Ситуация в современном мире находится в процессе постоянных стратегических изменений. Трансформируется вся система международных отношений и мировой политики. Пожалуй, эти изменения более значительны, чем те, которые происходили при распаде Советского Союза в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Тогда из целостной системы миропорядка постепенно исчез один из ее существенных элементов - «мир социализма», но система осталась и существовала еще в течении трех десятков лет в виде моноцентричности с доминированием США и коллективного Запада.

По всей видимости, мы еще не осознали всей грандиозности происходящих трансформаций, поскольку, как известно, «большое видится на расстоянии» [9; 6; 5 и т. д.].

Несмотря на крушение системы колониализма после Второй мировой войны, на его месте западные страны, пользуясь свои экономическим и военным доминированием в мире, смогли быстро построить новую систему неоколониализма. Признаки колониальной политики - это экономическая и социальная эксплуатация, потеря суверенитета, захват территории, оккупация, миграция жителей метрополии в колонию и аннексия территорий. При этом, если колониализм заключался во многом в эксплуатации дешевой рабочей силы и природных богатств колониальных стран, то неоколониализм Запада проявляется в том, что многие незападные общества превращаются в доноров интеллектуального капитала. Неоколониальные отношения могут сложиться между странами, даже если они не были в прошлом колонией и метрополией.

В период неопределенности в международных отношениях на первый план выходят национальные государства, их политический курс, союзы, конфликты и даже формирующиеся политические блоки. Процессы деглобализации позволяют обратиться к феномену «повторения истории», современная ситуация формально очень похожа на период мировой истории начала XX века, перед Первой мировой войной и формированием двух конкурентных политических блоков. Но аналогии в истории повсеместны, а события более чем вековой давности могут и не повториться.

Несмотря на масштабные санкции со стороны коллективного Запада в 2022-2024 годах, Российская Федерация остается глубоко интегрированной в мировую экономику, если судить по доле экспорта и импорта в ВВП. Россия старается стать одним из основных лидеров изменений в современном мире. Это заметно не только в мировой политике и дипломатии, но и экономике, социокультурной сфере. «Поворот на Восток», по всей видимости, займет еще много лет, когда будет создана вся необходимая инфраструктура, но страна-цивилизация Россия может себе это позволить [3].

Важным представляется то, что G20 в 2023 году в своих итоговых резолюциях ушла от прозападных формулировок, демонстрируя тем самым лояльность к незападным странам и России, в частности. Можно отметить и консолидацию коллективного Запада, который демонстрирует монолитность в принятии решений (позиции Венгрии, Сербии, Словакии - это немногие исключения).

Формирование нового миропорядка: основные политические акторы и характеристики

В последние годы принято говорить о том, что миропорядок, где доминировал коллективный Запад, подходит к концу. На этом настаивали лидеры ряда стран, имеющих существенный вес в мировом развитии, - Бразилии, Индии, Китая, Саудовской Аравии, Ирана, Турции и т. д. Так, по мнению Президента РФ В.В.Путина, «идет слом однополярной системы мира, которую заменит более гармоничный, справедливый и безопасный вариант, нынешние трансформации ведут к прекращению доминирования «золотого миллиарда» [7]. В прошлом году о необходимости нового мирового порядка для человечества заявил американский Президент Дж.Байден. Правда, учитывая «ментальное нездоровье» американского президента, можно скорее говорить о взглядах американской глобалистской элиты, сформулированных аналитиками и экспертами. Сути дела это не меняет. Байден заявил, что «человечеству нужен новый мировой порядок» и США могут построить его» [1].

Представляется, что готовность установить новый мировой порядок доминирует в современных международных отношениях. Другое дело, что представления о нем совершенно разные. Американцы и другие западные народы понимают его как воспроизводство тех институтов и практик, которые уже господствовали в мире последние 50 лет. Большая часть человечества (по подсчетам С.Лаврова, до 85%) хочет тот порядок, который бы привел к быстрой демократизации международных отношений, трансформации существующих институтов и практик. Естественно, над этим надо активно работать тем, кто хочет таких изменений. Констатация фактов того, что ООН, МВФ, ВТО, ОБСЕ и другие международные институты неэффективны, еще ничего не дает. Нужно создавать альтернативные структуры глобального порядка, которые бы доказывали свою компетентность и эффективность.

