Хотел бы поблагодарить за приглашение участвовать в работе конференции и приветствовать инициативу журнала «Международная жизнь» провести дискуссию о положении в Черноморском регионе.

Черноморский регион всегда был важной темой в мировой политике. Сегодня, когда геополитическое противостояние и напряженность в мире достигли критических значений, а Черноморский регион - одна из зон конфликтов в мире, разговор о том, как там обстоят дела, приобретает особое значение.

Для Болгарии же черноморская политика является одним из трех основных внешнеполитических интересов наряду с отношениями на Балканах и в рамках ЕС, а геополитические перспективы и проблемы в регионе - одним из важных приоритетов.

Как маленькая страна, Болгария прежде всего заинтересована в мире в Черноморском регионе, а также в мире, добрососедстве и экономическом сотрудничестве на Балканах, устойчивости и стабильности ЕС, частью которого она является. Мы четко понимаем, что эти интересы не могут быть реализованы изолированно, а только в контексте поиска решений глобальных противоречий и конфликтов.

Значимость региона определяется тем, что здесь напрямую пересекаются интересы Запада и Востока, Севера и Юга, наиболее влиятельных цивилизационных сообществ мира.

Динамика и изменения, навязанные глобализмом, объективно привели не только к новым формам взаимодействия и сотрудничества, но и, к сожалению, к столкновению интересов, процессам ограничения возможностей реализации потенциала региона. Оказалось, что быть на перепутье - это не только возможности, но также риски и опасность.

Ситуация в регионе сегодня такова, что, с одной стороны, отсюда может быть дан старт решениям, связанным с установлением нового мирового порядка. С другой стороны, углубление противостояния может способствовать развитию конфликтов, приводящих к эффекту домино с возможными крайне негативными последствиями для всего мира.

Именно поэтому направление, которое примет развитие ситуации в ближайшие месяцы, будет иметь решающее значение не только в региональном, но и в глобальном плане.

Характер и масштаб противоречий таковы, что кризис в регионе может быть разрешен только на основе более широкой, а возможно, и глобальной, концепции безопасности, включающей региональный мир, неукоснительное соблюдение геостратегических балансов, открытость региона для мировых торговых отношений, реальную экономическую интеграцию в рамках региона, стабильность и уважение к цивилизационным и социокультурным моделям стран и народов, их право на политическую и культурную идентичность. Результатом всего этого станет ускорение экономического роста и практическая реализация потенциала региона.

К сожалению, в настоящее время основные геополитические игроки в мире не понимают этого - такая альтернатива не стоит в их повестке дня и не рассматривается вообще, а упор делается на политику, поддерживающую и углубляющую конфликт в регионе. Их концепция состоит в том, чтобы добиться большей собственной безопасности за счет усиления антагонизма и конфронтации, достижения превосходства, обеспечения своей безопасности силой, диктатом и подчинением других. То есть современная форма неоколониализма. «Парадокс Столтенберга» (как он сам его назвал, покидая свой пост в НАТО) по достижению мира посредством военного принуждения - это не что иное, как концепция прошлого, не учитывающая произошедшие изменения в мире, появление новых центров мировой экономики и политики, а также риски, связанные с ядерным оружием и высокими технологиями.

Полагаю, что с завершением российско-украинского конфликта отношения в Черноморском регионе могут стать тем узлом, распутывание которого направит мировые отношения в позитивное русло, наметит идеологические основы и контуры нового мирового порядка и создаст условия и ориентиры будущих конкретных действий для его постепенного утверждения.

Вот только, на мой взгляд, идея будущего порядка все еще находится в зачаточном состоянии как в концептуально-теоретическом, так и организационно-практическом плане.

Мы видим, как теоретически в мире преобладают совершенно иные концепции, основанные главным образом на тезисах о перенаселении планеты, сокращении численности населения, превращении огромной части человечества в биологическую массу, ненужную и обреченную на гибель от искусственного голода, вакцинации, радиационного загрязнения, мировых конфликтов, войн, катаклизмов и т. д. («Великая перезагрузка», или «перезарядка» Шваба и идеи, выдвинутые форумом глобальных лидеров в Давосе.)

Думаю, что урегулирование российско-украинского конфликта должно сопровождаться изменением значительной части положений, на которых сейчас строятся международные отношения, и обязательно прежде всего созданием принципиально нового инструментария их регулирования. Инструментарий, созданный после Второй мировой войны, определенно исчерпан и не может быть эффективным регулятором отношений в сегодняшних условиях и тем более в будущем. Он позволил некоторым странам, их политике доминировать над миром и даже вытеснять право в международных отношениях.

