Первой мировой войны в австрийские концлагеря было сослано от 30 до 40 тыс. русин. По данным составителя Талергофского альманаха, всего в результате австро-венгерского террора на территории Галиции, Буковины и Закарпатья пострадали 120 тыс. человек. 

В городе Станиславове после временного отхода российских войск были казнены 250 человек.

Следствием геноцида русин стало то, что их удельный вес во Львове сократился почти вдвое. Более 100 тыс. галичан, спасаясь от австрийского террора, бежали в Россию вместе с отступающей русской армией летом 1915 года. Например, жители села Скоморохи ушли с русскими и поселились в Пензенской губернии. В отместку австро-венгерские власти приказали сжечь оставленные ими дома.

В селе Прущиль австрийцы отрезали у крестьянина Таращука губы, отрубили пальцы на руках и ногах, потом положили доску и стояли на ней, пока он не задохнулся. В селе Синеводский-Выжнем венгры повесили 11 крестьян только за то, что они назвали себя русскими, а их трупы бросили в болото, запретив хоронить».

Среди заключенных в концлагере Талергоф были адвокаты, священники, врачи, учителя, чиновники, студенты, писатели, крестьяне, актеры и даже гимназисты. Самому старшему из них было 94 года, самому младшему - несколько месяцев.

Особенно страшными стали первые месяцы существования в лагере Талергоф вплоть до зимы 1915 года, тысячи узников спали под открытым небом на сырой земле, посуду им также не выдали. Счастливцем считался тот, кому удавалось раздобыть бутылку. Отбив горлышко, он использовал ее как котелок для лагерной баланды, состоявшей из отвара фасоли. От тифа ежедневно умирали от 40 до 50 человек.

Самой распространенной пыткой был так называемый «амбинден» - двухчасовое подвешивание за одну ногу головой вниз.

Главным специалистом по подвешиванию был обер-лейтенант Чировский, родом из Галиции. В июне 1915 года он лично произвел эту пытку над 48 галицкими студентами, которые назвали себя русскими.

Кости узников перенесли на кладбище деревни Фельдкюхен. Под небольшой часовней склеп с девятью цинковыми гробами, в них покоятся останки около 2 тыс. мужчин, женщин и детей из Галиции и Буковины, погибших в Талергофе. В 1914 году они стали жертвами чудовищной этнической чистки, о которой в современной Европе предпочитают не вспоминать.

Конец видеоролика.

 

У Бога все святые прославлены, однако их прославление необходимо нам, живущим сейчас. Опять же, хочу сказать, как важно это для тех, кто находится под прессом гонений по этническому и вероисповедному принципам, испытывают его на себе сегодня.

Я беседовал с одним из старейших членов комиссии РПЦ по канонизации. Это непростой процесс, это решает церковь.

В конце концов, у нас есть памятные даты пострадавших в Бутове, есть Собор новомучеников, есть день памяти анзерских мучеников, которых сравнительно недавно прославили. Возможны, наверное, какие-то другие формы общецерковного почитания, которые откроют для нас трагические страницы нашей истории с именами мучеников Талергофа и Терезина.

В завершение хочу процитировать высказывание доктора философских наук Эдуарда Попова, который, по-моему, очень емко обозначил эту проблему.

«Физическое уничтожение русского населения Галиции, Буковины и Угорской Руси в результате внесудебных расправ в лагерях смерти Талергоф и Терезин - первый в истории современной Европы геноцид. Между тем в отечественной научной литературе и общественном сознании этот геноцид оставался и остается незамеченным».

Наш долг - преодолеть историческую амнезию. Признание геноцида русского населения Галицкой Руси и других русских регионов Австро-Венгрии дожидается своего часа и нуждается в научной, моральной и юридической оценках. Предлагаю занести в резолюцию Собора: способствовать углубленному изучению истории подвига мучеников и исповедников, пострадавших в Галичине, Буковине и Угорской Руси в годы Первой мировой войны.

 

 

1https://smotrim.ru/brand/45004?ysclid=m3e9wywrh627061207