Прежде всего позвольте поблагодарить организаторов конференции за прекрасную подготовку мероприятия и возможность принять в нем участие.
Само это место, где почти 80 лет назад решались вопросы поствоенного мироустройства, подталкивает к тому, чтобы вести разговор о процессах, происходящих сегодня в мире, а также проводить некоторые исторические параллели. К сожалению, пока не с 1945 годом, а скорее с 1939-1942 годами. Уверен, однако, что дело дойдет и до новой Победы, и до фиксации новых границ и обязательств, и до определения если не сфер влияния то зон безопасности.
Сегодня, как и в годы, предшествовавшие I и II мировым войнам, мир вошел в очередной период изменений глобального характера. Основное соперничество разворачивается между уходящим гегемоном США (и стоящей за ними Великобританией) и новым стремительно развивающимся центром силы - Китаем. Это, кстати, все прекрасно понимают. В качестве штриха - в опубликованном еще в 2001 году рассказе1 известного китайского фантаста руководящий военной операцией стран НАТО против России (боевые действия разворачиваются под Смоленском, а потом уже непосредственно под Москвой) американский генерал размышляет: «Как только в России после войны придет к власти демократическое правительство, авангард НАТО окажется у границ Китая, а Субик-Бей и Кларк снова станут тихоокеанскими военно-морскими и военно-воздушными базами Америки. […] Но самое главное, что под давлением НАТО китайцы могут отдать нам […] прекрасные острова Спратли в Южно-Китайском море». Это наглядно подтверждает широко распространенный тезис о том, что США необходимо «убрать Россию» с мировой «шахматной доски», чтобы развязать себе руки для будущего противостояния с Пекином.
На этот непростой геополитический контекст накладывается еще один мощный фактор - четвертая промышленная революция, которая сотрет привычные границы между цифровой, производственной и биологической сферами, изменит технологические цепочки, повлияет на социальную структуру общества, культуру и образование. Это придает дополнительное ускорение: время идет и страны Запада вынуждены действовать более агрессивно и напористо, уничтожать любые независимые центры силы, борясь за сохранение собственного доминирования.
Противостояние России и Запада, безусловно, началось не в 2022-м и не в 2014 году. Противостояние, скорее, является константой наших отношений, а все «потепления» имеют временный и, очевидно, конъюнктурный со стороны стран ЕС и НАТО характер. На фоне очередного «витка дружбы» после развала Советского Союза первая серьезная трещина обозначилась в 1999 году: бомбардировки Югославии, «разворот над Атлантикой», наш бросок на Приштину. Настоящий же раскол произошел в 2008 году после грузино-югоосетинского конфликта: именно тогда стало окончательно ясно, что Запад не собирается принимать в расчет наши интересы, готов идти на любую ложь, чтобы очернить Россию.
И сегодня наши бывшие «партнеры» сожалеют не о том, что разрушили отношения, а о том, что до сих пор нас не победили: неоднократно слышал от западных экспертов, включая чиновников высокого уровня, причитания, что в 1990-х годах Запад «расслабился» и «не дожал» Москву, упустив момент начала возрождения независимой державы. Теперь, мол, приходится тратить намного больше сил и средств на сдерживание России.
Неудивительно, что после 2008 года НАТО продолжала свое агрессивное расширение на Восток, Евросоюз без оглядки на наши интересы укреплял свои позиции на постсоветском пространстве. Да и во всем мире западники начали действовать предельно жестко, открыто пренебрегая принципами международного права: «арабская весна», интервенция в Ливии, война в Сирии. В этом контексте переворот в Киеве в 2014 году был, размышляя категориями Realpolitik с позиции наших противников, логичным наступательным шагом - о необходимости отторгнуть от России Украину и лишить нас выхода к Черному морю говорилось западными стратегами как минимум со времен Крымской войны (1853-1856 гг.).
Сегодня конфликт вокруг Украины является основным элементом нашего противостояния со странами НАТО во главе с Вашингтоном и Лондоном. Их цель - нанесение России стратегического, историко-культурного и цивилизационного поражения, исключение нашей страны из числа великих держав, ответственных за поддержание международной безопасности и выстраивание миропорядка.
Продуцируемые украинским кризисом угрозы и риски можно разделить на три типа: 1) носящие непосредственный характер; 2) опосредованно влияющие на безопасность России и позиции страны в мире; 3) сказывающиеся на внутриполитической стабильности, создающие риски для нашего суверенитета и территориальной целостности.
В первой группе угроз речь идет о чувствительных ударах по нашим вооруженным силам, объектам гражданской инфраструктуры вблизи фронта и в глубоком тылу, по знаковым местам. Эти угрозы будут нарастать, а их география расширяться.
