Украинский национализм1, с момента своего возникновения идентифицировавший себя как часть европейского фашистского движения, ведет свою историю с образования в 1929 году Организации украинских националистов (ОУН). Неслучайно, что это событие произошло в Вене, бывшей столице Австрийской (Австро-Венгерской) империи. В свою очередь, ОУН стоит на плечах легиона Украинских сечевых стрельцов (УСС) - добровольческого формирования украинских националистов в австро-венгерской армии.

Уже на первом этапе существования украинского национализма проявились две базовые черты явления: его репрессивный и геноцидальный характер и тесная связь с иностранными государствами (более точная формулировка - тесная зависимость от них). Первоначально это были немецкие государства: Австро-Венгрия, а с начала ХХ столетия - Германия, открывшая Генеральное консульство во Львове.

Впоследствии, сразу по завершении Второй мировой войны украинские нацисты покидают тонущий корабль Германского рейха и переходят под попечительство англосаксонских государств - Великобритании и США. С помощью спецслужб этих государств лидерам обеих ОУН и многим боевикам удалось избежать наказания и перебраться через океан в США и Канаду, где были созданы многочисленные и активные националистические объединения, тесно связанные с государственными структурами и разведслужбами Соединенных Штатов2.

В канун крушения СССР и сразу после его распада ими был осуществлен реэкспорт людей и идей украинского национализма на территорию суверенной Украины. В то время как восточноукраинские финансово-промышленные группы (днепропетровские, донецкие, харьковские и др.) сражались за обладание экономическими активами (в полном соответствии с вульгарно понятым марксистским тезисом об экономическом базисе и политической надстройке), вчерашние эмигранты из США и Канады с завидным упорством захватывали контроль над общественно-гуманитарной сферой - образованием и наукой3. По всей Украине были созданы отделения «Просвиты» (ранее – Всеукраинское общество «Просвещение»)4.

Результатом увлеченности борьбой за экономические «базисные» активы и недооценки «надстроечных» идеологических факторов стало постепенное, вначале медленное, но неуклонное, затем стремительное расползание идеологии западноукраинского (галичанского) национализма на территорию всей Украины. Первоначально же на момент распада СССР и возникновения «незалежной» Украины Галичина представлялась жителям остальной Украины депрессивным и отсталым регионом с архаичной идеологией бандеровщины. По состоянию на текущий момент идеология бандеровщины в значительной мере охватила всю Украину, включая Донбасс.

К отмеченным выше двум базовым чертам украинского национализма в его оуновском исполнении следует добавить еще одну: крайнюю архаичность, примитивность и даже не вторичность - третичность его идеологии. В самом деле, если идеологи и теоретики основных версий европейского фашизма были крупными фигурами, а подчас - настоящими мыслителями (таковы прежде всего сам «отец-основатель» европейского фашизма, бывший главный идеолог Социалистической партии Италии Бенито Муссолини и его соавтор по «Доктрине фашизма» философ Джованни Джентиле, теоретик «аграрного нацизма» Рихард Дарре и, конечно же, наиболее глубокий из всех философов и теоретиков европейского фашизма Корнелиу Зеля Кодряну), то интеллектуальная копилка украинского фашизма (ОУН и ее эпигоны в современной Украине) производит до крайности убогое впечатление. Идеология ОУН была архаичной уже на момент возникновения организации и не содержала ни одной свежей самостоятельной идеи: все было заимствованием, а подчас и откровенным плагиатом, источником коего послужили наработки интеллектуально и творчески более развитых «старших братьев» по европейскому фашизму.

Сказанное не должно удивлять. Галичина (историческая Галицкая Русь), на почве которой выросла ОУН, была самым отсталым в социальном и культурном отношении регионом Австрийской (Австро-Венгерской) империи. Украинская нация в ее галицком изводе - продукт рукотворный, созданный в результате социальной инженерии интеллектуалами на службе властей Австро-Венгрии5. Эта работа, которая велась властями Дунайской монархии десятилетиями начиная с середины XIX столетия, была вызвана необходимостью что-либо противопоставить растущему влиянию России в славянском мире. Плодом этой работы стало создание сначала маловлиятельного, затем доминирующего в общественной жизни Галицкой Руси украинофильства. Методом кнута и пряника (поддержка украинофилов и одновременное преследование русофилов («москвофилов») Вена добилась постепенного перелома настроений в кругах галицкой интеллигенции. Быть русофилом становилось невыгодно и даже опасно.