Каждая новая точка политических бифуркаций инициировала дискурс «построения нового миропорядка». В данном контексте СВО России на Украине - фактор для развития ряда процессов в мировой политике, но не причина современных масштабных изменений в мире. СВО значительно ускорила давно наметившиеся обострения международных отношений в связи со сменой общемировых технологических укладов. Некоторые российские эксперты (С.Глазьев, В.Лапкин, В.Пантин) предсказывали начало очередного цикла обострения в 2018 году. Возможно, он задержался из-за пандемии COVID-19. Так или иначе, СВО глубоко трансформировала существующую систему международных отношений, усилив вектор полицентричности, при всех новых противоречиях и неопределенности [4].

В настоящее время украинский кризис находится на стадии эскалации, однако уже видно желание части американской и европейской элит закончить противостояние, выйти на мирные соглашения, приступить к переговорам (стадия стабилизации). Что будет с самой Украиной - пока не решено, как будет реализовываться новая система безопасности - непонятно, но разговоры об этом ведутся и некоторые действия уже предпринимаются. В частности, Швейцарская конференция 15-16 июня 2024 года, которая выглядит не более чем пиар, - проект коллективного Запада, поскольку проходит без участия России и не учитывает факта доминирования российских вооруженных сил над украинской армией. Более реалистичным выглядит проект мирного урегулирования Китая, включающий обе стороны противостояния, но он игнорируется пока западными государствами.

На фоне заявлений коллективного Запада о том, что Украина не войдет в состав НАТО, не победив Россию, можно уже констатировать победу РФ на полях СВО. Ключевой фактор победы - эффективность усилий РФ по нерасширению НАТО на Восток: сложившаяся буферная зона из стран - бывших союзных республик как противовес манипуляциям НАТО в Европе (Швеция, Финляндия). Сохраненный в орбите РФ пояс бывших союзных республик представляется более экономически и геополитически устойчивым, нежели «отвалившиеся» Швеция и Финляндия, наступившие на горло собственной экономике в угоду мнимой европейской целостности.  Россия смогла выдержать противостояние более чем с 50 государствами коллективного Запада на украинских фронтах (в рамках гибридной прокси-войны), отбить украинское массированное наступление в 2023 году, присоединить ряд территорий Новороссии, которые теперь уже вошли в состав РФ. Но хватит ли этого для военной победы? Что будет с территориями Юго-Востока Украины? Приднестровьем и Гагаузией?

Россию могут устроить только переговоры с позиции силы. Хватит ли РФ тех ресурсов, которыми она обладает в настоящее время? Могут ли территориальные приобретения быть достигнуты мирным путем или необходимо продолжение военной экспансии? Не будет ли представлять территория оставшейся Украины («нейтральной») опасность для России и ее союзников? Не будут ли использованы возможные переговоры для передышки западными странами (например, для проведения выборов президента США) и возобновления военных действий вновь собранной и перевооруженной украинской армией?

Понятно, что Россия вряд ли пойдет на переговоры непосредственно с Украиной, которая не является самостоятельной политией. Необходимо их вести с теми, кто принимает решения с другой стороны (США, Великобритания, НАТО, ЕС). Понятно, что формат переговоров, предложенный Китаем, был бы наиболее приемлемым для России. В качестве стран - гарантов новой системы безопасности могли бы выступить Индия, Индонезия, Саудовская Аравия, Бразилия, ОАЭ и т. д.

Осенью 2023 года возникает еще один вооруженный конфликт, который важен для трансформирующегося международного порядка, - это столкновение между Израилем и Палестиной. «Конфликт конфликтов» не только продемонстрировал в 2023 году свою значимость для коллективного Запада, и прежде всего США, но и показал различия методов, с помощью которых проводится СВО России на Украине и вооруженная операция израильской армии против Хамас. В последнем случае страдает преимущественно мирное население.

