В марте 2022 года Москва и Киев провели несколько раундов мирных переговоров, совместно достигнув определенных договоренностей (Стамбульских соглашений). Однако затем Киев вышел из переговорного процесса. Давид Арахамия, депутат Верховной Рады Украины, назвал причиной срыва мирных переговоров между Россией и Украиной то, что занимавший тогда пост премьер-министра Великобритании Борис Джонсон прибыл в украинскую столицу и призвал «ничего не подписывать, а просто воевать»1. Позже экс-замгоссекретаря США Виктория Нуланд заявила, что Киев отказался от Стамбульских соглашений с Москвой, так как Вашингтону и Лондону не понравились их условия2.

Тогда же западные спецслужбы озаботились вопросом открытия второго фронта для России на Южном Кавказе. Точнее и откровеннее всего политика Вашингтона была сформулирована в статье «США должны поддержать премьер-министра Армении в попытке противостоять России»3. Цели были поставлены предельно просто: «США должны решительно поощрять мирное соглашение с Азербайджаном и параллельное сближение с Турцией - даже если это будет достигнуто ценой уступок. Только тогда, в долгосрочной перспективе, Армения сможет вырваться из орбиты России». Причем уступки со стороны Армении предполагались не только потому, что она потерпела поражение в войне, но и по причине того, что западная коалиция нуждается в азербайджанском газе, а ослабление России в регионе объективно укрепляет позиции Баку.

Если сопоставить хронологию решений армянского правительства, меняющих внешнеполитический курс в сторону Запада, то можно наблюдать прямую их корреляцию с ходом СВО на Украине и визитами руководителей спецслужб США и Великобритании в Ереван.

До сентября 2022 года антироссийская деятельность властных структур в Армении носила латентный характер. Другими словами, в отличие от аффилированных с властью СМИ официальные лица Еревана воздерживались от критических высказываний относительно Москвы. Характерный пример - выступление премьер-министра Армении Никола Пашиняна на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который проходил 5-8 сентября 2022 года во Владивостоке. В ходе своего 20-минутного выступления Пашинян девять раз поблагодарил Россию и лично Владимира Путина4.

Однако одновременно с участием премьера Армении в ВЭФ его министр обороны Сурен Папикян направился в США для обсуждения оборонного сотрудничества США и Армении5. Ранее с визитом без какого-либо анонса Ереван на несколько часов посетил директор ЦРУ Уильям Бернс и провел конфиденциальные переговоры с Николом Пашиняном. Даже Посольство США никакой информации по поводу визита Бернса не распространяло6. К примеру, глава ЦРУ ни разу не был в Азербайджане и Грузии, зато неоднократно приезжал в Киев и до и после начала СВО. Надо отметить: к визиту Бернса в Ереван стало очевидно, что Тбилиси, несмотря на сильнейшее давление Запада, не станет вводить антироссийские санкции и открывать второй фронт7.

Дальнейшие события, последовавшие за этим визитом, говорят о том, что директор ЦРУ сделал армянскому премьеру такие предложения, от которых тот не смог отказаться.

Днем 10 сентября до утра 11 сентября позиции азербайджанской армии подвергались обстрелу8 из разнокалиберного стрелкового оружия. Конфликт обострился ночью с 12 на 13 сентября. По версии Министерства обороны Азербайджана, Ереван целенаправленно нагнетал обстановку на границе, сосредоточив там «тяжелую артиллерию и живую силу», а в ночь на 13 сентября заминировал районы между позициями азербайджанской армии9. Баку тогда утверждал, что имела место «целенаправленная масштабная провокация армянской стороны», а азербайджанские войска открыли ответный огонь и заняли господствующие высоты10. Благодаря усилиям России, в том числе после работы российского МИД и разговора Президента РФ Владимира Путина с премьером Армении Николом Пашиняном11, к утру 13 сентября 2022 года сторонам удалось договориться о прекращении огня и добиться перемирия на границе. Даже Папа Римский Франциск открыто поблагодарил российские власти за миротворческие усилия12.

Конечно, нельзя утверждать, что власти Армении специально создали такую ситуацию, чтобы втянуть Россию и ОДКБ в конфликт с азербайджано-турецким тандемом, таким образом открыв второй фронт. Однако настораживает, что в те же дни, а именно с 6 по 11 сентября 2022 года, произошло контрнаступление ВСУ на Востоке Украины. Тогда российские войска, согласно данным Министерства обороны РФ, утратили контроль над 8370 квадратными километрами Харьковской области13. К концу сентября ВСУ развили наступление в направлении непризнанных ЛНР и ДНР. Напомню, что сентябрьское контрнаступление Украины заставило Россию объявить мобилизацию и активизировать проведение референдумов на занятых российскими войсками  территориях. 9 ноября 2022 года Генштаб РФ принял решение вывести Вооруженные силы Российской Федерации с правого берега Днепра, включая Херсон.