Но даже гонения и преследования сторонников русофильства и судебные процессы над русскими (русинами), перешедшими в Православие из униатства6, не смогли обеспечить окончательную победу украинофильству. Значительная часть галицко-русской интеллигенции и подавляющее большинство народа оставалось верны многовековой традиции - осознанию своего кровного и духовного родства с Великой Россией. Чтобы уничтожить народную память, властям Дунайской монархии понадобилось пойти на реализацию откровенного геноцидального проекта.

Начало Первой мировой войны оказалось крайне неблагоприятным для Австро-Венгрии. Одним из самых неприятных «сюрпризов» стала реакция населения Галицкой Руси и других русских регионов империи, Буковины и Угорской (Подкарпатской) Руси на наступление русских войск. Как известно, население Львова, столицы Галицкой Руси, встречало русских воинов-освободителей цветами. Это в итоге стало приговором для галицко-русских и буковинских русофилов. В силу ряда причин меньше пострадали карпаторосские русофилы.

Сразу после начала отступления Русской императорской армии с части территории Галицкой Руси начался реализовываться проект по созданию первого в истории Европы лагеря смерти - Талергофа. «Начало Первой мировой войны повлекло широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов-лемков, - пишет известный исследователь вопроса историк из Минска (Белоруссия) Кирилл Шевченко, - что стало одной из самых трагичных страниц истории лемковского народа». «Вся Лемковина7 была покрыта виселицами, на которых гибли лучшие ее сыны», - писал лемковский историк. С сентября 1914 года по весну 1915 года русские войска занимали большую часть территории австрийской Галиции, включая территорию Лемковины…

После ухода русской армии австрийские власти арестовали около 5 тыс. лемков, подозреваемых в шпионаже в пользу России, в основном представителей интеллигенции, которые были брошены в австрийский концлагерь Талергоф, недалеко от Граца. Значительная часть узников Талергофа погибла, не выдержав издевательств и нечеловеческих условий содержания. По сути, в Талергофе был ликвидирован весь цвет лемковской русофильской интеллигенции, а сам концлагерь вошел в историческую память лемков как символ мученичества за народность и веру»8. Согласно Меморандуму Русского конгресса в Америке (Русский конгресс - объединение выходцев из Галицкой и Угорской Руси и Буковины, созданное 13 июля 1917 г.), «лишь за первые девять месяцев войны немцы и мадьяры расстреляли и повесили в Галичине, Буковине и Угорской Руси 20 тыс. человек. Сколько русского народа перевешали они во время своего наступления в 1915 году и вообще в продолжение 1915, 1916 и 1917 годов, не поддается никакому исчислению»9.

Помимо физического уничтожения (как правило, внесудебного) подверглись заключению десятки тысяч русских Галиции, Буковины и Угорской Руси в лагерях смерти Талергоф и Терезин. Другой формой геноцида стало изгнание русского населения этих исторических земель со своей родины. Точное число беженцев на данный момент установить не представляется возможным. Известно, в частности, что часть беженцев из Галицкой Руси переселилась в Ростов-на-Дону, где была создана галицко-русская мужская гимназия10.

Тем самым физическое уничтожение русского населения Галиции, Буковины и Угорской Руси в результате внесудебных расправ и в лагерях смерти Талергоф и Терезин - первый в истории современной Европы геноцид. Между тем в отечественной научной литературе и общественном сознании этот геноцид остался незамеченным. Это досадное, если не сказать позорное, обстоятельство должно быть исправлено. Признание уничтожения русского населения Галицкой Руси и других русских регионов Австро-Венгрии дожидается своего часа и нуждается в научной и моральноюридической оценке.

