В последние годы мало какая научная статья на тему международных отношений обходится без ставшего уже банальностью заявления на тему о том, что мир быстро и радикально меняется. Охватившие земной шар глобальные преобразования многими расцениваются как беспрецедентные по объему, содержанию и скорости трансформационных процессов. Прежние форматы и принципы международного взаимодействия теряют свою значимость, на их место выдвигаются новые. Послевоенное мироустройство было разрушено суммарным эффектом двух патологий: горбачевской «перестройкой» и стремлением Запада к доминированию. Обе патологии носили скрытый суицидальный характер, который быстрее проявился в первом случае, имевшем своим результатом самоуничтожение СССР в 1991 году. Драма второй патологии разворачивается в настоящее время, демонстрируя деградацию Запада и его сползание к последнему пределу.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, которая сложилась в результате Второй мировой войны и в течение последующих 45 с лишним лет удерживала мир от глобальной конфронтации, рухнула вместе с Советским Союзом, оставив после себя некоторые все еще действующие компоненты. Наиболее важным из них выступает ООН, которая, однако, вследствие обструкционистской политики Запада все больше утрачивает свою действенность и все меньше отвечает современным реалиям. В этих условиях стремящиеся к независимости государства ищут для себя форматы международного взаимодействия, участие в которых дало бы им возможность выйти из сферы внешнего давления и осуществлять политику в собственных интересах.

Растет внимание к формату БРИКС, который является сегодня единственным межгосударственным объединением глобального характера, находящимся вне зоны западного контроля и имеющим общемировое значение и влияние.  Перспективы  и стратегические приоритеты восхождения БРИКС были проанализированы в научном докладе российских ученых, выполненном под руководством ректора МГУ В.А.Садовничего и представленном VII саммиту объединения в 2014 году1.

Отмечалось, что объединение, возникшее как «виртуальная реальность», быстро пришло к более высоким темпам развития по сравнению с теми, которые демонстрировали страны - лидеры мировой экономики2.

С тем чтобы подготовить доклад к очередному, XVI саммиту БРИКС, в МГУ по инициативе факультета глобальных процессов 24 мая 2024 года, ровно за пять месяцев до этого события, была проведена Международная научно-практическая конференция «БРИКС в эпоху глобальных социальных трансформаций» с участием ученых стран объединения. В резолюции конференции содержался вывод о том, что темпы происходящих трансформаций международных отношений опережают процесс реформирования ООН.

Концепция «Порядок, основанный на правилах», насаждаемый США и их сателлитами, выступает причиной кризиса международного права. Состоявшаяся дискуссия констатировала провал англосаксонской геополитической концепции глобального доминирования в результате консолидации мирового большинства на принципах суверенного равенства государств и независимого, отвечающего их национальным интересам развития, продвигаемых все более влиятельным глобальным форматом БРИКС.

По мнению участников конференции, БРИКС сегодня представляет собой уникальную платформу для формирования нового, более справедливого многополярного мироустройства и глобальной системы управления, построенной на верховенстве международного права и имеющей своей целью стабилизацию международных отношений для устойчивого развития в интересах всего человечества.

БРИКС видит свою стратегическую задачу в достижении на мировой арене равноправного диалога государств и цивилизаций для развития, в поиске путей обеспечения экономики, взаимной торговли и инвестиций без санкций и ограничений.

БРИКС выступает локомотивом развивающегося мира и глобального движения к более справедливому многополярному миропорядку как альтернативы глобализационному проекту США и Запада, предполагающему продление их гегемонии и неоколониальных практик в отношении незападного большинства.

Научное сообщество БРИКС отмечает рост опасности возникновения глобальной гегемонистской войны, которая может быть развязана США и их сателлитами, и считает необходимым всемерно противостоять глобальному диктату, мобилизуя возможности научной дипломатии.

БРИКС, поддерживая и продвигая концепцию многополярности, основывается на цивилизационном подходе, предполагающем право народов на сохранение своей культурной самобытности. Научное сообщество БРИКС не приемлет дискриминацию в каких бы то ни было формах, оскорбление чувств и унижение достоинства человека, нарушение и ограничение его прав, в особенности прав женщин и детей.

Участники конференции приветствовали инициативу перехода к независимому, свободному от западного давления рейтингу университетов стран БРИКС и поддержали создание университетского альянса объединения, системы грантовой поддержки совместных исследований и программ международной академической мобильности. Совместно учрежденной в 2014 году по инициативе МГУ Ассоциации научно-образовательных центров БРИКС был присвоен статус международного консорциума, открытого для академического сообщества не только государств-участников, но и кандидатов на вступление в БРИКС.