В этот же самый тяжелый период правительство Армении совершает кардинальный разворот в сторону Запада. Несмотря на то что российскому руководству удалось купировать приграничный инцидент 13 сентября 2022 года, армянское руководство решило использовать ситуацию в свою пользу. Ереван попытался заставить Москву и ОДКБ говорить с Баку языком силы. Парламент Армении принял заявление (оппозиция в голосовании не участвовала) «в связи с нападением Азербайджана», в котором содержится требование к ОДКБ принять незамедлительные меры, исходящие из Договора о коллективной безопасности14.

Международно признанных границ между Арменией и Азербайджаном на тот момент не было (как и теперь), причем по вине самой Армении. Еще до распада СССР административная граница между Арменией и Азербайджаном постоянно менялась в соответствии с хозяйственной целесообразностью. С перестройкой начались столкновения на национальной почве, которые переросли в 1992 году в полномасштабную войну между двумя республиками. Военные действия (Первую карабахскую войну) удалось остановить и заключить перемирие - во многом благодаря усилиям России15 - лишь в мае 1994 года, когда под контролем армянской армии находились территории не только Нагорного Карабаха, но и семи других районов Азербайджана. Таким образом, на протяжении последующих почти 30 лет разграничение между республиками проходило не по административному делению советского времени, а, по сути, по территории Азербайджана.

В этой связи требование, чтобы ОДКБ отстаивала несогласованные границы, даже если речь шла о стране - участнице Организации, выглядело абсурдным. Однако руководство ОДКБ незамедлительно стало действовать строго в соответствии со статьей 3 Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ, подписанного 6 октября 2007 года16: если конфликт удается купировать мирными средствами, миротворческой операции не требуется.

При этом ОДКБ сработала быстро и эффективно. Генеральный секретарь ОДКБ и руководитель объединенного штаба сразу же направились в район эскалации. Самолет с передовой группой приземлился в Ереване уже через день17. По результатам инспекции сразу же были подготовлены рекомендации о направлении на территорию Армении на границу с Азербайджаном мониторинговой миссии наблюдателей ОДКБ и проект решения Совета коллективной безопасности о совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения. Оставалось лишь стране - председателю ОДКБ (в 2022 г. - Республика Армения) созвать Совет коллективной безопасности, чтобы одобрить такое решение и принять конкретные меры. Однако Армения как председатель ОДКБ всячески оттягивала принятие такого решения, и впоследствии стала ясна причина. Оказывается, Ереван закулисно уже к тому времени договорился принять гражданскую миссию ЕС вместо миссии наблюдателей ОДКБ.

В дальнейшем по инициативе России со стороны ОДКБ неоднократно поступали предложения конкретной помощи Армении. Руководство Армении отказалось от всего, мотивировав это тем, что не было политического осуждения Азербайджана. Таким образом, если оглянуться назад, можно легко прийти к очевидному выводу - в обмен на поддержку Запада, которую, вероятно, пообещал директор ЦРУ, Ереван пошагово сворачивал контакты с ОДКБ и одновременно пытался надуманно обосновать выход страны из данной структуры. В реальности Запад сумел убедить Пашиняна, что относительные неудачи СВО осенью 2022 года - начало стратегического поражения России.

Армянский премьер именно тогда поменял свою позицию на 180 градусов и отказался от поддержки самоопределения НКР, признав Карабах частью Азербайджана. Официально Пашинян снял с себя всякую ответственность за судьбу Карабаха в Праге в октябре 2022 года по итогам переговоров с азербайджанским президентом при участии Президента Франции Эммануэля Макрона и главы Евросовета Шарля Мишеля в качестве посредников.

Для Запада вопрос территориальной целостности или самоопределения государств решается абсолютно конъюнктурно, как это наглядно демонстрируют примеры непризнания референдума в Каталонии (1 октября 2017 г.) и признание решения законодательного органа Косова (17 февраля 2008 г., без всенародного референдума). В случае с Карабахом еврочиновники придерживались позиции Азербайджана ввиду определенной газовой зависимости ЕС от него.