Украинский национализм имеет самое прямое отношение к этим трагическим событиям, поскольку как политическое движение он появился в эти дни и впервые проявил себя в этих событиях в качестве младшей, вспомогательной силы властей Австро-Венгрии. По доносам украинофилов арестовывали и направляли в лагеря смерти Талергоф и Терезин и просто физически уничтожали галицких и буковинских русских (русинов). Репрессиям подвергались прежде всего представители духовенства и интеллигенции, а также их семьи как носители исторической памяти.

Созданный из добровольцев-украинофилов УСС впоследствии принял активное участие в событиях Гражданской войны в распавшейся Российской империи и польско-украинской войне силами так называемой Украинской галицкой армии (УГА). Интересная деталь: из состава галицко-русской общины Ростова-на-Дону был сформирован галицко-русский легион, сражавшийся в рядах Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). То есть выходцы из Галицкой Руси вновь встретились на полях сражений Гражданской войны по разные стороны баррикад (УГА воевала на стороне Украинской народной республики и в качестве врага рассматривала белые армии Юга России, сражавшиеся за «единую неделимую Россию» против большевиков и разного рода сепаратистов11).

Именно на базе ветеранов УСС и УГА была создана в 1929 году Организация украинских националистов (ОУН), которая, в свою очередь, стала матрицей для создания большинства украинских националистических партий и организаций 1990-х - 2000-х годов. «Как и хорватские усташи, - говорится в публикации автора на сайте МИД России, - ОУН совмещала территориальную экспансию с вопросом этнической «чистоты». Все народы делились на «дружественные» и «недружественные». В числе последних «лидирующие» позиции занимали евреи, поляки, русские, венгры (по терминологии украинских националистов - жиды, ляхи, москали, мадьяры). Первых надлежало выселить с территории Украины, к последним применялись обоснованные теоретически и программно-насильственные деяния»12.

Международные связи современного украинского национализма и его ориентация на западные (преимущественно англосаксонские) государства проявились в полной мере в ходе «оранжевой революции». Немаловажной частью первого Майдана (осень-зима 2004 г.) стали украинские националистические организации, прежде всего Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона (УНА-УНСО) и «Тризуб» имени С.Бандеры (де-факто - боевое крыло ОУН-б (бандеровцы). Украинские националисты действовали в тесном взаимодействии с движением «Пора!» - головной структурой по организации Евромайдана. И тем самым вступили в прямое (но чаще опосредованное) взаимодействие с западными фондами13.

Победа «оранжевой революции», как ни парадоксально звучит, не принесла больших дивидендов ее активным участникам - украинским националистам, которые выступили в качестве ее главной уличной армии. Напротив, период с 2005 по конец 2013 года можно назвать временем упадка или кризиса украинского национализма. По мнению опрошенных нами экспертов (в том числе, на самой Украине, в рядах украинских националистов), в тот период резко сократился приток «свежей крови» в ряды «старых» националистических группировок вроде «Тризуба». Получившая широкую, хотя и скандальную известность УНА-УНСО переживала расколы и стремительно утрачивала свое идейно-политическое своеобразие. Из новых сил националистической улицы середины 2000-х годов наиболее интересной представлялось «Братство» Д.Корчинского, бывшего лидера УНА-УНСО.

Этот упадок неслучаен: «старым националистам» нечего было предложить, кроме романтики революционных борцов. Идеологическая программа современных бандеровцев на редкость убога, она так и осталась на уровне программ 30-х - 40-х годов ХХ века. Программа «Тризуба» следующим образом трактует идеал и приоритеты национального государства: «Наш наивысший национальный долг: культивирование и реализация украинской национальной идеи – идеи государственного самоутверждения украинской нации, создание украинской национальной державы с национальной властью и действующей системой украинского национального народоправства»14.

Но именно в конце первого - начале второго десятилетия XXI века в националистическом сегменте Украины произошли глубокие и, пожалуй, даже революционные изменения. Они связаны с появлением идеологической и политической силы, которые можно обозначить как «новые правые». Само название этой силы - социалнационалисты (или социал-Nационалисты, если отталкиваться от самоназвания, принятого в партии).

