Первые значимые результаты специальной военной операции на Украине, начавшейся в феврале 2022 года, стали отправной точкой в появлении проекта мирного договора между Россией и Украиной. На встрече в Стамбуле 29 марта 2022 года стороны публично заявили об этом документе, который базировался на целом ряде компромиссов. Но стамбульским договоренностям не суждено было воплотиться в жизнь. Вернувшись из Турции в Киев, украинские власти отказались подписывать план мирного урегулирования. Такое поведение стало результатом консультаций со своими кураторами «из-за океана» и другими друзьями, рьяно не желающими разрешения украинского кризиса.
Старт мирным инициативам был положен, но это было только начало. Далее, как из рога изобилия, повалили различные варианты проектов мирных договоров или инициатив от представителей иностранных государств. При этом свое видение по данному вопросу представляли как в письменной, так и устной форме. Рассмотрим основные из них.
В мае 2022 года Италия предложила схему мирного урегулирования на Украине1. Документ был передан Генеральному секретарю ООН, представителям «Большой семерки», России и Украине. Сам план должен был быть реализован в четыре этапа, а в качестве инструмента контроля предлагалось создать международную группу, которая будет следить за его соблюдением. Планировалось включить в эту группу, кроме ряда стран, также Евросоюз, ООН и другие международные организации. Казалось бы, инициатива благая, но содержание подкачало. Итальянский документ может быть и можно было бы принять во внимание, если бы он изначально основывался на установившихся реалиях как в политическом, так и военном плане. Кроме того, он откровенно лоббировал интересы киевского режима.
В ноябре 2022 года В.Зеленский представил собственную «формулу мира», которую впоследствии западный истеблишмент нарек как «мирный план Зеленского». Она включала десять пунктов-ультиматумов по отношению к Российской Федерации. Эта формула скорее пиар, нежели мирная инициатива, так как ее содержание неконструктивно и свидетельствует об очевидной бесперспективности с точки зрения практической реализации. Как и ожидалось, «клуб друзей» киевского режима хором заявил о поддержке инициативы украинского президента и о том, что полностью разделяет его видение в этом вопросе.
А в сентябре 2024 года Зеленский представил своим наставникам в США «План Победы», в котором речь идет об усилении Украины, украинской армии и ни слова о переговорах с Россией. По заявлениям самого же Зеленского, его администрация, помимо уже озвученных инициатив, постоянно генерирует другие идеи и планы. Речь идет о запасном сценарии, приближенном к реальности и предусматривающем возможность диалога с российской стороной. Видимо, у украинского руководства все-таки есть сомнения в надежности своих партнеров.
В феврале 2023 года на сайте Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики был опубликован документ, представляющий 12 пунктов мирного плана, предлагаемого Поднебесной для урегулирования украинского кризиса2. Конечно же, ни от Киева, ни от стран - участниц коллективного Запада не последовало положительной реакции на данную инициативу.
Более того, Йенс Столтенберг в своем отзыве на китайский мирный план заявил, что у НАТО больше нет доверия к Пекину, так как Китай не осудил специальную военную операцию России на Украине3. То есть, если руководство какого-либо государства решило выразить позицию, отличную от той, которая ей навязывается «со стороны», к нему молниеносно теряется доверие. В данном контексте стоит задуматься о суверенности тех, кто сегодня рьяно придерживается антироссийской риторики.
Через сутки после опубликования мирного плана КНР свою приверженность к мирному урегулированию украинского кризиса выразила и Индия. По мнению индийского премьер-министра Нарендра Моди, необходимо сосредоточиться прежде всего на возобновлении диалога между Россией и Украиной и устранять противоречия путем дипломатии4.
Дальше маховик продолжал раскручиваться, а процесс генерации мирных инициатив ускоряться.
В апреле 2023 года с устным предложением создать группу стран на примере G20, которая разработала бы мирный план для разрешения конфликта, выступил Президент Бразилии Лула да Силва5. В числе стран, предполагаемых для включения в новое объединение, он видел Индию, Индонезию и ряд латиноамериканских государств. А Китаю в переговорном процессе по украинскому кризису отводилась роль посредника. Основной же посыл бразильского президента был направлен в адрес Киева. Он предлагал ему уступить Крым России. Украинским руководством эти предложения были отклонены.
В июне 2023 года свое коллективное видение разрешения украинского кризиса презентовали африканские государства, а именно: ЮАР, Сенегал, Республика Конго, Уганда, Замбия, Коморские острова и Египет. Их план включал десять пунктов. Чтобы донести свою позицию, представители названных государств совершили специальный визит на Украину, а в дальнейшем и в Россию. Но их усилия не увенчались успехом, так как в Киеве данную инициативу не поддержали. Более того, В.Зеленский попытался привлечь африканские страны к украинской «формуле мира».