Позиции США на Ближнем Востоке сегодня не настолько прочны, как несколько лет назад. Против них настроены официальное правительство Сирии, хуситы Йемена, шиитская группировка «Хезболла», находящаяся в Ливане, особую роль играет Иран, набравший за последнее время значительную силу. Официальные правительства арабских стран настаивают исключительно на мирном решении палестинского конфликта, население традиционно оказывает давления на правительства своих стран, в том числе в Египте и Иордании. Турция делает жесткие заявления, направленные против Израиля и США, отстаивая свое лидерство в мусульманском мире.

Сбалансированной представляется позиция России, которая доказывает необходимость переговоров Израиля и руководства Хамас и признание Палестинского государства в качестве субъекта международного права.

В результате израильская армия так и не смогла с октября 2023 года одержать победу над Хамас, освободить заложников, Иран уже ответил в рамках вооруженного столкновения Израилю за атаку на Дамаск. Ирано-израильский вооруженный конфликт только усугубляет ситуацию. Насколько смогут США управлять его ходом, возможным расширением, помочь Израилю в военном отношении, покажет время. Результаты выборов нового президента в этой стране отчасти зависят от эффективности миротворческих усилий администрации Байдена. В самом Израиле все сильнее становятся выступления оппозиции, ратующие за сделку с радикалами Хамас и освобождение заложников.

Формат ближневосточного урегулирования должен быть пересмотрен за счет увеличения роли ООН, БРИКС, ОИС, России, Турции, Ирана, а вот роль Европейского союза, Британии может существенно уменьшиться. Отчасти этому способствовали сами США, которые в последние два года снизили субъектность Европейского союза в вопросах дипломатии и политического торга.

В современном мире возможен и третий конфликт гибридного характера - между Китаем и Тайванем. КНР предпочла бы мирное урегулирование всех споров с Тайванем. Однако в таком варианте ей отказывают США и их союзники. Гибридный конфликт Китая и Тайваня возможен, так же как торговые войны и санкции с коллективным Западом.

В современном диалоге России и Китая постоянно появляется мысль о том, что НАТО не справилось с задачей обеспечения безопасности, в том числе на евразийском континенте. По мнению китайского министра обороны, надо «выдавить НАТО» из «нашего общего дома», а С.Лавров подчеркивает, что «РФ вместе с Китаем, подключая другие страны, нужно решить вопрос безопасности». Следовательно, возможно, что Китай и Россия приняли решение создать военно-политический блок, который берет на себя полностью обеспечение безопасности Евразии, включая Европу, и «выдавливание НАТО из общего дома». Это самое серьезное изменение в рамках стратегического партнерства Китая и России за последнее время.

На фоне развития подобных мировых процессов и конфликтов в мире возникают и продолжают развиваться новые международные объединения государств. Одним из таких является организация БРИКС, которая не имеет жестких институциональных рамок и может быть названа БРИКС+, что лучше отражает ее современное состояние и направленность развития. Если на первичном этапе формирования эта организация возникла во многом благодаря западным экономистам и рассматривалась как структура с западным вектором развития, то сегодня БРИКС - это альтернатива западному миру, его организациям, образу мыслей, идеологии неолиберализма, пониманию принципа справедливости.

Основные тенденции в формировании БРИКС на современном этапе

В настоящее время в БРИКС развивается две основные тенденции. Она вынуждена институционализироваться. Это нормальный этап в развитии любого межгосударственного объединения. Россия наряду с Индией и Бразилией - инициатор подобных перемен. Однако глобальные перспективы объединения связаны и с расширением. Поэтому БРИКС+ не может не расширяться, и не только за счет увеличения участников, но и за счет деклараций о присоединении новых членов.

В очереди для вступления находится до 30 стран. Пока у данной организации даже нет статуса международной организации. Она позиционируется как площадка для коммуникаций. Взгляды участников - разные, нахождение консенсуса требует времени, иногда значительного. При этом объединение БРИКС не занимается конфронтацией с кем-либо. БРИКС - это альтернативные взгляды на развитие мира. Мир должен быть предсказуем. Невмешательство, равенство, всеобщая выгода - принципы, с которыми солидарны все участники БРИКС, - это альтернатива G7, а в последнее время - G20.

