В ноябре 2024 года состоится очередное пленарное заседание рабочих органов Кимберлийского процесса (КП) - единственного в своем роде механизма отраслевого регулирования, обеспечивающего транспарентное функционирование рынка природных алмазов. Уже на протяжении почти трех лет данный формат находится под массированным политизированным давлением западных стран, стремящихся под прикрытием антироссийской истерии подмять под себя мировую алмазную отрасль. За это время Кимберлийский процесс стал показательным примером эффективного противостояния лицемерным попыткам коллективного Запада подорвать неподконтрольные ему механизмы международной кооперации.

За более чем 20-летнюю историю существования Кимберлийского процесса его участникам1 удалось добиться снижения доли так называемых «конфликтных алмазов»2 в мировом обороте с 15% до 1%. Это способствовало значительному укреплению социально-экономической стабильности и безопасности в добывающих странах Африки. Секрет успеха КП заключался в конструктивном взаимодействии заинтересованных государств, отрасли и гражданского общества в целях обеспечения наиболее эффективного соблюдения базовых требований Схемы сертификации Кимберлийского процесса (ССКП) - свода общепризнанных правил, на основании которых осуществляется мировая торговля природными алмазами. Даже несмотря на отдельные попытки западных стран привнести в КП свои «ценностные» установки, Кимберлийский процесс вплоть до недавнего времени был во многом образцом многосторонней площадки, на которой принимаются эффективные консенсусные решения.

Ситуация кардинально поменялась в 2022 году, когда страны «Группы семи» взяли курс на сознательную агрессивную политизацию максимально широкого круга международных организаций и форматов, в том числе экономической и отраслевой направленности. Не стал исключением и Кимберлийский процесс. Наши оппоненты сочли неприемлемым для себя существование многостороннего механизма, функционирующего на основе принципов плюрализма, консенсуса и равноправия сторон и не находящегося под прямым или опосредованным контролем «прогрессивного» Запада. То, каким образом западники использовали «украинский сюжет» для реализации своих геостратегических интересов в рамках отдельно взятой отрасли мировой экономики, весьма показательно и поучительно. Речь идет ни много ни мало о попытке провести грандиозную аферу по перекройке рынка природных алмазов, годовой оборот которого в 2023 году превысил 12 млрд долларов.

Принципиальным моментом здесь является то обстоятельство, что текущая ситуация на Украине, безотносительно различий в ее оценках, не имеет никакого отношения к сфере компетенции Кимберлийского процесса. Навязчивые попытки наших оппонентов привнести данный сюжет в повестку дня КП изначально основывались на том единственном основании, что Украина3, на территории которой самими же западниками был спровоцирован масштабный кризис безопасности, является формальным участником Процесса. При этом вся активность «незалежной» в КП за более чем 20 лет его существования ограничивается исключительно антироссийской истерией последних лет. В содержательной работе Процесса Киев участия никогда не принимал, а торговля алмазами осуществляется в масштабах статистической погрешности.

Когда западники во что бы то ни стало вознамерились протащить «украинский сюжет» на площадку Кимберлийского процесса, для них это стало не просто поводом для распространения оголтелых русофобских сентенций, но и отправной точкой процесса поэтапного подчинения себе всей отрасли в ущерб добывающим и обрабатывающим странам.

Разумеется, «партнеры» не смогли удержаться от попыток превратить Кимберлийский процесс в инструмент притеснения геополитических оппонентов и оказания давления на суверенные страны. Для этого группа западных государств последовательно предпринимает попытки исказить сферу компетенции, а также принципы работы КП, присваивая ему функции различных структур Организации Объединенных Наций (трактовка вопросов войны и мира, суверенитета и пр.).

Активно привлекаются к этому и представители «озабоченной общественности» - в этой роли выступает находящаяся на западном содержании так называемая «Коалиция гражданского общества», пробавляющаяся при КП. Для данной структуры внезапно свет клином сошелся на украинском вопросе, хотя другие, потенциально чувствительные для западников «конфликтные» сюжеты многозначительно игнорируются. В отсутствие каких-либо объективных претензий к России сентенции ряженых «правозащитников», как и их кураторов, сводятся к сугубо ангажированным политизированным обвинениям.

