С распадом Варшавского договора и СССР Черное море все больше становится местом притяжений военных сил НАТО. При этом большие надежды Вашингтон возлагает на Турцию, о чем свидетельствует опубликованный в сентябре 2024 года доклад «мозгового центра» альянса - Атлантического совета - под названием «Море возможностей: изучение сотрудничества между Турцией и Западом в Черном море». Перечень разделов этого документа свидетельствует, что руководство НАТО всерьез озаботилось переформатированием баланса сил во всем Черноморском регионе: «Политико-дипломатический диалог: вызовы и возможности для черноморского сотрудничества между Турцией и Западом в условиях после 2022 года»; «Безопасность на море: переосмысление регионального порядка в условиях новой системы безопасности»; «Оборонное сотрудничество: трехсторонний баланс Турции в Черноморском регионе»; «Геополитическая роль Турции в Черном море и энергетическая безопасность Европы: от трубопроводов к сжиженному природному газу».

Ключевая мысль доклада: «Турция в состоянии разработать такую поведенческую линию, которая, базируясь на балансе, будет соответствовать интересам Соединенных Штатов в отношении будущего Черноморского региона»1. Неожиданный реверанс от Запада в сторону Турции находим в докладе в связи с разработкой крупнейшего месторождения Турции - Сакарья в Черном море, которое обладает серьезным потенциалом для поставок природного газа в Восточную и Центральную Европу. В этом контексте авторы упомянутого доклада говорят о том, что «признание расхождений там, где это необходимо, и продвижение взаимодополняющей, более согласованной политики там, где это возможно, позволили бы Турции и Западу сообща достичь результатов, которых ни один из них не смог бы достичь в одиночку».

Вскользь упомянув о Конвенции Монтрё и о решимости турок непоколебимо стоять на страже соблюдения международных договоренностей 1936 года, разработчики документа предлагают, по сути дела, обходные маневры в нарушение военных аспектов режима прохождения Проливов. В качестве одного из инструментов реализации своих военно-политических целей называется недавно созданная Черноморская оперативная группа по противоминной борьбе (MCM Black Sea), которая включает в себя прибрежные государства НАТО - Болгарию, Румынию и Турцию.

Эта новая инициатива, по мнению натовских специалистов, «потенциально может послужить реинкарнацией идеи Анкары о региональной ответственности и предоставить возможности для более широкого сотрудничества с Западом». Отметим здесь явное лукавство со стороны натовских аналитиков. На самом деле наращивается и без того немалый потенциал ВМС Болгарии, Румынии и Турции, а далее под началом натовских региональных командований осуществляется не столько противоминная борьба, сколько демонстрация поддержки Украине по «сдерживанию российской агрессии».

Здесь уместно привести следующие факты: в марте 2024 года в Румынии началось возведение крупнейшей базы НАТО в Европе, на которой альянс сможет разместить до 10 тыс. военных. В июле этого же года Греция и Болгария подписали соглашение о создании транспортного коридора  на восточном фланге НАТО, что значительно расширит топливную сеть альянса, объединив четыре морских порта. С января по май 2024 года прошла серия учений Steadfast Defender, уже названных крупнейшими со времен холодной войны2, в том числе Sea Shield в Румынии и «Троянский след» в Греции, Румынии и Грузии. В конце сентября 2024 года начались учения НАТО - Грузия с участием Турции и Азербайджана.

Другим обходным путем становится военно-воздушное присутствие на постоянной основе боевых самолетов США и Великобритании над всей акваторией западной части Черного моря. Статистика на этот счет свидетельствует о почти ежедневных попытках нарушения воздушного пространства России и воздушном контроле наземных боевых действий в зоне СВО. По словам разработчиков новой концепции, данный фактор «укрепляет позиции Турции в регионе, гарантируя, что эти страны останутся важными внерегиональными участниками обеспечения безопасности на Черном море в обозримом будущем».

Свое мнение о проблеме безопасности Черноморского региона высказали и немецкие коллеги американских аналитиков. В докладе Немецкого института по международным делам и вопросам безопасности, опубликованном в сентябре 2024 года, содержатся пространные рассуждения о региональной политике Турции на Черном море. Если в недавнем прошлом, заявляют немецкие эксперты, политическая линия Анкары «соответствовала турецко-российскому «кондоминиуму», отражая осторожный подход Турции к избеганию антагонизма с Россией, то с началом СВО была серьезно подвергнута сомнению на Западе, учитывая невозможность функционирования официальных многосторонних форматов с участием всех региональных игроков». Авторы обзора, выражая точку зрения правящих кругов Германии, призывают Анкару заново «формализоваться» и «институционализироваться» в Черноморском регионе.