Объединяют БРИКС - ценности, экономические интересы, возможности регулирования странами определенных процессов. Это пока организация проектного толка. Работа происходит по следующим основаниям: разговоры, согласование, выделение денег на конкретный проект. Между странами БРИКС есть многочисленные противоречия. Наиболее известные из них - противоречия между Индией и Китаем (военные, территориальные). Есть значительные споры между Египтом и Эфиопией по транспортной инфраструктуре. Присоединяются к БРИКС страны, где нет больших денег (значимое исключение - Королевство Саудовская Аравия).

Несмотря на то что страны БРИКС в настоящее время имеют хорошие исторические связи, в плане транспортной логистики у них у всех свои приоритеты. Например, у России - это Северный морской путь. Данные проекты нуждаются в дальнейшем обсуждении в рамках Гражданского форума БРИКС, проектов побратимства городов стран БРИКС. Существует и Сетевой университет БРИКС. В этой связи БРИКС - важный современный глобальный проект, но не способ для разрешения всех мировых проблем.

Важно, что БРИКС, как альтернатива прозападным глобальным институтам, является пока по своему статусу лишь международным объединением государств. Статус международной организации данная структура пока не приобрела. В рамках БРИКС нет ведущего государства, которое бы доминировало. Это понимает и Китай, который в БРИКС старается не демонстрировать свое экономическое превосходство.

Перспективы БРИКС в ближайшее время значительны. По паритету покупательной способности страны БРИКС уже обошли аналогичный показатель «семерки». На объединение приходится 35,6% глобального ВВП, тогда как на G7 - 30,3%, а к 2028 году ситуация еще больше поменяется в пользу БРИКС (36,6% против 27,8%) [7].

Инновационные процессы в развитии БРИКС

Рассмотрим несколько процессов, которые характерны для современной стадии развития объединения БРИКС. Первый процесс - влияние ислама.

Из пяти стран, которые вступили в БРИКС с 1 января 2024 года, четыре - исламские. Это Египет, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Вектор на расширение масштабов исламского влияния в БРИКС очевиден. При этом исламский мир сейчас переживает огромную перестройку. Он привлекателен для других, динамичен, но там огромное количество своих противоречий и конфликтов. Они в ближайшие пару десятилетий урегулируются и разрешатся. Когда одновременно существует все - огромное количество безработной молодежи, разделение на богатых и бедных, различные политические течения, террористические группы, - это говорит о том, что они находятся перед каким-то этапом совершенно другого развития, иного строительства, как перед масштабной революцией. А потенциал исламского мира сейчас значителен, он влияет на всю международную систему.

Второй процесс - институциональные ограничения современной России, которая строит свои международные связи через ряд международных организаций. Наиболее значимы для России такие организации, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, которые охватывают бывшее постсоветское пространство, а ныне Северо-Западную Евразию. Россия играет значительную роль в ШОС, является наблюдателем в ОИС. Несмотря на свои значительные размеры (наличие ведущих стран мира, большого совокупного ВВП, существенных территорий, большого числа жителей и т. д.), данные организации являются региональными, а не глобальными по своей сути.

Международные организации с доминированием стран коллективного Запада выглядят в настоящий момент более глобальными структурами современного мира. Примерами могут быть НАТО, ВТО, МВФ и др. Однако эти и другие международные институты, а также ООН («американизированная» и неэффективная при решении международных кризисов) сегодня находятся в состоянии глубокого кризиса, близкого к катастрофе, турбулентности, эффективность их деятельности крайне мала.

Третий процесс - малая структурированность и наличие противоречий в объединении БРИКС. Пока на месте, где должен быть сформирован новый многополярный (полицентричный) порядок, господствует неопределенность. Так, идея «треугольника» стран (Индии, Китая и России) в основании нового миропорядка хороша, но в настоящее время не может быть осуществлена [5]. Прежде всего из-за противоречий между Индией и Китаем. Индия является участником многих политических блоков, и не все они могут быть названы антиколониальными. Недавняя обеспокоенность Индии и Бразилии беспорядочным вступлением в БРИКС ряда стран носит рационально-целевое обоснование.