Также в июне 2023 года на конференции по обороне «Диалог Шангра-Ла» в Сингапуре была озвучена мирная инициатива индонезийским министром обороны генералом Прабово Субианто6. Его предложения сводились к подписанию соглашения о прекращении огня, созданию демилитаризованной зоны посредством отступления на 15 км от нынешних позиций сторон и введению миротворческого контингента ООН. После реализации названных шагов предлагалось проведение повторных референдумов под эгидой ООН для решения вопроса о принадлежности спорных территорий. Примечательно, что этот план, как заявил в дальнейшем Президент Индонезии, отражал личную позицию министра и не являлся официальным предложением от государства.
В августе 2023 года без участия Российской Федерации представители более 40 стран встретились в Саудовской Аравии, чтобы найти ключ к прекращению конфликта7. Официальных итоговых документов не последовало, однако лейтмотив встречи сводился к продвижению «мирного плана» В.Зеленского. На этой встрече также договорились о будущих саммитах, первый из которых должен пройти без участия российской стороны.
После недолгого периода спада в генерации новых мирных инициатив последовал очередной период интенсификации.
Так, в июне 2024 года состоялся мирный саммит в Швейцарии, в котором приняли участие порядка 90 стран и международных организаций8. Дискуссия во время данной встречи основывалась на так называемой «украинской формуле мира». То есть обсуждали исключительно позицию Киева. Заметим, что В.Зеленский возлагал большие надежды на это мероприятие: он рассчитывал не только получить помощь от своих наставников и в очередной раз пропиариться, но и привлечь на свою сторону новых «доброжелателей», а также легитимизировать свой статус на международной арене, так как к этому времени его президентские полномочия на Украине истекли.
Российскую Федерацию вообще посчитали приглашать преждевременным. Каким образом без российских представителей организаторы намеревались выработать практические шаги на пути к миру, остается до сих пор загадкой. Может быть, поэтому многие страны-участницы отказались подписывать итоговое коммюнике?
Но если коротко описать встречи, подобные тем, что состоялись в Саудовской Аравии и Швейцарии, то, наверное, это прозвучит так: «Можно вечно смотреть на три вещи: как горит огонь, течет вода и западные страны продолжают безрезультативно обсуждать «украинскую формулу мира».
В июле 2024 года состоялся визит венгерского премьер-министра Виктора Орбана на Украину, а затем в Россию9. Целью своей поездки политик видел решение задач мира и развитие двусторонних отношений. Но, к сожалению, венгерский премьер, как и другие его предшественники в этой миссии, не нашел понимания у Киева в вопросе дипломатического разрешения противоречий и прекращения огня.
С недавних пор, а точнее с сентября текущего года, даже федеральный канцлер Германии Олаф Шольц задумался над разработкой собственного мирного плана и проведением нового саммита мира при участии России. Об этом он заявил в Бундестаге10. Очевидно, что рано или поздно осознание того, что без России какие-либо «мирные саммиты» не имеют никакого смысла, придет и к остальным участникам коллективного Запада.
Особый интерес по обозначенной проблематике вызывают совместные усилия Китая и Бразилии, с которыми они приехали на 79-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Нью-Йорке с 10 по 30 сентября. Они заключаются в создании платформы «Друзей мира». Министр иностранных дел КНР подчеркнул, что такая платформа не будет являться закрытой группой. То есть в нее могут войти все желающие государства. Более того, она «стремится не к конкуренции и конфронтации, а к инклюзивному диалогу»11. Что из этого получится - время покажет. Но, скорее всего, эту инициативу ждет судьба предыдущих, так как уже известно о негативной реакции и Киева, и Вашингтона на этот счет.
Анализ всех представленных инициатив позволяет классифицировать их авторов на три группы:
1) акторы, которые реально стремятся установить диалог между Россией и Украиной и способствуют разрешению украинского кризиса;
2) акторы, которые не только не стремятся к разрешению украинского кризиса, но и всячески способствуют его продолжению;
3) акторы, которые на волне популярности разработки мирных договоров решили не отставать от других, а заодно построить на этом некую PR-кампанию и повысить свои рейтинги.
Можно и дальше представлять проекты мирных договоров, планов, шагов, собирать бессмысленные конференции и саммиты, имитировать иную активность в этом направлении, но очевидно одно: приблизиться к долгожданному миру мы сможем только тогда, когда кураторы киевского режима проявят волю к этому.