Присутствовавшие выразили свою признательность за ее проведение Московскому университету имени М.В.Ломоносова и его факультету глобальных процессов, который занимает лидирующие позиции в разработке проблематики БРИКС как части охвативших мир глобальных трансформаций. Они высказались за продолжение совместной работы по их научному осмыслению и отметили новаторский взгляд на БРИКС как на платформенную сетевую модель для формирования нового равноправного многополярного мироустройства и справедливой глобальной системы управления, представленный в основном докладе академика А.А.Акаева.

Платформа при этом понимается как базовая инфраструктура, посредством которой реализуются взаимоотношения между участниками сети, а сеть - как система децентрализованного управления. Платформы генерируют сетевые эффекты, а сетевые эффекты, в свою очередь, повышают ценность платформы. Чем больше пользователей у платформы, тем более ценной она становится. Применительно к БРИКС, это означает, что развитие этой платформы было успешным, поскольку генерировало сетевой эффект, выразившийся в удвоении количества ее участников, который повысил ее ценность.

С учетом того, что сегодня платформы являются преимущественно цифровыми, БРИКС стоит перед необходимостью, отвечая требованиям времени,  создавать, развивать и использовать цифровые технологии, инструменты и сервисы для независимого от посторонних интервенций обеспечения взаимодействия своих участников. Платформа БРИКС должна быть способной предоставить участникам своей сети возможность находиться в постоянной оперативной связи между собой для эффективного решения повседневных задач экономического развития и сотрудничества, осуществления взаимных платежей и кредитно-финансовых проектов, обмена товарами, услугами и информацией без излишних барьеров и препятствий.

Правила взаимодействия на платформе БРИКС устанавливают государства-члены, и они же должны внимательно следить за их соблюдением, используя уполномоченные ими сетевые структуры и не допуская внешнего вмешательства во внутренние процессы объединения.

Формат БРИКС возник и развивается в обществе, которое называют информационным, исходя из того что его базовым ресурсом является информация, которая реализуется через сетевые структуры. Таким образом, сеть выступает основной организационной формой информационного общества и в качестве системы децентрализованного управления обладает эффектом наращивания своей внутренней полезности и внешней привлекательности с присоединением к ней каждого нового участника. Ценность сети возрастает по экспоненте с увеличением количества ее участников. Известен так называемый «закон Меткалфа» - американского специалиста в области информатики, согласно которому полезность сети пропорциональна квадрату численности ее пользователей3.

Ученый полагал, что сеть, чтобы обладать ценностью, должна достичь своей критической массы, формирование которой является ключевым фактором ее успеха. Сеть обладает свойствами, касающимися сетевых преимуществ, которые называют сетевыми благами. К ним относится комплементарность, которая обуславливает, что отдельное благо может быть использовано только совместно с другими благами данной сети. Это подразумевает взаимную дополняемость и совместимость различных элементов сети, которые для этого должны работать в одном стандарте. Эффект масштаба сети заключается в том, что с увеличением сети возрастает ее ценность, как минимум, в квадрате, а как максимум - экспоненциально, то есть взрывным образом. При этом имеет место возрастающая полезность сети для ее потребителей, что представляет собой для них сетевой внешний эффект увеличения ее масштаба.

Привлекательность сети может сдерживаться так называемым «эффектом ловушек», когда потенциальный новый участник отказывается от присоединения к сети, несмотря на желание воспользоваться ее благами и очевидными выгодами от вступления в состав ее участников. Суть «эффекта ловушки» состоит в том, что мотивом является  опасение утратить преференции прежнего альянса и получить проблемы в связи с выходом из него. Именно это произошло в случае с Аргентиной, которая добивалась приглашения в БРИКС и получила его на саммите в Йоханнесбурге в 2023 году,  но сменившееся руководство страны не решилось на присоединение, опасаясь негативной реакции со стороны США.

Для платформы чрезвычайно важен правильный выбор пути развития с самого начала ее существования. Инициаторы создания и первые участники платформы определяют дальнейшую траекторию ее роста, которая в конкретном случае с БРИКС сформировалась вполне удачно и стала на редкость успешной. В недавнем исследовании отмечалось, что «группа БРИКС демонстрирует беспрецедентный рост своего влияния на всю геополитическую ситуацию, в том числе потенциал по реформированию нынешней глобальной финансовой системы, основанной на гегемонии доллара»4. Можно сказать, что на этом этапе у БРИКС все получилось, несмотря на мрачные западные прогнозы и попытки развалить объединение.

