Государства Черноморского региона могут при определенных условиях сыграть заметную роль в реализации крупнейшего геоэкономического проекта XXI века - инициативы Китая «Один пояс - один путь» (ОПОП).

Данный мегапроект, объявленный Си Цзиньпином в 2013 году, направлен на совершенствование действующих и создание новых торгово-транспортных коридоров, связывающих страны Азии, Европы и значительной части Африки, а в перспективе - превращение Большой Евразии в единый экономический макрорегион. Он объединяет два проекта - «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морской шелковый путь XXI века» (МШП) - и решает задачи строительства странами-участницами единой транспортной инфраструктуры, повышения роли национальных валют, ликвидации инвестиционных и торговых барьеров.

Два из трех главных транспортных коридоров «Экономического пояса Шелкового пути» (из Китая в Европу через Казахстан и Россию и из Китая через Центральную Азию, Иран, Западную Азию и Балканы к Средиземному морю) пройдут через государства Черноморского региона. «Пояс и путь» призван кардинально сократить сроки доставки грузов из КНР в Европу - вместо 45-60 дней (морским транспортом) до десяти дней (с помощью высокоскоростных магистралей).

К 2024 году Китай подписал соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы ОПОП более чем со 150 странами и 30 международными организациями1. В целях ее финансирования он создал Фонд Шелкового пути, а для предоставления странам-участницам навигационных услуг сформировал орбитальную спутниковую группировку. По прогнозам банка Morgan Stanley, расходы КНР в рамках «Пояса и пути» к 2027 году составят около 1,3 трлн долларов2, а в течение ближайших 20 лет общая стоимость реализованных проектов может достичь 8 трлн долларов.

«Один пояс - один путь» представляет собой не что иное, как модель «глобализации по-китайски». В его рамках Пекин пытается выстроить целостную систему партнерства с десятками государств, а в перспективе - сформировать альтернативную систему глобального управления. По его замыслу, «Пояс и путь» должен привлечь в первую очередь развивающиеся страны, не получившие ощутимых выгод или же проигравшие в рамках западной модели глобализации.

Стоит отметить, что в ходе реализации инициативы ОПОП Китай стремится использовать прежде всего собственные ресурсы - материалы, технологии, рабочую силу. И хотя китайцы действуют гибко и осторожно, очевидно их желание иметь в ключевых инфраструктурных проектах «контрольные пакеты», конвертируемые в политическое влияние.

В число участников «Пояса и пути» не входят страны «Группы семи», усматривающие в нем покушение на основы «западноцентричного» мира. Главным его противником и критиком являются США. Они пытаются блокировать его географическое расширение, создать ему негативную международную репутацию, именуют его «пояс-удавка» и «улица с односторонним движением».

Одной из важнейших целей инициативы ОПОП действительно является снижение торгово-экономической зависимости Китая от США. Резко нарастив торговлю с партнерами по «Поясу и пути», которая пока составляет около 30% от общего объема его внешнеторгового оборота, Китай сможет во многом заменить американский рынок на рынки этих государств и развязать себе руки в отношениях с Вашингтоном. Прогнозируя нарастающий кризис «англосаксонской» модели глобализации, он исподволь готовится к распаду мировой экономической системы на несколько макрорегионов, создавая «под себя» главный из них - Большую Евразию. «Один пояс - один путь» призван сформировать каркас этого макрорегиона, где китайское влияние будет преобладать. Пекин рассчитывает, что со временем большинство из входящих в него государств примут юань в качестве новой резервной валюты, а также китайскую платежную систему «UnionPay», китайские высокие технологии и условия торговли.

Географическое расположение на перекрестке Европы, Азии и арабского Востока объективно выдвигает Причерноморье на роль одного из значимых субрегионов для целей реализации китайской инициативы. В ее рамках планируется создать торгово-транспортный коридор в Западную Европу через Балканский полуостров и Турцию. Анкара, набивая себе цену, поначалу пыталась противопоставить «Поясу и пути» собственный альтернативный проект «Центрального коридора», предусматривающий строительство инфраструктуры, которая соединит Турцию с Азербайджаном, Грузией, Казахстаном и Туркменистаном. Со временем, однако, стало ясно, что у нее не хватает денег и компетенций, чтобы «потянуть» такой сложный и дорогостоящий проект.

В итоге Турция вынуждена была вступить в переговоры с КНР о сопряжении двух инициатив, результатом которых стала подготовка китайско-турецкого проекта «Срединный коридор»3. В 2017 году Р.Т.Эрдоган торжественно презентовал его на первом форуме высокого уровня ОПОП в Пекине. На втором форуме представители Пекина и Анкары подписали несколько соглашений о совместных транспортных и энергетических проектах. Главным из них стала покупка китайским консорциумом 64,5% акций контейнерного терминала Кумпорт, третьего по величине в Турции, что позволило интегрировать его в «Морской шелковый путь XXI века».