Именно наличие воли у противоборствующих сторон и желание путем дипломатического диалога прийти к компромиссным решениям - это главное условие для устранения любых противоречий. И пока это условие не будет достигнуто, мирные инициативы третьих лиц будут либо неэффективны, либо носить агитационный характер.
Однако до сих пор от Соединенных Штатов не поступил ни один собственный план мирного урегулирования украинского кризиса. Более того, официальная риторика в отношении России остается крайне агрессивной, а все действия направлены на то, чтобы поддерживать противостояние.
Заметим, что военные действия приводят не только к многочисленным человеческим жертвам и разрушениям, но и к деградации государств. В военном противостоянии не бывает абсолютных победителей. Но если рассматривать противостояние коллективного Запада России, можно уверенно сказать, что пока в ущерб своим государственным интересам спонсоры киевского режима снабжают его вооружением и наемниками, принимают антироссийские санкции, изощряются в проведении русофобской политики, наше государство активно развивает национальную экономику, военно-промышленный комплекс и налаживает эффективное взаимодействие со странами Глобального Юга и Востока.
Таким образом, получается, что в то время, пока деградируют не только Украина, но и «сочувствующие» ей страны, идущие на поводу главного режиссера театра военных действий, Россия использует каждый шанс для укрепления своей государственности. В этой связи всем нашим оппонентам, отправляющим очередные транши «помощи» на поддержание нынешних управителей Украины, стоит задуматься, рационально ли они используют государственные ресурсы и в каком положении окажутся их страна и народ в конечном итоге.
1Власти Италии предложили план урегулирования конфликта на Украине // РБК. 2022. 19 мая // URL: https://www.rbc.ru/politics/19/05/2022/628602339a7947c978025e4e (дата обращения: 10.09.2024).
2Китай опубликовал план урегулирования конфликта на Украине из 12 пунктов // РБК. 2023. 24 фев. // URL: https://www.rbc.ru/politics/24/02/2023/63f80f5d9a7947dbaf8ab785 (дата обращения: 10.09.2024).
3Шишкова Е. На Западе отреагировали на план Китая по урегулированию на Украине // Взгляд. 2023. 24 фев. // URL: https://www.rbc.ru/politics/24/02/2023/63f80f5d9a7947dbaf8ab785 (дата обращения: 11.09.2024).
4Воробьев В. Новый план спасения. Индия предложила перезагрузить всю мировую политику // Аргументы и факты. 2023. 25 фев. // URL: https://aif.ru/politics/world/novyy_plan_spaseniya_indiya_predlozhila_perezagruzit_vsyu_mirovuyu_politiku (дата обращения: 11.09.2024).
5Левченко А. Мирные инициативы по Украине: еле слышный шелест мира // Российский совет по международным делам. 2023. 25 окт. // URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mirnye-initsiativy-po-ukraine-ele-slyshnyy-shelest-mira/ (дата обращения: 11.09.2024).
6Таиров Р. Индонезия предложила мирный план по Украине с созданием демилитаризованной зоны // Forbes. 2023. 03 июня // URL: https://www.forbes.ru/society/490331-indonezia-predlozila-mirnyj-plan-po-ukraine-s-sozdaniem-demilitarizovannoj-zony (дата обращения: 10.09.2024).
7Встреча в Джидде без России и итогового коммюнике. Как прошли переговоры по Украине // ТАСС. 2023. 07 авг. // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18461837 (дата обращения: 10.09.2024).
8Баранова М. «Мирный саммит» в Швейцарии: итоги, какие страны не подписали коммюнике // NEWS.RU. 2024. 16 июня // URL: https://news.ru/europe/mirnyj-sammit-v-shvejcarii-itogi-kakie-strany-ne-podpisali-kommyunike/ (дата обращения: 11.09.2024).
9Мирный и хитрый план Орбана: как маленькая и бедная страна стала центром мировой политики // dzen.ru. 2024. 15 июля // URL: https://dzen.ru/a/ZpVXnHVpIG0xQPxD (дата обращения: 11.09.2024).
10Рустамова С. Шольц предлагает сдаться: Запад принуждает Киев к мирным переговорам с РФ // NEWS.RU. 2024. 09 сент. // URL: https://news.ru/world/sholc-predlagaet-sdatsya-zapad-prinuzhdaet-kiev-k-mirnym-peregovoram-s-rf/ (дата обращения: 12.09.2024).
11Глобальный Юг толкает Украину к миру. Боится ли Киев?// dzen.ru. 2024. 03 окт. // URL: https:// https://dzen.ru/a/Zv1fALAiwgYpyADr (дата обращения: 03.10.2024).