Любопытен общий вывод натовских аналитиков: «Война на Украине ознаменовала поворотный момент в отношениях Анкары с ЕС и НАТО, поскольку она может либо послужить катализатором для возвращения Турции в лоно европейской политики, либо ускорить ее отчуждение от Запада и еще больше сблизить Анкару с Россией. Чтобы достичь первого и избежать второго, важно, чтобы западные партнеры Анкары признали ведущую роль Турции в региональной безопасности и приняли более инклюзивный подход, который вовлекает Турцию в формирование своей политики в отношении Черноморского региона. С другой стороны, Турция должна признать преимущества такого сотрудничества и конструктивно взаимодействовать с Соединенными Штатами и ЕС для защиты основанного на правилах порядка как на региональном, так и на глобальном уровнях»3.

Ну а что же сама Турция? С одной стороны, заявления Президента Р.Т.Эрдогана и ведущих лиц его новой команды свидетельствуют о продолжении внешнеполитической линии на взаимодействие с Россией. Характерны в этой связи недавно сказанные им слова: «Наше лицо обращено к Западу, но это, конечно, не означает, что мы отвернемся от Востока, будем игнорировать его или не станем улучшать наши связи».

С другой стороны, внесенные не так давно изменения в Стратегию национальной безопасности рассматривают теперь Россию в качестве «потенциального противника», а своеобразной сверхзадачей считают необходимость гармонизировать блоковую ответственность как члена НАТО с самостоятельной линией в региональных делах.

Что же касается Конвенции Монтрё, то турецкое руководство последнее время, как представляется, склонно использовать требования конвенции исходя из тех интересов, которые оно преследует в каждом конкретном случае. Так, в 2014-2015 годах турки дали зеленый свет созданию военно-морской группировки НАТО в Черном море на ротационной основе, хотя было вполне очевидно, что нахождение военных кораблей внерегиональных игроков нарушало традиционный баланс сил и превращало Турцию в привратника в зоне Проливов.

Выполнив с началом СВО требования Конвенции Монтрё и закрыв проход через Проливы для кораблей России и Украины (кроме возвращающихся на свои базы), Турция распространила эту меру на все прибрежные и неприбрежные государства. Однако все же в феврале 2023 года американский эсминец USS Nitze прошел пролив Дарданеллы и зашел в порт Стамбула, при этом зона огневого покрытия у корабля потенциально могла включать причерноморскую территорию России. Примечательно, что НАТО даже в условиях закрытия Проливов для военных судов продолжило проведение учений Sea Breeze с участием ВМС Болгарии, Великобритании, Греции, Грузии, Польши, Румынии, США, Швеции, Японии, Украины, Франции. В 2024 году они прошли у берегов Шотландии с целью «улучшения взаимодействия в Черном море в том числе в постконфликтную эпоху»4.

В целом же приходится констатировать, что мы наблюдаем сегодня дальнейшее нарастание напряженности в зоне Черноморского региона и попытки превратить само Черное море в некое натовское озеро. Турция же, оставаясь безусловным флагманом политики США и НАТО в регионе, все же пытается сохранять баланс в отношениях с Россией и отстаивать свои национальные приоритеты. Подобного рода политика очень напоминает образ двуликого Януса, что вынуждает партнеров Анкары всякий раз внимательно всматриваться в оба его лика.

 

 

1A sea of opportunities: Exploring cooperation between Turkey and the West in the Black Sea // Atlantic Council // URL: https://www.atlanticcouncil.org/in-depth-research-reports/report/a-sea-of-opportunities-exploring-cooperation-between-turkey-and-the-west-in-the-black-sea/ (дата обращения: 19.10.2024).

2Steadfast Defender 2024 // NATO // URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/222847.htm#:~:text=Steadfast%20Defender%2024%20is%20NATO’s,people%20safe%20for%2075%20years (дата обращения: 19.10.2024).

3Isachenko D., Kaymak E. Turkey’s Strategic Autonomy in the Black Sea and the Eastern Mediterranean // SWP // URL: https://www.swp-berlin.org/en/publication/turkeys-strategic-autonomy-in-the-black-sea-and-the-eastern-mediterranean (дата обращения: 19.10.2024).

4U.S. 6th Fleet and Royal Navy Kick Off Exercise Sea Breeze 2024-1 // America’s Navy // URL: https://www.navy.mil/Press-Office/News-Stories/Article/3815351/ (дата обращения: 19.10.2024).