В этом контексте причинно-следственных связей обращает на себя внимание, что всякий раз, когда армяно-азербайджанские взаимоотношения становились более-менее сбалансированными, Пашинян не раз делал резкий ход к обострению. Например, это были его заявления («Карабах - это Армения, и точка») и танцы в Шуше, что стало толчком к началу азербайджанского наступления в 2020 году. Забегая вперед, следует напомнить, что, по признанию самого Ильхама Алиева, провести контртеррористическую операцию в Нагорном Карабахе в сентябре 2023 года его также подтолкнуло провокационное поведение Пашиняна. Армянский премьер, официально признавая Карабах территорией Азербайджана и неоднократно заявляя об этом, вдруг демонстративно направил туда поздравительное послание в связи с 32-й годовщиной провозглашения республики Арцах18.

Возвращаясь к хронологии событий: к декабрю 2022 года контрнаступление ВСУ захлебнулось. Фронт на Украине стабилизировался, что никак не устраивало коллективный Запад. Он (Запад) продолжил попытки вовлечь Россию еще в какой-нибудь конфликт, например на Южном Кавказе, с целью открыть второй фронт против России. За дело взялись секретные службы Великобритании (о тесном сотрудничестве ЦРУ и МИ-6 рассказали19 их главы - Билл Бернс и Ричард Мур, - впервые опубликовав совместную статью в «Financial Times»20). Они попытались создать для российских миротворцев цугцванг, то есть такое положение, при котором любой следующий ход ведет к ухудшению его позиции.

Highly likely британская разведслужба МИ-6 поставила цель дискредитировать российских миротворцев с прицелом на их дальнейшее удаление из региона. Для этого была проведена работа с обеими конфликтующими сторонами. Руководителю МИ-6 Ричарду Муру (в прошлом посол в Турции и личный друг Р.Эрдогана, а ранее длительное время курировал работу британской разведки в Турции) не стоило больших трудов через турецкие спецслужбы внушить Баку идею блокады Лачинского коридора - единственной автодороги, соединяющей Нагорный Карабах с Арменией. Таким образом Азербайджан пытался надавить на Армению, чтобы она согласилась разблокировать транспортный маршрут Азербайджан - Нахичевань (через Армению, так называемый Зангезурский коридор) на тех же условиях функционирования, что и Лачинский коридор. В обоих случаях, согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года21, должен был осуществляться российский контроль.

Что касается контроля Пограничной службы России за транспортным сообщением через Сюникскую область - Зангезурский коридор (согласно трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 г.), - то это объясняется тем, что российские пограничники осуществляют контроль над внешними границами Армении. После открытия маршрута они просто продолжили бы выполнять свои прежние функции. Таким образом, никакого экстерриториального статуса у этого транспортного маршрута не было бы, так как российские пограничники охраняют границы Армении по соглашению с правительством Армении, а не по какому-либо международному мандату.

Конечно, такое развитие событий совсем не устраивало Запад, ему необходимо самому контролировать Зангезурский коридор, чтобы использовать армянский участок коммуникаций для контроля и возможной блокировки торговых путей, как Срединного коридора, так и МТК «Север - Юг», поскольку основная задача западного вектора на Южном Кавказе - вытеснить из региона русских, иранцев и не допустить усиления китайцев.

Западной коалиции срочно нужно было сорвать российский вариант «мирного договора» между Арменией и Азербайджаном. Подобный документ должны были включить в повестку неформального саммита стран СНГ в Санкт-Петербурге в конце декабря 2022 года и возможной новой трехсторонней встречи Путин - Алиев - Пашинян на его «полях».

Поэтому второй задачей британской многоходовки было удержать Пашиняна от согласия открыть транспортный маршрут через Армению в соответствии с упомянутым трехсторонним заявлением. В результате Баку продолжал блокировать Лачинский коридор, надеясь, что Москва надавит на Ереван, чтобы он согласился открыть Зангезурский коридор, а Ереван требовал от Москвы применения силы, чтобы деблокировать Лачинский коридор, не соглашаясь на открытие коммуникаций через свою территорию из Азербайджана в Нахичевань.

На этом этапе Ричард Мур инициировал активные контакты с властями Армении. Сначала он принял в своем офисе в Лондоне секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна, а затем сам неожиданно прибыл в Ереван 16 декабря 2022 года, где провел закрытые переговоры с премьер-министром Н.Пашиняном о ситуации в Закавказье.

Примечательно, что ни один из руководителей МИ-6 за 30 лет существования Республики Армения не посещал Ереван, и для визита, видимо, потребовалась серьезная причина. Следует также отметить, что к моменту визита руководство российского миротворческого контингента сумело договориться с азербайджанскими властями и те дали команду восстановить газоснабжение и разблокировать дорогу, однако внезапно деблокирование было приостановлено.