БРИКС, как и почти все успешные платформы, начинал с одной простой базовой транзакции. Под транзакцией применительно к сети и платформе принято понимать минимальную логически объяснимую операцию, которая имеет смысл только в том случае, если совершается полностью. Добавление дополнительных транзакций считается главной опцией роста платформ. Ценность сети увеличивается по мере роста платформы. Если платформе удается достичь устойчивого роста, то она генерирует растущие объемы ценности для ее пользователей. Перспективы роста сети пользователей платформы зависят от выбора пути ее развития, отвечающего интересам группы, к которой принадлежат основные участники. В случае если пользователи, принадлежащие к одной определенной группе, составят  критическую массу платформы, другие представители этой группы тоже начнут отдавать ей предпочтение.

Всего можно выделить четыре основные функции платформы, способствующие ускорению базовых транзакций. Во-первых, это функция привлечения участников. Процесс расширения сети пользователей и концентрация потенциальной энергии связей превращаются в трансакции. Во-вторых, это функция координации, помогающая пользователям находить партнеров в тех или иных начинаниях и ускоряющая тем самым процесс взаимодействия и осуществления транзакций. В-третьих, это функция предоставления инструментов и сервисов, что поддерживает базовую транзакцию и позволяет сократить издержки. Используются цифровые технологии. Большие данные обрабатываются при помощи искусственного интеллекта. И, наконец, в-четвертых, это функция определения правил и стандартов, которым должны следовать участники. Успешная платформа обычно объединяет их на основе добровольности и консенсусных решений, стремясь избегать принуждения и конфронтационных голосований.

Инициаторы и участники нового формата, зародившегося «на полях» Санкт-
Петербургского экономического форума в 2006 году, принадлежали к одной группе быстро развивающихся суверенных государств незападного мира, которые занимали авангардные позиции и выступали за равноправие в международных делах.

Изначальная цель объединения, ставшая базовой транзакцией новой платформы, заключалась в создании возможностей для совместного развития, свободной торговли и инвестиций без санкций, ограничений и зависимости от Запада и контролируемых им международных кредитно-финансовых и торговых организаций, таких как Всемирный банк, МВФ, ВТО и т.д.

Большое значение имело то, что в новом объединении с самого начала сложились наиболее привлекательные для развивающихся стран подлинно демократические правила взаимодействия его членов, включающие в себя их полное равноправие, невмешательство во внутренние дела друг друга и уважение права каждого народа на собственную модель развития. Страны БРИКС не навязывают свои идеологические догмы кому бы то ни было и не позволяют другим делать это в отношении себя. Они не экспортируют «цветные революции» и препятствуют их использованию Западом в качестве инструмента своего доминирования. Условия участия в объединении являются комфортными и способствуют росту его популярности и авторитета на мировой арене.

Страны - лидеры БРИКС, составляющие его ядро - геостратегический «треугольник» РИК (Россия - Индия - Китай), успешно осуществили обновление и наращивание своего индустриального и информатизационного потенциала, обладают ядерными и космическими технологиями и быстро развивают цифровую экономику. При этом они устояли перед штурмом вестернизации, которая навязывалась Западом как неизбежная глобализация, и сохранили ценности своих национальных культур, традиций и цивилизационной самобытности. На их примере развивающиеся страны смогли убедиться в том, что успешная модернизация возможна без вестернизации и без «Вашингтонского консенсуса» оказавшегося разрушительным для экономик государств, которые согласились на применение его принципов.

Сегодня страны - лидеры БРИКС, являясь государствами-цивилизациями, или глобалитетами, продолжают выступать основной движущей силой выстраивания и дальнейшего развития объединения, имеющего выраженный межцивилизационный характер и основанного на отношениях равноправного диалога и дружеского партнерства. По сути дела, они закладывают фундамент прогрессивного интегрального экономического и социально-культурного строя, способного обеспечить благосостояние населения, вселяя надежду и уверенность в грядущем процветании.