Позднее Бразилия полностью отвергла свою «обеспокоенность», что дало возможность наблюдателям считать подобный «информационный вброс» - провокацией США. Конечно, каждое международное объединение (организация) должно иметь четкую структуру и правила функционирования, но такой подход притормаживает вступление ряда стран в БРИКС, введение в качестве мировых резервных валют юаней и других азиатских денег, работу банка стран БРИКС и т. д.

Четвертый процесс - новые участники БРИКС (с 2024 г.) и номинирование новых членов (на 2025 г.). В ближайшее время развитие БРИКС будут определять следующие страны: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, к которым с 1 января 2024 года присоединились Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Поэтому в настоящее время БРИКС - это уже десять государств.

Для того чтобы поддерживать высокие показатели, к кандидатам, желающим вступить в организацию, применяются специальные критерии. В расчет будут приниматься политический и экономический вес страны-претендента, ее место не только в своем регионе, но и на международной арене в целом. Непременное условие - поддержка принципов многополярности и повышения роли развивающихся государств в глобальном управлении и основополагающих ценностей БРИКС. Это принципы равенства, взаимоуважения, открытости, инклюзивности, конструктивного сотрудничества.

Пятый процесс - пополнение БРИКС+ и перспективы. На начало 2024 года на членство в БРИКС рассчитывают еще примерно 30 стран. Так, претендуют на вхождение в данное объединение Алжир, Бахрейн, Судан, Нигерия, Сенегал, Конго, Коморские острова, Габон, Мексика, Куба, Никарагуа, Венесуэла, Уругвай, Боливия, Турция, Таиланд, Индонезия, Казахстан и ряд других стран.

Перспективы БРИКС/БРИКС+ достаточно значимы. Пока кейс «отказа Аргентины от вступления БРИКС» доказывает лишь то, что политическая конъюнктура может сильно влиять на позиции того или иного члена (кандидата в члены) объединения БРИКС, хотя вхождение в растущую международную организацию экономики, находящейся в состоянии острейшего экономического кризиса, вряд ли бы ее усилило. Колебания Аргентины, Индии, Индонезии, Турции и других возможны и вызваны в основном противодействием США, НАТО, G7, старыми, но действующими международными институтами, внутренними противоречиями стран БРИКС.

Известно, что в ближайшем будущем сохранится формат взаимодействия со странами - друзьями и единомышленниками БРИКС+, когда на саммиты БРИКС приглашают лидеров государств, заинтересованных в том, чтобы внести свой конструктивный вклад в обсуждение актуальных вопросов международной и региональной повестки дня. Так, на заседание саммита в формате БРИКС+ в Казани организаторы хотят пригласить руководителей государств-членов и глав исполнительных структур ЕАЭС, СНГ и ШОС [2].

Шестой процесс - создание Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+. Создана в Казани 21 июня 2024 года на Форуме городов стран БРИКС+. Председателем ассоциации на время ее становления стал мэр Казани - И.Метшин. Это новая политическая площадка, которая призвана помочь странам БРИКС в условиях масштабного давления санкционной политики западных государств. В нее вошли города и муниципалитеты, в которых проживают 2,6 млрд жителей со всего мира.

Постепенно формируется инфраструктура Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+. Так, известно, что офис организации будет открыт в ОАЭ. В Казани действует библиотека Ассоциации. В заседании в Казани приняли участие около 200 человек из 20 государств, в том числе мэры и их заместители. В Казань прибыли гости из десяти стран - членов объединения государств, а также представители местных властей Замбии, Индонезии, Марокко, Мексики, Турции, Чили. Страны постсоветского пространства будут представлять Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан. В Казани была открыта аллея Ассоциации городов и муниципалитетов стран БРИКС+.