Еще один характерный пример западных дискриминационных подходов - предвзятые нападки на Белоруссию. Заявку Минска на председательство в Кимберлийским процессе наши оппоненты демонстративно блокируют по сугубо политическим основаниям, несмотря на то, что Белоруссия не только является образцовым участником КП, но и активно содействует (в отличие от той же Украины) реализации актуальной повестки Процесса, в частности на направлении цифровизации сертификатов природных алмазов. Да и желающих занять кресло председателя вместо Минска не наблюдается.

Столкнувшись с неприятием своей откровенно провокационной тактики со стороны подавляющего большинства участников КП, в первую очередь африканских стран, западники взяли курс на саботирование работы Процесса. Это привело к тому, что в ходе предыдущей пленарной сессии КП в ноябре 2023 года так и не было согласовано итоговое коммюнике, которое традиционно включает в себя основные итоги и достижения многостороннего взаимодействия в мировой алмазной отрасли в уходящем году, фиксирует достигнутые договоренности и служит основой для подготовки проекта очередной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о роли алмазов в разжигании конфликтов.

Обсуждение профильных для КП сюжетов непосредственно на площадке ООН в 2022-2024 годах также не обошлось без откровенной политизации и провокаций со стороны западных стран. В ходе консультаций по проектам ежегодных резолюций западники предпринимали последовательные попытки внести в документы поправки, намеренно принижающие достижения КП и ставящие под сомнение его эффективность. Под предлогом неких «беспрецедентных вызовов» государствам - членам ООН навязывался нарратив о необходимости пересмотра основ функционирования Процесса с акцентом на привнесение в него ярко выраженной политической составляющей, в том числе при трактовке понятия «конфликтные алмазы». Продвигались расширительные формулировки, несущие в себе прямой риск подмены и откровенного искажения сути работы КП. В проектах резолюций ГА ООН западные страны стремились принизить значение основополагающего документа КП - ССКП, очевидно, имея в виду в перспективе подменить ее положения собственными установками.

России совместно с конструктивно настроенными партнерами по КП вплоть до настоящего времени удавалось добиться снятия наиболее одиозных формулировок западных стран, однако профильные резолюции ГА ООН последних лет являются скорее результатом вынужденного компромисса и едва ли способствуют решению актуальных задач КП.

Не сумев превратить Кимберлийский процесс в очередной инструмент давления на суверенные государства, западники взяли курс на его подмену односторонним дискриминационным механизмом «Группы семи». С 1 января 2024 года страны «семерки» поэтапно вводят ограничения на импорт алмазов и бриллиантов российского происхождения, которые к настоящему времени уже распространились на всю отечественную продукцию от 0,5 карата и выше. При этом показательно, что для контроля за соблюдением рестрикций вводится обязательство сертифицировать все поступающие на западные рынки алмазы в едином центре в Антверпене4.

Добросовестных участников рынка бесцеремонно вынуждают везти камни для проверки в Бельгию либо рисковать потерей возможности реализовать их на территории стран «семерки». Понятно, что это вызовет кратный рост операционных расходов, и поэтому открыто критикуется третьими странами, в первую очередь африканскими производителями. Западники попытались было «замкнуть» на себя ключевые каналы поставки на мировой рынок алмазной продукции, но, встретив недвусмысленное сопротивление со стороны других участников отрасли, были вынуждены пойти на попятную в вопросе введения своих сомнительных схем, неуклюже пытаясь предложить некое «привилегированное» участие в них ряду крупных африканских алмазодобывающих стран. Более того, спровоцировав кризис доверия, они столкнулись с устойчивым сокращением оборота алмазов, проходящих через Антверпенский всемирный алмазный центр (AWDC).