Во второй половине - конце первого десятилетия XXI века в украинском национализме накапливается критическая масса новизны, которая принципиально изменила облик явления. Однако эти процессы были с большим опозданием замечены в отечественной научной и экспертной среде. Первой научной статьей, посвященной сравнительному анализу «старых националистов» и «новых правых» на Украине, стала наша статья, опубликованная в научном журнале Российского института стратегических исследований15. В ней проведена реконструкция становления украинского национализма в постсоветской Украине как идейно-организационной силы. Было выявлено наличие двух разновидностей (или генераций) украинского национализма: «старого» галицкого (условно - бандеровского) и «нового», происходящего из восточных и южных регионов бывшей Украинской ССР.

Неслучайно практически все региональные центры находились в городах Востока и Юга тогдашней Украины - регионах, исторически входивших в состав Русского государства (Северщина и Слобожанщина), области Всевеликого войска Донского или в состав исторической Новороссии.

Эти различия или, точнее, дихотомии касались буквально всего: от среды обитания до языка.

Для удобства оформим эту систему дихотомий в виде сравнительной таблицы:

Таблица 1

«Старые националисты» и «новые правые» на Украине: сравнительный анализ (по состоянию на конец 2000-х - начало 2010-х гг.):

В нашей статье 2010 года был сделан вывод и одновременно прогноз: «На сегодняшний день наиболее динамичной силой украинского национализма является «Патриот Украины». Именно ПУ делает особенно заметной тенденцию к смещению центра национализма на Восток Украины. В то время как приток молодежи в партии и организации «справжнистов»16 («старых националистов») практически остановился, «новые правые» и их ударный отряд «Патриот Украины» мобилизует молодежь, преимущественно с украинского Юго-Востока, в свои ряды». И далее: «Будущее украинского национализма, по крайней мере в Надднепрянской Украине, видится нам за этой новой, обладающей динамикой и интеллектуальной гибкостью генерацией восточноукраинских националистов. И историческое сражение между надднепрянским и галицким вариантами украинского национализма (петлюровцами и бандеровцами) будет продолжено в новых политических и социокультурных условиях»17.

«Новые правые», или социал-националисты, - лишь отчасти украинские националисты, в большей мере это реализация на украинской почве идей белого расизма и современного западного неонацизма. «Nация [так в оригинале] утверждает программный документ харьковской организации «Патриот Украины», имеет право улучшать собственное здоровье через утверждение расового, евгенистического и экологического законодательства»18.

События, последовавшие в 2013-2014 годах, подтвердили наш вывод о турбулентности общественно-политической ситуации на Украине и роли украинского национализма в предстоящих событиях как главной уличной армии по свержению «злочинной влады» (преступной власти).

Если на рубеже нулевых-десятых годов XXI столетия название харьковской организации «Патриот Украины» было фактически никому не известно в России, то ситуация кардинально изменилась в 2014 году, после создания батальона (затем переросшего в полк) «Азов» во главе с лидером «Патриота Украины» Андреем Билецким. Обратим внимание: на конец февраля - начало марта 2014 года Билецкий и его окружение оказались в положении аутсайдеров и явно проигрывали «старым националистам» в лице Д.Яроша, возглавившего «Правый сектор». Тем не менее за самое короткое время конкурентная среда на поле украинского национализма/нацизма претерпела серьезные изменения.

Сначала произошло сокращение отставания харьковских (восточноукраинских) националистов от своих собратьев из Галичины. Ярош является уроженцем города Днепродзержинска Днепропетровской области, однако высшее образование получил в заштатном Дрогобычском педагогическом университете во Львовской области и в интеллектуально-культурном плане является типичнейшим продуктом архаичного галичанского национализма - «справжнистом», как презрительно именуют таковых «новые правые». На следующем этапе батальон/полк «Азов» стремительно вырвался в лидеры и задолго до начала СВО стал самым боеспособным соединением из числа добровольческих формирований, созданных украинскими националистами.