Седьмой процесс - проведение игр стран БРИКС в июне 2024 года в Казани. На официальном уровне подчеркивается, что эти игры - реализация права на проведение международных соревнований, в том числе и коллективных, по многим видам спорта одновременно. Они не являются альтернативой Олимпиаде. Наибольший интерес игры вызвали у спортсменов России, Белоруссии, Китая, Узбекистана, Индии. Именно эти страны и завоевали большинство наград в играх стран БРИКС в неофициальном командном зачете.

Понятно, что игры стран БРИКС лишь первая попытка по проведению масштабных соревнований. Альтернативой прозападному олимпийскому движению они могут стать только при определенных обстоятельствах. Для этого необходимо время, большие финансовые вложения, наличие политической конъюнктуры. Но соревнования уже созданы, а их развитие, совершенствование и позиционирование через лозунг «Спорт вне политики» - удел следующего десятилетия. Страны БРИКС станут играть там важнейшую роль.

Восьмой процесс - создание платформы цифровых решений в сфере туризма стран БРИКС. Страны БРИКС подписали «Дорожную карту» сотрудничества в сфере туризма. С этого момента туристический сегмент в БРИКС, можно считать, официально заработал. Документ позволит укрепить отраслевое сотрудничество в вопросах цифровизации индустрии туризма, продвижения и увеличения туристического обмена. Между странами БРИКС хорошо развито прямое авиасообщение и предусмотрен безвизовый въезд туристов. В тех случаях, где этого нет, идут переговоры. Важен и механизм безвизовых групповых туристических обменов. 

Развитие мировой экономики - важнейшая задача БРИКС

В экономической сфере БРИКС общая цель - это создание условия для уверенного экономического роста всех государств, а конкретной задачей является повышение роли стран - членов организации в международной валютно-финансовой системе. В Йоханнесбургской декларации 2023 года лидеры БРИКС зафиксировали нацеленность государств на наращивание расчетов в национальных валютах, укрепление корреспондентских банковских сетей для обеспечения международных транзакций, поэтому будет продолжена работа по развитию механизма пула условных валютных резервов, прежде всего в части применения валют, альтернативных американскому доллару.

Среди ближайших экономических задач БРИКС - создание в рамках объединения своей платежной системы. Важной целью на перспективу полагаем создание в рамках объединения независимой расчетной платежной системы, которая основывалась бы на самых современных технологиях, таких как цифровые валюты и блокчейн. Кроме того, в фокусе внимания безопасность и устойчивость глобальных транспортных цепочек, повышение эффективности перевозок и снижение затрат на логистику.

БРИКС разрабатывает собственную платежную систему с 2018 года. Тогда началось создание объединенной платформы платежей BRICS Pay. Предполагалось, что она будет объединять национальные платежные системы стран - участниц БРИКС, а ее пользователи получат доступ к онлайн-кошельку и мобильному приложению.

BRICS Pay использует технологию блокчейна, но опирается на обмен в традиционных валютах, а не криптовалюте. Позднее представление о том, какой должна быть платежная система БРИКС, менялось:

- В 2022 году ЕЭК предположила создать универсальную платежную систему для стран ЕАЭС и БРИКС, которая подразумевала бы выпуск единой платежной карты;

- в сентябре 2023 года МИД РФ заявил, что страны БРИКС движутся к созданию единой валюты. Тем не менее представитель российского Министерства финансов отметил, что в краткосрочной перспективе единая валюта объединения - утопичный проект, и порекомендовал сосредоточиться на совершенствовании расчетов в национальных валютах.

В области науки и инноваций участники организации планируют продолжить совместную работу в области спутниковой группировки дистанционного зондирования Земли странами БРИКС и продвигать разработанный в России Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта.

В здравоохранении будет продолжаться работа по продвижению российской инициативы о запуске комплексной системы раннего предупреждения рисков возникновения массовых инфекционных заболеваний.

Участники БРИКС привержены разрешению разногласий и споров путем диалога и консультаций, поддерживают все усилия, способствующие мирному урегулированию кризисов. У БРИКС нет военной или военно-технической составляющей сотрудничества. У объединения отсутствуют планы выстраивать такого рода взаимодействие, включая проведение военных учений.