Однако после 2020 года процесс подключения Анкары к инициативе ОПОП замедлился. Администрация Дж.Байдена обеспокоилась нарастанием китайского влияния в Турции и стала выкручивать ей руки, требуя не давать Поднебесной «контрольные пакеты» в стратегически важных проектах. Стоит также отметить, что Китай не является торговым партнером номер один для Турции, а его корпорации далеки от доминирования в каком-либо из секторов ее экономики. Интеграция Турции в инициативу ОПОП пока не завершена. Стороны не разработали «дорожную карту» стыковки своих инициатив и ограничиваются взаимодействием по отдельным проектам. В Пекине понимают, что главными фактами, определяющими международное положение Турции, является ее союзничество с США и членство в НАТО, что может таить в себе для «Пояса и пути» неприятные сюрпризы. В последние годы Пекин придерживается в отношении турецкого участия тактики «ждать и наблюдать» и не форсирует переговорный процесс.

На роль еще одного черноморского транспортного хаба, связующего звена между Китаем и Европой, давно и настойчиво претендует Грузия. С 2017 года у нее имеется соглашение о свободной торговле с КНР, а с 2018 года - с Гонконгом. В мае 2024 года достигнуты договоренности о строительстве китайским консорциумом глубоководного порта Анаклия в районе ее границы с Абхазией, способного принимать корабли грузоподъемностью 50-150 тыс. тонн. Этот амбициозный проект стоимостью 2,5 млрд долларов пока находится в начальной стадии. Его реализация поможет китайской стороне диверсифицировать свою региональную логистику и несколько снизить зависимость от «турецкого маршрута».

Интерес к инициативе ОПОП всегда проявляла Украина, стремившаяся конвертировать выгоды своего геополитического положения в масштабные китайские инвестиции и другие бонусы. В 2017 году она присоединилась к инициативе ОПОП, а в 2020 году подписала с КНР соглашения о сотрудничестве в финансовых и инфраструктурных проектах4. В Пекине за Незалежной после госпереворота 2014 года закрепилась репутация шаткого и ненадежного партнера5. Однако, рассматривая ее как потенциальный плацдарм для «Пояса и пути», Китай никогда не отталкивал ее от себя, оставляя дверь для сотрудничества открытой. В ходе визита в Пекин в июле 2024 года главы украинской дипломатии Д.Кулебы министр иностранных дел КНР Ван И вновь подтвердил, что Китай рассматривает Украину как «дружественное государство» и стратегического партнера6. На практике, однако, никакие серьезные совместные проекты в рамках «Пояса и пути» до 2022 года не были реализованы, а специальная военная операция и вовсе заблокировала практическое участие Украины в китайской инициативе. Очевидно, что в будущем оно будет напрямую зависеть от результатов СВО.

Для Москвы «Один пояс - один путь» представляет и серьезный вызов, и «окно возможностей»: участие в евразийском транзите способно принести нашей стране огромные выгоды. Россия принимает участие в «Поясе и пути» как член ЕАЭС. Основной площадкой, где обсуждаются вопросы сопряжений ОПОП и ЕАЭС, является Шанхайская организация сотрудничества. По мнению Москвы, сложение потенциалов ОПОП, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и некоторых других форматов станет основой для формирования Большого Евразийского партнерства на основе «интеграции интеграций».

Вместе с тем Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) - главный многосторонний формат социально-экономического профиля в Причерноморье - в их число пока не входит. Проблематика «Пояса и пути» не включена в Экономическую повестку дня ОЧЭС, а Китай не является наблюдателем или партнером по секторальному диалогу ОЧЭС (в отличие, например, от Южной Кореи). Инициативу ОПОП Пекин продвигает в Черноморском регионе на двусторонней основе. 

«Один пояс - один путь» останется краеугольным камнем внешнеполитической стратегии КНР на долгосрочную перспективу. Китай намерен превратить «Пояс и путь» в крупнейший экономический и цивилизационный проект XXI века, который преобразит облик Евразийского континента и станет несущей опорой и фундаментом новой китайской сверхдержавности. Какая роль в ОПОП будет отведена Черноморскому региону, окончательно прояснится, видимо, только после окончания СВО.

 

 

1https://rus.yidaiyilu.gov.cn/p/334507.html

2Пак Е.В. Участие КНР в инфраструктурном строительстве на территории России и Казахстана. Проект «Один пояс - один путь» // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. №1. С. 95.

3Валиахметова Г.Н., Герман М.А. Особенности интеграции Турции в китайскую инициативу «Один пояс - один путь» // Научный диалог. 2020. №2. С. 326.

4https://www.epochtimes.ru/mnenie/tochka-zreniya
/kitaj-utratit-strategicheskij-interes-v-sluchae-smeny-vlasti-na-ukraine-147998/?ysclid=m2bl1w71le279977454&utm_referrer=https%3A%2F%2Fya.ru%2F

5https://interaffairs.ru/news/show/20157?ysclid=m2apqwkig3893169215

6https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21435977?ysclid=m2ar6fz92h492794202