Инновации выходцев из «Патриота Украины» не ограничиваются сугубо военной и военно-идеологической сферой. Позволим себе привести пространную цитату из публикации в журнале «Международная жизнь»:

«Нас больше интересуют политические и общественные инициативы А.Билецкого и социал-националистов.

В октябре 2016 года на базе полка «Азов» создана политическая партия «Национальный корпус». Лидер партии - А.Билецкий.

Основные направления неполитической деятельности структур, созданных на базе полка «Азов»:

1) Работа с детьми и молодежью путем организации лагерей для военно-патриотической подготовки. Это, пожалуй, главное направление деятельности гражданских структур «Азова».

2) Помощь нуждающимся гражданам в решении их жилищных и социальных проблем (незаконные застройки, помощь профсоюзам и пр.).

3) Рейды против наркоторговцев.

4) Борьба с этнической преступностью.

5) Налаживание контактов с представителями зарубежных (прежде всего, американских) спецслужб и офицеров из армий стран НАТО, действующих на Украине, а также многочисленных наемников и волонтеров из неонацистских кругов Европы и стран Запада. Цель - создание и упрочение зарубежных связей с прицелом на будущее»19.

Сразу после победы Евромайдана («революции достоинства», согласно официальной терминологии) произошла окончательная мутация украинского национализма в нацизм. Авторский подход нашел отражение в формулировке, вынесенной в название статьи: «Смерть украинского национализма - рождение украинского неонацизма», опубликованной в сетевом журнале американской левой (социалистической) мысли «Greanville Post»20. Основания для такой формулировки - нацистская по идеологическим критериям и террористическая по методам природа украинского наци(онали)зма, в полной мере проявившая себя в событиях 2 мая 2014 года в Одессе. Когда, только по официальным данным, было убито (в основном сожжено заживо) 48 человек - сторонников Русского мира и случайных людей. Неофициальное же число жертв - 300 человек21.

С точки зрения научной классификации и морально-юридической оценки украинский национализм окончательно прекратил свое существование, выродившись в украинский нацизм.

Уже в период между победой Евромайдана и началом СВО началось установление связей украинского нацизма с западными военными и политическими структурами22. Эти связи многогранны и выходят далеко за узкие рамки сотрудничества по линии военных структур.

С началом СВО международные связи «Азова» - главного боевого отряда и самой вдохновляющей силы украинского неонацизма - многократно выросли, как и зависимость Украины от западных стран, без поддержки которых она уже неспособна поддерживать собственное существование. Однако наметилась и иная тенденция, почему-то игнорируемая в отечественной экспертной литературе. Украина превратилась в настоящую мекку мирового неонацизма и белого расизма. И «заслуга» в том принадлежит, прежде всего, «Азову».

Архаичная, даже по меркам 40-х годов ХХ века, идеология «старых националистов», вроде «Тризуба», не может заинтересовать западноевропейских и североамериканских неонацистов. Одно из несколько неожиданных и неприятных для западных кураторов Украины последствий - обратное влияние нацистских структур Украины и прежде всего «Азова» и его политических «дочек» на неонацистскую среду в западных странах.

Хрестоматийный пример: убийство австралийцем Брентоном Таррантом 51 человека при нападении на две мечети в новозеландском городе Крайстчерче. По информации влиятельной американской газеты «Politico», Таррант вдохновлялся примером Брейвика и украинских неонацистов. Он, утверждает автор публикации, «был связан с батальоном «Азов», базирующейся на Украине военизированной группой белых расистов. На бронежилете, в который Таррант был одет во время нападения, изображен символ, используемый батальоном «Азов» и другими международными неонацистами; в его манифесте, опубликованном в Интернете и цитируемом белыми расистами во всем мире, утверждается, что он посетил Украину»23.

Отмеченная тенденция возникла еще до начала СВО24. С началом же масштабных боевых действий международные связи украинских нацистов и их влияние на западных неонацистов многократно возросли. Так, известно о тесном взаимодействии украинских неонацистов с хорватскими единомышленниками - сторонниками идей усташизма, одной из самых кровавых разновидностей «малого нацизма» в истории25.