Опять же, можно только догадываться, какие предложения Пашиняну мог сделать Мур, имеющий репутацию лоббиста политики турецкого президента. Между тем, по мнению армянских политологов, последовавшая за встречей риторика свидетельствует о кулуарной договоренности между Пашиняном и Муром по совместному противодействию России в обмен на некие преференции для действующей в Армении власти22. Что же касается странных провокаций с двух конфликтующих сторон против российских миротворцев, то и здесь веет холодком с Туманного Альбиона.

С одной стороны, если бы российские миротворцы применили силу к «мирным азербайджанским экологам», блокировавшим Лачинский коридор, притом что власти Армении признали Карабах азербайджанской территорией, то Россия неизбежно из посредника превратилась бы в сторону конфликта. С другой стороны, отказываясь от силовых методов ликвидации блокады, Россия давала повод прозападной пропаганде обвинять ее в бедствиях армянского населения Карабаха.

На Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2023 года глава Азербайджана И.Алиев заверил, что в США и ЕС считают логичными его требования: поскольку Армения настаивает на своем контроле над Зангезурским коридором, то Азербайджан вправе установить аналогичный режим на Лачинской дороге, если следовать пражским договоренностям. Выступая по результатам конференции, спикер Госдепа США Нед Прайс, коснувшись ситуации вокруг Лачинского коридора, заявил, что Баку и Еревану следует самим решить этот вопрос. США таким заявлением фактически дали карт-бланш Баку на силовое решение карабахского вопроса, поскольку руководство Армении устранилось от военно-политической поддержки Карабаха. Блокада продолжалась десять месяцев. В сентябре 2023 года Азербайджан провел контртеррористическую операцию в Нагорном Карабахе. Непризнанная республика прекратила свое существование.

Стремясь попасть под западный «зонтик», действующие армянские власти бросили на произвол судьбы 120-тысячное население Карабаха.

 

Тема Зангезурского коридора теперь становится очагом еще большей глобальной и региональной напряженности. Запад рассматривает его как составную часть Срединного коридора.

На слушаниях в Комитете Сената США по иностранным делам помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймс О’Брайен заявил, что Вашингтон считает целесообразным создать новый сухопутный коридор, идущий из стран Центральной Азии на мировые рынки через территории Армении и Азербайджана в обход России и Китая23. По оценке Всемирного банка, общий объем требуемых инвестиций на то, чтобы проект заработал на полную мощность к 2030 году, составляет 20 млрд долларов24.

Для реализации западного проекта в Армении есть на данный момент неприемлемые обстоятельства - российские пограничники, охраняющие границу именно там (в Сюникской области), где должен проходить Зангезурский коридор. Под давлением западных кураторов армянское руководство добилось вывода российских пограничников пока только из международного аэропорта «Звартноц»25, перекрытия им доступа к базе данных лиц, пересекающих воздушную границу Армении. Сейчас Пашинян уже допускает26 контроль за транспортным маршрутом через Сюникскую область без участия пограничников РФ. Рассматривается вопрос делегирования охраны потенциальных коммуникаций (Зангезурского коридора) частным агентствам, скорее всего западным. Эксперты называют кандидатом на эту роль Европейское агентство пограничной и береговой охраны (Frontex) . В результате может оказаться, что в тылу российских пограничников разместятся военизированные структуры Запада. Это может быть чревато непредсказуемыми последствиями.

В последнее время на фоне бесспорного перелома в пользу России в боевых действиях на Украине становится все более очевидным стремление коллективного Запада закрепиться на Южном Кавказе. Для этого предпринимаются беспрецедентные усилия по методу «кнута и пряника». В качестве «кнута» Запад угрожает странам региона прервать нормальное сотрудничество, применить санкции и оказывать преференции их противнику. «Пряником» служит режим наибольшего благоприятствования и обещания «обеспечить безопасность». Из стран Закавказья подобная тактика имеет относительный эффект пока только в Армении, поскольку руководство республики стремится к интеграции с Западом, не считаясь с потерями. В отношении Армении Запад использует ту же тактику заманивания «европейским будущим», что и в Грузии.