Образцом могут служить вышедшие на беспрецедентно высокий уровень отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия России и Китая - двух ведущих государств БРИКС, выступающих локомотивами движения к новому миропорядку. Они мощно влияют на эволюцию базовых транзакций, которые на IX саммите БРИКС в 2017 году, состоявшемся в Китае и обозначившем вступление объединения во второе «золотое десятилетие», обрели форму «трех столпов» продвижения плодотворного партнерства в сферах геополитики и безопасности; экономики, торговли и финансов; культурного и гуманитарного взаимодействия. Главным лейтмотивом саммита стало мнение о том, что справедливый и рациональный характер меняющегося миропорядка сможет обеспечить именно единство БРИКС в своем подходе к решению международных проблем.

«В настоящее время в мире происходят глубокие и комплексные изменения, такие условия повышают важность сотрудничества в рамках БРИКС», - подчеркнул китайский лидер Си Цзиньпин. В совместной декларации по итогам саммита лидеры стран БРИКС заявили: «Наше сотрудничество с 2006 года укрепляет дух БРИКС, отличающийся взаимным уважением и пониманием, равенством, солидарностью, открытостью, инклюзивностью и взаимовыгодным сотрудничеством, которое является нашим ценным активом и неиссякаемым источником силы для сотрудничества в рамках БРИКС. Мы проявили уважение к выбранным нами путям развития, а также понимание и поддержку интересов друг друга. Мы отстаиваем равенство и солидарность. Мы также придерживаемся принципов открытости и инклюзивности, направленных на формирование открытой мировой экономики. Мы расширили наше сотрудничество с развивающимися рынками и развивающимися странами (EMDC). Мы работали вместе для достижения взаимовыгодных результатов и общего развития, постоянно углубляя практическое сотрудничество БРИКС, которое приносит пользу миру в целом»5.

Пять лет спустя, на XIV саммите в Китае в 2022 году были приняты прорывные дополнения базовых транзакций:

- Совместное заявление БРИКС, подчеркнувшее необходимость укрепления многосторонней торговли и реформирования ВТО.

- Первая стратегия сотрудничества стран БРИКС в области продовольственной безопасности.

- Создание сети БРИКС в области передачи технологий широкого применения (ТШП).

- Рамочное соглашение о партнерстве БРИКС в формировании цифровой экономики.

Саммит завершил первый этап (2006-2022 гг.), который явился этапом становления нового формата и ознаменовался тем, что БРИКС сравнялся с «семеркой» по своему экономическому потенциалу. Число государств - членов БРИКС удвоилось. Имеются все основания считать, что платформа БРИКС набрала критическую массу и теперь количество государств, желающих присоединиться к этому формату, начало измеряться уже десятками. Прогнозы показывают, что дальше этот тренд будет увеличиваться по экспоненте. Причем экономическое развитие стран-участниц будет ускоряться посредством эндогенного роста, в основном за счет расширения взаимной торговой и инвестиционной кооперации между ними. На первый план выходят демография и производительность труда как критически важные факторы для экономического прогресса.

Начало второго этапа развития БРИКС, который, как предполагается, станет этапом расширения, ознаменовал юбилейный, XV саммит БРИКС, состоявшийся в Йоханнесбурге (ЮАР) в августе 2023 года. Саммит стал самым значительным в истории нового формата: в его работе участвовали представители более 40 стран, и впервые было принято решение пригласить шесть новых государств в состав объединения. Всего же, по свидетельству главы МИД ЮАР Наледи Пандор, в списке желающих вступить в БРИКС накануне саммита находились 23 государства, не считая неофициальных запросов6. Пять из них стали членами БРИКС. Совокупная доля БРИКС сразу поднялась до 36% ВВП и 46% населения мира. Количество государств, желающих вступить в БРИКС, по имеющимся сведениям, перевалило за 40.

У мирового большинства, особенно Глобального Юга, появилась уверенность в том, что БРИКС - это успешный проект и остановить его дальнейшее развитие и расширение уже не под силу никому. Была пройдена своего рода точка бифуркации, когда сомнения остались позади, а впереди открылась реальная перспектива устойчивого роста и развития на платформе БРИКС. В итоговой декларации саммита БРИКС в Йоханнесбурге были определены основные направления, по которым БРИКС предполагает двигаться далее для достижения более справедливого мироустройства и лучших условий жизни в странах объединения. Для того, чтобы как можно быстрее выйти из нынешнего глобального цивилизационного кризиса, необходимо дальнейшее динамичное расширение и развитие БРИКС. Ожидается, что к 2030 году БРИКС, который после расширения пока условно обозначили как БРИКС+, будет насчитывать около 50 стран.