Миротворчество в украинском кризисе как фактор политического объединения стран БРИКС

Политическая, а тем более военная составляющая не являются основными для стран объединения БРИКС в настоящее время. Члены БРИКС предпочитают сегодня ограничиваться заявлениями о необходимости крушения системы западного колониализма в мире, формирования более справедливого мирового порядка.

Политическими по своему содержанию являются саммиты стран, входящих в БРИКС, расширение объединения за счет новых членов, взаимодействие БРИКС и БРИКС+, поскольку в последнем более 30 государств, претендующих на членство в БРИКС. Дебаты вокруг новых членов объединения - Аргентины, Индонезии, Мексики, Турции, Таиланда, Малайзии и других - являются политическими.

Противодействие государствам - членам БРИКС пытаются оказывать страны коллективного Запада, прежде всего США. Срывы встреч на территории западных государств, отказ в выдаче визовых документов представителям России, Китая, Ирана и других стран БРИКС свидетельствуют о том, что развивающееся объединение рассматривают как прямого конкурента, которого необходимо притормозить или направить в другом направлении, удобном для Запада.

Ирония истории заключается в том, что БРИКС (БРИК) был создан первоначально западными странами, где объединение должно было обозначить развивающиеся страны мира, в отличие от государств «золотого миллиарда». Однако развитие данного объединения привело к тому, что страны Глобального Юга противопоставили себя коллективному Западу.

По ряду мировых и региональных проблем, конфликтов, кризисов международно-политического толка страны БРИКС занимают собственную позицию, которая противоречит западной внешнеполитической стратегии. Так, Китай пытается решить преимущественно мирными способами свой конфликт с Тайванем, который должен завершиться только воссоединением территорий двух Китаев. Из силовых методов Китай применяет лишь разовые демонстрации силы. Однако США и их союзники пытаются перевести этот конфликт в форму гибридной прокси-войны.

Свою собственную позицию российская и иранская дипломатии, арабские государства - участники БРИКС демонстрируют в рамках обострившегося в 2023 году палестино-израильского конфликта. Успехи израильской армии в данной фазе конфликта носят ограниченный характер, несмотря на активную помощь США. Агрессивная политика Израиля и США в регионе Ближнего Востока порождает жесткое противодействие со стороны ряда арабских стран (Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и т. д.), Ирана, Хамас, «Хезболлы», хуситов. Традиционные союзники США и Израиля - правительства Египта, Иордании вынуждены корректировать свою политику под давлением политических обстоятельств, прежде всего в связи с политикой Израиля, направленной на уничтожение мирного палестинского населения. 

Но наиболее показательно взаимодействие стран БРИКС в рамках урегулирования украинского кризиса. Речь идет не только о выдвижении и отстаивании планов мирного урегулирования (наиболее известен здесь китайский план), но и о консолидированном подходе стран БРИКС к противодействию нереалистичным планам коллективного Запада по завершению данного кризиса.

Так, недавняя конференция в Швейцарии, которую западные страны позиционировали как миротворческую, закончилась провалом для организаторов. Поскольку на ней не присутствовала Россия (не была даже приглашена), отказался участвовать Китай. После этого от участия в конференции был вынужден устраниться даже американский Президент Дж.Байден, которому внешнеполитические неудачи перед выборами президента США просто не нужны.

Итоговый документ на конференции по Украине подписали 80 стран из 92. Отказались подписывать страны БРИКС - Бразилия, ОАЭ, Индия, Саудовская Аравия, ЮАР. Другие государства БРИКС - Иран, Египет, Эфиопия - в конференции не участвовали. Таким образом, все страны - участницы БРИКС продемонстрировали консолидированную политическую позицию. Форматы коллективного Запада им не подходят, за основу должны быть взяты те миротворческие планы и усилия, которые отвечают реалиям сегодняшнего мирового порядка, положению на поле боя в российско-украинском конфликте, предполагают участие Российской Федерации в переговорном формате. 

Казань как площадка для всемирного саммита

До Казани саммит стран БРИКС два раза проходил в России. Сначала в Екатеринбурге (июнь 2009 г.), когда в составе БРИКС еще не было ЮАР, и Уфе (июль 2015 г.). На подготовку Казани предоставили полтора года, Уфе было выделено шесть лет. Справедливости ради нужно отметить, что в Казани уже создана практически вся городская инфраструктура, соответствующая мероприятиям глобального уровня.