Таким образом, введенные против российской (а по сути - против африканской) продукции «санкции» стали ни чем иным как политически мотивированными действиями по ограничению рыночной конкуренции и свободы торговли, а также наглядным проявлением взятого западниками курса на слом действующего сбалансированного и транспарентного формата функционирования мировой алмазной отрасли. Речь, в общем, зашла о параллельном КП произвольном одностороннем регулировании производственно-сбытовых цепочек со стороны западных стран - потребителей алмазной продукции, что чревато исключительно негативными последствиями для всех участников рынка - необходимостью системного переформатирования производственно-сбытовых цепочек и эффективных бизнес-моделей вследствие искажения регуляторной практики, а также значительным сокращением доходов производителей, огранщиков и трейдеров из-за санкционных рисков и сопутствующих издержек и, соответственно, ростом стоимости конечной продукции для потребителей, снижением продаж.

Примечательно, что вводимые западниками ограничительные меры в отношении российской алмазной отрасли вошли в прямое противоречие с базовыми установками Кимберлийского процесса, что, в свою очередь, ставит под сомнение их статус как добросовестных участников КП - в соответствии с основополагающими документами5,6,7,8. Цель Процесса заключается в предотвращении конфликтов, разжигаемых незаконной торговлей природными алмазами, и всемерное содействие легальной торговле алмазами, от которой напрямую зависят благополучие и социально-экономическое развитие участников алмазной отрасли. Таким образом, антироссийские ограничительные меры противоречат не только правилам функционирования, но и духу КП.

В 2002 году Кимберлийский процесс создавался по инициативе африканских государств и в первую очередь для них самих с тем, чтобы обеспечить условия для социально-экономического благополучия, политической стабильности и безопасности алмазодобывающих регионов. Именно благодаря Кимберлийскому процессу в мировой алмазной отрасли сложился уникальный формат конструктивного взаимодействия, направленный на учет и реализацию интересов всех без исключения ее участников.

Противопоставив себя сущности и целям КП, западники поставили под угрозу все то, что достигнуто за два десятка лет. А это критически важно для стран Глобального Юга, в частности для африканских государств, а также для обрабатывающих и торговых центров в Азии и на Ближнем Востоке. Более того, очевидно, что «семерка» во главе с США пошла на это осознанно - потенциальное обострение угроз безопасности и очагов социальной напряженности в добывающих и обрабатывающих странах неминуемо пошатнут их резистентность к политическому и экономическому давлению «золотого миллиарда». В условиях диктата западных стран-потребителей добывающие и обрабатывающие государства в средне- и долгосрочной перспективе рискуют лишиться значительных доходов от профильной деятельности. Более того, потворство намерениям западников фактически единолично определять параметры регулирования мировой алмазной отрасли неизбежно приведет к распространению аналогичных контрольных механизмов и на другие сектора мировой экономики.

В настоящее время в результате подрывных действий западных стран отрасль терпит убытки и находится в замешательстве. Перспективы устойчивого развития намеренно ставятся под сомнение. В контексте профильных задач Кимберлийского процесса все это не только не способствует борьбе с конфликтными алмазами, а лишь усугубляет ситуацию.

В то же время вследствие узкого горизонта планирования своих деструктивных действий западники столкнулись с тем, что их рестрикции оборачиваются против них самих - алмазный центр в Антверпене с катастрофической скоростью теряет долю рынка и терпит убытки, перспективы сохранения им статуса одной из ведущих торговых площадок, по меньшей мере туманны. Нарастает общее недоверие добывающих и обрабатывающих стран к западникам в качестве партнеров в алмазном бизнесе, не говоря уже о дальнейшей компрометации их репутации в разрезе отраслевого регулирования.

Антироссийские провокации США и их союзников в Кимберлийском процессе привели к тому, что другие представители мировой алмазной отрасли со всей серьезностью отнеслись к учету своих суверенных национальных интересов в контексте геополитических инсинуаций коллективного Запада. Добывающие страны прекрасно понимают, что их благополучие напрямую зависит от наличия условий для открытой и честной конкуренции, эффективных производственно-сбытовых цепочек и бизнес-моделей, а также наличия легитимного многостороннего механизма регулирования мировой алмазной отрасли, каковым является Кимберлийский процесс.

