Общепризнано, что современный мир вступил в эпоху глобальных, революционных перемен1. Кардинальные изменения происходят в системе международных отношений, переформатируются межгосударственные и межрегиональные связи. Политологический анализ позволяет обозначить вероятные направления и оценить перспективы развития трансформаций, относящихся к дипломатической практике.

Изменяются формы, функции, методы, средства и многие принципы дипломатии. Наиболее зримые преобразования обозначились после начала СВО, хотя очевидные тенденции складывались задолго до февраля 2022 года. Углубление противоборства России и коллективного Запада отражает противостояние разных проектов мироустройства, что порождает новые образы и смыслы дипломатической деятельности. Это означает серьезные изменения региональных форматов, «активизацию использования новых треков в дополнение к классической дипломатии»2.

 

Кризис международного макроуправления иллюстрирует сложности современного мира, связанные с глобальными изменениями и производными от них рисками и угрозами безопасности. С начала 1990-х годов стала очевидной неспособность национальных и международных структур обеспечить потребности в конструктивном глобальном управлении. Значительный вклад в разрешение подобных проблем призваны делать дипломатические ведомства. Однако на сегодняшний день фактически отсутствует конвенционное согласие о принципах глобального макроуправления и при нынешних реалиях подобное согласие пока маловероятно.

Процессы глобализации сопровождаются интеграцией и одновременно фрагментацией экономических и социально-политических отношений, увеличением количества субъектов экономической деятельности и акторов политической жизни. Возрастает диффузия власти и управления, что проявляется в росте числа субъектов международных процессов. При этом усиливается влияние групп и отдельных лиц на экономическое и политическое развитие государств. В целом управление как обеспечение баланса интересов становится все более многофакторным и сложным.

Кризис макроуправления проявляется в росте числа локальных и глобальных проблем, частых сбоях с все более тяжелыми последствиями и недостаточной эффективности мер противодействия3. Межгосударственные структуры не справляются со старыми и новыми вызовами из-за нехватки средств и ресурсов на фоне растущих требований стран-участниц и усложнения координации экономических и политических действий, значимых для всего человечества.

Глобальное изменение «правил игры» в условиях роста независимости идентичностей и децентрализации власти порождает автономизацию управления различными видами деятельности, кардинально расширяет число ее участников и их возможности. В частности, активизируется вторжение в финансово-экономическую сферу специфических акторов - криминальных сообществ, этнических, конфессиональных и других объединений, располагающих возможностями для концентрации активов. Это позволяет им поддерживать в своих интересах разные общественные силы, влиять на социально-политические процессы, манипулировать политическими режимами.

 

Кардинальные изменения в мире и противостояние с Западом заставляют Россию расширять инструментарий классической дипломатии, наращивая возможности диалоговых структур, привлекая парламентариев, ученых, бизнесменов, общественных деятелей. Выбираются оптимальные варианты сотрудничества на различных уровнях - от неправительственных структур до госучреждений. Применяются нестандартные форматы для развития связей государства с новыми центрами силы, с неправительственным сектором, что позволяет расширять взаимодействие и решать важные, в том числе глобальные, вопросы. В новых форматах удается обеспечить принятие предлагаемых проектов как в формальном ключе - в виде ратификации, так и на уровне реального признания обществом и политическими силами стран - участниц договора.

Новые подходы диалоговой дипломатии к обеспечению международной безопасности реализуются в деятельности Шанхайской организации сотрудничества, которая предлагает интенсивный диалог между суверенными странами-участницами и государствами, заинтересованными в равноправном диалоге. Это выгодно отличает ШОС от военно-политических структур Запада, жестко контролирующих членов объединения, требующих от них безусловного подчинения в ущерб своим интересам и ограничивающих их самостоятельность.

Стремление Запада к силовому глобальному доминированию наталкивается на противодействие мирового большинства, которое получило возможность отстаивать национальные интересы в консолидированном формате БРИКС, в основу которого заложены принципы независимости и суверенного равенства государств. Наиболее привлекательным для новых участников является растущее влияние на геополитическую ситуацию, особенно в реформировании глобальной финансовой системы и дедолларизации, при сохранении цивилизационной и социокультурной самобытности. К настоящему времени БРИКС+ превзошел страны «Большой семерки» по экономическому потенциалу и вытесняет G7 с ключевых направлений мирового развития.

 

Основной тренд внешнеполитических устремлений РФ характеризуется как «поворот на Восток», что соответствует тенденции смещения центра экономической активности в страны Азии, обеспечивающие бóльшую часть роста мирового ВВП. При сохранении динамики роста Азиатско-Тихоокеанский регион сможет вскоре определять будущее мировой экономики. Наряду с экономическими перспективами привлекает к АТР и его возросшая политическая независимость. В регионе лишь Япония, Южная Корея и Сингапур под жестким прессингом США примкнули к санкциям против России. Базой «поворота на Восток» становится развитие российского Дальнего Востока. Большинство стран региона активно участвуют в работе ВЭФ, что позволяет им согласовывать политические шаги, заключать крупные экономические сделки, координировать практические решения в области культуры и спорта.

Россия, доказав статус независимого центра силы, динамично развивается, несмотря на попытки ее международной изоляции. С начала ужесточения санкций против Москвы половина стран «Большой двадцатки» отказались их вводить, а штрафные меры способствовали сближению России с противниками Запада4.