Однако новые покровители не оправдывают ожиданий Еревана. У Армении нет никаких прямых и даже косвенных гарантий безопасности со стороны Запада, кроме декларативных заявлений. В то же время заокеанские кураторы через своих политических союзников в Армении требуют от Пашиняна более активных действий против России. Сейчас армянский премьер, учитывая ситуацию в рамках СВО, не решается на резкие шаги в отношении Москвы, в чем-то даже пытается отыграть назад. Так, Армения отозвала подпись под совместной декларацией стран Совета Европы28, которая поддерживает ордер Международного уголовного суда (МУС) на «арест» Президента России Владимира Путина. Пашинян также отказался провести референдум о присоединении Армении к Евросоюзу29, инициированный рядом прозападных политических сил, после чего сразу же столкнулся с волной критики со стороны Запада. В результате правительство страны все же одобрило решение вынести на конституционный референдум вопрос о «закреплении стремления членства в ЕС» в Основном законе страны30.

Становится очевидным, что референдум о вступлении в ЕС - это лишь инструмент для дестабилизации внутренней политики Армении и дальнейшего ослабления ее связей с Россией. В конечном итоге Армения не станет членом ЕС, а просто окажется у разбитого корыта в качестве антироссийского плацдарма. В этой ситуации Пашинян и его правительство будут испытывать постоянное давление как со стороны внешних сил, так и со стороны прозападных политических партий.

 

 

1https://www.foreignaffairs.com/ukraine/talks-could-have-ended-war-ukraine

2https://www.youtube.com/watch?v=HiS2dg_atfc

3https://www.bostonherald.com/2022/05/19/bhr-l-armenia-oped-0519/?fbclid=IwAR39ol7LRQUs__UX49WId0Z8G5f04YSalq51mlWkaC0UksNLGOp9nNLpsO0

4https://ru.yerevan.today/89075

5https://www.golosarmenii.am/article/157990/papikyan-vstretilsya-s-zamministra-oborony-ssha-v-pentagone

6https://argumenti.ru/politics/2022/07/780813

7https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14340899

8https://regnum.ru/news/3693660?ysclid=m0ps50n9nw635301748

9https://www.interfax.ru/world/861810

10https://news.rambler.ru/world/49337690-armeniya-i-azerbaydzhan-derutsya-za-dorogu-zhizni/

11https://ria.ru/20220913/armeniya1816482067.html

12https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15767689?ysclid=l97l5dbg9411869034

13https://www.yuga.ru/news/464969-minoborony-rf-priznalo-otstuplenie-v-kharkovskoj-oblasti-podshefshoj-krasnodarskomu-krayu/

14https://s30061898045.mirtesen.ru/blog/43400888080/Parlament-Armenii-potreboval-ot-ODKB-osudit-agressiyu-Azerbaydzh?utm_referrer=mirtesen.ru

15https://topwar.ru/157621-25-let-nazad-moskva-ostanovila-nagorno-karabahskij-konflikt.html

16https://odkb-csto.org/documents/documents/soglashenie_o_mirotvorcheskoy_deyatelnosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezopasnosti/#loaded

17https://odkb-csto.org/videogallery/press-konferentsiya-generalnogo-sekretarya-odkb-stanislava-zasya-ob-itogakh-deyatelnosti-organizatsi/#loaded

18https://president.az/ru/articles/view/63017

19https://turan.az/ru/v-mire/glavy-britanskoi-i-amerikanskoi-razvedok-preduprezdaiut-soiuznikov-ctoby-oni-ne-pugalis-rossiiskix-ugroz-784387?ysclid=m0untqhjbk371902723

20Bill Burns and Richard Moore: Intelligence partnership helps the US and UK stay ahead in an uncertain world (ft.com)

21http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384

22https://dzen.ru/a/Y6VDZvsFHm-7WG-Y

23https://www.ntd.com/live-now-senate-foreign-relations-committee-hearing-on-the-future-of-europe_1007717.html

24https://openknowledge.worldbank.org/entities/publication/4d781a1f-ace4-420d-9192-964bbc98b0d1?cid=eca_fb_georgia_en_ext

25https://ria.ru/20240731/erevan-1963238056.html?ysclid=m11cu851dx296299349

26https://www.interfax.ru/world/981593

27https://eadaily.com/ru/news/2024/03/26/sueta-vokrug-zangezurskogo-koridora-v-process-vklyuchilis-vsemirnyy-bank-i-frontex

28https://russian.rt.com/world/article/1365706-armeniya-deklaraciya-sovet-evropy-mus?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

29https://eadaily.com/ru/news/2024/07/01/pashinyan-usomnilsya-v-celesoobraznosti-referenduma-o-vstuplenii-armenii-v-es

30https://regnum.ru/article/3940589