В этом контексте необходимо пересмотреть основополагающие международные конвенции, принимая во внимание как изменения в мире, так и растущее стремление народов быть равными и уважаемыми субъектами в международном общении.

В качестве конкретного примера я бы упомянул Конвенцию ООН по морскому праву. Женевская конвенция в 1958 году получила дальнейшее развитие и была утверждена Организацией Объединенных Наций в 1982 году. Упоминаю ее в знак уважения к памяти моего учителя и соратника по журналу «Международни отношения» профессора Александра Янкова, всемирно известного болгарского юриста, специалиста в области морского права, авторитета и президента Всемирной ассоциации международного права. Он является одним из главных авторов конвенции.

Однако, несмотря на то что конвенция выступает универсальным и эффективным инструментом регулирования отношений в использовании морского пространства на протяжении более 60 лет, настало время для ее переосмысления с целью ограничения возможного возникновения конфликтов и войн, связанных с использованием морского пространства, а также из-за применения новых технологий в поиске и эксплуатации ресурсов в этом пространстве, экологических принципов и парадигм, навязанных индустриализацией и глобализацией.

Также необходимо и возможно вернуться к инициативе ЧЭС и пересмотреть ее в соответствии с основными идеями нового мирового порядка. Новая концепция должна включать не только развитие экономических отношений между странами региона, но и сделать акцент на развитии инструментов политических отношений.

Сегодня, как никогда, можно увидеть, какие глубокие намерения и цели преследовало создание ЧЭС, и в то же время мы можем оценить усилия, которые были предприняты, чтобы помешать его развитию. Именно сейчас самое время определить, была ли инициатива утопичной для своего времени, какие были возможности, что не было сделано и что помешало реализации ее потенциала. Говорю это потому, что убежден, что идея опередила свое время и именно ее реализация и развитие могут стать важным элементом альтернативы мира и развития путем установления нового мирового порядка.

Размышляя о перспективах участия Болгарии в освоении Черного моря, не могу не упомянуть об обязательствах и зависимости, которые имеет наша страна (как и ряд других стран региона) в рамках Евросоюза.

ЕС находится в растущем и углубляющемся кризисе. Все больше и больше говорят о возможности экономического изоляционизма как естественной реакции на экономический кризис - тенденция, которая подорвет основы ЕС. Проводятся аналогии с газовыми пожарами ХХ века, Великой депрессией и ее политическими и военно-политическими последствиями.

Для Болгарии стагнация в основных экономиках ЕС будет означать экономический и социальный коллапс - 80% ВВП реализуется в тесной связи с этими экономиками. Отрасли и предприятия не имеют и не могут иметь других рынков сбыта. Уже начались ежедневные закрытия производств, увольнения тысяч людей.

К сожалению, размеры Болгарии, ее экономическое значение, а также политические и экономические реалии в нашей стране сегодня таковы, что болгарское государство и болгарский бизнес не в состоянии оказать влияние на происходящие процессы.

Кризис в ЕС оказывает существенное и прямое негативное влияние на сотрудничество между балканскими странами. По сути, ситуация в Румынии, Греции, Хорватии, Словении и других балканских странах, которые хотя и не являются членами ЕС, но имеют к нему непосредственное отношение, схожа с Болгарией. Противоречия, обязанности и интересы оставляют на заднем плане развитие общебалканской экономической инфраструктуры, например задерживается реализация транспортного коридора №8, являющегося частью сообщения Восток - Запад, взаимные инвестиции невелики по объему, совместные предприятия, сопутствующие производства и рыночные связи значительно ниже возможностей.

Трудно найти устойчивое решение двусторонних противоречий, к примеру Сербия - Косово или Болгария - Северная Македония, которые вспыхивают спорадически.

Определенные надежды вызывают тенденции развития болгаро-греческих торгово-экономических отношений, а также развитие экономических отношений между Болгарией и Турцией.

Учитывая ограниченность возможностей государства и наших официальных институтов, альтернативой нам остается поиск путей активизации общества. Необходимо создавать общественные инструменты для обсуждения проблем и решений,  транснациональные инструменты общественного взаимодействия. Активное общество включает в себя и инструменты транснационального общественного взаимодействия и влияния на международные отношения через проведение международных дискуссионных форумов, создание международных организаций, присутствие в социальных сетях и, что не менее важно, активную народную дипломатию.

В связи с этим журнал «Международни отношения» стремится и прилагает усилия для развития данного вида взаимодействия и дипломатии в Балканском регионе. Мы организуем дискуссии, связи, думаем о построении новых форм организованных общественных действий за мир и сотрудничество на Балканах. Для нас открылись бы новые возможности, если бы в наши инициативы были включены участники из небалканских стран Черноморского региона.