Западники, неспособные мыслить вне шаблонов своих неоколониальных устремлений, собственноручно заложили основы последовательной маргинализации на данном рынке по мере неизбежной диверсификации альтернативных производственно-сбытовых цепочек и разработки новых механизмов кооперации. На фоне непрестанных провокаций «семерки» абсолютное большинство стран уверенно демонстрирует приверженность соблюдению принципов Кимберлийского процесса и стремление к развитию плодотворного взаимовыгодного сотрудничества вне рамок принудительного западного доминирования. Страны Глобального Юга, очевидно, не намерены отдавать на откуп западникам свои природные богатства, от наличия и эффективного использования которых напрямую зависит их социально-экономическое благополучие и суверенное развитие.

 

 

1Страны - участницы КП по состоянию на 2024 г.: Австралия, Ангола, Армения, Бангладеш, Беларусь, Ботсвана, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Гана, Гаяна, Гвинея, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Казахстан, Камбоджа, Камерун, Канада, Катар, Киргизия, Китай, Конго (ДРК), Конго (Респ.), Корея (Респ.), Кот-д’Ивуар, Лаос, Лесото, Либерия, Ливан, Маврикий, Малайзия, Мали, Мексика, Мозамбик, Намибия, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Панама, Россия, Сингапур, США, Сьерра Леоне, Таиланд, Танзания, Того, Турция, Украина, ЦАР, Швейцария, Шри Ланка, Эсватини, ЮАР, Япония, а также страны ЕС.

2Незаконно добываемые повстанческими группировками алмазы, используемые ими для финансирования своей подрывной деятельности («Conflict diamonds means rough diamonds used by rebel movements or their allies to finance conflict aimed at undermining legitimate governments, as described in relevant United Nations Security Council (UNSC) resolutions insofar as they remain in effect, or in other similar UNSC resolutions which may be adopted in the future, and as understood and recognised in United Nations General Assembly (UNGA) Resolution 55/56, or in other similar UNGA resolutions which may be adopted in future»).

3На Украине не добываются алмазы, но действует винницкое огранное предприятие «Кристалл», доставшееся стране в наследство от СССР.

4В настоящее время доступные технологии не позволяют произвести объективную верификацию происхождения алмазов, в связи с чем данная мера в практическом плане не реализуется, страна происхождения алмазов указывается поставщиком в страны «семерки» в заявительном порядке.

5В параграфе 4 резолюции СБ ООН 1459 (2003 г.) говорится о том, что «в самой основе Кимберлийского процесса лежит предотвращение конфликтов посредством усилий, препятствующих разжиганию конфликтов с помощью незаконной торговли необработанными алмазами». В этой связи в резолюции содержится всего три постановляющих пункта: решительно поддерживается ССКП, приветствуется добровольный механизм саморегулирования отрасли, подчеркивается важность широкого участия в КП.

6В первой резолюции ГА ООН о роли алмазов в разжигании конфликтов (A/Res/55/56) говорится, что «measures (to address the problem of conflict diamonds) should be effective and pragmatic, consistent with international law, including relevant trade provisions and commitments, and should not impede the current legitimate trade in diamonds or impose an undue burden on Governments or industry… and not hinder the development of the diamond industry».

7Интерлакенская декларация от 5 ноября 2022 г. утвердила ССКП: «1. We adopt the international certification scheme for rough diamonds… entitled: “Kimberley Process Certification Scheme» (OP1). Документ предполагает обеспечение соответствия ССКП правилам международной торговли «3. We will ensure that measures taken to implement the Kimberley Process Certification Scheme will be consistent with international trade rules» (ОР 3). При этом ССКП определяется как последовательный международный процесс - «We consider the Kimberley Process Certification Scheme as an ongoing international process» (ОР5).

8В соответствии со Схемой сертификации конфликтных алмазов «international certification scheme for rough diamonds, based on national laws and practices and meeting internationally agreed minimum standards, will be the most effective system by which the problem of conflict diamonds could be addressed» (Preamble, paragraph 10).