Вторая группа угроз опосредованно влияет на безопасность России. Для Запада, а также антироссийской части элит в республиках бывшего СССР ситуация на Украине является маркером способности/неспособности России обеспечить соблюдение своих национальных интересов в ближнем зарубежье, защитить соотечественников. Продолжение оккупации ВСУ территории субъектов Российской Федерации и длительное ведение СВО без достижения заявленных целей воспринимается нашими врагами, равно как и друзьями, как слабость, провоцирует их на новые антироссийские шаги, прежде всего в других регионах бывшего СССР, ведет к снижению веса нашей страны на международной арене.
Понятен курс Запада на максимальное затягивание конфликта и медленную, но очевидную и хорошо продуманную эскалацию - англосаксы ведут с нами войну на истощение. Более того, чем дольше продолжается украинский кризис, тем дольше они могут пытаться дискредитировать Россию в мировом информационном пространстве.
Третья группа - угрозы, сказывающиеся на внутриполитической стабильности, создающие риски для суверенитета и территориальной целостности России. Запад не скрывает, что намерен добиваться поражения России любыми средствами: и на поле боя, и политически. Задействуют для этого и наших эмигрантов (открытый А.Чубайсом в мае с.г. в Тель-Авивском университете Центр российских исследований уже готовит списки руководства страны в «постпутинский период»), и ориентированные на различные силы за рубежом региональные элиты, подталкивая их к шагам в сторону большей независимости от центра. Видим также, как с подачи западных спецслужб раскручивается тема неравномерных боевых потерь военнослужащих из различных российских регионов.
Весь этот спектр вызовов позволяет говорить об экзистенциальном характере конфликта вокруг Украины для нашей страны.
Однако и для стран Запада украинский кризис имеет в каком-то смысле судьбоносное значение. Они не могут позволить себе проиграть России и даже признать нашу правоту ни по одному принципиальному вопросу. Ведь наша Победа покажет всему миру, что они больше не могут диктовать другим странам свою волю, что санкционное давление неэффективно, а проводившаяся западными правительствами с 2014 года политика была ошибочной. В мире существенно укрепится авторитет России, Китая и всех независимых государств, ускорятся процессы, объединяемые общим понятием «крушение западной гегемонии».
Руководство России неоднократно предлагало нашим противникам урегулировать назревавший конфликт политико-дипломатическими средствами. В 2008 году тогдашний Президент России Д.А.Медведев выступил с инициативой о разработке всеобъемлющего Договора о европейской безопасности (проект был представлен в ноябре 2009 г.). В 2014 году Москва активно включилась в урегулирование конфликта в Донбассе и способствовала подписанию в феврале 2015 года сторонами конфликта - Донецком, Луганском и Киевом - Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (был одобрен резолюцией 2202 СБ ООН). В декабре 2021 года Россия подготовила и направила западным партнерам проекты Договора между Российской Федерацией и США о гарантиях безопасности и Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств - членов Организации Североатлантического договора.
Как известно, все эти инициативы были отвергнуты странами так называемого коллективного Запада, а в апреле 2022 года ими были сорваны начатые по инициативе Киева переговоры с Москвой по урегулированию ситуации на Украине, обеспечению ее нейтрального статуса и гарантиям безопасности.
Наконец, 14 июня этого года Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая в Министерстве иностранных дел, предельно четко обозначил условия мира, соблюдение которых позволит оперативно завершить конфликт вокруг Украины:
- полный вывод украинских войск из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей;
- признание территориальных реалий, закрепленных в российской Конституции;
- нейтральный внеблоковый безъядерный статус Украины;
- ее демилитаризация и денацификация;
- обеспечение прав, свобод и интересов русскоязычных граждан;
- отмена всех антироссийских санкций.
Ответом на это стало организованное при поддержке стран НАТО вторжение украинских войск на территорию Курской области.
Такая реакция на все наши предложения урегулировать ситуацию политико-дипломатическим путем говорит о том, что нам не следует ожидать от западных стран каких-либо конструктивных инициатив, направленных на урегулирование кризиса и тем более учитывающих интересы России. Маловероятным представляется и возможность признания противником новых территориальных реалий, включая добровольное освобождение оккупированных территорий Российской Федерации, прекращение боевых действий и терактов против России.
К сожалению, как показывает история, наши враги всерьез воспринимают только аргументы русского солдата, и чем ближе они его видят, тем лучше понимают, что такое равная и неделимая безопасность, соблюдение прав и свобод человека, уважение культуры и традиций суверенных государств.
1Лю Цысинь. Заградительные помехи полного спектра // Сборник рассказов «Удержать небо». Fanzon, 2023 г.