Широко известно, что Казань располагает всем необходимым для организации встречи мировых лидеров. В данном российском городе наличествует развитая транспортная сеть, туристическая инфраструктура, комфортная городская среда. Известно, что переговоры первых лиц государств и основные встречи будут проходить в Международном выставочном центре «Казань Экспо».

Главным событием российского председательства в БРИКС станет саммит организации в Казани с 22 по 24 октября 2024 года. С учетом расширения на российское председательство в БРИКС ложится особая миссия - обеспечить вхождение в объединение всех новых участников. При этом необходимо сберечь и приумножить все накопленные за многие годы наработки и достижения.

Саммит лидеров БРИКС - это первое политическое событие такого масштаба для Казани. Данный город давно воспринимают как одну из столиц исламского мира. Через столицу Республики Татарстан Россия сотрудничает с исламским миром, где Татарстан узнаваем, уважаем. А сейчас Казань раскрывается в новом статусе как мост для сотрудничества с Глобальным Югом.

Однако обычное (каждодневное) сотрудничество пока организационно не выстроено до конца, а иногда полностью отсутствует. Поэтому усилия должны быть направлены на организацию постоянного сотрудничества России и других стран БРИКС со странами Глобального Юга. А Казань постепенно приобретет статус глобальной площадки сотрудничества мирового сообщества государств.

Западные страны пытаются подорвать и ослабить объединение БРИКС. Однако БРИКС ни с кем не соревнуется, никому себя не противопоставляет и не является антизападным объединением, согласно их собственной риторике.

Поэтому до создания альтернативного политического блока на базе БРИКС/БРИКС+ еще далеко, а единая экономическая политика стран-участников будет формироваться долгие годы.

Сможет ли антиколониализм и противодействие Западу объединить новое сообщество (международную организацию глобального уровня), сумеет ли оно выработать эффективную и достаточно универсальную политику в сфере отказа от доллара - покажет время.

 

Источники и литература

  1. Байден заявил, что человечеству нужен новый мировой порядок // ТАСС. 2023. 21 октября // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19083147
  2. Давыденко А. БРИКС как символ нового мира // Международная жизнь. 2023. №10 // URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2875
  3. Евстафьев Д.Г., Межевич Н.М. Поствестфальский суверенитет в постглобальном мире // Политическая наука. 2022. №4. С. 121-144 // http://www.doi.org/10.31249/poln/2022.04.06
  4. Мировая политика в фокусе современности: к перспективам выхода из глобального кризиса: монография / Отв. ред. М.А.Неймарк. Дипломатическая академия МИД России. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. 509 с.
  5. Морозов Ю.В., Батюк В.И. Стратегический треугольник США - КНР - РФ: вызовы и перспективы безопасности России: монография / Ю.В.Морозов, В.И.Батюк. Ин-т Китая и совр. Азии РАН. М.: ИКСА РАН, 2022. 544 с.
  6. Подберезкин А.И., Харкевич М. В. Мир и война в XXI веке: опыт долгосрочного прогнозирования развития международных отношений / А.И.Подберезкин, М.В.Харкевич. МГИМО (ун-т) МИД России. Центр военно-политических исследований МГИМО МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2015. 581 с.
  7. Путин заявил о нарастающем превосходстве стран БРИКС над G7 в мировой экономике // Ведомости. 2024. 29 февраля // URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2024/02/29/1022984-narastayuschem-prevoshodstve-stran-briks
  8. Путин объявил о новой эпохе в мировой истории // РБК. Новости. Политика. 2022. 20 июля // URL: https://www.rbc.ru/politics/20/07/2022/62d7edd59a794769cd401363
  9. Россия в эпоху революций и реформ. Демонтаж СССР: 1991 год / Отв. редактор д-р ист. наук, проф. В.В.Калашников; под ред. канд. ист. наук Д.Н.Меньшикова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. 346 с.