Украина представляет собой прекрасный плацдарм для отработки организационного и боевого взаимодействия для сторонников идей белого расизма и неонацизма. Украинский неонацизм - а особенно полк «Азов» и его дочерние структуры - безусловно, наиболее организованная, получившая богатейший боевой опыт сила среди ей подобных. И если Украина является инструментом для применения геополитических и военно-политических целей Запада, то уже страны Запада могут оказаться средой для практической реализации целей и задач белых расистов и неонацистов, получивших боевой опыт на Украине.

Геополитические задачи «Азова» и его дочерних структур (партия «Национальный корпус» и др.) выходят далеко за рамки местечковых устремлений «старых националистов», мечтающих о «побудове» «великой Украины от Сана до Дона». «У «старых националистов» - Великая Украина для украинцев. У «новых правых» - Великая Белая Евразия под властью Белого Вождя»26.

Тем самым украинский неонацистский хвост начинает вилять собакой - могущественным Западом, который его взрастил и насытил ресурсами. В чем-то повторяется история с поддержкой Адольфа Гитлера и Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) странами Запада (Великобританией и США).

 

 

1В настоящей статье используются взаимозаменяемые термины «украинский национализм» и «украинский нацизм». Первый термин нами применяется главным образом в отношении ОУН и его фракций, поскольку таковым было самоназвание данной организации и это самоназвание устоялось в научной литературе и публицистике. Фактически, как говорится в вводной части статьи, ОУН в лице своих идеологов и лидеров рассматривала себя частью европейского фашистского движения. По мнению автора настоящей статьи, уже на момент своего возникновения ОУН была скорее восточноевропейской разновидностью нацизма - родственного фашизму движения и не идентичному ему. Что касается современной ситуации, то мы исходим из представления о полной трансформации украинского национализма в нацизм после событий 2 мая 2014 г. и войны в Донбассе.

2См., напр.: Понипаляк А. Сотрудничество ОУН с США и Канадой в 1945-1955 гг. (по советским материалам, на украинском яз.) // URL: https://doi.org/10.17721/2518-1270.2022.67.11 (дата обращения: 10.10.2024). Информационно-аналитические материалы для парламентских слушаний на тему: «Закордонное украинство: современное положение и перспективы сотрудничества». Киев, октябрь 2009. С. 2-5.

3См. подробнее: Попов Э.А. Постмайданная Украина: ретроспектива и перспектива // Украина: мифологизированное прошлое, неопределенное будущее (памяти А.А.Проселкова). Сборник. Серия «Южнороссийское обозрение». Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2022. №101.

4«Просвита» («Всеукраинское общество «Просвещение» им. Тараса Шевченко») - украинская националистическая организация, позиционирующая себя как культурно-просветительскую, выполняющая цели пропаганды украинства. Была создана в 1868 г. при содействии властей Австро-Венгрии для борьбы с русским движением Галицкой Руси и сыграла важную роль в украинской националистической пропаганде. Сохранена в условиях эмиграции в США и Канаде и реэкспортирована на постсоветскую Украину для популяризации целей и идей украинского национализма под видом культурно-просветительской работы.

5См. об этом: Шевченко К.В., Попов Э.А. Сотворение Украины и структурообразующая роль украинского национализма/нацизма // Международная жизнь. 2024. №8. С. 20-26.

6См. об этом: Данилец Ю.В. Пiдготовка та хiд судового процесу в Мараморош-Сиготi 1913-1914 рр. // Наукові Записки Богословсько-історичного науково-дослідного центру імені архімандрита Василія (Проніна). Мукачево: Мукачівська православна єпархія, 2014. №3. С. 104-118 (на укр. яз.); Суляк С. Русины - страницы трагической истории. Русин. 2008. №3-4; См. также: Ахременко Д.А., Шевченко К.В., Кривочуприн Е.Л. Русинский вопрос в национальной политике Австро-Венгрии накануне и в годы Первой мировой войны: Научное издание. Брянск, 2018. С. 88-103.