Итак, можно констатировать, что БРИКС стал полноценной платформой для объединения развивающихся стран на основе равноправия и культурного многообразия, целью которого является формирование более справедливого многополярного мироустройства с рациональной архитектурой глобального управления. БРИКС выступает локомотивом мирового развития, заместив в этом качестве группу G7. Одновременно он  является локомотивом развивающегося мира, постепенно превращаясь в его преференциальную платформу для всестороннего сотрудничества.

Новый международный формат все больше становится конструктивной силой, способствующей мировому экономическому росту и устойчивому развитию. В перспективе БРИКС может выйти на уровень глобальной базовой платформы для всех межгосударственных транзакций, то есть стать «платформой платформ», вытеснив действующую западную систему, которая в последнее время, допуская правовой произвол, обнаружила свою небезопасность и подверженность произволу США и их подельников. Председатель саммита БРИКС - 2023 Президент ЮАР Сирил Рамафоса определил БРИКС как «партнерство равных стран, которые имеют разные точки зрения, но единое видение для создания лучшего мира»7.

После ЮАР эстафету председательства в БРИКС приняла Россия. Саммит БРИКС, намеченный на октябрь 2024 года в Казани, обращен к приоритетным вопросам активизации экономических связей, повышения роли БРИКС в международной финансовой системе, сотрудничества между банками стран БРИКС и использования национальных валют во взаимных расчетах, налогового и таможенного взаимодействия участников объединения. Задачи председательства России на саммите БРИКС в Казани видятся в содействии адаптации новых членов к совместной работе на общей платформе, в реализации повестки дня и подготовке второй волны стран-кандидатов для расширения БРИКС.

Кандидаты должны отвечать определенным критериям. Необходимы достаточно крупные экономики, имеющие потенциал для роста с темпами выше среднемировых. Поскольку БРИКС является форумом суверенных государств, страны, претендующие на членство в объединении, должны иметь достаточно политической воли для принятия самостоятельных ответственных решений. В БРИКС входят страны, которые поддерживают формирование равноправного и справедливого многополярного мироустройства. Каждый участник БРИКС должен вносить свой вклад в повышение ценности объединения. В БРИКС должен соблюдаться географический и цивилизационный баланс, чтобы адекватно представлять мировое большинство.

Предпочтительными странами-кандидатами для второй волны расширения БРИКС могли бы рассматриваться североафриканская цивилизация Алжир, тихоокеанская ветвь мусульманской цивилизации Индонезия, евразийская цивилизация Казахстан, северная ветвь латиноамериканской цивилизации Мексика, африканская цивилизация Нигерия, буддийская цивилизация Таиланд, мусульманская цивилизация Турция - страна связующая три континента, Черное и Средиземное моря.

В мировом сообществе, страдающем от атлантического насилия и гегемонии доллара, существуют большие надежды и ожидания в отношении БРИКС, которые вынашивают не только в развивающихся, но и развитых странах те, кому не хотелось бы «сложить все яйца в одну корзину» американского гегемона. Чем сильнее и влиятельнее будет становиться БРИКС, тем больше будет возрастать глобальная привлекательность формата и тем опаснее и отчаяннее будет противодействие ему неоколониальных элит и их попытки развалить объединение. Большое значение приобретет успешность БРИКС в том, что касается создания собственной автономной и эффективной финансовой системы, центров технологических компетенций, углубления диалога и взаимодействия в области культуры, спорта и молодежных обменов, отражения исходящих от Запада морально-этических угроз для семьи и общества.

Выступая на заседании действующего в России Делового совета по тематике БРИКС 31 мая 2024 года, министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров заявил, что «развитие партнерства в рамках БРИКС - наш стратегический приоритет, отраженный в Концепции внешней политики Российской Федерации»8.

В этом основополагающем документе для участия России в международных отношениях, в частности, зафиксировано, что «в целях содействия адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание… укреплению потенциала и повышению международной роли межгосударственного объединения БРИКС»9.

Министр отметил, что «БРИКС - это уникальный межгосударственный формат, где представители разных стран от различных религий, цивилизаций, культур общаются, работают и вырабатывают совместные решения, которые потом реализуются. Все это делается на основе принципов равноправия, взаимного уважения, открытости и поиска «баланса интересов».

Цель сотрудничества понятна: обеспечить создание благоприятных условий для экономического роста стран-участниц, решение социальных проблем, развитие инновационного человеческого потенциала. Безусловно, интересы всех стран-участниц в этом совпадают и отвечают чаяниям других стран Мирового большинства.