На сегодняшний день список недружественных стран России включает четверть стран мира, однако большинство государств надеются на победу России в противостоянии с коллективным Западом, многие по мере сил поддерживают ее. Жесткий прессинг США не смог заблокировать внешнеэкономическую деятельность РФ. По данным Всемирного банка и МВФ, экономика России входит в первую четверку стран мира по объему ВВП по ППС5. Пакетные санкции «трансформировались в стандартные условия для принятия крупными игроками отраслевых рынков управленческих решений»6. С 2023 года благодаря развитию альтернативных торговых отношений, подъему отраслей реального сектора отечественной экономики и перенастройке производственных цепочек российский рынок в целом адаптировался к санкциям.

Стабилизация позиций РФ в международных отношениях открывает доступ к новым ресурсам и увеличивает число партнеров для взаимовыгодного сотрудничества. Экономические санкции способствовали складыванию новых торговых и финансовых связей России, сумевшей оптимизировать отношения так, чтобы они в большей степени отвечали интересам ее экономической устойчивости и обеспечения суверенитета. В международном плане также важно воздействие на нейтральные государства, которые убедились, что дружественные страны получают выгоды от сотрудничества с РФ, а недружественные терпят убытки и подрывают собственную экономику, что заставляет многих задуматься и пересмотреть подходы к отношениям с Россией.

 

Изложенные обстоятельства позволяют сформулировать некоторые выводы.

  1. Дипломатия сохраняет мощный потенциал в процессе укрепления позиций и реализации интересов России. Продвижение национальных интересов в условиях кардинальных перемен требует новых подходов и разнообразия дипломатической практики. В числе актуальных задач выделяется суверенизация экономики, переход к расчетам в национальных валютах и создание новой резервной валюты, изменение глобальной финансовой архитектуры на основе понимания и сотрудничества государств. Растет центростремительное движение большинства стран к предлагаемым Россией и союзниками формам и принципам интеграции государств. При этом следует учитывать, что в основе сплочения находятся не столько симпатии мирового большинства к РФ, сколько антипатии к западной политике неоколониализма, методам конфронтации и принуждения.
  2. Кризис макроуправления показал, что потребности роста пока не обеспечиваются мировым сообществом, которое еще не сложилось как эффективный субъект социально-политического и экономического управления. Общей тенденцией мирового развития остается снижение управляемости, что умножает риски и угрозы безопасности. Складываются параллельные системы реагирования и управления, перераспределение влияния на глобальные процессы происходит постепенно, сроки и результаты подобных тектонических сдвигов не очевидны. Глобальное изменение «правил игры» порождает автономизацию управления в различных областях. Это обостряет проблему расщепления дипломатического воздействия при контактах с отдельными центрами влияния.
  3. Злоупотребление Запада своими позициями в ООН, которое продолжается не одно десятилетие, проявляется в попытках вытеснить Россию из специализированных институтов Организации, лишить права вето в Совбезе, ограничить участие в Совете ООН по правам человека и иных многосторонних институтах дипломатии7. Необходимо преобразование структур, поскольку «темпы происходящих трансформаций международных отношений опережают процесс реформирования ООН»8. Соответственно, на пути перехода к полицентричному мироустройству возникают предложения о формах и принципах восстановления авторитета и дееспособности многосторонних институтов дипломатии, вплоть до идеи создания организации с функциями ООН.
  4. Основополагающее значение для российской дипломатии в обновленной системе международных отношений будут иметь результаты СВО и то, насколько они будут убедительны. В частности, итоги СВО могут сблизить позиции стран, поддерживающих Россию и разделяющих идеи полицентричного мироустройства, но вынужденных пока придерживаться нейтралитета. Однако победа не только умножит количество открытых сторонников, но и усложнит вопросы к внешнеполитическому ведомству страны. Например, в какой части совпадают интересы России с устремлениями новых союзников, каковы условия и рамки применения сил и ресурсов РФ в конфликтных ситуациях и т. п.
  5. Усиление «глубинного государства» Запада сопровождается все более частым продвижением на официальные посты (вплоть до высших) декоративных фигур, для которых стало обыденным несоблюдение и расторжение соглашений, что обостряет вопрос о договороспособности лидеров и официальных институтов Запада. Ответ на него определяет, в частности, на каких условиях и рубежах следует завершать СВО. В нынешней ситуации недопустимо оставлять рудименты киевского режима, поскольку это означает сохранение плацдарма для последующей агрессии против России.

 

 

1Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. №229) // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/

2Столков Д.С. Новые тенденции в российской дипломатии после 24 февраля 2022 года // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2024. Т. 17. Вып. 1. С. 27.

3Семенов В.С. Кризис макроуправления в процессе глобализации // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2018. №3 (63). С. 58.

4Notte H. Russia’s Axis of the Sanctioned. Moscow Is Bringing Washington’s Enemies Together  // Foreign Affairs. 06.10.2023 // URL: https://www.foreignaffairs.com/russian-federation/russias-axis-sanctioned

5GDP, PPP (current international $) // World Bank Group // URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.CD

6Дегтярев К.Ю. Оценка влияния экономических санкций на реальный сектор экономики России // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. №102. С. 10. DOI: 10.55959/MSU2070-1381-102-2024-7-16

7Картина нарождающегося мира: базовые черты и тенденции. Доклад // Дипломатическая академия МИД России. 2024. С. 63 // URL: https://dipacademy.ru/documents/8397/K2.pdf

8Саямов Ю.Н. Новые форматы и горизонты международных отношений // Международная жизнь. 2024. №8. С. 45.