7Лемки - этнолингвистическая группа русинов Угорской Руси, проживающая на территории нынешней Закарпатской области Украины, в историческом крае Пряшевская Русь (Словакия) и сопредельных территориях Венгрии и Румынии.

8Шевченко К.В. Славянская Атлантида: Карпатская Русь и русины в XIX - первой половине XX в. Москва, Regnum, 2011. С. 99.

9Цит. по: Шевченко К.В. Указ. соч. С. 100.

10См. об этом: Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Фонд №345 - Донской областной комитет по устройству беженцев (МВД). Дело №4 - 1915 г.

11Политическая ориентация УГА была более сложной. В разное время УГА успела повоевать в рядах УНР, Вооруженных сил Юга России и даже в рядах Красной армии (sic!).

12 Попов Э.А. Украинский нацизм в наши дни: источники происхождения и идейно-политическая типология // МИД РФ. 11 декабря 2023// URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/istoricheskie_materialy/1920326/https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/istoricheskie_materialy/1920326/ (дата обращения: 10.10.2024).

13См. подробнее: Попов Э.А. Украинские НПО: от «оранжевой революции» к экспорту демократии в постсоветские страны // Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека: Коллективная монография. Под редакцией Н.А.Нарочницкой. СПб, Алетейа, 2008. С. 92-104.

14Національна держава: Всеукраїнська організація «Тризуб імені Степана Бандери». Програма реалізації української національної ідеї у процесі державотворення  // http://banderivets.org.ua/index.php?page=pages/zmist4/zmist402

15Попов Э.А. Новые тенденции в современном украинском национализме // Проблемы национальной стратегии. 2010. №3.

16Справжнистами (то есть «правильными» националистами) именуют («с оттенком презрения», как уточняется на сайте «Патриота Украины») старых, преимущественно галицких националистов, представители новой генерации украинских националистов.

17Попов Э.А. Новые тенденции… С. 112.

18ПРАВО NАЦIЇ. Проект программы ВГО «Патриот Украины» // http://www.patriotukr.org.ua/index.php?rub=doc (Архив)

19Шевченко К.В., Попов Э.А. Указ. соч. С. 31.

20См. об этом: URL: https://www.greanvillepost.com/2016/11/27/the-death-of-ukrainian-nationalism-and-the-birth-of-neo-nazism-fort-russ-exclusive/ (дата обращения: 07.10.2024).

21Эти данные автор настоящей статьи получил на условиях анонимности от одного из активистов организации «Куликово поле», сумевшего выжить в Доме профсоюзов.

22См. подробнее: Мозаичная Украина: идеологическая реторта и исторические предпосылки войны в Донбассе // История как инструмент геополитики: Международная научно-практическая конференция. Институт политических исследований академии наук Сербии. Белград, 13-14 марта 2022 г. Београд, Институт политических исследований, 2022 (на сербском яз.). (Совместно с В.П.Водолацким).

23Цит. по: Не только оружие и деньги. «Politico» обнаружила связи «Азова» с белыми расистами США // Украина.ру. 7 февраля 2022 // URL: https://ukraina.ru/20220210/1033244651.html?ysclid=m22trtfh96588870995 (дата обращения: 10.10.2024).

24Нацистский интернационал в степях Украины. Батальон «Азов» собирает в свои ряды праворадикалов со всей Европы // Лента. 23 июля 2014 г. // URL: https://lenta.ru/articles/2014/07/22/naziinternational/?ysclid=m22zsvily0821125328 (дата обращения: 10.10.2024).

25См., напр.: Усташи на Донбассе: хорватский сценарий // Военное обозрение. 10.10.2017 // URL: https://topwar.ru/126875-ustashi-na-donbasse-horvatskiy-scenariy.html (дата обращения: 10.10.2024); Хрвати заточени у Азовстаљу; «Ово су нам можда последњи сати» // Србин.инфо. 21.04.2022. (дата обращения: 10.10.2024). (на сербском яз.)

26Шевченко К.В., Попов Э.А. Указ. соч. С. 33.