Министр подчеркнул: «Сейчас формируется многополярное мироустройство. Это предполагает уважение многообразия народов мира, их права самим определять пути и модели развития. И объединение в этом смысле вызывает все более растущий интерес, уважение и желание работать сообща». Он заявил, что «двери открыты для представителей самых разных экономических и политических систем, макрорегионов», уточнив, что единственным условием для этого является «согласиться работать на основе ключевого принципа суверенного равенства государств».

«У наших западных коллег это делать не получается», - констатировал министр10. По его мнению, главным для БРИКС является поиск ответов на вызовы и угрозы современности и выработка коллективных решений для глобальных проблем и задач международного развития. Особое внимание следует уделять выработке рекомендаций о создании таких многосторонних механизмов, которые не зависели бы от нелегитимных действий Запада, откровенно использующего существующие инструменты глобализации для проведения своей неоколониальной политики, нацеленной на то, чтобы жить за счет других.

Размышляя о перспективах БРИКС, мировое экспертное сообщество в контексте углубляющегося кризиса ООН полагает, что меняющееся мироустройство потребует новой парадигмы международных отношений и отвечающего реалиям современного мира радикального реформирования ООН. Впрочем, не исключается и возникновение в будущем  некой новой структуры глобального управления, условно названной «Организацией объединенных цивилизаций» в уже упомянутом докладе академика А.А.Акаева, положения которого были использованы в данном материале11.

Восхождение БРИКС продолжится, поскольку Мировое большинство все более отчетливо видит в развитии этой платформы возможность сделать международный порядок более справедливым в отличие от неоколониального мироустройства, навязываемого Западом во главе с США. При этом БРИКС не собирается действовать методами конфронтации и принуждения.

Выдвинутые в повестку дня объединения задачи изменения глобальной финансовой архитектуры, включая дедолларизацию, создание автономной системы международных расчетов и, возможно, новой резервной валюты, продиктованы не желанием бросить вызов Западу, а необходимостью, которую обусловил сам Запад своими безрассудными и опасными действиями. Выражаясь языком молодежного сленга, можно сказать, что он так всех «достал», что не оставил иного выхода. Аналогичным образом складываются обстоятельства в политической сфере, где на примерах Украины, Газы, Афганистана, Сирии, Ливии, Ирака, Югославии и других подожженных Западом очагов конфликтов имеется возможность убедиться в том, откуда исходит агрессия и угроза миру и безопасности, парировать которую призван БРИКС посредством развития глобального сотрудничества стран и народов во всех сферах. То есть глобализации, как ее понимает Мировое большинство.

 

 

1Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС. Научный доклад к VII саммиту БРИКС. Под редакцией В.А.Садовничего, Ю.В.Яковца, А.А.Акаева. Москва. 2014. 392 с.

2Там же. С. 19.

3Закон Меткалфа: почему большие сети имеют успех // https://rb.ru/story/zakon-metkalfa/?ysclid=lwyq3ujgy0219773310 (дата обращения: 29.05.2024).

4Гулянц В. Синергия ШОС и БРИКС: консолидация незападного мира // Международная жизнь. 2024. №4. С. 32.

5BRICS Summit 2017: Full text of BRICS leaders’ declaration signed at Xiamen, China // India News - The Indian Express // https://indianexpress.com/article/india/brics-summit-2017-full-text-of-declaration-signed-at-xiamen-china-russia-brazil-south-africa-brazil-4828219/ (дата обращения: 29.05.2024).

6Заявки на вступление в БРИКС подали 23 страны // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/18461421 (дата обращения: 29.05.2024).

7Итоги саммита БРИКС: лидеры «пятерки» решили принять в клуб новых членов и впредь расширяться // Коммерсант. 24.08.2023 // https://www.kommersant.ru/doc/6174842?ysclid=lwxrfwzdvb689018104

8Выступление министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова в ходе заседания Делового совета по тематике БРИКС. Москва, 31 мая 2024 г. // МИД Российской Федерации // https://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/1953913/ (дата обращения: 29.05.2024).

9Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.) // МИД РФ. Часть IV, п. 19, пп. 4 // https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (дата обращения: 29.05.2024).

10Выступление министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова в ходе заседания... // https://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/1953913/ (дата обращения: 29.05.2024).

11Доклад А.А.Акаева на Международной научно-практической конференции «БРИКС в эпоху глобальных социальных трансформаций» // Москва, МГУ. Факультет глобальных процессов. 24.05.2024.